Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и жизни человека".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Разработка урока с элементами технологии проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Папоротники | 115.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Лицей (эколого-биологический)»
Разработка урока
с элементами технологии проблемного обучения
Автор: Лукашук Алена Викторовна
учитель биологии
г.Магадан
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Цели урока: изучить строение, развитие, происхождение папоротников как наиболее сложноорганизованных споровых растений.
Задачи:
образовательные: расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными;
развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся; умений сравнивать; продолжить работу по развитию коммуникативных способностей ребят и навыков сотрудничества;
воспитательные: формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.
Оборудование: Мультимедиапроектор, презентация («Среда обитания и жизненные формы папоротников», «Особенности строения папоротников», «Древние папоротникообразные», «Значение папоротников в жизни человека», «Значение папоротников в природе», «Редкие и исчезающие виды папоротников Магаданской области»); комнатные растения (папоротники), гербарии, рисунки с изображением редких и исчезающих видов папоротников, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», самодельные таблицы «Значение папоротников в природе».
Опорные знания: псилофиты, споровые растения, ткани высших растений, вегетативные и репродуктивные органы растений, спорофит, споры, гаметофит, гаметы, антеридии, архегонии, заросток, зигота, зародыш, проросток; отдел Моховидные, отдел Плауновидные, отдел Хвощевидные.
Ведущие понятия: отдел папоротниковидные, травянистые и древовидные папоротники, заросток, микроспора, мегаспора, вайи, каменный уголь.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
На уроке работают 4 группы, которым были даны опережающие задания, это экологи, палеонтологи, географы и эксперты одного промышленного предприятия. В течение урока они выступят по своим проблемам. Задача всех остальных учащихся внимательно слушать, фиксировать в таблице нужную информацию.
1. Древние папоротникообразные (группа палеонтологи).
2. Среда обитания и жизненные формы (группа географы).
3. Особенности строения папоротников (лабораторная работа)
4. Значение папоротников в жизни человека (группа эксперты).
5. Значение папоротников в природе (группа экологи).
6. Редкие и исчезающие виды папоротников Магаданской области (группа экологи).
III. Закрепление знаний. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы: «Папоротники».
Вводное слово учителя (сообщение темы и задач урока, запись темы урока в тетрадь).
Сегодня мы с вами начинаем знакомство еще с одним отделом высших споровых растений – отделом Папоротникообразных. Слайд №1.
Проблемный вопрос урока: выявить черты усложнения организации папоротников по сравнению со мхами, познакомиться с ролью папоротников в природе и жизни человека. Слайд №2.
Для решения поставленных перед нами задач и ответа на проблемный вопрос мы разберем сегодня следующие вопросы: Слайд №3.
1. Древние папоротникообразные
2. Среда обитания и жизненные формы
3. Особенности строения папоротников
4. Значение папоротников в жизни человека
5. Значение папоротников в природе
6. Редкие и исчезающие виды папоротников Магаданской области.
Учитель. По ходу урока мы будем заслушивать сообщения от 4 групп научных экспертов из разных областей. Ваша задача внимательно слушать и заполнять предложенную таблицу. Слайд №4.
Характерные особенности папоротникообразных
Среда обитания | Жизненные формы | Значение в природе | Значение в жизни человека |
Учитель. Папоротники – наиболее древняя группа вымерших растений. Но был на Земле период, когда папоротники занимали господствующее положение. Об этом периоде нам сейчас расскажут палеонтологи. Слайд №5.
Сообщение группы палеонтологов.
300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротникообразных. Они безраздельно господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Слайд №6. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь.
Вывод:
Учитель. Итак, мы еще раз убедились, что для жизнедеятельности папоротников нужна вода.
В настоящее время на земном шаре насчитывают около 10 тыс. видов. Произошли папоротники от потомков псилофитов.
Слово предоставляется группе географов:
Встречаются папоротники в разных экологических условиях. Большинство из них растет в тропических лесах, где они представлены древовидными и травянистыми формами. Древовидные папоротники имеют ствол высотой до 25 м. На верхушке ствола находится крона из больших вечнозеленых листьев, длиной до 5 м. Слайд №7
Самым маленькими папоротниками считаются хецистортерис пумила и азолла карилиниана. Длина этих видов едва достигает 12 мм. Также, в тропических лесах есть папоротники эпифиты («оленьи рога», «птичьи гнезда»), растущие на деревьях и лианы. Слайд №8.
В умеренных зонах распространены только травянистые виды (асплениум, чистоуст величавый, гроздовник); они чаще встречаются во влажных лесах, по сырым оврагам, некоторые растут на заболоченных местах и в водоемах (сальвиния, марсилия ).
