Конспект урока биологии в 8 классе по теме: "Ткани. Лр№1 Изучение микроскопического строения тканей"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Предложенный материал по учебнику Н.И. Сонина, содержит: конспект урока, приложение и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkani.docx | 45.39 КБ |
prilozhenie_k_uroku_tkani.docx | 31.36 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_tkani.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Белоусова Ирина Ивановна, учитель биологии,
МБОУ «Светлинская СОШ»
п.Светлый Сакмарского района.
Название предмета Биология
Класс 8
УМК Учебник «Биология. Человек» Н.И.Сонин, 2011
Уровень обучения Базовый
Тема урока: Ткани. Лр№1 Изучение микроскопического строения тканей
Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 4
Место урока в системе уроков по теме – 2 урок
Цель урока: определить сущность понятия «ткань»; изучить основные типы и виды тканей,
Задачи урока:
Образовательные:
-повторить материал о клетке;
-знать основные типы тканей, их локализацию и функцию в организме человека;
Развивающие:
-уметь распознавать ткани;
-уметь самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами;
-развивать умения выделять главное, рассуждать, сравнивать, обобщать;
-развивать интерес к учению посредством использования информационных технологий.
Воспитательные:
-воспитывать стремление к познанию;
-воспитывать чувство ответственности за полученные знания.
Планируемые результаты
- знать основные понятия, типы и виды тканей
- уметь различать различные виды тканей на готовых микропрепаратах
Обеспечение урока: учебник Н.И.Сонин «Биология. Человек», рисунки учебника, микроскопы, набор микропрепаратов, компьютер, проектор, тесты, инструкции по проведению лабораторной работы, презентация к уроку
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
1. Биология.8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост.Т.В.Козачек.- Волгоград: Учитель.2013.
2. Биология.8-11классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА -9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко.- Ростов н/Д: Легион,2013.
3. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии: методическое пособие / В.Н.Мишакова.- Оренбург: ГБУ РЦРО-2013.
4.Современный урок биологии: проектирование и анализ: методическое пособие / В.Н.Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО-2013.
Интернет ресурсы:
Рисунок на прозрачном фоне - Витрувианский человек- http://pixabay.com/static/uploads/photo/2013/07/12/17/15/vitruvian-man-151866_640.png
-Картинки тканей человека
https://yandex.ru/images/search?text
- Источник шаблона для презентации:
Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района Ростовской области
сайт «http://pedsovet.su/»
Содержание урока
- Организационный момент
-Приветствие
-Проверка наличия учащихся
-Психологический настрой учащихся к уроку.
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
А в ваших руках получить на уроке знания и унести их с собой.
- Проверка знаний
Несколько учащихся работает со слайдом презентации
Индивидуальное задание: Рассмотрите рисунок презентации, назовите части клеток обозначенные цифрами.(слайд 2 презентации)
Весь класс выполняет тестовое задание по вариантам (приложение 1)
Взаимопроверка с использованием слайдов презентации (слайд 3,4)
Оценка выполнения задания:
5 правильных ответов- «5»
4 правильных ответа- «4»
3 правильных ответа- «3»
2 правильных ответа- «2»
- Целеполагание ( совместное формирование темы и целей урока)
В качестве подсказки для определения темы урока демонстрируется слайд 5 презентации.
-Какой уровень организации живого пропущен?
Клеточный→……… →органный→организменный и т.д
-Что изображено на рисунках?
Предполагаемый ответ: Ткани
Учитель корректирует тему урока, учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Тема: Ткани. Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.(слайд 6)
Как вы думаете какие цели нам необходимо достигнуть в течении урока?(сл 7)
Предполагаемые ответы учащихся:
- Познакомиться с понятием ткань;
- Знать особенности строения ткани;
- Познакомиться с типами тканей и их функциями.
- Изучение нового (беседа с использованием презентации и текста учебника)
Используя текст учебника, найдите понятие «ткань» и запишите его в тетрадь.
Ткани- группы клеток, имеющих одинаковое строение, и выполняющие одинаковые функции. (сл 8)
У человека, как и у животных, выделяют ткани:
-эпителиальные,
-соединительные,
-мышечные,
-нервную.
