Разработка урока по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Конспект урока по биологии, 8 класс по теме "Сердечно-сосудистая система".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_gigiena_serdechno-_sosudistoy_sistemy.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Идентификатор автора: 252-304-573. Раздел: Преподавание биологии.
Разработка урока по теме
«Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
учителя биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ» Биктимировой Фании Муратовны.
Цели:
1. Образовательная: расширить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
2. Развивающая: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;
3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.
Оборудование: жгуты, бинты, палочки для закрутки. Цифровые образовательные ресурсы. КМ – школа. Уроки Медиатека. Презентация на тему: « Причины
сердечно – сосудистых заболеваний»».
Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «Транспорт веществ. Кровь, лимфообращение и кровообращение». Давайте систематизируем и проверим свои знания.
Форма работы: тестирование по теме: «Кровь. Кровообращение»
ВАРИАНТ 1
1. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца:
а) вены б) артерии в) капилляры
2. Мельчайшие кровеносные сосуды – это:
а) капилляры б) вены в) артерии
3. Белок гемоглобин содержится в:
а) тромбоцитах б) лейкоцитах в) эритроцитах
4. Основная роль лейкоцитов заключается в:
а) транспорте газов б) свёртываемости крови в) иммунной защите
5.Венозная кровь содержит:
а) кислород б) угарный газ в) углекислый газ
6. Камера сердца, дающая начало малому кругу кровообращения:
а) левое предсердие б) правое предсердие в) правый желудочек
7. Кровь какой группы можно перелить человеку со II группой крови:
а) первой и второй б) первой и третьей в) первой, второй, третьей
8. Скорость тока крови в венах:
а) 0,5 мм/с б) 200 мм/с в) 500 мм/с
9. Установите соответствие.
КЛЕТКИ КРОВИ | ФУНКЦИЯ | ||
1 | Т-лимфоциты | А | Транспорт кислорода |
2 | Б | Свёртываемость крови | |
3 | Эритроциты | В | Клеточный иммунитет |
4 | Тромбоциты | Г | Выработка антител |
5 | Фагоциты | Обнаружение антигенов |
10. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением её качественного состава – …
ВАРИАНТ 2
Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу:
а) капилляры б) вены в) артерии
2. Самые крупные кровеносные сосуды – это:
а) артерии б) капилляры в) вены
3. Белок фибриноген содержится в:
а) эритроцитах б) тромбоцитах в) лейкоцитах
4. Основная роль гемоглобина заключается в:
а) иммунной защите б) транспорт газов в) свёртывание крови
5. Артериальная кровь содержит:
а) кислород б) угарный газ в)углекислый газ
6. Камера сердца, дающая начало большому кругу кровообращения:
а) левый желудочек б) правый желудочек в) левое предсердие
7. Кровь какой группы можно перелить человеку с IV группой крови:
а) второй и третьей б) первой и третьей в) первой, второй, третьей и четвёртой
8. Скорость тока крови в аорте:
а) 500 мм/с б) 200 мм/с в) 0,5 мм/с
9. Установите соответствие:
КЛЕТКИ КРОВИ | |||
1 | Т-лимфоциты | А | Транспорт кислорода |
2 | В-лимфоциты | Б | Свёртываемость крови |
3 | В | Клеточный иммунитет | |
4 | Г | Выработка антител | |
5 | Д | Обнаружение антигенов |
10. Наследственной заболевание, которое выражено в склонности к кровотечениям в результате несвёртываемости крови – …
Критерий оценивания 1 балл за правильный ответ. Ребята обмениваются работами и проверяют друг у друга (работа в паре).
Ключ на экране: 1 вариант: 1- б, 2- а, 3- в, 4- в, 5- б, 6- в, 7- а, 8- б,
9.
А. | Б. | В. | Г. | Д. |
3 | 4 | 5 | 2 | 1 |
10. Малокровие.
2 вариант: 1- б, 2- а, 3- а, 4- б, 5- а, 6- а, 7- в, 8- а,
9.
А. | Б. | В. | Г. | Д. |
3 | 4 | 5 | 2 | 1 |
10.Гемофилия.
Учитель: Давайте посмотрим наши результаты, поднимите руки, кто получил пять – молодцы, кто получил оценку четыре – замечательно, кто получил оценки ниже, попробуйте их исправить на следующем уроке.
- Изучение нового материала.
Учитель: Как вы думаете, какие заболевания стоят на 1 месте среди населения? Слайд 1,2 презентации.
Ученики: Заболевания сердца и сосудов.
Учитель: Какие к ним относятся?
Ученики: Инфаркт миокарда, гипертония, порок сердца, тромбофлебит и др.
Учитель: Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Значит борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного поколения людей.
Учитель: Каковы, на ваш взгляд, причины, приводящие к заболеванию органов кровообращения? Слайд 3 презентации
Ученики: Алкоголь, курение, наркотики, плохая экология, наследственность, гиподинамия и др.
схема: Причины сердечно - сосудистых заболеваний
Учитель: Давайте послушаем сообщения ребят по темам:
- «Влияние вредных привычек»
- « Гиподинамия – что это?»
- «Влияние окружающей среды на сердечно – сосудистую систему»
Учитель: Какое влияние на сердце и сосуды оказывает алкоголь?
