лабораторная работа по теме: "Определение состава семян пшеницы" 6 кл
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 1.
Определение состава семян пшеницы
Цель: познакомиться с составом семян на примере семян пшеницы и подсолнечника.
Оборудование: семена подсолнечника и пшеницы, стакан с водой, спиртовой раствор йода, лист белой бумаги, пробирка, учебник Н.И. Сонина.
Инструктивная карточка
1. Наблюдайте за тем, как учитель проводит опыт (рис. 1). Он кладет сухие семена пшеницы в пробирку и начинает их нагревать. Семена обугливаются, появляется запах жженого. Что появляется на стенках пробирки? Как объяснить запах жженого? Что осталось в пробирке? Сделайте вывод: присутствие каких веществ в семенах можно обнаружить в этом опыте?
Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки
2. Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста. Заверните его в марлю и тщательно промойте в стакане с водой (рис. 2). Как изменилась вода в стакане?
Рис. 2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле
Капните 1–2 капли раствора йода в стакан с водой. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем можно это объяснить?
Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу – клейковину, или растительный белок.
3. Возьмите семянку подсолнечника и заверните ее в лист белой бумаги. Надавите на нее тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага (рис. 3).
Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге
Сделайте вывод о наличии разных органических веществ в семенах. Начертите схему в тетради и заполните ее.
4. Оформите работу. Начертите таблицу и внесите необходимые данные.
Сделайте вывод о составе семян.
Таблица. Определение состава семян
№ | Что брали | Что делали | Что получили |
1 | Пшеница в пробирке |
|
|
2 | Тесто в марле |
|
|
3 | Стакан с мутной водой |
|
|
4 | Семянка подсолнечника |
|
|
5. Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:
– какие три группы веществ входят в состав семян?
– какие органические вещества находятся в семенах?
– семена каких растений содержат много крахмала?
– семена каких растений содержат много белка?
– почему подсолнечник, лен, коноплю относят к масличным культурам?
Проверочные задания
Задание 1. Вставь пропущенные слова.
- В состав семян входят … и … вещества.
- К органическим веществам семени относятся …, …, … .
- Неорганическими веществам семени являются … и … .
- В присутствии йода крахмал … .
- Много крахмала в семенах таких растений, как … .
- Много белка в семенах таких растений, как … .
- Масличными культурами являются … .
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Если держать пробирку с семенами над огнем, то вскоре на стенках холодной части пробирки мы заметим:
а) клейковину;
б) капли воды;
в) белок.
2. При полном сгорании семян от них остается лишь немного:
а) золы;
б) масла;
в) клейковины.
3. Зола – это:
а) органические вещества;
б) минеральные вещества.
4. Клейковина представляет собой:
а) растительный белок;
б) жир;
в) углеводы.
5. При добавлении йода к раствору крахмала, раствор:
а) становится красным;
б) не меняет окраску;
в) синеет.
6. К масличным культурам относят:
а) картофель;
б) пшеницу;
в) подсолнечник.
7. Семена льна, подсолнечника, рапса, оливы богаты:
а) жиром;
б) белком;
в) минеральными веществами.
3адание 3. Восстановите логическую цепь:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему «Определение содержания витамина С в овощах и фруктах».
Мы живем в северном крае, где проблема недостатка витаминов наиболее актуальна. От обеспеченности витаминами, в частности от присутствия в организме витамина С, зависит работа иммунной системы. В усло...
Практическая работа по теме "Определение географических координат".
Практическая работа по географии для учащихся 6 класса....
Лабораторная работа по теме" Определение ускорения свободного падения"
Презентация для проведения лабораторной наботы в 11 классе...
Практическая работа по теме «Определение пылевого загрязнения воздуха; определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов; исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов», 10 класс, УМК Пономарёва И.Н.
Данная методическая разработка позволит организовать самостоятельную практическую работу по заданной теме. Время её выполнения - 45 минут....
Практическая работа по теме " Определение минеральных удобрений", 9 класс
Продолжить совершенствовать навыки проведения химического эксперимента практической направленности с использованием малых количеств веществ, соблюдать правила ТБ, аккуратность ...
Практическая работа по теме «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны»
Данная презентация. Позволит в начале урока быстро проверить знания по теме "Движение воздуха" , выполнить практическую работу по теме «Определение по картам закономерностей распределения основны...
Лабораторная работа по теме Определение размеров малых тел
Лабораторная работа по теме Определение размеров малых тел +презентация...