В лесах нашей Магаданской области встречаются орляк обыкновенный, и некоторые другие виды. Слайд №9.
? Вопросы: Каковы жизненные формы папоротников? Слайд №10.
Какова среда обитания?
Около 2/3 из 12000 видов папоротников преимущественно произрастают в тропиках, а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Практически нет папоротников в степях и пустынях. С чем связано такое распространение папоротников на планете?
(При ответах учащихся заполняется таблица)
Выводы:
Ответы учащихся.
Жизненные формы папоротников: древовидные, лиановидные, эпифитные, водные, травянистые.
Среда обитания: наземная, водная, стволы и ветви тропических деревьев.
Для роста и развития папоротников необходим влажный воздух.
Учитель. А теперь наши группы превратятся в небольшие исследовательские лаборатории. Задача групп, пользуясь раздаточным материалом, познакомиться со строением папоротника и выяснить, в чем произошло усложнение в организации папоротника по сравнению со мхами.
При выполнении лабораторной работы учитель с учениками ведут беседу. Ученики отвечают на вопросы лабораторной работы и делают необходимые рисунки с подписями. (В ходе обсуждения учитель обращает внимание учеников на развитие папоротников). Слайд №11.
Лабораторная работа.
Тема: Строение спороносящего папоротника.
(рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова стр. 19)
Цель: изучить внешнее строение папоротника, найти сходства и различия с мхами, доказать принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.
Оборудование: гербарный материал папоротников, мхов, ручная лупа.
Ход работы:
1. На живом растении рассмотрите внешнее строение папоротника (форму, окраску корневища, форму, размеры и окраску вай). Зарисуйте спороносное растение папоротника, подпишите его органы. Слайд №12.
Найдите корневище с отходящими от него корнями. Какие это корни? Какую корневую систему они образуют?
У папоротника выделяют следующие органы:
А) надземные органы – листья папоротника – называют вайями.
Б) подземные органы – корневище (корневище – видоизмененный стебель).
2. Рассмотрите лист папоротника и опишите и зарисуйте его строение.
3. На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротника?
Учитель.
? Вопросы: Как размножается папоротник? Какое поколение преобладает в жизненном цикле папоротников? При каких условиях происходит размножение? Слайд №13.
4. Сравните папоротник со мхом. Найдите черты сходства и различия. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
Слайд №14.
(По ходу выполнения лабораторной работы учитель ведет обсуждение по проблемным вопросам)
Особенности строения и развития папоротникообразных.
Обычны в наших хвойных лесах папоротники семейства многоножковых (Polypodiaceae): щитовник мужской, кочедыжник женский и другие.
Спорофит папоротников представлен крупным многолетним травянистым растением до 1 м высоты. Нижняя часть побега долго сохраняется в почве, образуя корневище. Корневище мощное, косое, 30 см длины и 2-3 см ширины. От корневища отходят листья и многочисленные придаточные корни. Придаточные корни, как и стебель, имеют сосудистые пучки, Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается в листья.
От верхушки корневища отходит пучок зеленых длинночерешковых дважды перисто-рассеченных листьев, черешки которых густо покрыты бурыми пленками. Листья папоротников называются вайями. Растут листья папоротника медленно и своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного верхушечного роста вайи достигают крупных размеров.
Ответы на проблемный вопрос.
Жизненный цикл папоротника.
При благоприятных условиях на нижней стороне листа созревают спорофиллы, иногда собранные в группы – сорусы. У некоторых папоротников листья или их отдельные фрагменты дифференцированы на зелёные и спороносные. Споры попадают на землю и прорастают в обоеполые гаметофиты (заростки). Это нежные недолговечные пластинки сердцевидной формы диаметром около 1 см с рассеянными на поверхности половыми органами – антеридиями и архегониями, в которых созревают гаметы. Заросток укореняется одноклеточными ризоидами и способен к фотосинтезу. Гаметы возникают путём митоза из материнских клеток. Архегонии выделяют химические вещества (например, яблочную кислоту), «привлекающие» сперматозоиды (хемотаксис). Оплодотворение обычно перекрёстное. Многожгутиковые сперматозоиды из антеридия с капельножидкой водой попадают в архегонии; один из них оплодотворяет яйцеклетку, в результате чего образуется зигота. Зигота интенсивно делится, прорастая прямо в архегонии в новый спорофит; заросток же увядает и отмирает.