Ученики: Под воздействием алкоголя возникают нарушения в работе вегетативной системы, что приводит к быстрому росту пульса, а скорость сокращения сердечной мышцы падает, нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.
Учитель: Посмотрите на сердце здорового человека и человека, употребляющего алкоголь (слайд 4). Чем оно отличается?
Ученики: Размерами. Алкоголь в небольших количествах влияет на обмен веществ в клетках сердца. В них накапливается жир, уменьшается содержание белка и, в конце концов, мышечные волокна сердца отмирают.
Учитель: Перечислите последствия курения на сердечно-сосудистую систему (слайд 5).
Ученики:
- способствует повышению частоты сердечных сокращений;
- вызывает спазм питающих сердце сосудов;
- повышает давление;
- повышает свертываемость крови, что ускоряет образование тромбов;
- резко усиливает накопление в организме лишнего холестерина;
- способствует образованию жира на стенках сосудов;
- сужает сосуды.
- уменьшает количество кислорода, поступающего к сердцу.
Учитель: Что такое гиподинамия и как она влияет на сердце? (слайд 6).
Ученики: Гиподинамия – это ограничение физической подвижности. Гиподинамия вызывает ослабление мышц, увеличивает количество жировой ткани, снижает выносливость.
Учитель: Как избежать таких последствий?
Ученики: Больше двигаться.
Учитель: Движение необходимо. Давайте проведем физкультминутку.
Учитель: Какие факторы окружающей среды влияют на сердце?
Ученики:
К факторам окружающей среды, влияющим на деятельность сердца относятся резкие колебания температуры и шум.
Учитель: Повышение температуры окружающей среды, вызывая расширение сосудов кожи и увеличение теплоотдачи, сопровождается увеличением минутного объема сердца. Нагрузка на сердце при этом дополнительно возрастает из-за повышения вязкости крови в результате потерь воды при усиленном потоотделении.
Нервное напряжение, создаваемое шумом, способствует повышению сосудистого тонуса и АД, что увеличивает нагрузку на сердце. Кроме того, при шуме могут возникать неврогенные нарушения сердечного ритма (слайд 7).
Учитель: Также причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы может быть потеря крови. Иногда очень важно вовремя и правильно оказать помощь. Сегодня мы проведём практическую работу.
Практическая работа №4.
«Изучение приемов остановки кровотечений»
Цель работы: уметь распознавать виды кровотечений; научиться оказывать первую медицинскую помощь при повреждении сосудов.
Оборудование: схемы «Виды кровотечений», «Оказание первой помощи при капиллярном кровотечении», видеофрагменты «Остановка артериального кровотечения», « Остановка венозного кровотечения», бинты, палочки для закрутки, ножницы, платки, ткань, жгут.
Учитель: Кровотечения обусловлены рядом причин. Это могут быть повреждения сосудов при травмах или разрушение стенки сосудов при болезнях, увеличение проницаемости сосудов и нарушение свертываемости крови, при ряде заболеваний.
При потере одной третьей объёма крови человек может умереть.
Выделяют артериальные, венозные и капиллярные кровотечения (Работа со схемой).
Просмотр видеофрагментов: «Остановка артериального кровотечения»,
« Остановка венозного кровотечения» ( КМ – школа. Уроки Медиатека. Биология/Человек и его здоровье/Движение крови по сосудам. Лимфатическая система/
Выработка практических навыков.
Учитель знакомит с методикой наложения жгута и скрутки из подручного материала.
Работа в парах: на столах инструкция хода работы:
1. Наложите марлевую повязку на указательный палец, при капиллярном кровотечении.
2. Сделайте скрутку на конечность (руку или ногу) при артериальном кровотечении.
3. Наложите давящую повязку при венозном кровотечении.
4. Заполните таблицу:
Вид кровотечения | Характеристика кровотечения | Меры первой помощи |
Капиллярное |
|
|
Венозное |
|
|
Артериальное |
4.Сделать вывод.
В ходе практической работы мы научились:
- оказывать доврачебную медицинскую помощь при различных видах кровотечений.
- Подведение итогов.
Рефлексия.
- А сейчас мне было бы интересно узнать, что каждый из вас вынес с нашего урока?
На доске висит схема: УЗНАЛ...
Я ЗАДУМАЛСЯ…
ВСПОМНИЛ…
НАУЧИЛСЯ…
Учитель: спасибо за вашу активную работу, мне очень приятно с вами общаться на уроке. Выставление оценок за урок.
- Домашнее задание.
Творческое задание: Разработать буклет «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Урок биологии в 8 классе....
Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
1. Значение тренировки сердца для предупреждение сердечно-сосудистой системы и сохранения здоровья.Почти 2500 лет назад лучшему воину-скороходу было поручено сообщить жителям А...
Конспект урока биологии "Гигиена сердачно-сосудистой системы.Первая помощь при кровотечениях" 8 класс
Методическая разработка урока биологии....
Открытый урок по теме "Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях"
Данный урок разработан по теме "Заболевания ССС.Первая помощь при кровотечениях".Соответствует стандартам ФГОС.Цель урока: - образовательная: сформировать знания об основных забо...
Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...
Открытый урок в 8 классе на тему : «Гигиена сердечно- сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
текст конспекта открытого урока...
«Гигиена сердечно- сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
презентация к Открытому уроку в 8 классе на тему : «Гигиена сердечно- сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»...