Тестовые задания. Биология 8 класс. Кровеносная система. Работа сердца. Сосуды. 1 и 2 вариант.
тест по биологии (8 класс) на тему

Шабарова Марина Михайловна

8 класс 1 и 2 вариант. Кровеносная система. Работа сердца. Сосуды.

Материал составлен на основе заданий из банка данных ФИПИ. Тестовые задания можно использовать при подготовке к ОГЭ по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_1_variant.docx69.48 КБ
Файл 8_klass_2_variant.docx71.06 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс 1 вариант. Кровеносная система. Работа сердца. Сосуды.

(материал составлен на основе заданий из банка данных ФИПИ)

А 1.

Какие элементы крови придают ей красный цвет?

  

 1) 

лейкоциты

  

 2) 

тромбоциты

  

 3) 

эритроциты

  

 4) 

белки плазмы

А 2.

В момент сокращения левого желудочка сердца

  

 1) 

открывается двухстворчатый клапан

  

 2) 

закрываются полулунные клапаны

  

 3) 

закрывается двухстворчатый клапан

  

 4) 

положение двухстворчатого и полулунных клапанов не меняется

А 3.

Основной объём плазмы крови составляет(-ют)

  

 1) 

вода

  

 2) 

глюкоза

  

 3) 

белки

  

 4) 

липиды

А 4.

У человека кровь в аорту поступает из

  

 1) 

правого желудочка

  

 2) 

левого желудочка

  

 3) 

левого предсердия

  

 4) 

правого предсердия

А 5.

Как называют безъядерные форменные элементы крови, разрушение которых приводит к свёртыванию крови?

  

 1) 

эритроциты

  

 2) 

тромбоциты

  

 3) 

лимфоциты

  

 4) 

макрофаги

А 6.

Какое образование сердца препятствует движению крови из левой части сердца в правую?

  

 1) 

околосердечная сумка

  

 2) 

трёхстворчатый клапан

  

 3) 

перегородка сердечной мышцы

  

 4) 

полулунные клапаны

А 7.

Где кровь движется с наименьшей скоростью?

  

 1) 

в плечевой артерии

  

 2) 

в капиллярах

  

 3) 

в нижней полой вене

  

 4) 

в верхней полой вене

А 8.

Определите, какие кровеносные сосуды были повреждены у человека, если при оказании помощи медицинский работник обработал рану перекисью водорода, а потом наложил давящую повязку.

  

 1) 

капилляры

  

 2) 

крупные артерии

  

 3) 

мелкие артерии

  

 4) 

крупные вены

А 9.

Какова роль клапанов, находящихся между предсердиями и желудочками?

  

 1) 

увлажняют камеры сердца

  

 2) 

обеспечивают движение крови в сердце

  

 3) 

сокращаются и проталкивают кровь в сосуды

  

 4) 

предотвращают движение крови в обратном направлении

А 10.

Обратному току крови в венах препятствуют

  

 1) 

артерии, идущие параллельно венам

  

 2) 

мышцы, окружающие вены

  

 3) 

клапаны на стенках вен

  

 4) 

мышцы в стенках вен

А 11.

Что делают с донорской кровью врачи-лаборанты с целью продления её сроков хранения?

  

 1) 

разбавляют дистиллированной водой

  

 2) 

добавляют хлорид натрия

  

 3) 

удаляют лейкоциты

  

 4) 

охлаждают

А 12.

Какой сосуд изображён на рисунке?

undefined

  

 1) 

артерия

  

 2) 

вена

  

 3) 

капилляр

  

 4) 

лимфатический

А 13.

Самое низкое давление крови в

  

 1) 

плечевой артерии

  

 2) 

капиллярах ног

  

 3) 

полых венах

  

 4) 

венах ноги

А 14.

Какой цифрой на рисунке обозначена камера сердца, в которую кровь поступает из большого круга кровообращения?

undefined

  

 1) 

1

  

 2) 

2

  

 3) 

3

  

 4) 

4

Б 1.

Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРИЗНАК

 

ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ

А) 

кровь движется к сердцу

Б) 

кровь движется от сердца

В) 

стенки образованы одним слоем плоских клеток

Г) 

через стенки осуществляется газообмен

Д) 

кровь в сосудах движется под самым высоким давлением

   

1) 

артерия

2) 

вена

3) 

капилляр

Б 2.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по остановке артериального кровотечения из лучевой артерии. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

установить вид кровотечения

2) 

завязать жгут узлом и стянуть деревянной палочкой-закруткой

3) 

на раневую поверхность положить стерильную марлевую повязку и забинтовать

4) 

прикрепить к жгуту листок бумаги с указанием времени его наложения

5) 

освободить предплечье от одежды

6) 

выше места ранения положить мягкую ткань, а поверх его – резиновый жгут

Б 3.

Установите последовательность движения крови в большом круге кровообращения, начиная от левого желудочка. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

аорта

2) 

капилляры

3) 

артерия

4) 

правое предсердие

5) 

нижняя полая вена

Б 4.

Верны ли суждения о движении крови по сосудам в организме человека?

А. Самое низкое кровяное давление в сосудах большого круга кровообращения наблюдается в нижней и верхней полых венах.

Б. Самая высокая скорость тока крови в аорте, в капиллярах самая наименьшая, по мере приближения крови к сердцу скорость крови увеличивается.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

Б 5.

Что происходит с кровью в капиллярах большого круга кровообращения человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

из артериальной превращается в венозную

  

 2) 

отдаёт питательные вещества в ткани

  

 3) 

насыщается кислородом

  

 4) 

течёт под большим давлением

  

 5) 

поглощает из тканей конечные продукты обмена веществ

  

 6) 

течёт быстрее, чем в артериях и венах

С 1.

Вставьте в текст «Транспортная функция крови» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ТРАНСПОРТНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ

Кровь переносит от пищеварительной системы ко всем клетками тела __________(А) и выносит продукты жизнедеятельности через выделительную систему. От лёгких к тканям и органам кровь транспортирует __________(Б), а обратно уносит __________(В). Кровь переносит также __________(Г)  вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность всего организма.

  

Перечень терминов

1) 

кислород

2) 

питательные вещества

3) 

азот

4) 

гормон

5) 

фермент

6) 

углекислый газ

7) 

конечные продукты обмена веществ

8) 

форменные элементы

С 2.

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

Артерии и вены  крупные кровеносные сосуды. Их внутренний слой образован плоскими плотно прилегающими друг к другу клетками. Средний слой состоит из эластичных волокон и гладких мышц. Их сокращение 
и расслабление влияют на объём крови, протекающей в сосуде. Это обеспечивает приспособленность организма к физическим и психическим нагрузкам. Наружный слой образован соединительной тканью.

Артерии  сосуды, по которым кровь движется от сердца. Самая крупная артерия  аорта, скорость крови в ней примерно 0,5 м/с. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем. На ощупь они плотные и упругие, неспадающие, выдерживают высокое давление крови, которое в спокойном состоянии составляет около 120 мм рт. ст. Артерии разветвляются на более мелкие сосуды  артериолы, плавно переходящие в тончайшие сосуды  капилляры. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток, и через них легко происходит обмен веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью.

Из капилляров кровь собирается сначала в мелкие, затем в крупные вены  сосуды, по которым кровь течёт к сердцу. Стенки вен тонки 
и растяжимы, содержат мало гладкомышечных клеток, поэтому в них накапливается значительная часть крови. Скорость крови в венах нарастает
и составляет 6
25 см/с, а давление падает. В стенках крупных вен имеются особые складки  клапаны. Они предотвращают обратный ток крови.

 

Используя содержание текста «Кровеносные сосуды», ответьте на вопрос 
и решите задачу.

1.  Какие свойства характерны для артерий?

2. Зная скорость течения крови в аорте, рассчитайте примерно скорость тока крови в капиллярах, если известно, что суммарный просвет капилляров в 1000 раз больше, чем просвет аорты.