У некоторых папоротников (их называют разноспоровыми) образуются споры двух типов. Из мелких мужских спор развиваются мужские микрозаростки, которые разносятся ветром. В них развиваются спермии, которые после созревания и разрыва оболочки выходят во внешнюю среду. Из более крупных женских спор (мегаспор), развивается женский заросток с архегонием, содержащим яйцеклетку. Спермий попадает к яйцеклетке также с водой.
Спорофиты могут размножаться также вегетативным путём. На листьях, лежащих на земле, могут образовываться новые растения, укореняющиеся затем в почве.
Ученики. Слайд №15.
Вывод: Папоротники имеют стебель, листья, корни. В стебле есть сосудистые пучки. Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями из почвы вода по сосудам стебля передвигается в листья. Это результат приспособленности папоротников к наземному образу жизни.
Папоротник размножается вегетативно, бесполым и половым путем. В жизненном цикле папоротника преобладает фаза спорофита – он многолетний. Для размножения необходима вода.
Учитель.
Вывод: Итак, мы познакомились с многообразием и строением современных папоротников. А теперь совершим небольшую экскурсию в прошлое и выясним, что представляли собой древние папоротники.
Наш разговор о папоротниках будет неполным, если мы не рассмотрим вопрос о значении папоротников в природе и жизни человека.
Слово группе экспертов. (При ответах учащихся заполняется таблица.)
Папоротники играют большую роль в жизни человека. Слайд №16.
- Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк.
- Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями. Некоторые виды азоллы используются в сельском хозяйстве, они обогащают почву азотом. Вудвария вирджинская поселяется в сфагновых болотах, образуя своими корневищами сплетения и вместе с другими болотными растениями является торфообразователем.
- У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные «завитки» листьев, собирают их рано весной, в первые 2 недели их появления. Их консервируют, солят, сушат. Листья используют для супов, их жарят. В Японии и Китае из корневищ добывают крахмал.
- Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос).
- Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.
- Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.
Т.о., папоротники играют большую роль в жизни человека.
Слово экологам. Значение папоротников в природе. (При ответах учащихся заполняется таблица) Слайд №17.
Папоротники, входят в состав природных сообществ, тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих организмов и сами оказывают на них влияние, как положительное, так и отрицательное.
Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе.
Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.
Но можно привести пример и отрицательного влияния папоротников на организмы природных сообществ. Так, самым вредным сорняком среди водных растений является папоротник сальвиния. У сальвинии хорошо развита способность к вегетативному размножению, вследствие чего толщина ее слоя в водоеме достигает порой 25 см, что может привести к гибели растений и животных.
В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений. Многие виды занесены в Красную книгу:
Редкие, уязвимые виды: Слайд №18.
- Щитовник гребенчатый
- Сальвиния плавающая
- Фегоптерис связывающий
Очень редкие, исчезающие виды:
- Многорядник Брауна
- Асплений стенной
- Гроздовник многораздельный
Учитель. Всем известно, что исчезновение какого-либо растений или животных приведет к нарушению экологического равновесия в природе, чтобы этого не произошло, папоротники необходимо беречь и охранять, как и другие виды растений.
? Вопрос: Что мы можем сделать для сохранения редких видов?
III. Закрепление знаний. Подведение итогов урока.
(Если остается время, то закрепление знаний проводится в форме тестовых заданий).
IV. Домашнее задание. Слайд №19.
Учебник В.Б. Захарова, Н.И.Сонина стр. 62-65, задания в рабочей тетради стр. 18, задания №№31-33.
Учитель. Спасибо за внимание урок закончен.
Литература
1. А.Н. Беркутенко, Э.Г. Вирек "Лекарственные и пищевые растения Аляски и Дальнего Востока России". Владивосток, Изд-во ДВГУ, 1995.
2. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Рабочая тетрадь. М., «Дрофа»,
3. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» / Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Подписи к фото на титульном листе.
Слева направо: мараттиевые (карликовая мараттия, ангиоптерис Смита), ужовниковые (ужовник обыкновенный, гроздовник простой).
Приложение к уроку
Работа по тестам.
