Интерактивные и поисковые методы в обучении биологии.
статья по биологии на тему

Гусева Лидия Александровна

Одним из ведущих методов в обучении биологии является поисково-исследовательский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_i_poiskovye_metody.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные и поисковые методы в обучении биологии.

Одним из ведущих методов обучения биологии считаю поисково-исследовательский. На это направлены в первую очередь лабораторные и практические работы, на долю которых приходится значительная часть времени программы биологического образования. Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности учащихся в ходе исследовательской деятельности. Лабораторные уроки провожу различной продолжительности, степени сложности, использую специально подготовленные инструктивные карточки. Особый интерес вызывают у учащихся практические работы, например такие как «Составление схем  передачи веществ и энергии», «Выявление антропогенных изменений в своей местности», по решению и составлению генетических задач и другие.

         Основной акцент при изучении курса биологии делаю так же на использование проблемных заданий исследовательского характера, что позволяет развивать умение аналитически подходить к изучению предмета. Биология- наука о живых организмах, поэтому все вопросы жизненно важные и вызывают у ребят большой интерес, побуждает их к активному поиску истины. В организации  исследовательской деятельности выделяю несколько этапов: выбор школьниками направления исследования, постановка задачи, фиксирование и обработка данных, оформление полученных результатов и представление их на семинаре, конференции. Например, при изучении темы «Экология» учащиеся получают задание: разработать анкету для опроса «Влияние окружающей среды на здоровье человека», провести опрос, обобщить данные и сравнить с результатами Всемирной организации здравоохранения. Результатом такой работы становится проект. Этот метод очень актуален, популярен. В настоящее время десятиклассники работают над проектом по темам «Вирусные заболевания», «Влияние средств массовой информации на здоровье человека», «Изучение родословной» и другим.

         Из интерактивных методов наиболее актуальными считаю: лекции, эвристические беседы, учебные рефераты, семинары.

         Обзорные и установочные лекции являются основной формой изложения нового материала на уроке. Однако лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, поэтому чаще всего использую лекции-беседы. На них учащиеся постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Такая форма работы позволяет осуществить более тесный контакт учителя с учениками. Провожу учебные конференции, посвященные определенной тематике. Заранее сообщаю учащимся вопросы, назначаю докладчиков, остальные учащиеся класса готовят вопросы и задают их выступающим товарищам, дополняют их сообщения. Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним свою точку зрения. Темы некоторых конференций: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле», «Глобальные экологические проблемы»

         Существенному расширению и углублению знаний школьников способствуют написание и защита рефератов. Эта форма работы требует от старшеклассников: составление плана работы, подбора материала, оборудования, проведения наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов.

         Семинары провожу в основном как уроки обобщения и систематизации знаний. Эта форма работы учит учащихся давать аргументированные ответы, вовлекает их в дискуссию. Традиционно провожу семинары на темы «Антропогенез», «Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии» и другие.

         Таковы отдельные методы и формы, применяемые мною в профильном обучении, которые я считаю наиболее интересными, способствующими творческому развитию личности, усвоению школьниками программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» 8 КЛАСС.

Основные цели данного урока- изучить классификацию неорганических соединений, познакомиться с составом основных классов неорганических веществ, научиться выявлять из всего многообразия соединения кажд...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет сформировать у учащихся понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть ...

Исследовательский метод в обучении биологии как способ приблизить знания к ученику

Статья, представляющая обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках биологии. Автором раскрываются технология применения этапов исследования при организации изучения биология на у...

Нетрадиционные методы в обучении биологии детй с ОВЗ

Задача нашего общества  - переосмысление отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. У них тоже есть потребность в усвоении знаний, умений и навыков для успешного труда и для всей п...

Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку

Аннотация: В статье рассматриваются особенности преподавания иностранных языков при помощи интерактивных форм и методов обучения, как наиболее актуальные на современном этапе преподавания. Рассма...

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...

Статья "Деятельностный метод в обучении биологии"

Главный принцип деятельностного подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом. Реализация данного подхода позволяет последовательно осуществлять  ориентировочно-мотива...