Разработка урока по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Биктимирова Фания Маратовна

Конспект урока по биологии, 8 класс по теме "Сердечно-сосудистая система".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_gigiena_serdechno-_sosudistoy_sistemy.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Идентификатор автора: 252-304-573.  Раздел: Преподавание биологии.

Разработка урока  по теме

«Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

учителя биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ» Биктимировой Фании Муратовны.

Цели: 

1. Образовательная: расширить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;

2. Развивающая: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;

3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.

Оборудование: жгуты, бинты,  палочки для закрутки. Цифровые образовательные ресурсы. КМ – школа. Уроки  Медиатека. Презентация на тему: « Причины

сердечно – сосудистых  заболеваний»».

Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний.

На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «Транспорт веществ. Кровь,  лимфообращение и кровообращение». Давайте систематизируем и проверим свои знания.

Форма работы: тестирование по теме: «Кровь. Кровообращение»

ВАРИАНТ 1

1.  Сосуды, по которым кровь течёт от сердца:

а) вены  б) артерии  в) капилляры

2.  Мельчайшие кровеносные сосуды – это:

а) капилляры б) вены в) артерии

3.  Белок гемоглобин содержится в:

а) тромбоцитах б) лейкоцитах в) эритроцитах

4. Основная роль лейкоцитов заключается в:

а) транспорте газов  б) свёртываемости крови в) иммунной защите

5.Венозная  кровь  содержит:

а) кислород б) угарный газ в) углекислый газ

6. Камера сердца, дающая начало малому кругу кровообращения:

а) левое предсердие  б) правое предсердие  в) правый желудочек

7. Кровь какой группы можно перелить человеку со II группой крови:

а) первой и второй  б) первой и третьей  в) первой, второй, третьей

8. Скорость тока крови в венах:

а) 0,5 мм/с  б) 200 мм/с  в) 500 мм/с

9. Установите соответствие.

КЛЕТКИ КРОВИ

ФУНКЦИЯ

1

Т-лимфоциты

А

Транспорт кислорода

2

В-лимфоциты

Б

Свёртываемость крови

3

Эритроциты

В

Клеточный иммунитет

4

Тромбоциты

Г

Выработка антител

5

Фагоциты

Д

Обнаружение антигенов

10. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением её качественного состава – …

 

ВАРИАНТ 2

  Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу:

а) капилляры б) вены в) артерии

2.  Самые крупные кровеносные сосуды – это:

а) артерии б) капилляры в) вены

3.  Белок фибриноген содержится в:

а) эритроцитах б) тромбоцитах в) лейкоцитах

4.  Основная роль гемоглобина заключается в:

а) иммунной защите б) транспорт газов в) свёртывание крови

5. Артериальная   кровь содержит:

а) кислород б) угарный газ в)углекислый газ

6. Камера сердца, дающая начало большому кругу кровообращения:

а) левый желудочек б) правый желудочек в) левое предсердие

7. Кровь какой группы можно перелить человеку с IV группой крови:

а) второй и третьей б) первой и третьей в) первой, второй, третьей и четвёртой

8. Скорость тока крови в аорте:

а) 500 мм/с б) 200 мм/с в) 0,5 мм/с

9. Установите соответствие:

КЛЕТКИ КРОВИ

ФУНКЦИЯ

1

Т-лимфоциты

А

Транспорт кислорода

2

В-лимфоциты

Б

Свёртываемость крови

3

Эритроциты

В

Клеточный иммунитет

4

Тромбоциты

Г

Выработка антител

5

Фагоциты

Д

Обнаружение антигенов

10. Наследственной заболевание, которое выражено в склонности к кровотечениям в результате несвёртываемости крови – …

Критерий оценивания 1 балл за правильный ответ. Ребята обмениваются работами и проверяют друг у друга (работа в паре).

Ключ на экране: 1 вариант: 1- б, 2- а, 3- в, 4- в, 5- б, 6- в, 7- а, 8- б,

9.

А.

Б.

В.

Г.

Д.

3

4

5

2

1

10. Малокровие.

2 вариант: 1- б, 2- а, 3- а, 4- б, 5- а, 6- а, 7- в, 8- а,

9.

А.

Б.

В.

Г.

Д.

3

4

5

2

1

10.Гемофилия.

Учитель: Давайте посмотрим наши результаты, поднимите руки, кто получил пять – молодцы, кто получил оценку четыре – замечательно, кто получил оценки  ниже, попробуйте их исправить на следующем уроке.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Как вы думаете, какие заболевания стоят на  1 месте среди  населения? Слайд 1,2 презентации.

Ученики:  Заболевания сердца и сосудов.

Учитель: Какие  к ним относятся?

Ученики:  Инфаркт  миокарда, гипертония, порок сердца, тромбофлебит и др.  

Учитель: Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Значит борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного поколения людей.

Учитель:    Каковы, на ваш взгляд,  причины, приводящие к заболеванию органов кровообращения? Слайд 3 презентации

 Ученики: Алкоголь, курение, наркотики, плохая экология, наследственность, гиподинамия и др.

                                       схема: Причины сердечно - сосудистых заболеваний

Учитель:    Давайте послушаем сообщения ребят по темам:

  1. «Влияние вредных привычек»
  2. « Гиподинамия – что это?»
  3. «Влияние окружающей среды на сердечно – сосудистую систему»

Учитель:    Какое влияние на сердце и сосуды оказывает алкоголь?

