КТП по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности», 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2010 г.. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Но- мер уро- ка | Тема (тип) урока | Планируемые результаты | Творче- Сl\-ая, ис- следова- тельская, проектная деятель- НОСТЬ учащихся | Формы кон- троля | ||
освоение предметных знаний (базовые понятия) | ||||||
универсальнь1е учебные действия (УУД) | Виды деятельности, форма работы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: СТРОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ (8 ч) | ||||||
1 | Введение. Живой организм (формиро- вание 110- вых зна- ний) | Биология, живой ор- ганизм, признаки живого: обмен ве- ществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и раз- витие, раз- дражи- мость, по- движность, разм ноже- ние | Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определе- ние понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е л ь- н ы е - общеучебиые: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; к о м м у н и к а т и в н ы е -планировать учебное со- трудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогиче- ской формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мыс- ли с достаточной полнотой и точностью; ре г у л я т и в н ы е - плаиированuе: со- ставлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с постав- ленной целью; осуществлеиие учебных действий- отвечать на поставленные во- просы; целеполагаиие - осуществлять постановку учебной задачи на основе соот- несения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности. Личностные умения: самоопределеиие- проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания | Выделяют су- щественные признаки жи- вых организ- мов. Участву- ют в коллек- тивной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологи- ческих знаний в жизни чело- века | Состав- ление вопро- сов по теме | Фрон- таль- ный опрос |
2 | Наука о живой природе. | Биология, свойства живых ор- ганизмов, | Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, соблюдать пра- вила техники безоnасности при выnолнении лабораторных и nрактических работ, nользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; | Определяют основные ме- тоды биологи- ческих иссле- | Состав- ление nлана работы, | Пись- мен- ный отчет |
Прододжеиие maбr1.
l | 2 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Лабора- торная работа 1 «Знаком- ство с обо- рудованн- ем для научных исследо- ваний» (ко.нплекс- ное при- .ненение ЗllaiiUii, у.нений, навыков) | лупа, мик- роскоn, ихтиоло- гия, цито- логия, фи- знология, бактерио- логия, ми- кология, орнитоло- п1я, зооло- гия, бота- ника, ана- томи я | объяснять значение биологических знаний в nовседневной жизни, роль биологиче- ских знаний; о nределять основные методы биологических исследований. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): nоз н а в а т е ль- н ы е - общеучебные: nрименять nриемы работы с информацией: nоиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, nостановка и формулирование nроблемы; логические - nодводить итоги работы, формулиро- вать вывод; к о м м у н и к а т и в н ы е - владеть коммуникативными умениями, иметь оnыт межличностной коммуникации, корреh.-тно вести диалог и участвовать в дискуссии; ре г у л я т и в н ы е: планирование - составлять nлан работы с учебни- ком, выполнять задания в соответствии с nоставленной целью, nланировать алго- ритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функцио- нальность; осуществление учебных действий - выnолнять лабораторную работу; цедеполагание- осуществлять nостановку учебной задачи на основе соотнесения того. что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию, оценку деятельности на уроке. Личностные умения: с.лtыслообразоваиие- nонимают значение знаний для чело- века и nринимают его; им еют желание учиться | дований; рабо- тают с луnой и световым микроскоnом, ГОТОВЯТ МИК- роnреnараты; nланируют и организуют свое рабочее место; выпол- няют лабора- торную работу nод руковод- ством учителя. Обобщают и систематизи- руют знания, делают выводы | фикс и- рование резуль- татов, исnоль- зевание про- стых изме- ритель- ных nрибо- ров | о про- делан- ной работе | |
