Конспект урока "Основные направления эволюционного процесса" 11 класс
план-конспект урока по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Основные направления эволюционного процесса.
Класс: 11 а
Цели урока:
- Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления эволюционного процесса;
- Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами из мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы;
продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других.
- Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь характеризовать основные направления эволюции и пути биологического прогресса.
Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений, дидактический материал.
Тип урока: урок изучение и первичного закрепления знаний.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах,
фронтальная.
Этапы урока:
- Орг. момент 2 мин.
- Актуализация знаний. 3 мин.
- Изучение нового материала. 10 мин.
- Закрепление знаний 12 мин.
- Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин.
- Домашнее задание. 2 мин.
Ход урока:
- Орг. момент.
Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень.
Проблемный ситуация: «Недавно в сети Интернет появилось объявление о том, что Государственный Дарвиновский музей – крупнейший музей России набирает группу экскурсоводов для работы в зале "Макроэволюции". Требование к соискателю: знание закономерностей макроэволюции ». Я, предлагаю вам пройти краткосрочное обучение и «поучаствовать» в этом конкурсе (в конце изучения темы в форме зачетного урока). Ну, как, согласны? …Тогда, полный вперед!
Название нашего курса: Основные направления эволюционного процесса (записать в тетрадь)
- Актуализация знаний.
Беседа о том, что на сегодняшний день изучили (показывается запись на слайде после обсуждения)?
Давайте вспомним, что нам известно о макроэволюции.
- Эволюция? (историческое развитие живых организмов)
Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами: микроэволюцией и макроэволюцией.
- Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов)
- Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга)
Что должны узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)?
Объявление целей урока (показывается на слайде)
Цель: сформировать знания о макроэволюции, основных направлениях эволюционного процесса.
В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради.
- Изучение нового материала.
Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы:
- В чем различия биологического регресса и дегенерации.
- Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют в настоящее время? Объясните почему.
Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим.
Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса. Это лишь одно из направлений эволюций.
- Существует еще два направления эволюции. Какие?
Биологический регресс, стабилизация.
Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова.
- Как вы думаете, какие признаки характеризуют регресс? Слайд 5
- По каким причинам происходит биологический регресс? Слайд 6
Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса. Слайд 7, 8,9
Какие признаки характерны для стабилизации? Слайд 10, 11
А стабилизация характеризуется – сохранением численности в определенных пределах, сохранение ареала без значительного расширения.
Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые"
- Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологической стабилизации. Слайд 12, 13,14, 15
- Назовите признаки биологического прогресса. Слайд 16
- Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологического прогресса.
- Какие пути биологического прогресс известны: Слайд 17
- Ароморфоз или арогенез – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е. ведущее к морфофизиологическому регрессу. Слайд 18, 19, 20
Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения.
Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.
- По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения, при которых повышается общая энергия жизнедеятельности.
- По представлениям И.И. Шмальгаузена, ароморфозы дают возможность использования новых ресурсов среды.
Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника к 2-, 3-, 4-камерному у позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких.
Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп.
- Идиоадаптация или алломорфоз приспособления к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов. Слайд 21, 22, 23
Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых он обитает.
Крайняя степень идиоадаптации - специализации.(питание одним видом пищи, обитание в однородной среде)
- Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда функции и выполняющих их органов. Слайд 24, 25
Связана с переходом к пещерному (редукция зрения, снижение активности., отсутствие пигментации), сидячему и паразитическому( редукция кишечника, ротового и анальных отверстий нервной системы.) образу жизни.
Соотношение путей достижения биологического прогресса Слайд 26, 27
- В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга.
- Взаимоотношения трех основных направлений эволюции, их чередование А.Н.Северцов изобразил в виде схемы
Ароморфозы охватывают краткие периоды в процессе эволюции, поднимают уровень организации и открывают новые возможности.
Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции.
Дегенерация является частным случаем идиоадаптации, приспособление к более простым условиям.
Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока. Слайд 28.
- Закрепление материала
Выполнение лабораторной работы
Тема: Выявление ароморфозов у растений.
Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов.
Оборудование: гербарные экземпляры растений основных отделов.
Ход работы:
- Рассмотрите гербарные образцы растений: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны (ели), цветкового растения.
- Выявите изменения во внешнем (появление новых органов) и внутреннем строении (появление новых тканей).
- Внесите данные в таблицу.
Признаки | водоросли | мхи | папоротники | голосеменные | покрытосеменные |
Корень | ------------ | ризоиды | Корневище с придаточными корнями | Корневая система | Стержневая и мочковатая корневая система |
Стебель | ------------ | Есть стебель | Есть стебель | Хорошо развит | Хорошо развит |
Листья | ----------- | Есть стебель | Ваий крупные пересторассеченные листья | Хвоя-игольчатые листья | Простые и сложные листья |
Способ размножения | спорами | спорами | спорами | семенами | семенами |
Ткани | Нет тканей | Слабо дифференцированы (покровная, проводящая) | Более совершенные (покровных, механическая и проводящая) | Хорошо развитые ткани | Дифференцированные и хорошо развитые ткани |
- Сделать вывод о роли ароморфных изменений в эволюции растений.
Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.
5. Контроль и взаимопроверка знаний
Выполните 5 тестовых задания.
На работу отводится 3-4 мин.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения тестовых заданий.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
У какого на 5, 4, 3.
Наша работа на курсах подходит к завершению, соответственно мы должны оценить свою деятельность. У вас на столах лежат сертификаты об окончании курсов, в которых вы должны поставить себе оценки, за тест, за лабораторную работу, работу в парах.
Свои сертификаты, и все работы сдайте, они будут оценены и поставлена окончательная оценка.
(учащиеся оценивают индивидуально свою деятельность на уроке, в паре). Оценивается работа отдельных учащихся (заполняются сертификаты о прохождении краткосрочных курсов, в них выставляются оценки за работу на уроке).
Объявляется итог урока: «Первое испытание вами пройдено успешно. Окончательное решение о «приеме» вас на работу в Государственный Дарвиновский музей будет принято позднее; после сдачи вами зачета по теме «Закономерности макроэволюции»
6. Домашнее задание
§ 2.1, ответить на вопросы
Продумать примеры направлений эволюции (использование электронных презентаций только поощряется)
Подготовить сообщения об адаптациях к среде обитания у растений и животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта урока "Основные направления эволюционного процесса"
Методическая разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюционного процесса" выполнена с использованием электронных образовательных ресурсов....
разработка урока. Биология 11 класс. Главные направления эволюционного процесса.
разработка урока.Биология 11 класс...
Основные направления эволюционного процесса
Материал содержит следующую информацию: понятие "ароморфоз", "идиоадаптация", "общая дегенерация", "биологический прогресс", "биологический регресс"....
Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов " Основные направления эволюционного процесса"
Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.Задачи: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, фил...
Конспект урока "Основные направления эволюционного процесса", 9 класс, УМК Пономарёва И.Н.
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС ООО....
«Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс»
Конспект урока + презентация по биологии, для студентов СПО...
Основные направления эволюционного процесса
2 варианта заданий. Каждое задание содержит 5 вопросов, на которые нужно представить развёрнутый ответ. задания содержат рисунки. ...