Индивидуальный план самообразования
материал по биологии на тему
Индивидуальная тема самообразования «Развитие креативного мышления как средство самореализации личности»
Обоснование выбранной темы.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся через различные способы мышления относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качеств учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо- поисковой деятельности.Индивидуальная тема самообразования «Развитие креативного мышления как средство самореализации личности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план самообразования
Ф.И.О. учителя Ибрагимова Нуриса Рифгатовна
Место работы, должность МБОУ «Шумбутская СОШ», учитель
Образование (когда и какое учебное заведение окончил, по какой специальности)
Казанский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет, 1994г., учитель биологии
Последние курсы повышения квалификации (место и время прохождения, вид курсов)
Педагогический университет "Первое сентября" (г.Москва), тема: «Преподавание дисциплин образовательной области "Естествознание" (специализация: биология)» (2015 г)
ЧОУ ВПО "ИЭУП» (г.Казань), тема: «Организация образовательного процесса на уроках физики с учетом федерального образовательного государственного стандарта». (26.01-14.02.2015 г) Квалификационная категория (какая, год присвоения) первая, 2003г.
Самообразовательная работа над темой:
I. Общешкольная тема «Формирование потребности учащихся в саморазвитии, самосовершенствовании через внедрение новых образовательных технологий»
II. Индивидуальная тема самообразования «Развитие креативного мышления как средство самореализации личности»
Обоснование выбранной темы.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся через различные способы мышления относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качеств учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо- поисковой деятельности.
III. Когда начата работа над темой __01.09.2016 г._________________
IV. Когда предполагается закончить работу ____31.08.2019 г.___________
V. Цели и задачи самообразования по теме:
Цели: Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого обучающегося, повышение качества образования через полное раскрытие творческого потенциала.
Задачи:
1.выявить внутренние ресурсы обучающихся, позволяющих им реализовывать себя в познании естественных наук.
2. создание доброжелательной творческой атмосферы, где учитывались бы интересы педагогов, создавались условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества.
3. Повышение профессиональной компетенции педагога в вопросах развития креативности.
4.Достижение необходимого уровня взаимодействия педагога и учащихся в развитии креативного потенциала.
VI. Система работы над индивидуальной темой.
Этапы проработки материала.
Год | Этап | Содержание | Результат |
1 год | Установочно - обучающий | Определение и формулирование личной индивидуальной темы. Изучение истории возникновения технологии. Знакомство с программно – методическим обеспечением, наработанным коллегами в регионе, стране. Фиксация библиографии по данной теме. Постановка целей и задач. Осмысление последовательности своих действий. Прогнозирование теоретического обоснование новых результатов, проблем, которые могут быть решены с помощью данной технологии, результатов, которые могут быть получены после ее применения на практике. Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме. Выборка теоретического материала. Формирование научной основы будущей работы. Подбор методов практической части; методов и приемов, использующиеся в данной технологии; методов и приемов работы учащихся. | Выступление на ШМО, МС. Выступление на педсовете. Разработка инструкций и алгоритмов работы для педагога или учащихся. |
2 год | Практический | Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету). Разработка рабочей программы по предмету; | Выступление на семинаре. Разработка раздаточного материала и КИМов для учащихся. Промежуточный мониторинг результатов учащихся. |
3 год | Теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. | Творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях ШМО или МС, на районных МО. Открытые уроки в рамках ШМО. Посещение с обсуждением открытых уроков и других коллективных форм работы. Создание собственных наработок в контексте выбранной темы с опорой на теоретический материал. Апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации. Подведение итогов своей самостоятельной работы. Систематизация материала по теме. Оценка результативности использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики. Описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. | Создание собственных наработок в контексте выбранной темы с опорой на теоретический материал. Проекты учащихся. Разработка рекомендаций. Создание медиатеки. Открытые уроки в рамках ШМО и РМО. Представление собственного педагогического опыта: выступление на районной конференции, печать в электронных и бумажных изданиях, мастер-классы для педагогов, создание электронного портфолио, собственного сайта. |
VII. Изучение научно-методической литературы по теме.
№ п/п | Содержание |
1. | Алан Дж.Роу . Креативное мышление. |
2. | Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. |
3. | Быков В.В. Методы науки. |
4. | ЩукинаГ.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе |
5. | Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. |
6. | Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. |
7. | Якиманская М.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. |
8. | Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. |
- Чей опыт предполагается изучить по данной теме: И.С.Якиманской
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей»
- Творческое сотрудничество по теме самообразования :
члены ШМО учителей естественно-математического цикла
- Практические выходы (доклады, рефераты, выступления)
Когда и где выступил с собственным опытом
- Сотрудничество с Отделением географического и экологического образования. Научно-методический семинар (Институт экологии и географии КФУ) «Актуальные проблемы географического и экологического образования в школе» (участник семинара) (2013).
- Республиканский научно-методологический семинар «Развитие личности в поликультурной среде» (участник семинара) (2014)
- Межрегиональный фестиваль «Педагогические открытия» - номинация «Замечательный урок для лучших детей» (лауреат) (2014)
- Модульные курсы педагогического университета «Первое сентября» (Программа развития профессионально-личностных компетенций педагога)
- «Учитель цифрового века» в рамках «Школы цифрового века» (2013 – 2014 уч.г)
- Электронная версия «Учительского журнала on-line» - разработка урока биологии , 6 кл, «Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой» (2015)
- Российский научно-методический семинар для учителей биологии и химии «Формирование предметных результатов и УУД при изучении основ химии и биологии в условиях введения ФГОС ООО». (участник) (2016)
- Международный детский творческий фестиваль «Апельсин» - научно-исследовательская работа «Пузырьковая теория тайны Бермудского треугольника» (2016)
- МДТФ «Апельсин». Проект «Экологические взаимоотношения в лесном биогеоценозе» (2015)
- Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ «Мастера исследований» «Получение каучука в школьной лаборатории и исследование его свойств» (2015)
- Муниципальный конкурс детских экологических театров «Все живое должно жить» (2013)
- IV Открытый (заочный) конкурс экологической социальной рекламы «Город под защитой детства» (2016)
- Муниципальная конференция исследовательских работ обучающихся 5 класса «Мастера исследований», проектно-исследовательская работа «Влияние способа сушки рук на сохранность их чистоты после мытья» (2016)
Открытые уроки.
- Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе» - эколого-просветительская акция. (2015)
- Всероссийский экологический урок в рамках проекта «Хранители воды» (2016)
- Единый урок, посвященный 15-летию реализации принципов Хартии Земли в РТ.(2016)
- Республиканская природоохранная эколого-образовательная акция «Урок леса». (2015)
- Республиканская эколого-просветительская акция «Единый экологический урок» (2015)
- Всероссийский урок «Я талантлив».(2016)
- Всероссийский экоурок «Разделяй с нами» (2016)
- Всероссийский заповедный урок «Заповедные острова. Сохраняя будущее»(2017)
- Открытый урок по географии «Население и хозяйство Австралии» в рамках мониторинга Рособрнадзора. (2017)
- Фестиваль открытых уроков «Я реализую ФГОС» урок по географии в 5кл «Внутреннее строение Земли» (2017)
XI. Изучение передового опыта (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий)
XII. Выводы по окончании работы ____________________________________________________
План работы по самообразованию педагога
Направления работы | Способы достижения | Анализ достижений | |
Сентябрь | 1.Определение и оформление личной индивидуальной темы самообразования. 2.Изучение технологии. 3.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. 4. Работа с нормативной и регулирующей документацией: изучение закона «Об образовании». | 1.Обоснование выбора темы 2.Знакомство и анализ литературы по проблеме. 3.Изучение закона и нормативной базы. | |
5.Планирование работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению | Изучение литературы по проблеме, разработка плана работы на текущий учебный год. | ||
Октябрь | 1.Знакомство с разным программно – методическим обеспечением предмета. 2.Знакомство с различными УМК по предмету. | 1.Работа с литературой . | |
3.Планирование работы с одарёнными учащимися и учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы на текущий учебный год. | ||
Ноябрь | 1.Изучение теории проектного обучения. 2.Фиксация библиографии по данной теме. 3.Посещение уроков учителей, применяющих технологию проектного обучения (либо изучение структуры уроков и внеклассных занятий по проблеме). | 1.Знакомство с литературой по данной тематике. 2.Фиксация библиографии. 3. Изучение и обмен опытом по проблеме. | |
4.Планирование работы по подготовке учащихся 9, 11 классов к ГИА | 4.Изучение литературы по проблеме, создание плана работы на учебный год. | ||
Декабрь | 1.Работа над модернизацией кабинета. 2. Работа над созданием тематических папок. 3.Промежуточный анализ работы с учащимися по направлениям. | 1.Оформление стендов. 2.Подбор учебного материала по темам. 3.Анализ работы с учащимися за 1 полугодие. | |
Январь | 1.Изучение теории и педагогического опыта применения проектного обучения. 2.Осмысление последовательности своих действий. 3.Подготовка учащихся к школьному и районному конкурсу исследовательских работ. | 1.Подбор материала. 2.Составление примерного плана реализации проблемы. 3.Работа над проектом. | |
Февраль | 1.Изучение теории и педагогического опыта применения проектного обучения. 2.Осмысление последовательности своих действий. | 1.Подбор материала. 2.Составление примерного плана реализации проблемы. | |
3.Подготовка учащихся к районному конкурсу исследовательских работ. | 3.Работа над проектом. Оформление проектного продукта. | ||
Март | 1.Постановка целей и задач по проблеме. | 1. Определение целей и задач самообразовательной работы. | |
2.Проведение предметной недели. | 2.План предметной недели | ||
Апрель | 1.Изучение проблемы применения активных форм обучения и активации познавательной деятельности учащихся. 2. Прогнозирование теоретического обоснования новых результатов и проблем, которые могут быть решены с помощью технологии проектного обучения. Прогнозирование результатов, которые могут быть получены после её применения на практике. | 1. Изучение опыта и литературы по проблеме. 2. Прогнозирование результатов. | |
3.Итоговый контроль знаний учащихся, связанный с подготовкой к ГИА. | 3. Анализ итогового контроля. | ||
Май | 1.Предоставление опыта работы по теме самообразование. | 1.Выступление с докладом на ШМО (или МС). | |
Июнь | 1.Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | 1.Подбор методической и учебной литературы. | |
Июль | 1.Работа собственной педагогической мастерской. | 1.Работа с методическими папками-накопителями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразования по теме "Современные компьютерно-информационные технологии в процессе обучения экологии и географии"...
Индивидуальный план самообразования
Подробный план долговременного плана самообразования с указанием мероприятий, открытых занятий и результатов....
Индивидуальный план самообразования
При составлении индивидуального плана самообразования многие учителя сталкиваются с затруднениями. Надеюсь, что мой план послужит подспорьем для многих при составлении своего собственного плана самооб...
Индивидуальный план самообразования
Цели: повышение качества образовательного процесса; обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся. Задачи: развивать творчес...
Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»
Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение профессиональной подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...
Индивидуальный план самообразования
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для ...
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразованияна 2011 - 2016 год учителя математики и информатикиТема самообразования «Тест как одна из форм контроля знаний, умений, навыков»...