урок в 5 классе
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе
по теме: «Организменная среда обитания»
Цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.
Задачи урока:
Образовательные:
- углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;
- раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.
Развивающие:
- развивать самостоятельную деятельность;
- умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- научить выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.
Воспитательные:
- формирование умения работать в коллективе;
- уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Планируемые образовательные результаты:
- личностные: объяснять характерные признаки организменной среды;
- метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте;
- предметные: приводить примеры обитателей организменной среды, объяснять особенности условий существования организмов в данной среде.
Оборудование: компьютер, проектор, учебная презентация, тетрадь-тренажер №1
Ход урока
- Организационный момент.
психологический настрой учащихся, проверка готовности к уроку. Приветствует учащихся.
Здравствуйте! В это прекрасное утро, мне бы хотелось вам сказать доброе здравствуйте! Присаживайтесь пожалуйста.
Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу. Посмотрите на меня, я улыбаюсь вам и пусть эта улыбка согревает теплом вас в течение всего нашего урока. Договорились? Хорошо. Мы начинаем.
Меня зовут Баланова Александра Викторовна! Я учитель Новокулундинской средней школы.
По словам Жака Пиаже " Понять что -либо значит открыть вновь". И вас сегодня ждут новые открытия. Вы готовы получить новые знания и делать новые открытия в месте со мной на уроке.
II Актуализация знаний
К сожалению пока я ехала к вам в моей сумке перемешались картинки с изображением живых организмов и сред их обитания, мне теперь нужна ваша помощь, что бы разобраться в каких средах обитают эти организмы.
Поможете мне разобраться?
А для этого мы будем использовать знания полученные ранее. (слайд 1)
И так.
- Что такое среда обитания?
Ответ детей: среда обитания включает компоненты живой и неживой природы, по разному влияющие на организмы.
- Ребята, назовите известные вам среды обитания( ответы прикрепляются на доске при помощи магнитов) Ответ детей: вода, наземно - воздушная, почва.
- Охарактеризуйте каждую из сред
Ответ детей: Характеристика: Дефицит кислорода
1) каждая среда жизни обладает характерными для неё условиями.
2) организмы, обитающие в разных средах, имеют приспособления к этим условиям.
3) организмы заняли все пригодные для жизни места на планете.
Хорошо со средами обитания мы разобрались, теперь предлагаю распределить следующие живые организмы по средам. (карточки с изображением живых организмов, магниты)
Ответ детей: вода -рыба, кит, назено -воздушная - страус, гепард, колибри, снегирь, цветы. почва - крот, черви, личинки.
Ребята на доске остались ещё картинки с живыми организмами которые не обитают ни в одной из вами перечисленных сред.. Давайте прослушаем стихотворение и определим в какой среде они обитают.
Послушайте стих (слайд 2)
«Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той – блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка … и так ad infinitum ( до бесконечности, без конца)».
О каком явлении написал Джонатан Свифт?
- Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты, бактерии? (слайд 3)
Ответ детей: организменную
- Что вам известно об этой среде обитания?
Ответ детей:
- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Правильно.
Кто из вас сможет самостоятельно сформулировать тему урока?
Ответы детей: Организменная среда жизни
Я ещё раз сформулирую тему нашего урока Тема нашего урока Организменная среда жизни(слайд 4)
Что хотели бы узнать? Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ. (Вопросы фиксируются на доске).
- Основные особенности среды.
- Обитатели.
- Приспособленность организмов в данной среде.
II. Изучение нового материала
Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма
- Каковы же особенности данной среды обитания?
- Где и как узнать!
Прочитайте текст на с. 28 и дайте характеристику организменной среды (ответы детей).
(слайд 5)
1.Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ;
2.Обилие пищи;
3.Защита от внешних врагов;
4.Защищённость от неблагоприятных внешних факторов;
5.Активное сопротивление организма хозяина.
Итак! Мы должны выяснить, какие организмы обитают в организменной среде и их приспособленность к обитанию в этой среде. а вы знаете кто же такие паразиты и что такое паразитизм?
(Слайды6 -7)
Паразит — организм, который использует другой организм либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, нанося при этом вред хозяину. Выделяют паразитов растений, животных, человека.
Паразитизм — форма межвидовых взаимоотношений двух организмов, при которых один использует другого либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, при этом паразитирующий организм наносит вред организму-хозяину. Встречается у всех форм, начиная с вирусов, бактерий и заканчивая высшими растениями и многоклеточными животными. Паразиты бывают внутренние и внешние.
Составим схему у вас на листочках.
Примеры паразитов
Повилика — паразит растений; блоха, лентец —паразит животных; палочка, вошь, аскарида —паразиты человека.
Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их приспособления к жизни в данной среде.
Для того чтобы подробнее познакомиться с обитателями организменной среды и их приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в группах.
1-группа — животные-паразиты и их приспособления к организменной среде.
2- группа — растения-паразиты и их приспособления к организменной среде.
3- группа — характеристика организменной среды.
Для работы используйте учебник — с. 28–29, информационные листы, в которых даётся дополнительный материал и указана форма
отчёта (приложение 2–3).
приступаем к рабоете.
И так, готовы ??
Прошу отвечать 1 ю группу.
Заслушивание 1-й группы «Организмы — паразиты животных» (слайды 8–11).Приспособления к паразитическому образу жизни:
- Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки
- Изменяется и упрощается форма тела
- Высокая плодовитость
- Отсутствуют органы передвижения и органы чувств (слайды 12)
Спасибо садитесь.
Вы наверное уже устали , давайте чуточку отдохнем. А для этого прошу всех встать. Внимание на экран, повторяем все движения вместе.
Физкультминутка(слайд13)
Как же уберечься от внутренних и внешних паразитов??
не обходимо соблюдать следующие правила слайды14-15
прошу выступить вторую группу(Заслушивание 2-й группы «Организмы — паразиты растений» (слайды 16-19).
Приспособления к паразитическому образу жизни: (слайд20).
- Присоски
- Образуют огромное количество семян
Заслушивание 3-й группы «Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища». (слайд21).
Спасибо!
Давайте проверим что у вас получилось в схемах(слайд22-23).
III. Закрепление изученного
скажите пожалуйста о чем мы сегодня говорили?
7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд24)
§ 9, с.28-29; повторить § 7-8
8. Рефлексия (слайд25).
- Что нового вы для себя открыли?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Вы удовлетворены полученными знаниями?
Спасибо за урок! (слайд26)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...