Смысловое чтение текста учебника (стр 34-39) с заполнением таблицы:
Таблица «Типы и виды тканей» (слайд 9)
Тип Ткани | Характерные особенности | Виды тканей | Где встречаются в организме | Какую роль играют? |
эпителиальная | ||||
соединительная | ||||
мышечная | ||||
нервная |
Совместный разбор результата работы с текстом (опора на слайды презентации 10- 13 )
Тип Ткани | Характерные особенности | Виды тканей | Где встречаются в организме | Какую роль играют? |
эпителиальная | Клетки плотно прилегают друг к другу, располагаясь в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо, при повреждении клетки быстро заменяются новыми | Покровный эпителий | Образует поверхностные слои кожи, выстилают оболочки внутренних органов. | Защитная функция, обмен веществ |
Железистый эпителий | Образует железы внешней и внутренней секреции | Образуют секреты: пот, слюну, молоко, гормоны. | ||
Соединительная | Имеет хорошо развитое межклеточное вещество | жировая | Образует слой жировой клетчатки под кожей | Функции: опорная, защитная, теплоизоляционная, энергетическая |
Костная, хрящевая | Образует скелет | Функции: опорная, защитная | ||
кровь | Движется по органам кровеносной системы | Функции: питательная, транспортная, защитная | ||
мышечная | Образованна небольшими по размеру, веретенообразной формы одноядерными клетками | Гладкая | В стенках внутренних органов; в стенках кровеносных и лимфатических сосудов; в стенках протоков желез | Перемещение жидкостей внутри органов |
Образована многоядерными клетками | Поперечно-полосатая | Образует скелетные мышцы | Приводит в движение скелет | |
Образованна удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами | сердечная | Образует сердечную мышцу | Обеспечивает сокращение сердца | |
Нервная | Образованна нейронами (тело +отростки) и нейроглией | Образует нервную систему | Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов. |
- Закрепление
-Проведение лабораторной работы
Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.(приложение 2)
На столах у учащихся микроскопы и наборы микропрепаратов, при работе необходимо использовать дополнительный материал, приведенный в приложении.
- Д/з стр 34-39, вопросы 1-8, закончить лабораторную работу. (слайд 16)
- Рефлексия приём «Рюкзак» (слайд 17)
-сегодня с собой я возьму следующие знания …..
-мой рюкзак наполнился…
- рюкзак мой пуст, так как я …
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Проверка знаний IВ
1.Что является структурным и функциональным элементом тела?
2.Учствуют в образовании белка.
3. Осуществляет накопление и транспортировку веществ, которые образовались в других органоидах.
4.Разрушают и растворяют ненужные части клетки
5. Осуществляет транспорт веществ в клетке.
Проверка знаний IIВ
1.Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды
2. Несёт наследственную информацию
3. У этого органоида внутренняя мембрана образует складки (кристы)?
4.Сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков.
5.При повреждении, какого органоида нарушается синтез белка в клетке?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.
Цель: Познакомиться с особенностью строения тканей.
Оборудование: микроскопы, набор готовых микропрепаратов.
Ход работы
ПРИМЕЧАНИЕ: Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8, увеличение х 120. Изображать все видимое в круге вовсе не обязательно: достаточно ограничиться зарисовкой небольшого участка ткани, чтобы был ясен характер расположения клеток и тип межклеточного вещества, если оно есть.
- Рассмотреть поочерёдно два выданных учителем препарата тканей;
- Изучить, сравнить их строение и зарисовать;
- Описать особенности строения каждой ткани( воспользуйтесь дополнительным материалом), указать какие функции они выполняют;
- Сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполняемыми функциями.
Дополнительный материал:
• Просмотр эпителиальной ткани почечных канальцев. Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Встречающиеся на препарате окружности и эллипсы — это поперечные разрезы канальцев, стенки которых состоят из эпителиальной ткани. Обратить внимание на то, что клетки образуют сплошной ряд. Крупные ядра говорят об интенсивном обмене, происходящем в клетках. На рисунках надо указать ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.
• Просмотр хрящевой ткани как пример соединительной.
Режим просмотра может быть оставлен тот же. На рисунке должны быть отражены капсулы, включающие несколько клеток (редко одну) и гомогенное вещество между ними.
• Просмотр гладкой мышечной ткани.
