"Введение в общую биологию"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
конспект урока по биологии в 9-ом классе "Введение в общую биологию и экологию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl-vvedenie.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. Введение в общую биологию, как науку о живом мире. Роль биологии в практической деятельности человека.
Цели: Обучающие: продолжить формирование у учащихся знаний о биологии, как науке; ввести понятие «общая биология», её место в системе естественнонаучных дисциплин; обозначить вопросы, изучаемые в курсе данной дисциплины.
Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры; сформировать целостную картину мира.
Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, продолжить реализацию экологического и эстетического воспитания на уроках биологии; формировать познавательный интерес к предмету.
Задачи
1. Раскрыть роль биологии, среди других наук.
2. Раскрыть связь биологии с другими науками.
3. Определить, что изучают различные разделы биологии.
4. Определить роль биологии в жизни человека.
Оборудование: таблицы с изображением различных форм жизни, заранее заготовленные листы с таблицей для домашнего задания.
Тип урока: раскрывающий тему.
Вид урока: вводный.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя о предмете биология.
- Чтобы окончательно вернуться с летних каникул и вспомнить, какой предмет мы изучаем, я предлагаю вам составить синквейн на тему «биология».
Напоминаю правила составления синквейна:
В синквейне 5 строк:
1 – понятие (слово).
2 – прилагательные (два слова).
3 – глаголы (три слова).
4 – предложение (из четырёх слов).
5 – существительное (одно слово).
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Биология.
Интересная, значимая.
Открывает, изучает, экспериментирует.
Помогает понять живую природу.
Наука.
2. Изучение нового материала.
- Сегодня мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе биология, а именно введение в общую биологию и экологию.
-Вспомните, что является предметом изучения биологии? - (живые объекты, биология – наука о живом, о живой природе)
Живая природа
царство растений царство бактерий царство грибов царство животных
6кл 6кл 6кл 7,8кл
Представителей этих царств мы изучали: растения- 6класс
Грибы и бактерии – 6 класс
Животные – 7 и 8 класс (человек)
- Что же мы будем изучать в 9-ом классе? О чем будем говорить на уроках биологии в 9-ом классе? - о том, что их объединяет
- Что объединяет, что общего у всех представителей данных царств живой природы? –выслушиваем мнения учащихся - строение на клеточном уровне, химический состав клетки, процессы их жизнедеятельности, размножение организмов, происхождение, распространение и роль в природе, передача наследственных признаков и многие другие вопросы. Именно эти вопросы и изучает наука общая биология.
-Какой вывод вы можете сделать по этой части урока? (Выслушать мнения учащихся)
Вывод: общая биология играет объединяющую роль во всей системе знаний о живой природе (объединяет все науки о живом мире).
Сделайте записи в тетради, о том, что изучает общая биология – 3 минуты на работу, а потом проверим.
(Общая биология изучает: закономерности процессов, протекающих в природе, закономерности развития, она систематизирует результаты всех биологических исследований, изучает процессы передачи наследственных признаков)
Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам (естество – природа).
Впервые термин «биология» в 1797 году предложил немецкий профессор Т. Рузом. Но активно использоваться он начал лишь в 1802 году, после употребления этого термина Ж-Б. Ламарком в своих работах.
Сегодня биология – это комплекс наук, который образуют самостоятельные научные дисциплины, занимающиеся определенными объектами исследования.
- Какие биологические науки вы знаете? Что является предметом изучения этих наук?
Приведите несколько примеров. (выслушиваем ответы учащихся)
Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.
Например:
1. Ботаника - исследует строение, способ существования, распространение растений и историю их происхождения. Включает в себя подразделы:
- микология - наука о грибах;
- бриология - наука о мхах;
- геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;
- палеоботаника - изучает ископаемые останки древних растений
и др. науки.
2. Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных.
Подразделы:
- ихтиология - наука о рыбах;
- орнитология - наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;
• этология - наука о поведении животных.
3. Морфология - изучает особенности внешнего строения живых организмов.
4. Физиология - изучает особенности жизнедеятельности живых организмов.
- Анатомия - изучает внутреннее строение живых организмов.
- Цитология - наука о клетке.
- Гистология - наука о тканях.
- Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
9. Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.
10. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.
На стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных наук:
1) биофизика - исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами;
- биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;
- биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их в производстве.
- Для чего необходимо изучать биологию? (Выслушать мнения учащихся)
Биология – это фундаментальная наука. Ее выводы носят не только очень важный теоретический характер, но и прикладной. Сегодня перед биологией ставятся фантастические задачи, о которых в начале прошлого века и говорить было бессмысленно. Биотехнология и генная инженерия – молодые науки, которые творят чудеса в нашей жизни, позволяют выводить организмы с нужными человеку свойствами, создавать новые технические объекты с использованием биологических знаний. Жизнь сегодня немыслима без биологии. Биологические знания имеют эстетическое и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности.
Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота.
Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др.
3. Закрепление знаний
1. Что такое биология?
2. Назовите подразделы ботаники.
3. Какая роль знаний по анатомии в жизни человека?
4. Знания каких наук необходимы для медицины?
5. Кто впервые выделил понятие биология?
4. Домашнее задание
1. Изучить материал учебника – параграф 1
2. Запишите в тетрадь и выучите термины: биология, жизнь, наука.
3. Пользуясь учебником, заполните таблицу «Биологические науки и объекты ими изучаемые». Раздаю учащимся заранее заготовленные таблицы.
Таблица «Биологические науки и объекты ими изучаемые»
№ | Биологическая наука | Объект изучения |
1 | Анатомия |
|
2 | Биогеоценология |
|
3 | Биология |
|
4 | Биофизика |
|
5 | Биохимия |
|
6 | Ботаника |
|
7 | Вирусология |
|
8 | Генетика |
|
9 | Зоология |
|
10 | Микология |
|
11 | Микробиология |
|
12 | Молекулярная биология | ……………………………………………………………. |
13 | Морфология |
|
14 | Палеонтология |
|
15 | Популяционно – видовая биология | …………………………………………………………… |
16 | Селекция |
|
17 | Физиология |
|
18 | Цитология |
|
19 | Эволюционное учение | …………………………………………………………… |
20 | Экология |
|
21 | Эмбриология |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Введение в общую биологию". (В четырёх частях).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Введение в общую биологию". (В четырёх частях)....
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Введение в общую биологию
ЛОК по теме "Введение в общую биологию"...
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....