урок по биологии для коррекционного класса "Пищеварительная система"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

    

урок по биологии 9 класс (коррекционный) по теме:"Пищеварительная система.Органы пищеварения."Цели урока:  изучить строение органов пищеварения, обобщить знания учащихся о пищеварительной системе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishchevaritelnaya_sistema.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс    

урок по теме:

Пищеварительная система.Органы пищеварения.

Учитель: .Юневич Т.Г.

Цели урока:

Обучающая:  изучить строение органов пищеварения, обобщить знания учащихся о пищеварительной системе;

Развивающая: продолжить формирование навыков установления причинно-следственной связи межу строением и выполняемой функцией, применения полученных знаний на практике при выполнении заданий, умение работать в парах;

Воспитывающая:  формирование бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение новой темы.

Наглядность: презентация, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент урока

- На сегодняшнем уроке  мы  познакомимся   со строением и значением пищеварительной системы.

- А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости - 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц. Итак все настроились на урок. Я предлагаю вам посмотреть на питание несколько с другой стороны, с точки зрения здоровья.

Эпиграфом нашего урока я взяла высказывание Джонатана Свифта «Самыми лучшими докторами в мире являются доктор Правильное питание, доктор Покой и доктор Радость».

  1. Мотивационный этап

Каждый человек заинтересован в своем здоровье. Здоровье не придет само, его никто не подарит. О здоровье нужно заботиться каждый день.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека.

Для нормальной жизнедеятельности организму требуется более 600 питательных компонентов. В основном они поступают в организм вместе с пищей. С помощью правильного питания можно сохранить или восстановить свое здоровье, снизить риск развития наиболее распространенных заболеваний, увеличить продолжительность жизни, улучшить фигуру, на долгие годы сохранить бодрость и хорошее настроение.

Ведь еда в буквальном смысле становится частью нас самих - она служит строительным материалом для нашего тела

А как вы считаете, что значит питаться правильно?

Питаться правильно - это значит так, чтобы чувствовать себя здоровым и бодрым и при этом не задумываться о том, что именно для этого нужно съесть

  1. Фронтальная беседа - отделы пищеварительной системы и их функции.

- Для переваривания пищи эволюция сумела создать почти универсальный аппарат - пищеварительную систему.

- Для чего человеку нужна она?

- Давайте совершим «путешествие бутерброда» по нашей пищеварительной системе.

  • Ротовая полость

- Пищеварительная система начинается ротовой полостью.

Мы должны обосновать народную мудрость « Кто хорошо жует, тот долго живет».

-Перечислите органы ротовой полости ( зубы, язык, пищеварительные железы)

- Какие функции выполняют эти органы?

- Перечислите виды зубов и их функции

ОКАЗЫВАЕТСЯ… половина человечества имеет только два, а не четыре зуба мудрости

ОКАЗЫВАЕТСЯ … за сутки у человека выделяется в среднем 1 л слюны

  • Следующие органы - гортань, пищевод и желудок

- Что происходит в этих отделах?

Интересно знать: желудок является производным от слова желчь (в старину маленькие желуди называли желудками)

  • Следующий отдел - кишечник

- На какие отделы подразделяется?

(двенадцатиперстная, тонкая, толстая, прямая)

- Какие процессы происходят в двенадцатиперстной кишке, в тонкой кишке, в толстой кишке, в прямой?

ОКАЗЫВАЕТСЯ… длина кишечника у человека в среднем состоит 5-6 метров. Кишечник у взрослого человека в 4 раза превышает длину его туловища.

  1. Этап актуализации изученного материала

Узнай орган по таблице

- На листочках находятся изображения пищеварительной системы без надписей. Ваша задача правильно подписать органы пищеварительной системы.

Затем ученики меняются работами и проверяют работу своего соседа по появившимся на слайде надписям.

Конкурс «Да- нет»

- Сейчас на экране будут появляться высказывания о пищеварительной системе, если вы согласны с высказыванием, то пишете знак (+), если не согласны (-).

1. Пища - источник энергии и строительного материала. (+)

2. Сыр, мясо, молоко- это питательные вещества. (-)

3. Глотка является частью пищеварительной системы. (+)

4. Зуб состоит из коронки и шейки. (-)

5. В ротовой полости под действием слюны начинают перевариваться белки. (-)

6. Желудок самый расширенный отдел пищеварительной системы. (+)

7. В тонком кишечнике под действием желчи жиры распадаются на мельчайшие капельки. (+)

8. Всасывание питательных веществ в кровь происходит в толстом кишечнике. (-)

Правильные ответы: +-+--++-

Релаксация

После выполнения задания проводится физкультминутка на предупреждение гиподинамии.

