Игра «Такая разная биология»
методическая разработка по биологии на тему

Анастасия Александровна Кондина

Данная игра разработана для учащихся занимающихся углубленным изучением биологии. Возрастная группа 14- 15 лет. В игре представлены вопросы и задания различного характера по пяти номинациям: ботаника, зоология, генетика, экология и эволюция. Игра «Такая разная биология» направлена на расширение кругозора учащихся в области биологии, а также повышения интереса к предмету. В процессе игры закрепляются умения решать проблемные вопросы, умения сравнивать, обобщать и делать выводы. Развивается способность учащихся работать в группах и вести диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnaya_igra_takaya_raznaya_biologiya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №8 городского округа г. Выксы Нижегородской области.

Конкурсная работа

Кондиной Анастасии Александровны

учителя биологии

Муниципального образовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Выкса

       

              Интерактивная игра

 «Такая разная биология»

Выкса

2017 г.

Интерактивная игра "Такая разная биология"

Для учащихся занимающихся углубленным изучением биологии

Возрастная группа – 14-15 лет

Цели: 

  • Расширение кругозора обучающегося;
  • Повышение интереса к предмету;

Задачи: 

  • Создание условий для развития логического мышления;
  • Способствовать активному использованию полученных знаний, умений, навыков в нестандартной ситуации;
  • Закрепить умения решать проблемные вопросы, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Закрепить практические умения;
  • Умение работать в группах;
  • Умение вести диалог.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, видеопроектор, компьютерная презентация, призы и грамоты.

Ход и содержание.

В мире столько интересного,
В мире столько неизвестного,
Лишь биолог ведает,
Что, откуда, почему.

Правила игры. 

  • Учащиеся разделяются на 2 команды;
  • Каждая команда придумывает название и девиз;
  • Капитаны команд участвуют в жеребьевке, которая определяет первенство выбора задания из игрового поля;
  • Команда сообща выбирает тему заданий из игрового поля;
  • В каждой теме находятся  вопросы, различные по сложности;
  • Правильный ответ оценивается количеством баллов, назначенных за вопрос
  • Выигрывает команда, которая набирает большее количество баллов.
  • При неправильном ответе – право хода передается соперникам.

"Игровое поле"

Ботаника

Зоология

Экология

Генетика

Эволюция

х

Вопросы по темам:

Ботаника

  • Участники выбирают вопрос в теме ботаника.

Загадка

Кто откуда? Растения путешественники

Витамины

Фотосинтез

Загадка

Отгадать называние растение и семейство, к которому оно относится. (1 балл)

Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки
. (Репейник)

Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
С хвостом, а не мышь.
(Репа)

На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки – собираем огоньки.
(Земляника)

Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Бусинки зеленые,

Сладкие ядреные. (Горох)

Весь из золота отлит, на соломинке стоит.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Я загадку загадаю,
зерно в поле закопаю;
как год пройдет; калач взойдет.
(Пшеница, рожь)

Кто откуда? Растения путешественники

Командам называю растения, они называют страну происхождения. Отвечает любой из игроков команды. 1 верный ответ – 2 балл.

  1. Пшеница – Африка
  2. Кукуруза – Центральная Америка
  3. Огурцы – Индия
  4. Горох – Средиземноморье
  5. Помидор – Ю. Америка
  6. Кофе – Африка
  7. Тыква – Ц. и Ю. Америка

Витамины

Витамины – это вещества, необходимые организму для правильной работы. Витамин А необходим для здоровья кожи, хорошего зрения.
Витамины группы В поддерживают работу нервной системы и обмен веществ.
Витамин С помогает бороться с инфекционными болезнями и поддерживает обмен веществ.
Из каких растений мы можем получить эти витамины? Впишите в таблицу растения – источники витаминов. (3 балла)

А

В

С

                       

                       

                       

Фотосинтез

Напишите формулу фотосинтеза. (4 балла)

Зоология

  • Участники выбирают вопрос в теме зоология.