3 | Методы изучения природы. Лабора- торная ра- бота 2 «Проведе- ние наблю- дений, оnытов и измере- ний с це- лью кон- кретнза- ции зна н11й | Микро- скоп, лупа, микропре- парат, на- блюден ие, экспери- :'11ент, оnыт, про- ба. изме- рение | Предметные умения: научатся определять основные методы биологических ис- следований; объяснять nонятия: опыт, наблюдеиие, гипотеза; характеризовать ме- тоды биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментаl\tи в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения дл ины, температуры, времени. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): n о знав а т е л ь- н ы е: общеучебиые - формировать nриемы работы с информацией: nоиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, nостановка 11 формулирование проблемы; логичеаие- подводить итоги работы, фор:'11УЛ11ро- вать выводы; к о м м у н 11 к а т и в н ы е: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно 11сnользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей nозиции, сравнивать разные точки зрения, аргументltровать свою точку зрения, отстаивать свою позицию: ре г у л я т и в- н ы с : п:юниривание- составлять пл ан работы с учебником. выr юл нять задания в соответств1111 с nостаюенной целью. планировать алгоритм действий по организа- Ц1111 своего рабочего :'lt ccтa с ) становкой на функц11ональность: ос.уществ.1ение | Учатся раба- тать с лупой и световым микроскопом, ГОТОВИТЬ МИК- роnрепараты. Планируют и организуют свое рабочее место. Выпол- няют лабора- торную работу nод руковод- ством учителя. Обобщают и систематизи- | Состав- ление nлана работы, фикси- рование резуль- татов, исnоль- зование измери- тельных nрибо- ров | Пись- мен- ный отчет о про- делан- ной работе |
о \lетодах |
о
Продолже11uе табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Лаборатор- ная работа4 «Оnределе- ниесостава семян nше- ницы. Оп- ределение физических свойств белков, жи- ров, углево- ДОВ>> (KOAt- плексное применеиuе знаний, умений, иа- выкав) | органиче- ские веще- ства. Бел- ки, жиры, углеводы, нуклеино- вые кис- лоты | Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): nоз н а в а т е ль- н ы е: общеучебные-исnользовать nриемы работы с информацией: nоиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять nостановку и формулирование nроблемы; осваивать nриемы исследовательской деятельности; ре г у л я т и в н ы е: плаиuрованuе- составлять nлан работы с учеб- ником, выполнять задания в соответствии с nоставленной целью, планировать ал- горитм действий по организации своего рабочего места с установкой на функцио- нальность; осуществление учебных действий- выnолнять лабораторную работу; целеполаганuе- осуществлять nостановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке. Личностные умения: осознают ответственное отношение к nрироде, nонимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоро- вому образу жизни | живой и нежи- вой nрироды. Гiланируют и организуют свое рабочее место. Выпол- няют лабора- торную рабо- ту. Обобщают и системати- зируютзна- ния. Делают ВЫВОДЫ | работы, фикси- рование резуль- татов, исnоль- зование изме- ритель- ных прибо- ров, форму- лиро- вание выво- ДОВ | отчет о про- делан- ной работе | |
6 | Вещества и явления в окру- жающем мире (комбuнu- рованный) | Тела, ве- щества, смеси, хи- ми ческие элементы, физиче- ские явле- ния, хими- ческие яв- ления, простые и сложные вещества | Предметные умения: иаучатся наблюдать вещества в различных агрегатных со- стояниях, называть nризнаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой nрироды, исnользуя соответствующие nризнаки, приводить nримеры nростых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): nоз н а в а т е ль- н ы е: общеучебиые- исnользовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку nроблемы; к о м м у н и к а т и в н ы е: взаимодействие- строить сооб- щения в соответствии с учебной задачей, исnользовать речевые средства для дис- куссии и аргументации своей nозиции; ре г у л я т и в н ы е : принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществлеиuе учебных действий- отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: са.ноопределенuе- проявляют любознательность и интерес к изучению nрироды методами естественных наук, осуществляют нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания; демонстрируют интеллектуаль- ные и творческие способности | Сравнивают химический состав тел жи- вой и неживой nрироды. Изу- чают и описы- вают свойства разл ичных веществ. Уча- ствуют в кол- лекгивной беседе: обме- ниваются мне- ниями. Ориен- тируются в учебнике | Осуще- ствле- ние по- иска, отбора и сие- темати- зации инфор- мации в соот- ветст- вии с учеб- ной за- дачей | Тер- ми- ноло- гичес- кий дик- таит. Инди- виду- аль- ный опрос |
N
Продолже11ие табл.
