Конспект урока по биологии, 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Беляева Елена Николаевна

Конспект урока по биологии на тему «Регуляция пищеварения» Цель: сформировать у учащихся представление о регуляции пищеварения и ее особенностях в разных отделах желудочно-кишечного тракта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regulyatsiya_pishchevareniya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по биологии на тему «Регуляция пищеварения»

Цель:  сформировать у учащихся представление о регуляции пищеварения и ее особенностях в разных отделах желудочно-кишечного тракта

Задачи:

Образовательная: Обеспечить усвоение знаний о безусловных и условных рефлексах, рефлекторной и гуморальной регуляции пищеварения.

Развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда, привести научные доказательства в пользу необходимости ведения здорового образа жизни.

Форма урока: урок изучения нового материала на основе  системнодеятельностного подхода

Тип урока:комбинированный

Форма организации познавательной  деятельности

обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективнаяработа.

Методы: проблемный, поиск информации, составление схемы, экспресс –диагностика, эвристическаябеседа.

Технологии:

  •  технология проблемного диалога,
  •  технология сотрудничества,
  •  информационные технологии.

Межпредметные связи: зоология, анатомия, химия, экология, русский язык.

Метапредметные связи: классификация, анализ, синтез, рабочие листы, задания для группы

Оборудование: 

  • компьютер;
  •  проектор.

Средства обучения:

  • индивидуальный  рабочий лист;
  •  лист с заданиями для группы;
  •  видеофильм «Условные рефлексы»;
  •  презентация «Регуляция пищеварения»;
  •  тест-схема.

Ссылки на материалы, использованные в презентации:

  1. Видеофильм «Условные рефлексы» h https://www.youtube.com/watch?v=bT6lhyC79Ws
  2. Картинки:

http://fr.listofimages.com

http://edaizduhovki.ru/

http://ratatui.org/pervye-blyuda/supy/

http://obed-doma.com/ovoshhnoj-salat.html

http://www.aif.ru/oldpictures/201312/2_5_.jpg

https://ru.wikipedia.org/Павлов,_Иван_Петрович

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Стадия вызова – 4 минуты.
  3. Формулирование темы и целеполагание – 5 минут.
  4. Исследовательская деятельность. Физминутка – 12 минут.
  5. Экспресс-диагностика – 2 минуты.
  6. Самооценка – 3 минуты.
  7. Рефлексия – 3 минуты.

  1. Организационный момент
  2. Стадия вызова

Давайте представим, что вы представители лучших ресторанов нашего города и  участвуете в кулинарном конкурсе. У каждой группы есть картинка с блюдом. Условие  конкурса – вы должны, используя прилагательные описать его так, чтобы переманить клиентов других ресторанов в свой. Также вы должны назвать свой ресторан и выбрать шеф-повара. Время на этот конкурс 1,5 минуты: 1 минута на подготовку и 30 сек для озвучивания результата. Возьмите лист «задание для групп»  и найдите задание № 1. В течение урока вы будете получать бонусы, которые  определят победителя.

(слайд 2,3.4) Время прошло. И так, уважаемые посетители (обращаюсь к жюри), начинаем кулинарный конкурс. Вызывается шеф-повар первого ресторана (второго, третьего). Уважаемые посетители, на ваш взгляд, какая команда была лучше? Каждая команда получает призовые баллы.

Ребята, скажите, блюда которые вы представляли, относятся к здоровой пище? (да, нет)

Я предлагаю поговорить о здоровом питании. А для этого нам нужно перенестись в Институт здорового питания. Отправляемся в лабораторию, где изучают процессы пищеварения.

  1. Определение темы и цели урока.

А какие процессы пищеварения происходили у вас, когда вы слышали описание блюд, во время кулинарного конкурса? (аппетит, голод, выделялась слюна)

Все процессы, которые вы назвали, относятся к процессам пищеварения.

(слайд 5) А они должны протекать в нашем организме правильно, быть отрегулированными. А теперь, ребята, следующее вам задание. Используя данное предложение, сформулируйте тему нашего урока. Это задание для групп. Задание № 2 в листе «задание для групп». На выполнение - 1 минута. Огласите, коллеги, ваши результаты. Значит тема нашего урока регуляция пищеварения

Любая научная работа начинается с постановки цели. И вот следующее задание № 3 группам – допишите предложение, которое и определит цель вашей работы.