3. Какое биологическое значение имеет такая скорость кровотока для дыхания?



Предварительный просмотр:

. 8 класс 2 вариант. Кровеносная система. Работа сердца. Сосуды.

(материал составлен на основе заданий из банка данных ФИПИ)

А 1.

Какую функцию выполняет кровь в организме человека?

  

 1) 

рефлекторную

  

 2) 

гомеостатическую

  

 3) 

строительную

  

 4) 

опорную

А 2.

Чтобы определить силу и частоту сокращений сердца у человека, следует

  

 1) 

сделать забор крови из вены

  

 2) 

измерить артериальное давление

  

 3) 

сосчитать пульс в области запястья

  

 4) 

временно пережать кровеносные сосуды в области предплечья

А 3.

Какова одна из причин малокровия у человека?

  

 1) 

потеря крови при кровотечении

  

 2) 

увеличение числа лейкоцитов

  

 3) 

недостаток кальция

  

 4) 

развитие гипертонической болезни

А 4.

В момент сокращения правого желудочка сердца

  

 1) 

открывается трёхстворчатый клапан

  

 2) 

закрываются полулунные клапаны

  

 3) 

закрывается трёхстворчатый клапан

  

 4) 

положение трёхстворчатого и полулунных клапанов не меняется

А 5.

Какую функцию выполняет кровь в организме человека?

  

 1) 

рефлекторную

  

 2) 

транспортную

  

 3) 

строительную

  

 4) 

опорную

А 6.

В каком из перечисленных сосудов наибольшее давление крови?

  

 1) 

сонная артерия

  

 2) 

лёгочная артерия

  

 3) 

лёгочная вена

  

 4) 

верхняя полая вена

А 7.

Что из перечисленного служит источником автоматизма в работе сердца человека?

  

 1) 

нервный центр в грудном отделе спинного мозга

  

 2) 

нервные клетки, расположенные в околосердечной сумке

  

 3) 

особые клетки плотной волокнистой соединительной ткани

  

 4) 

особые мышечные клетки проводящей системы сердечной мускулатуры

А 8.

Определите, какие кровеносные сосуды были повреждены у человека, если при оказании помощи медицинский работник обработал рану перекисью водорода, а потом наложил давящую повязку.

  

 1) 

капилляры

  

 2) 

крупные артерии

  

 3) 

мелкие артерии

  

 4) 

крупные вены

А 9.

Из левого предсердия сердца человека кровь поступает в

  

 1) 

аорту

  

 2) 

лёгочный ствол

  

 3) 

верхнюю полую вену

  

 4) 

левый желудочек

А 10.

Где находятся створчатые клапаны сердца?

  

 1) 

между предсердиями

  

 2) 

между желудочками

  

 3) 

в аорте

  

 4) 

между желудочками и предсердиями

А 11.

По какому сосуду течёт кровь, насыщенная кислородом?

  

 1) 

лёгочная артерия

  

 2) 

подключичная артерия

  

 3) 

верхняя полая вена

  

 4) 

почечная вена

А 12.

Какой сосуд изображён на рисунке?

undefined

  

 1) 

артерия

  

 2) 

вена

  

 3) 

капилляр

  

 4) 

лимфатический

А 13.

Артериальная кровь, снабжающая кислородом клетки и ткани всего организма, поступает из

  

 1) 

левого желудочка

  

 2) 

правого предсердия

  

 3) 

правого желудочка

  

 4) 

левого предсердия

А 14.

Какой цифрой на рисунке обозначена одна из лёгочных вен?

undefined

  

 1) 

1

  

 2) 

2

  

 3) 

3

  

 4) 

4

Б 1.

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРИЗНАК

 

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

А) 

не имеют постоянной формы тела

Б) 

в их состав входит гемоглобин

В) 

переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела

Г) 

обеспечивают иммунитет

Д) 

в зрелом состоянии имеют ядро

   

1) 

эритроциты

2) 

лейкоциты

Б 2.