Мышечная ткань состоит обычно из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами. Функций гладкой мышечной ткани имеет две особенности: она не подчиняется человеческой воле; работа гладких мышц регулируется как вегетативным отделом нервной системы, так и гормонами.
• Просмотр поперечнополосатой мышечной ткани.
Поперечную исчерченность ткани создают сократительные нити, которые состоят из двух белков (актина и миозина), по-разному преломляющих свет. Их чередование и создает такую окраску. При мышечном сокращении происходит синтез этих белков, ведущих к укорочению сократительных нитей.
При рассмотрении функций поперечнополосатой мышечной ткани следует заметить, что она регулируется только нервной системой (ее соматическим отделом) и может подчиняться нашей воле.
• Просмотр нервной ткани.
Показать типичные нервные клетки можно на препаратах спинного мозга, мозжечка и других отделов мозга. Следует обратить внимание на их различную форму и подчеркнуть, что каждый нейрон имеет тело, в котором находятся ядро, цитоплазма и отростки. При этом один из отростков — аксон — имеется у любой нервной клетки. Он проводит нервные импульсы (сигналы нейрона) к другим клеткам и органам. Других отростков - дендритов — может быть много. Нервные импульсы способны передаваться только в пределах нейрона.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Проверка знаний IВ
1.Что является структурным и функциональным элементом тела?
2.Учствуют в образовании белка.
3. Осуществляет накопление и транспортировку веществ, которые образовались в других органоидах.
4.Разрушают и растворяют ненужные части клетки
5. Осуществляет транспорт веществ в клетке.
Проверка знаний IIВ
1.Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды
2. Несёт наследственную информацию
3. У этого органоида внутренняя мембрана образует складки (кристы)?
4.Сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков.
5.При повреждении, какого органоида нарушается синтез белка в клетке?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.
Цель: Познакомиться с особенностью строения тканей.
Оборудование: микроскопы, набор готовых микропрепаратов.
Ход работы
ПРИМЕЧАНИЕ: Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8, увеличение х 120. Изображать все видимое в круге вовсе не обязательно: достаточно ограничиться зарисовкой небольшого участка ткани, чтобы был ясен характер расположения клеток и тип межклеточного вещества, если оно есть.
- Рассмотреть поочерёдно два выданных учителем препарата тканей;
- Изучить, сравнить их строение и зарисовать;
- Описать особенности строения каждой ткани( воспользуйтесь дополнительным материалом), указать какие функции они выполняют;
- Сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполняемыми функциями.
Дополнительный материал:
• Просмотр эпителиальной ткани почечных канальцев. Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Встречающиеся на препарате окружности и эллипсы — это поперечные разрезы канальцев, стенки которых состоят из эпителиальной ткани. Обратить внимание на то, что клетки образуют сплошной ряд. Крупные ядра говорят об интенсивном обмене, происходящем в клетках. На рисунках надо указать ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.
• Просмотр хрящевой ткани как пример соединительной.
Режим просмотра может быть оставлен тот же. На рисунке должны быть отражены капсулы, включающие несколько клеток (редко одну) и гомогенное вещество между ними.
• Просмотр гладкой мышечной ткани.
Мышечная ткань состоит обычно из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами. Функций гладкой мышечной ткани имеет две особенности: она не подчиняется человеческой воле; работа гладких мышц регулируется как вегетативным отделом нервной системы, так и гормонами.
• Просмотр поперечнополосатой мышечной ткани.
Поперечную исчерченность ткани создают сократительные нити, которые состоят из двух белков (актина и миозина), по-разному преломляющих свет. Их чередование и создает такую окраску. При мышечном сокращении происходит синтез этих белков, ведущих к укорочению сократительных нитей.
При рассмотрении функций поперечнополосатой мышечной ткани следует заметить, что она регулируется только нервной системой (ее соматическим отделом) и может подчиняться нашей воле.
• Просмотр нервной ткани.
