КТП по биологии 10 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
Календарно-тематеческое планирование по биологии 10 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_9_bio.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена приказом директора МБОУ СОШ № 4 № ___ от ________________ ____________ М.В.Кравцова | Приложение 1 |
Календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе на 2017 – 2018 учебный год.
№№ п/п | Раздел, тема урока | Элементы содержания | Элементы дополнительного содержания | Дата | ||||||
по плану | по факту | |||||||||
Введение. 1 ч. | ||||||||||
1. | Биология как наука о живой природе. | Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Многообразие живого мира. | Инструктаж по ТБ при проведении уроков в кабинете биологии | 02.09. | ||||||
1. Эволюция живого мира на Земле. 19 ч. Тема.1.1.Многообразие живого мира, основные свойства живых организмов (2ч) | ||||||||||
2. | Признаки живых организмов. | Уровни организации и основные свойства живых организмов. Отличительные особенности живых организмов от неживых. | Подготовить сообщение о К.Линнее | 07.09. | ||||||
3. | Развитие биологии в додарвиновский период. | Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Становление систематики. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Царства живой природы. | Подготовить сообщение о Ж.Б.Ламарке | 09.09. | ||||||
Т.1.2.Развитие биологии в додарвиновский период (1ч) | ||||||||||
4. | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | Состояние науки первой половины XIX века. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. | 14.09. | |||||||
Т.1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. (3ч) | ||||||||||
5. | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | Входной срез | 16.09. | ||||||
6. | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | Индивидуальная изменчивость. Избыточная численность потомства. Борьба за существование. Межвидовая борьба. Внутривидовая борьба. Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды. Естественный отбор. | 21.09. | |||||||
7. | Формы естественного отбора. | Формы естественного отбора – стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора – изменения условий среды. | 23.09. | |||||||
Т.1.4.Приспособленость организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора(2ч) | ||||||||||
8. | Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания. | Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Половой отбор. | 28.09. | |||||||
9. | Выявление приспособленности к среде обитания. | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. | Л.Р.1 «Изучение приспособленности к среде обитания» Р.К. | 30.09. | ||||||
Т.1.5. Микроэволюция (3ч) | ||||||||||
10. | Вид, его критерии и структура. | Понятие микроэволюции. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. | 05.10. | |||||||
11. | Популяция. | Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция как основная единица эволюции. Зависимость численности популяций от условий. | 07.10. | |||||||
12. | Видообразование. | Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, прстранственная разобщённость, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Эволюционная роль мутаций. Изменение частоты встречаемости генов. | 12.10. | |||||||
Т.1.6. Макроэволюция (3 ч) | ||||||||||
13. | Главные направления эволюции. | Биологические последствия адаптации. Биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. | 14.10. | |||||||
14. | Общие закономерности биологической эволюции. | Дивергенция. Конвергенция. Необратимость эволюции. | 19.10. | |||||||
15. | Зачет 1 «Учение об эволюции органического мира» | 21.10. | ||||||||
Т.1.7. Возникновение жизни на земле (2ч) | ||||||||||
16. | Современные представления о происхождении жизни. | Гипотеза происхождении жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический, социальный этапы развития живой материи. Формирование Земли. Состав первичного океана. Образование коацерватов. | 26.10. | |||||||
17. | Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни. | Филогенетические связи в живой природе. Возникновение фотосинтеза, появление автотрофов. Возникновение эукариот. Появление многообразных форм живого. | 28.10. | |||||||
Т.1.8. Развитие жизни на Земле (3ч) | ||||||||||
18. | Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры | Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу. Появление наземных животных. Важнейшие ароморфозы – двусторонняя симметрия тела, внутренний скелет, появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных. | 09.11. | |||||||
19. | Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры | Растения и животные мезозоя. Появление теплокровных животных. Господство голосеменных. Появление покрытосеменных. Господство динозавров и причины их вымирания. Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя. Различие флоры и фауны в мезозойскую и кайнозойскую эры. | 11.11. | |||||||
20. | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | Происхождение человека. Эволюция приматов. Стадии эволюции человека. Современный этап эволюции человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека. | 16.11. | |||||||
2. Структурная организация живых организмов (13ч) Т.2.1. Химическая организация клетки (4ч) | ||||||||||
21. | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества. | Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, мин. соли. | 18.11. | |||||||
22. | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. | Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция). | 23.11. | |||||||
23. | Органические вещества клетки. Белки. | Белки – биологические полимеры. Структурная организация: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. химические связи, их образующие. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. | 25.11. | |||||||
24. | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты | Нуклеиновые кислоты - биологические полимеры. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Нахождение ДНК в клетке. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. | 30.11. | |||||||
Т.2.2. Обмен веществ и энергии в клетке (3 ч) | ||||||||||
25. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Ассимиляция и диссимиляция. Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ. | 02.12. | |||||||
26. | Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов. | Генетический код, свойства кода: избыточность, специфичность, универсальность. Транскрипция, трансляция; сущность и механизм. Правило комплементарности {правило Чаргаффа), Реализация наследственной информации. Биосинтез углеводов в клетке. | 07.12. | |||||||
27. | Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. | Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке. | 09.12. | |||||||
Т.2.3. Строение и функции клеток (6 ч) | ||||||||||
28. | Прокариотические клетки. | Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах. | Л.Р.2 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах». | 14.12. | ||||||
29. | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, органоиды цитоплазмы. | Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. | 16.12. | |||||||
30. | Эукариотическая клетка. Ядро. | Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. | 21.12. | |||||||
31. | П.Р. 1 «Изучение клеток растений и животных». | Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных. | 23.12. | |||||||
32. | Деление клеток. | Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях. Деление клетки прокариот. | 28.12. | |||||||
33. | Клеточная теория строения организмов. | Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии. | 30.12.. | |||||||
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч) Т.3.1. Размножение организмов (2 ч). | ||||||||||
34. | Бесполое размножение организмов | Половое и бесполое размножение. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. | 113.01. | |||||||
35. | Половое размножение организмов. | Половое размножение растений и животных. Половые клетки – строение и функции. Осеменение и оплодотворение. Гаметогенез. | 13.01. | |||||||
Т.3.2. Индивидуальное развитие организмов (4 ч) | ||||||||||
36. | Онтогенез. Эмбриональный период развития. | Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Дробление. Гаструляция. Органогенез. | 18.01. | |||||||
37. | Онтогенез. Постэмбриональный период развития. | Постэмбриональный период развития. Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни. | 20.01. | |||||||
38. | Общие закономерности развития. | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). | 25.01. | |||||||
39. | Зачет 2 по теме «Клетка» | 27.01. | ||||||||
4.Наследственность и изменчивость организмов (15ч) Т.4.1. Закономерности наследования признаков (8ч) | ||||||||||
40. | Генетика как наука. Гибридологический метод изучения наследственности. | Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. | подгот. сообщ. о биографии Г. Менделя. | 01.02. | ||||||
41. | Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. | Наследственность – свойство организмов. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. | 03.02. | |||||||
42. | Законы Менделя. Дигибридное скрещивание. | Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования. | 15.02. | |||||||
43. | Сцепленное наследование генов | Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. | 17.02. | |||||||
44. | Генетика пола. | Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 22.02. | |||||||
45. | Генотип как система взаимодействующих генов. | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена. | 24.02. | |||||||
46. | П.Р. 2 «Решение генетических задач». | 01.03. | ||||||||
47. | Методы изучения наследственности человека. | Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность. | 03.03. | |||||||
Т.4.2.Закономерности изменчивости. (4ч) | ||||||||||
48. | Наследственная (генотипическая) изменчивость | Основные формы изменчивости. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. | 10.03. | |||||||
49. | Фенотипическая изменчивость. | Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. С-ва модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические зак-ти модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием. | 15.03. | |||||||
50. | Л.Р.3. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К. | Выполнение лабораторной работы. | 17.03. | |||||||
51. | Зачет 3 «Наследственность и изменчивость» | 22.03. | ||||||||
Т.4.3.Селекция растений, животных, микроорганизмов (3ч) | ||||||||||
52. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. | Сообщение «Н.И.Вавилов и его роль в науке» | 24.03. | ||||||
53. | Методы селекции растений и животных | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. | 05.04. | |||||||
54. | Селекция микроорганизмов. | Селекция микроорганизмов. Биотехнология и ген. инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве. | 07.04. | |||||||
Р.5. Взаимоотношения организмов и среды (11ч) Т.5.1. Биосфера, ее структура и функции (7 ч) | ||||||||||
55. | Структура биосферы. | Б. – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Учение Вернадского о биосфере. | Сообщение В.И. Вернадский. | 12.04. | ||||||
56. | Круговорот веществ в природе. | Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направление тока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Средообразующая деятельность организмов. | 14.04. | |||||||
57. | Биогеоценоз и биоценоз. | Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистем. Популяция – элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем.. Свойства экосистемы: обмен в-в, круговорот в-в. Видовое разнообразие – признак устойчивости. Факторы, определяющие видовое разнообразие. | 19.04. | |||||||
58. | Экологические факторы. | Экология как наука. Абиотические факторы. Биотические факторы. | 21.04. | |||||||
59. | Пищевые связи в экосистемах. | Солнечный свет- энергетический ресурс экосистемы. Роль автотрофов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. Направление потока вещества в пищевой сети. Функциональные группы организмов в биоценозе: консументы, продуценты, редуценты. Трофическая структура биоценоза. | Л.Р. 4 «Составление схем передачи веществ и энергии» | 26.04. | ||||||
60. | Биотические факторы. «Взаимоотношения между организмами. | Типы взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. | 28.04. | |||||||
61. | РК Л/р № 2 «Изучение и описание экосистем Ставропольского края». | 03.05. | ||||||||
Т.5.2. Биосфера и человек (4 часа) | ||||||||||
62. | Природные ресурсы и их использование. | Р.К. «Природные ресурсы Ставропольского края» | 05.05. | |||||||
63. | Роль человека в биосфере. | 10.05. | ||||||||
64. | Последствия деятельности человека в экосистемах. | 12.05. | ||||||||
65. | Экологические проблемы. РК «Экологические проблемы Ставропольского края» | 17.05. | ||||||||
Обобщение. (5 часов) | ||||||||||
66. | Итоговое тестирование. | 19.05. | ||||||||
67. | Повторение. Основные закономерности эволюции. | 24.05. |
Программный материал будет выполнен за счет сокращения темы «Обобщение» на 3 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....