Расположите кровеносные сосуды по мере уменьшения в них давления крови. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

нижняя полая вена

2) 

артерии

3) 

капилляры

4) 

печёночная вена

5) 

аорта

Б 3.

Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

вены большого круга

2) 

артерии головы, рук и туловища

3) 

аорта

4) 

капилляры большого круга

5) 

левый желудочек

6) 

правое предсердие

Б 4.

Верны ли суждения о свёртывании крови в организме человека?

А. В свёртывании крови участвуют различные вещества, особо важную роль играют соли кальция и эритроциты, которые при разрушении выделяют 
в плазму особый фермент.

Б. Нерастворимый белок фибрин превращается в фибриноген, в котором застревают клетки крови, и образуется тромб.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

Б 5.

Что происходит с кровью в капиллярах большого круга кровообращения человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

из артериальной превращается в венозную

  

 2) 

отдаёт питательные вещества в ткани

  

 3) 

насыщается кислородом

  

 4) 

течёт под большим давлением

  

 5) 

поглощает из тканей конечные продукты обмена веществ

  

 6) 

течёт быстрее, чем в артериях и венах

С 1.

Вставьте в текст «Транспортная функция крови» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ТРАНСПОРТНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ

Кровь переносит от пищеварительной системы ко всем клетками тела __________(А) и выносит продукты жизнедеятельности через выделительную систему. От лёгких к тканям и органам кровь транспортирует __________(Б), а обратно уносит __________(В). Кровь переносит также __________(Г)  вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность всего организма.

  

Перечень терминов

1) 

кислород

2) 

питательные вещества

3) 

азот

4) 

гормон

5) 

фермент

6) 

углекислый газ

7) 

конечные продукты обмена веществ

8) 

форменные элементы

С 2.

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ

Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной 
и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.

На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.

При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.

Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. 
В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемой крови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, 
в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.

Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.

Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6  синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А  всасывание в кишечнике железа.


 

Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови», ответьте на вопросы.

1) Что означает понятие «форменные элементы крови»?

2) В каких жизненных ситуациях у здорового человека количество форменных элементов крови может резко измениться? Приведите не менее двух таких ситуаций.

3) Ион какого химического элемента входит в состав гемоглобина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии в 7 классе "Кровеносная система. Кровь"

В презентации наглядно видно изменения кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих. Сравнивается строение сердца, описывается состав крови, предлагаются задания "Угадай" и вопросы для зак...

Влияние физических упражнений на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц.

Влияние физических упражнений на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц. (движение - основа здоровья) «Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай...

Контрольная работа 8 (9) класс "Кровеносная система", "Дыхательная система"

Контрольная работа 8 (9) класс "Кровеносная система", "Дыхательная система"...

Влияние физических упражнений на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц

Влияние физических упражнений на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц. (движение - основа здоровья) «Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай...

тестовые задания. Биология 8 класс 1 вариант. Нервная система. Головной и спиной мозг. Рефлекторная дуга.

Тестовые задания. Биология 8 класс 1 и 2  вариант. Нервная система. Головной и спиной мозг. Рефлекторная дуга.Материал составлен на основе заданий из банка данных ФИПИ. Задания могут быть использ...

КИМ по биологии тема "Кровеносная система"

Контрольно измерительный материалы по предмету биология раздел Человек , тема "Кровеносная система". Уровень контроля- тематический контроль. Цель: установлдение уровня усвоение материала по...

Презентация к открытому уроку биологии в 7 классе "Кровеносная система. Кровь"

ОРГАНЫ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ:1.СЕРДЦЕ – ПРИВОДИТ КРОВЬ В ДВИЖЕНИЕ2.СОСУДЫ:АРТЕРИИ – КРОВЬ ОТНОСЯТ  ОТ СЕРДЦАВЕНЫ –  КРОВЬ ПРИНОСЯТ К СЕРДЦУКАПИЛЛЯРЫ -  МЕЛКИЕ СОСУДЫ, ГД...