Конспект урока "Основные направления эволюционного процесса" 11 класс
план-конспект урока по биологии по теме

Газизова Альфия Халяфовна

Основные направления эволюционного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Основные направления эволюционного процесса.

Класс: 11 а

Цели урока: 

- Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления эволюционного процесса;

-  Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами  из мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы;

продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других.

-  Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях

         Планируемые  результаты: учащиеся должны уметь характеризовать  основные  направления эволюции  и пути биологического прогресса.

        Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений, дидактический материал.

Тип урока: урок изучение и первичного закрепления знаний.

Методы  обучения:  словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.

Формы   организации   учебной   деятельности:   индивидуальная,    в    парах,

фронтальная.

Этапы урока:

  1. Орг. момент 2 мин.
  2. Актуализация знаний. 3 мин.
  3. Изучение нового материала. 10 мин.
  4. Закрепление знаний 12 мин.
  5. Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин.
  6. Домашнее задание. 2 мин.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень.

Проблемный ситуация: «Недавно в сети Интернет появилось объявление о том, что Государственный Дарвиновский музей – крупнейший музей России набирает группу экскурсоводов для работы в зале "Макроэволюции". Требование к соискателю: знание  закономерностей макроэволюции ». Я, предлагаю вам пройти краткосрочное обучение и «поучаствовать» в этом конкурсе (в конце изучения темы в форме зачетного урока). Ну, как, согласны? …Тогда, полный вперед!

Название нашего курса: Основные направления эволюционного процесса (записать в тетрадь)

  1. Актуализация знаний. 

Беседа о том, что на сегодняшний день изучили (показывается запись на слайде после обсуждения)?

Давайте вспомним, что нам известно  о макроэволюции.

-  Эволюция? (историческое развитие живых организмов)

 Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами:  микроэволюцией и макроэволюцией.

 - Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов)

- Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга)

Что должны  узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)?

 Объявление целей урока  (показывается на слайде)

Цель: сформировать знания о макроэволюции,   основных направлениях эволюционного процесса.

В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради.

  1. Изучение нового материала.

Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы:

-  В чем различия биологического регресса и дегенерации.

- Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют  в настоящее время? Объясните почему.

Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм  жизни к высшим.

Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса. Это лишь одно из направлений эволюций.

- Существует еще два направления эволюции. Какие?

Биологический  регресс, стабилизация.

Современные представления о направлениях эволюции  основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова.

- Как вы думаете, какие признаки характеризуют  регресс? Слайд 5

- По каким причинам происходит биологический регресс? Слайд 6

Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса. Слайд 7, 8,9

Какие признаки характерны для стабилизации? Слайд 10, 11

А стабилизация характеризуется – сохранением численности в определенных пределах, сохранение ареала без значительного расширения.

Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые"

- Примеры животных  и растений, находящихся в состоянии  биологической стабилизации. Слайд 12, 13,14, 15

- Назовите признаки биологического прогресса. Слайд 16

- Примеры животных  и растений,  находящихся в состоянии  биологического прогресса.

- Какие пути биологического прогресс известны: Слайд 17

  • Ароморфоз или арогенез – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е. ведущее к морфофизиологическому регрессу. Слайд 18, 19, 20

Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения.

Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной   среды обитания.

  • По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения, при которых повышается общая энергия жизнедеятельности.
  • По представлениям И.И. Шмальгаузена, ароморфозы дают возможность использования новых ресурсов среды.

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника  к 2-, 3-, 4-камерному у позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких.

Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп.

  • Идиоадаптация или алломорфоз  приспособления к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов. Слайд 21, 22, 23

Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых он обитает.

      Крайняя степень идиоадаптации -  специализации.(питание одним видом пищи, обитание в однородной среде)

  • Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда функции и выполняющих их органов. Слайд 24, 25

Связана с переходом к пещерному (редукция зрения, снижение активности., отсутствие пигментации), сидячему и паразитическому( редукция кишечника, ротового и анальных отверстий  нервной системы.) образу жизни.

Соотношение путей достижения биологического прогресса Слайд 26, 27

  • В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга.
  • Взаимоотношения трех основных направлений эволюции, их чередование А.Н.Северцов изобразил в виде схемы

Ароморфозы охватывают краткие периоды  в процессе эволюции, поднимают уровень организации и открывают новые возможности.

Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции.

Дегенерация является частным случаем идиоадаптации, приспособление к более простым условиям.

Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока. Слайд 28.

  1. Закрепление материала

 Выполнение лабораторной работы

 Тема: Выявление ароморфозов у растений.

Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов.

Оборудование:  гербарные экземпляры растений основных отделов.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарные образцы растений: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны (ели), цветкового растения.
  2. Выявите изменения во внешнем (появление новых органов) и внутреннем строении (появление новых тканей).
  3. Внесите данные в таблицу.

Признаки

водоросли

мхи

папоротники

голосеменные

покрытосеменные

Корень

------------

ризоиды

Корневище с придаточными корнями

Корневая система

Стержневая и мочковатая корневая система

Стебель

------------

Есть стебель

Есть стебель

Хорошо развит

Хорошо развит

Листья

-----------

Есть стебель

Ваий крупные пересторассеченные листья

Хвоя-игольчатые листья

Простые и сложные листья

Способ размножения

спорами

спорами

спорами

семенами

семенами

Ткани

Нет тканей

Слабо дифференцированы

(покровная, проводящая)

Более совершенные (покровных, механическая и проводящая)

Хорошо развитые ткани

Дифференцированные и хорошо развитые ткани

  1. Сделать вывод о роли ароморфных изменений в эволюции растений.

Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной   среды обитания.

5. Контроль и взаимопроверка  знаний

Выполните 5 тестовых задания.

На работу отводится 3-4 мин.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения тестовых заданий.        

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

У какого на 5, 4, 3.

Наша работа на курсах  подходит к завершению, соответственно мы должны оценить свою деятельность. У вас на столах лежат сертификаты об окончании курсов, в которых вы должны поставить себе оценки, за тест, за лабораторную работу, работу в парах.

Свои сертификаты, и все работы сдайте, они будут оценены и поставлена окончательная оценка.

(учащиеся  оценивают  индивидуально свою деятельность на уроке, в паре). Оценивается работа отдельных учащихся (заполняются сертификаты о прохождении краткосрочных курсов, в них выставляются оценки за работу на уроке).

Объявляется итог урока: «Первое испытание    вами пройдено успешно. Окончательное решение о «приеме» вас на работу в Государственный Дарвиновский  музей будет принято позднее; после сдачи вами зачета по теме «Закономерности макроэволюции»

6. Домашнее задание

§ 2.1, ответить на вопросы

Продумать примеры направлений эволюции (использование электронных презентаций только поощряется)

Подготовить сообщения об адаптациях к среде обитания у растений и животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока "Основные направления эволюционного процесса"

Методическая разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюционного процесса" выполнена с использованием электронных образовательных ресурсов....

Основные направления эволюционного процесса

Материал содержит следующую информацию: понятие "ароморфоз", "идиоадаптация", "общая дегенерация", "биологический прогресс", "биологический регресс"....

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов " Основные направления эволюционного процесса"

Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.Задачи: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, фил...

Основные направления эволюционного процесса

2 варианта заданий. Каждое задание содержит 5 вопросов, на которые нужно представить развёрнутый ответ. задания содержат рисунки. ...