Конспект урока – практикума по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ»
план-конспект занятия по биологии (10 класс) на тему
Конспект урока – практикума по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ontogenez.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока – практикума по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ»
Учитель биологии МБОУ «Средней школы №12»
Макеева Галина Васильевна
Цель урока:
1. Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к ЕГЭ по данной теме.
2. Отработать навыки решения заданий части В и С2.
Задачи: Формировать навыки работы с заданиями части В и С.
Развивать теоретическое мышление.
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Работа по инструктивной карточке. В которой даны задания, которые необходимо выполнить, указания к работе, которую необходимо выполнить и оценивание результата части В – 2 баллами, часть С в зависимости от количества правильных ответов от 1 до 3 баллов.
Ход урока по биологии в 10 классе:
«Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».
1. Введение
Жизнь – есть воспроизведение себе подобных через себе неподобных.
- Как можно объяснить это изречение? (Да, речь идет о жизненных циклах. Прежде чем особь достигнет способности к репродукции она пройдет рад непохожих друг на друга стадий).
Итак, речь сегодня пойдет об особенностях индивидуального развития организмов.
Заполните схему:
- Какими особенностями характеризуется каждый из периодов онтогенеза? Выполните задание №1 в инструктивной карточке.
Задание №1
В6. Установите соответствие между периодами онтогенеза и его особенностями
2. Эмбриональный период развития.
- Итак эмбриональный период развития, давайте выполним
задание №2 на установление последовательности явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.
Задание №2
В7. Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.
А) нейруляция
Б) зигота
В) бластула
Г) морула
Д) гаструла
Е) нейрула
Ответ: б, г,в,д,а,е
При подготовке к ЕГЭ следует уделить внимание заданиям части С2, работу с рисунками.
Задание№3
С2. Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?
Ответ:
1. Зародышевый листок под цифрой 3 – МЕЗОДЕРМА
2. Из мезодермы формируются ткани – соединительная и мышечная.
3. Из мезодермы формируются органы – опорно-двигательной системы, кровеносной, выделительной и половой систем
- Какие органы образуются из эктодермы и энтодермы? Заполните таблицу, поставив знак плюс.
органы | эктодерма | энтодерма | мезодерма |
Головной мозг | + | ||
Почки | + | ||
Кости и хрящи | + | ||
Легкие | + | ||
Кровь | + | ||
Кишечник | + | ||
Эпителий кожи | + | ||
Органы слуха | + | ||
Пищеварительные железы | + | ||
Мышечная ткань | + |
- В заданиях для подготовки к ЕГЭ встречаются некорректные задания или задания с ошибками (опечатками).
- В чем заключается некорректность данного задания?
Задание В6.
Установите соответствие
Структура организма | Зародышевые листки | ||||||||||||||||
А) печень Б) органы чувств В) скелет Г) кожа Д) головной мозг Е) кровеносная система Ж) органы слуха З) спинной мозг | 1) Эктодерма 2) Энтодерма 3) Мезодерма
|
(Различные слои кожи образуются из разных зародышевых листков. Эпителий из эктодермы, дерма и гиподерма из мезодермы).
Давайте подведем итог эмбрионального развития живых организмов.
Выполните задание №4.
Задание С2.Найди ошибки в приведенном тексте
1. Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме.
2. Гаметы участвуют в оплодотворении.
3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.
4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.
5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.
Ответы: 1. 3. 5.
1. Онтогенез начинается с момента образования зиготы.
3. Зигота, подвергается дроблению, в основе которого лежит митоз.
5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных после выхода из яйца или рождения.
- Какой из ученых эмбриологов ввел понятие «онтогенез» и в чем еще его заслуга как ученого эмбриолога? (Геккель, вместе с Мюллером открыл биогенетический закон).
3. Постэмбриональное развитие.
- Почему стал необходим постэмбриональный период развития в онтогенезе?
(У родившейся (или вылупившейся из яйца) особи не всегда полностью сформированы все органы и ткани. Необходимо чтобы образовалась взрослая особь, способная к воспроизводству себе подобных).
- Что такое прямое развитие, непрямое или развитие с метаморфозом? (прямое – родившиеся особи имеют все органы, свойственные взрослым организмам, непрямое – новый организм внешне не похожий на взрослую особь, имеет особые личиночные органы).