Коллеги, я хочу услышать ваши предложения.

(слайд 5) цель урока.

  1. Работа по теме урока

Начнем движение к поставленной  цели. А для этого давайте заполним схему №1 в ваших рабочих листах, ответив на вопросы. Напоминаю, каждый правильный ответ –бонус.

Что вы знаете о регуляции? Какие бывают виды регуляции?

В рабочих листах заполняем таблицу №1  Проверка по слайду № 6.

                                                   

                                      Чем контролируется?

Начнем с изучения  гуморальной регуляции.

Как же происходит  гуморальная регуляция? Давайте воспроизведем путь прохождения пищи по кишечному тракту различными движениями и заодно с вами разомнемся (физ.минутка) Все встали.

 И так. Питательные вещества, образовавшиеся в процессе пищеварения, всасываются в кровь и с током крови попадают к железам желудка и те усиленно начинают выделять желудочный сок.  И это очень важно для правильного пищеварения, почему, как вы думаете? Это позволяет обеспечить длительное сокоотделение. Посмотрите, пожалуйста, на слайд (слайд 7)

Некоторая пища  может  перевариваться 6 часов и более.

(слайд 8) А в какой пище много биологически активных веществ?  (в овощах, в овощных и мясных бульонах). Какой совет  дал бы институт правильного питания? С каких блюд нужно начать трапезу? (в начале еды лучше принимать салаты и бульоны)

(слайд 9) А теперь изучим  нервную регуляцию процессов пищеварения. В этом нам поможет великий ученый И.П.Павлов.

(слайд 10) А теперь предлагаю вам посмотреть фильм о работах Павлова. Но перед просмотром задам вам вопрос, на который вы мне ответите, посмотрев фильм. Что установил Павлов  в ходе своих экспериментов? Ответ на этот вопрос вы запишите в своих рабочих листах.

Ответьте теперь на мой вопрос (установил условные и безусловные рефлексы). Запишите ответ в рабочие листы.

А теперь давайте более подробно рассмотрим эти рефлексы. И сделаем это вместе, коллективно.

(слайд 11) Отвечайте на мои вопросы. Какой рефлекс мы сейчас начнем изучать?

Какие условия нужны, чтобы выработался условный рефлекс (раздражитель – свет)? Зажигается  свет и что происходит дальше? (рецепторы глаза получают раздражение). Куда посылается это раздражение в виде нервного импульса? (в зрительный центр коры больших полушарий).

И так собаку приучили к этому раздражителю и к тому, что после включения света ее будут кормить. Продолжаем моделировать этот процесс.

Лампочка зажигается……рецепторы глаза…….зрительный центр.

Рецепторы языка…….слюноотдельный  центр продолговатого мозга……пищевой центр коры больших полушарий и слюнные железы…….временная связь между пищеварительным центром и зрительным. Вот и образовался условный рефлекс. А почему эта связь называется временной (она может исчезнуть) а при каком условии? (если исчезнет раздражитель).

Замечательно. И так, работая в экспериментальной лаборатории, мы изучили механизмы нервной и гуморальной регуляции пищеварения.

  1. Итоги урока.

Подведем итоги нашей работы.

И вновь работаем группой. Сейчас на ватмане закончите таблицу. Учитывается скорость и правильность выполнения задания.

         рефлексы

Виды регуляции        виды регуляции

Команды, покажите свои результаты.

  1. Рефлексия. Самооценка

А сейчас, каждая группа подсчитывает свои бонусы. Поставьте набранное количество в листы «задания для групп в левом окошке. Теперь  каждый оцените свою работу в группе по 5-бальной системе и поставьте свою оценку  в правом окошке. Поднимет руки, кто оценил себя на 5, на 4, на 3? Есть  несогласные  с такой самооценкой своих товарищей? У меня есть тоже бонусы и я добавляю баллы.

Сдайте мне, пожалуйста, листы с оценками, а рабочие остаются у вас.

Спасибо ребята за урок. Мне очень понравилась ваша работа в группах, как вы отвечали на вопросы.

В начале урока каждая группа поставила перед собой цель. Скажите, вы достигли её? А что вам понравилось на уроке? Какая информация вам показалась удивительной и интересной? Какие у вас ко мне вопросы?

Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.

Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...