Показать типичные нервные клетки можно на препаратах спинного мозга, мозжечка и других отделов мозга. Следует обратить внимание на их различную форму и подчеркнуть, что каждый нейрон имеет тело, в котором находятся ядро, цитоплазма и отростки. При этом один из отростков — аксон — имеется у любой нервной клетки. Он проводит нервные импульсы (сигналы нейрона) к другим клеткам и органам. Других отростков - дендритов — может быть много. Нервные импульсы способны передаваться только в пределах нейрона.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка знаний ( индивидуально)
Проверка знаний I В 1.Что является структурным и функциональным элементом тела? 2.Учствуют в образовании белка. 3. Осуществляет накопление и транспортировку веществ, которые образовались в других органоидах. 4.Разрушают и растворяют ненужные части клетки 5. Осуществляет транспорт веществ в клетке Ответ: 1.клетка 2.рибосомы 3.аппарат Гольджи 4.лизосомы 5.ЭПС
Проверка знаний II В Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды 2. Несёт наследственную информацию 3. У этого органоида внутренняя мембрана образует складки ( кристы )? 4.Сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков. 5.При повреждении какого органоида нарушается синтез белка в клетке? Ответ: 1.клеточная мембрана 2.ядро 3.митохондрии 4.ЭПС 5.рибосомы
Целеполагание Какой уровень организации живого пропущен? Клеточный →……… →органный→организменный и т.д -что изображено на рисунках?
. Тема урока: Ткани. Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей
Цели: Познакомиться с понятием ткань; Знать особенности строения ткани; Познакомиться с типами тканей и их функциями.
Изучение нового Сформулируйте понятие «ткань» используя текст учебника с.34 Ткань это………………. Сколько и каких типов ткани выделяют у человека и животных? Типы тканей: -эпителиальные, - соединительные, -мышечные -нервная.
Типы и виды тканей Тип Ткани Характерные особенности Виды тканей Где встречаются в организме Какую роль играют? эпителиальная соединительная мышечная нервная
Тип Ткани Характерные особенности Виды тканей Где встречаются в организме Какую роль играют? эпителиальная Клетки плотно прилегают друг к другу, располагаясь в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо, при повреждении клетки быстро заменяются новыми Покровный эпителий Образует поверхностные слои кожи, выстилают оболочки внутренних органов. Защитная функция, обмен веществ Железистый эпителий Образует железы внешней и внутренней секреции Образуют секреты: пот, слюну, молоко, гормоны.
Еносной систе Тип Ткани Характерные особенности Виды тканей Где встречаются в организме Какую роль играют? соединительная Имеет хорошо развитое межклеточное вещество жировая Образует слой жировой клетчатки под кожей Функции: опорная, защитная, теплоизоляционная, энергетическая Костная, хрящевая Образует скелет Функции: опорная, защитная кровь Движется по органам кровеносной системы Функции: питательная, транспортная, защитная
Тип Ткани Характерные особенности Виды тканей Где встречаются в организме Какую роль играют? мышечная Образованна небольшими по размеру, веретенообразной формы одноядерными клетками Гладкая В стенках внутренних органов; в стенках кровеносных и лимфатических сосудов; в стенках протоков желез Перемещение жидкостей внутри органов Образована многоядерными клетками Поперечно-полосатая Образует скелетные мышцы Приводит в движение скелет Образованна удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами. сердечная Образует сердечную мышцу Обеспечивает сокращение сердца
Ную систему Тип Ткани Характерные особенности Виды тканей Где встречаются в организме Какую роль играют? Нервная Образованна нейронами (тело +отростки) и нейроглией Образует нервную систему Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов.
Лабораторная работа Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей. (приложение 2)
Д/ з - стр 34-39, -вопросы 1-8, -закончить лабораторную работу.
Рефлексия Рефлексия прием «Рюкзак» : сегодня с собой я возьму следующие знания ….. -мой рюкзак напо лнился… - рюкзак мой пуст, так как я …
Интернет-ресурсы -Рисунок на прозрачном фоне - Витрувианский человек- http://pixabay.com/static/uploads/photo/2013/07/12/17/15/vitruvian-man-151866_640.png -Картинки тканей человека https://yandex.ru/images/search?text - Источник шаблона для презентации: Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района Ростовской области сайт « http :// pedsovet . su /»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....
Урок в 8 классе по теме "Ткани и органы"
На данном комбинированном уроке учащиеся повторяют пройденное, расширяют знания о тканях нашего организма, их локализации и функциях, формируют навыки работы с микропрепаратами ( наблюдать, сра...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Ткани растений
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме:Ткани растений...
Конспект урока биологии. 8 класс. Ткани
Урок биологии по теме "Ткани" с использованием ИКТ....
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"
Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...
План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»
План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»...