-На какие группы оно делится? (у насекомых с полным и неполным превращением)
- В чем заключается преимущество непрямого развития?
- Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).
- Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).
- Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).
- Переживание неблагоприятных условий среды (н-р, куколка насекомых).
Выполните задание №5.
В6. Установите соответствие
Организмы | Способы постэмбрионального развития | ||||||||||||
А) Речной рак Б) Сизый голубь В) Уж обыкновенный Г) Остромордая лягушка Д) Прыткая ящерица Е) Медуза | 1) Прямое 2) Непрямое
|
Работа с информацией на слайде.
-Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным превращением?
-Для каких насекомых оно характерно?
Работа с информацией на слайде.
- Назовите, какие стадии в своем развитии проходит бабочка?
Для каких насекомых характерен такой тип развития?
Задание №6.
В6. Установите соответствие:
3. Особенности онтогенеза животных.
Онтогенез животных имеет свои отличительные особенности от онтогенеза других организмов.
Задание№7
В3. Какие признаки развития проявляются у животных только в онтогенезе?
1) Одноклеточная стадия
2) Покровительственная окраска
3) Размеры тела
4) Плавательная перепонка
5) Бластула
6) гаструла
Ответ: 2 3 4.
3. Наибольшее затруднение вызывают вопросы на определение последовательности этапов циклов развития живых организмов, в том числе паразитических червей.
На слайде представлены изображения этапов цикла развития печеночного сосальщика в неправильной последовательности.
Установите последовательность этапов, в цикле развития печеночного сосальщика выполнив задание №8.
Задание№8
В7. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца
А) Внедрение личинок в организм моллюска.
Б) Выход из яйца личинок с ресничками.
В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.
Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки.
Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду.
Е) инцистирование личинок.
Ответ: д, б, а, г, е, в.
6.Онтогенез человека имеет свои особенности и в эмбриональный (апоптоз клеток, возникающих у зародыша на определенном этапе развития) и в постэмбриональный период, имеет свои критические периоды.
Выполните задание №9.
В7.Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.
А) развитие двух организмов из нейрулы
Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша
В) образование оплодотворённой яйцеклетки
Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул
Д) дробление зиготы и формирование двух бластул
Ответ: в д б г а
В онтогенезе человека имеются свои критические периоды. Обратите внимание на слайд. И хотелось бы напомнить вам известные рекомендации, позволяющие снизить риск отрицательных влияний на человека в критические периоды онтогенеза.
Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства:
- Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;
- Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
- Не употреблять алкогольные напитки;
- Не курить;
- Не принимать наркотические средства;
- Полноценно питаться;
- Заниматься спортом.
Рефлексия:
Оцените уровень своих знаний и умений по данной теме по 10 бальной шкале самооценки №2.
Подсчитайте результат своей работы (баллы) и оцените его по критериям, сложив результаты всех заданий:
Критерии оценки:
«2» - 0 – 7
«3» - 8 – 11
«4» - 12 – 14
«5» - 15 - 20
И наш урок хотелось бы закончить словами:
- Ребенок-это чудо, Божий величайший дар, которым Бог может наградить человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи в 4 классе "Почтальон". Подготовка к изложению
Почтальон. Подготовка к изложению...
Конспект урока по теме "Индивидуальное развитие организмов - онтогенез"
УРОК ПРОВОДИТСЯ В 9 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)...
Конспект урока русского языка в 9 классе по подготовке к сочинению-рассуждению на ГИА.
Конспект урока русского языка в 9 классе с презентацией по теме "Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА"....
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...
Разработка урока-практикума по биологии (ФГОС 2) в 8 классе «Измерение функциональных показателей дыхательной системы»
Урок предусматривает расчёт и анализ расширенного круга показателей функционирования дыхательной системы, предусмотренных школьной программой. Результаты работы предполагается использовать на внекласс...
Конспект урока-практикума для учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку).
Конспект урока-практикумадля учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку). Цель: сформировать навык нахождения нужных орфограмм...
Конспект Урок-практикум на материале 5 класса, по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
Данный урок входит в раздел «Формы представления информации», который разбит на 3 части. В каждой части учащийся учится представлять информацию на компьютере в одной из форм представления ...