Загадка

“САМЫЙ…САМЫЙ…”

Красная книга

Удивительно

Загадка

(1 балл)

И птица семейства тетеревиных, и луковичное растение семейства лилейных.(рябчик)

Назовите самую большую лягушку в мире. (голиаф)


Какой класс животных называют “ рептилиями”? (Пресмыкающихся);

Я по России протекаю,
Я всем известна, но когда
Ко мне прибавишь букву с краю,
Свое значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда.
(И + Волга = иволга )

“ САМЫЙ…САМЫЙ…”

(1 балла)

Самая большая змея. (Удав анаконда - 11м, 200кг)

Самая крупная обезьяна.(Горилла).

Самое скоростное сухопутное животное. (Гепард, 110км1ч).

Красная книга

(2 балла)

Какая рыба Байкала занесена в Красную Книгу? Осетр;

Удивительно

(4 балла)

Однажды в холодный осенний день из Юго-Восточной Азии в адрес российского зооцентра прибыл живой груз - 24 удава. Принимающий животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно. Как вы объясните поведение удавов?

ОТВЕТ: Температура тела рептилий непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны и малоподвижны в прохладную. Этим объясняется спокойное поведение удавов.

Экология

  • Участники выбирают вопрос в теме экология.

Загадка

Переводчик

Атмосфера

Загадка

(1 балл)

Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи) 

На каком материке можно встретить птиц, которые не летают? В Австралии, Африке;

Вещество, разрушающее озоновый слой? (фреон)

Переводчик

(1балл)

На греческий - “учение о жилище” (экология).

На латинский - “народ, население” (популяция).

На греческий - “совместная жизнь” (симбиоз).

На греческий - “сам питаюсь” (автотроф).

Атмосфера

(3 балла)

? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?

ОТВЕТ: Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: фреоны, пыль тяжелых металлов, радиоактивные вещества. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы.

Генетика

  • Участники выбирают вопрос в теме генетика.

Загадка

Законы

Задача

Загадка

(1 балл)

Количество хромосом в генотипе человека.

Главный признак.

Единица наследственной информации.

На латинский - “помесь” (гибрид)

Законы

(2 балла)

Первый закон Менделя.

Задача

(4 балл)

Гены окраски шерсти кошек расположены в X- хромосоме. Черная окраска определяется геном Xв, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черный и один черепаховый котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Ответ; Схема решения задачи включает:

1)генотипы родителей: кошка XвXв (гаметыXв), кот XbY (гаметы Xb,Y);

2)генотипы котят: черепаховый – XвXb, черный – XвY;

3)пол котят: самка – черепаховая, самец – черный.

Эволюция

  • Участники выбирают вопрос в теме эволюция.

Загадка

Факторы

Эра

Загадка

(1 балл)

На греческий - “слово (учение) о жизни” (биология)

Ближайшие родственники человечества.

Автор учения об эволюции.

Факторы

(3 балла)

Движущие факторы эволюции.

Эра

(4 балла)

Перечислите периоды.

Х

(5 баллов)

Черный Ящик

Используется черный ящик в которой находится заданный предмет, игроки должны угадать, что внутри.

Драгоценный камень темно-красного цвета и южное дерево с круглыми зернистыми темно-красными плодами. (гранат)

Подведение итогов и награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по биологии "Такие разные грибы"

Занятие по биологии включает рассмотрение характерных признаков грибов, их значение в природе и жизни человека,представлении о седобных и ядовитых грибах....

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Такая разная биология"

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...

Своя игра "ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА"

Математическая игра  ежегодно проводится для первокурсников в стенах техникума имени Красной Армии.Вызывает массу положительных эмоций, развивает интерес к предмету и желание изучать новое.Игра с...

Дидактическая игра "Такие разные цветковые растения"

Учащиеся распределяют  фотографии цветковых растений  на разные группы по  заданию учителя, а также создают из имеющегося набора самостоятельные группы. растений....

Занятие-игра «ТАКАЯ РАЗНАЯ БУМАГА»

Обогащение сенсорного опыта молодых инвалидов с помощью тактильных стимулов - бумаги с разной плотностью, текстурой, поверхностью....