Вариант 1
1.Папоротники – это
а) только травянистые растения б) только кустарники
в) травянистые и древовидные растения г) кустарники и травы
2.В отличие от мхов у папоротников есть:
а) цветки б) корни в) стебель г) листья
3.Вода необходима папоротникам для:
а) передвижения б) дыхания в) размножения г) цветения
4.Месторождения каменного угля образовались из
а) современных папоротников б) древних папоротников
в) древних мхов г) древних водорослей
5.Считают, что от псилофитов произошли:
а) покрытосеменные растения б) голосеменные растения
в) папоротникообразные г) водоросли
Вариант 2
1.Хлорофилл в листьях папоротников находится в
а) хроматофоре б) хлоропластах в) рассеян по цитоплазме клеток г) спорангиях
2.Папоротники считаются наиболее высокоорганизованными споровыми растениями потому, что:
а) они размножаются спорами б) у них есть проводящие сосуды стебля
в) они способны к фотосинтезу г) у них есть половой процесс
3.Что является свидетельством древности папоротников:
а ) размножение спорами б) отпечатки листьев в каменноугольных пластах
в) существование травянистых и древесных форм г) все перечисленное
4.Спорофит папоротника – это:
а) предросток б) заросток в) взрослое растение г) зародыш
5) В отличие от мхов у папоротников нет:
а) стеблей б) спор в) листьев г) ризоидов
Вариант 3
1.Папоротники растут во влажных местах так как:
а) их размножение связано с водой б) это водное растение
в) не переносят солнечных лучей г) не могут расти на сухой почве
2.Где расположены спорангии у папоротника:
а) на спороносном колоске б) на корневище в) на листе г) на заростке
3.В отличие от мхов у папоротников нет:
а) стеблей б) спор в) листьев г) ризоидов
4.Древовидные папоротники начали вымирать из-за
а) увеличения водоемов б) поедания их растительными животными
в) деятельности человека г) сухости климата
5.Папоротники имеют:
а) листья, корневище, ризоиды б) надземный побег, корневище, корни, ризоиды
в) листья, корневища, корни г) листья, стебли, цветки
Вариант 4
1.Папоротники произошли от:
а) водорослей б) мхов в) потомков псилофитов г) плаунов
2.От корневища папоротника отрастают:
а) придаточные корни б) главный корень в) боковые корни
3.Древовидные папоротники сохранились в тропических лесах, так как там:
а) мало населения б) жаркий и влажный климат
в) много света г) нет покрытосеменных растений
4.Жизненные формы папоротников:
а) кустарники и травы б) только кустарники
в) только травянистые растения г) травянистые и древовидные растения
5.Взрослое растение папоротника – это:
а) гаметофит б) спорангий в) спорофит г) заросток
Вариант 5
1.Листья папоротников называются
а) спорангиями б) вайями в) заростком г) хроматофором
2.В отличие от мхов у папоротников нет:
а) стеблей б) спор в) листьев г) ризоидов
3.Вода необходима папоротникам для:
а) передвижения б) дыхания в) размножения г) цветения
4.Где расположены спорангии у папоротника:
а) на спороносном колоске б) на корневище в) на листе г) на заростке
5.Месторождения каменного угля образовались из
а) древних мхов б) древних папоротников
в) современных папоротников г) древних водорослей
Вариант 6
1.Что является свидетельством древности папоротников:
а) существование древесных и травянистых форм
б) отпечатки листьев в каменноугольных пластах
в) размножение спорами
г) все перечисленное
2.В отличие от мхов у папоротников нет:
а) стеблей б) спор в) листьев г) ризоидов
3.Хлорофилл в листьях папоротников находится в:
а) спорангиях б) рассеян по цитоплазме клеток
в) хлоропластах г) хроматофоре
4.Спорофит папоротника – это:
а) предросток б) заросток в) взрослое растение г) зигота
5.Папоротники считаются наиболее высокоорганизованными споровыми растениями потому, что:
а) у них есть проводящие сосуды стебля
б) они способны к фотосинтезу
в) они размножаются спорами
г) у них есть половой процесс
Вариант 7
1.Древовидные папоротники начали вымирать из-за:
а) деятельности человека б) поедания их растительными животными
в) сухости климата г) увеличения площади водоемов
2.Папоротники имеют:
а) листья, корневища, ризоиды б) надземный побег, корневище, корни, ризоиды
в) листья, стебли, цветки г) листья, корневище, корни
3.Папоротники растут во влажных местах так как:
а) их размножение связано с водой б) не переносят солнечных лучей
в) не могут расти на сухой почве г) это водные растения
4.В отличие от мхов у папоротников нет:
а) листьев б) ризоидов в) стеблей г) спор
5.Где расположены спорангии у папоротника:
а) на спороносном колоске б) на листе в) на корневище г) на заростке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека»
Проект по теме«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека» направлен на формирование навыков проектной деятельности ...
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
Урок биологии в 7 классе. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Урок биологии был представлен на ЕМД в школе....
Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека
Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....
Строение и жизнедеятельность бактерий, их роль в природе и жизни человека
Презентация к уроку биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий, их роль в природе и жизни человека" 6 класс...
Исследовательская работа "Ушастая сова. Особенности жизни. Роль в природе и жизни человека"
Презентация "Ушастая сова. Особенности жизни. Роль в природе и жизни человека"...