- Мы употребляем продукты питания, но наш организм может усваивать только питательные вещества. Вот сейчас мы и узнаем какие питательные вещества вы знаете

1 упражнение: исходное положение руки на поясе, если я называю продукт питания вы поднимаете руки вверх, если питательное вещество- вытягиваете вперед

- Капуста, белок , фасоль, колбаса

2 упражнение: исходное положение руки на поясе, если я называю продукт питания вы поворачиваетесь вправо, если питательное вещество- влево

- Масло, рис, минеральные соли, мясо, витамины

3 упражнение: исходное положение руки на поясе, если я называю продукт питания вы наклоняетесь, если питательное вещество- приседаете

-Углевод, сливки, жир, рыба.

V. Рефлексия

Мы повторили особенности строения и функционирования пищеварительной системы. Но говоря о пищеварении нельзя не сказать о правильном питании.

Работа «научных» групп. Практическая работа 1.

Ребята, представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя.

Кто знает, как узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в продукте?

Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов.

У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться в этих продуктах. Изучите этикетки. Результаты исследования занесите в тетрадь.

Название продукта.

Состав (в 100 г.)

белки

жиры

углеводы

Энергетическая ценность.

Масло сливочное

1.0

72.5

1.4

662 Ккал

Паста икорная

6.5

49.0

4.0

2020.9 Ккал

Майонез оливковый

3.0

67

2.8

627 Ккал

Масло подсолнечное

-

99.9

-

899 Ккал

Йогурт абрикосовый

2.9

2.5

13.0

86.1 Ккал

Овсяные хлопья

12.3

6.2

61.8

352 Ккал

Крупа гречневая

12.0

67.0

2.0

355 Ккал

Фасоль

9.3

1.3

73.0

324 Ккал

Макаронные изделия

10.4

1.1

71.5

344 Ккал

Крупа рисовая

6.7

0.3

82.5

343 Ккал

Кефир

2.8

3.2

4.0

55 Ккал

Печение сахарное

7.7

23.5

61.7

484.5 Ккал

Хлеб

7.1

-

45.1

224 Ккал

Молочный шоколад

8.1

30.6

56.4

582 Ккал

Молоко

2.8

3.2

4.7

58 Ккал

По результатам исследовательской работы ученики заполняют таблицу, затем на доске оформляется коллективно:

- Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, какие жирами, а какие углеводами. Какой продукт самый калорийный?

- Что учитывается при составлении нормы питания? (суточный расход энергии, энергетический запас продуктов, потребность организма в различных питательных веществах)

- Учёные диетологи разработали пирамиду питания. Давайте рассмотрим её.

ОКАЗЫВАЕТСЯ: - За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг. губной помады.

- Так как же надо правильно питаться, чтобы еда не только была полезной, но и приносила удовольствие?

Правила питания давно выработаны народом в виде пословиц и поговорок:

Задание: - Прочитать народную мудрость и объяснить её значение.

  1. Лучше 7 раз поесть, чем один раз наесться.
  2. Калач приестся, а хлеб никогда.
  3. Сладко естся, так плохо спится.
  4. Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
  5. Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
  6. Когда я ем, я глух и нем.
  7. Ходи - не шатайся, говори - не заикайся, ешь - не объедайся.
  8. Легко поел, легко и сделал.
  9. Свою болезнь ищи на дне тарелки.
  10. "Кто долго жует, тот долго живет",
  11. "Хорошо прожуешь -Сладко проглотишь "
  12. "Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу".
  13. "Недосол на столе, пересол на спине",
  14. "Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться".

VI. Подведение итогов урока

- И в заключении нашего урока мне бы хотелось прочесть шуточное стихотворение:

Ну, ешь, сыночек. Ты хороший.

Ну, открывай же шире рот.

И папа хлопает в ладоши,

И мама суп сынишке льет.

Дед нарядился Фантомасом,

Устроил целый карнавал,

Чтоб внучек взял кусочек мяса,

Чтоб макаронину сжевал.

Я если б в детстве меньше ел,

Так сильно бы не растолстел!

Я надеюсь на то, что вы выбираете здоровье, а значит выбираете будущее.

VII.Домашнее задание

Составить кроссворд по теме «Пищеварительная система»

Старинная индийская притча "Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет."

Литература:

• Романов И.В., И.Б. Агафонова. Биология. Человек: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва: ДРОФА. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Конспект урока по биологии "Мочевыделительная система".9 класс коррекционная школа

Мочевыделительная  система. Почки -  органы выделения. Предупреждение болезней почек. Конспект урока с презентацией и заданием на повторение....

Конспект урока по биологии в коррекционной школе "Охрана птиц"

Тема урока:   "Охрана  птиц"Тип урока: урок закрепления и обобщения полученных знаний.Вид урока: комбинированный.   Творческая  мастерскаяЦель урока: расширить ...

Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...

Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...

Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"

Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"...