«Личностно – ориентированный подход к обучению на уроках биологии и географии»
статья по биологии на тему
Цель личностно-ориентированного обучения – создание условий для формирования познавательной активности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кочетовская средняя общеобразовательная школа
Тамбовской области Мичуринского района
Доклад
на тему:
«Личностно – ориентированный подход к обучению на уроках биологии и географии»
Учитель биологии и географии:
Мартынова Татьяна Александровна
Цель личностно-ориентированного обучения – создание условий для формирования познавательной активности учеников и развития следующих функций индивидуума:
- способность человека к выбору
- умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
- поиск смысла жизни, творчество;
- формирование образа “Я”;
- ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
- автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.
Смысл личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми и природой. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Системно - деятельностный подход позволяет систематизировать, выявить взаимосвязи, выявить затруднения, увидеть перспективу работы учителя.
Какие результаты можно ожидать при личностно – ориентированном подходе в обучении детей? Это:
- Повышение качества знаний учащихся.
- Успешность учебной деятельности.
- Формирование личностного смысла ученика.
- Эмоциональное благополучие ребенка в классе.
- Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.
Для успешного достижения положительных результатов необходимо, в первую очередь, создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Личностно-ориентированный подход в преподавании – концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Учитель и ученик в ЛОО
В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».
Отличие от традиционного обучения
Цели традиционного урока | Цели личностно-ориентированного урока |
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков | 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам | 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми | 4. Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком |
5. Планирует и направляет детскую деятельность | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых | 7. Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации, к нему предъявляется ряд требований. На уроках создается атмосфера доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. Главным принципом личностно-ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
В рамках личностно ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе стараюсь использовать четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной, исследовательской деятельности.
Технология уровневой дифференциации дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе. Материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях. Слабые учащиеся могут использовать опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме. Кроме этого, контроль проводится в виде взаимопроверки, разноуровневых тестов, биологического диктанта.
Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.
Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал.
Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.
При подведении итогов уроков с применением личностно ориентированной технологии для осознания школьниками собственной деятельности и ее результатов необходимо выставлять оценки и проводить рефлексию.
Итак, подведем итог. Каждый из нас, как учитель в полном объеме этого слова, должен создать такие условия для развития каждого школьника, которые позволят ему быть более успешным и защищенным, быстрее адаптироваться к быстроизменяющимся и напряженным условиям учения, профессиональной деятельности, развития общества, науки биологии, жизни человека.
Литература и интернет-ресурсы.
1.Степанова Е.Н. «Личностно-ориентированный подход в педагогической
деятельности».М.: ТЦ Сфера, 2003 ., 128 с.
2. Якиманская И.С. « Личностно-ориентированное обучение в современной школе».- М.:
Сентябрь, 1996 .- 96 с.
3. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы
психологии, 1995., - № 2.-с.13-21.
4. http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).
В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....
Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка. Разноуровневые технологии
В данной презентации рассматривается одна из современных образовательных технологий "Личностно-ориентированное обучение на основе внутренней дифференциации" и применение данной технологии на уроке в 8...
Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках информатики
Рассматривается вариант личностно-ориентированного подхода к проблеме обучения информатике...
Использование технологии, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка
Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Систем...
«Личностно – ориентированный подход к обучению на уроках биологии »
Смысл личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становл...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?...