Ученики:  Под воздействием алкоголя возникают нарушения в работе вегетативной системы, что приводит к быстрому росту пульса, а  скорость сокращения сердечной мышцы падает, нагрузка на него возрастает.  Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь. 

Учитель:    Посмотрите на сердце здорового человека и человека, употребляющего алкоголь (слайд 4). Чем оно отличается?  

Ученики: Размерами. Алкоголь в небольших количествах влияет на обмен веществ в клетках сердца. В них накапливается жир, уменьшается содержание белка и, в конце концов, мышечные волокна сердца отмирают.

Учитель:    Перечислите последствия курения на сердечно-сосудистую систему (слайд 5).

Ученики:

  • способствует повышению частоты сердечных сокращений;
  • вызывает спазм питающих сердце сосудов;
  • повышает давление;
  • повышает свертываемость крови, что ускоряет образование тромбов;
  • резко усиливает накопление в организме лишнего холестерина;
  • способствует образованию жира на стенках сосудов;
  • сужает сосуды.
  • уменьшает количество кислорода, поступающего к сердцу.

Учитель: Что такое гиподинамия и как она влияет на сердце? (слайд 6).

Ученики: Гиподинамия – это ограничение физической подвижности.  Гиподинамия вызывает ослабление мышц, увеличивает количество жировой ткани, снижает выносливость.

Учитель: Как избежать таких последствий?

Ученики: Больше двигаться.

Учитель:  Движение необходимо. Давайте проведем физкультминутку.

Учитель: Какие факторы окружающей среды влияют на сердце?

Ученики:

К факторам окружающей среды, влияющим на деятельность сердца относятся резкие колебания температуры и шум.

Учитель: Повышение температуры окружающей среды, вызывая расширение сосудов кожи и увеличение теплоотдачи, сопровождается увеличением минутного объема сердца. Нагрузка на сердце при этом дополнительно возрастает из-за повышения вязкости крови в результате потерь воды при усиленном потоотделении.

Нервное напряжение, создаваемое шумом, способствует повышению сосудистого тонуса и АД, что увеличивает нагрузку на сердце. Кроме того, при шуме могут возникать неврогенные нарушения сердечного ритма (слайд 7).

Учитель: Также причиной  заболеваний сердечно-сосудистой системы может быть потеря крови. Иногда очень важно вовремя и правильно оказать помощь. Сегодня мы проведём практическую работу.

Практическая  работа  №4.

«Изучение приемов остановки кровотечений»

Цель работы: уметь распознавать виды кровотечений; научиться оказывать первую  медицинскую помощь при повреждении сосудов.

Оборудование: схемы «Виды кровотечений»,  «Оказание первой помощи при капиллярном кровотечении», видеофрагменты «Остановка артериального кровотечения», « Остановка венозного кровотечения», бинты, палочки для закрутки, ножницы, платки, ткань, жгут.

Учитель: Кровотечения обусловлены рядом причин. Это могут быть повреждения сосудов при травмах или разрушение стенки сосудов при болезнях, увеличение проницаемости сосудов и нарушение свертываемости крови, при ряде заболеваний.

При потере одной третьей объёма крови человек может умереть.

Выделяют артериальные, венозные и капиллярные кровотечения (Работа со схемой).

Просмотр видеофрагментов: «Остановка артериального кровотечения»,

 « Остановка венозного кровотечения» ( КМ – школа. Уроки  Медиатека. Биология/Человек и его здоровье/Движение крови по сосудам. Лимфатическая система/

Выработка практических навыков.  

Учитель знакомит с методикой наложения жгута и скрутки из подручного материала.

 Работа в парах:  на столах инструкция хода работы:

1. Наложите марлевую повязку на указательный палец, при капиллярном кровотечении.

2. Сделайте скрутку на конечность (руку или ногу) при артериальном кровотечении.

3. Наложите давящую повязку при венозном кровотечении.

4. Заполните таблицу:

Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

Меры первой помощи

 Капиллярное

 

 

 Венозное

 

 

Артериальное

4.Сделать вывод.

В ходе практической  работы  мы научились:

- оказывать доврачебную медицинскую помощь при различных видах кровотечений.

  1. Подведение итогов.

Рефлексия.

- А сейчас мне было бы интересно узнать, что каждый из вас вынес с нашего  урока?

На доске висит схема:                          УЗНАЛ...

                                                                 Я       ЗАДУМАЛСЯ…

                                                                         ВСПОМНИЛ…

                                                                       НАУЧИЛСЯ…

Учитель: спасибо за вашу активную работу, мне очень приятно с вами общаться на уроке. Выставление оценок за урок.

  1. Домашнее задание.

Творческое задание: Разработать буклет «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.

1.     Значение тренировки сердца для предупреждение сердечно-сосудистой системы и сохранения здоровья.Почти 2500 лет назад лучшему воину-скороходу было поручено сообщить жителям А...

Открытый урок по теме "Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях"

Данный урок разработан по теме "Заболевания ССС.Первая помощь при кровотечениях".Соответствует стандартам ФГОС.Цель урока:  - образовательная:  сформировать знания об основных забо...

Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...

«Гигиена сердечно- сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

презентация к Открытому уроку в 8 классе на тему :  «Гигиена сердечно- сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»...