1 2 3 | 4 | 5 | 6 7 | |||
Раздел 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (14 ч) | ||||||
9 | Как разви- валась жизнь на Земле (фор.ниро- ватте тю- вых Зlla- IIUЙ} | Этапы развития Земли, трилоби- ты, стего- цефалы, период, динозавр | Предметные умения: научатся выделять существенные признаки строения и жиз- недеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки предста- вителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники ин- формации для выполнения учебной задачи: называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Землн. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): по з н а в а те ль- н ы е: общеучебные- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематиза ция информа- ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; к о м м у н и к а т и в - н ы е: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использо- вать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою nози- цию; ре г у л я т и в н ы е : принимать учебную задачу; адекватно восnринимать ин- формацию учителя; планироватtие - составлять план работы с учебником , выпол- нять задания в соответствии с nоставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: самоопределение - имеют адекватную позитивную само- оценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении | Называют ос- новные этапы в развитии жизни на Зем- ле. Использу- ют интернет- ресурсы для поиска информации | Нахож- дение допол- нитель- ной ин- форма- ции в научно- поnуляр- ной ли- терату- ре, cnpa- вочни- ках | Работа стаб- лицей |
10 | Разнооб- разие жи- вого (1\0,\1- бинuро- 8ШIIIblii) 1 | Система- тика, клас- сифика- ция, Цар- ство при- роды, вид | Предметные умения: научатся называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов. среды обитания различных живы х су ществ; определ ять принадлежиость 611ологических объектов к одноt у из Царств живой природы; у стана вл ивать черты сходства и различия у nредстави- те,1ей основных Ца рств; разл ичать изученные объекты в п рироде, на табл ицах; приводить прим е ры тел живой и неживой nрироды; описывать рисунки; делать зарисовки животных. Метапред:\tетные универсальные учебные действия (УУД): п оз 11 а в а т е :1 ь - н ы е : общеучебные - использовать разнооб разные приеt ы работы с информацией: п о ис к и отбор источников необходююй информац11и, систематиза ция информа- ц11и; осу ществлять 11оста новку и фо рмул ировать п роблеr.t у; ре г у л я тв н ы е: O(\'Щ ecmв:Ienue у'l ебных деitствий- отвечать на nоставле нные воп росы: выпол tt ять | Определяют предмет изу- чения систе- матики. Выяв- ЛЯЮТ ОТЛИЧII- тельные nри- знаки пред- ставителей Царств живой природы. Сравнивают nредставите- 1 | Осуще- ствление поиска, отбора и систе- матиза- ЦИИ IIH- фор:.1а- ции, в соот- ветствии | Работа по каJ>- точкам |
'---- | ||||||
_ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 1 7 | |
инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оцен- ку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов, оценивать правиль- ность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соот- ветствия результатов требованиям данной задачи; к о м м у н и к а т и в н ы е: само- стоятельна организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохра- нения здоровья | лей Царств, делают выво- ды. Участвуют в коллективной беседе, приво- дят примеры основных представите- лей Царств природы | с учеб- ной за- дачей | ||||
] 1 | Бактерии (комбини- рованный) | Бактерии, ворсинки, жгутик, оболочка, спора | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е ль- н ы е: общеучебные- использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа- ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; к о м м у н и к а т и в- н ы е: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использо- вать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою пози- цию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мне- ниями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; ре г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; плаиироваиие -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной це- лью, отвечать на вопросы. Личностные умения: смыслообразованuе- понимают социальную роль и нравст- венную позицию ученика | Объясняют роль живых организмов в природе и жизни чело- века. Разли- чают изучен- ные объекты в природе. Выявляют су- щественные признаки стро- ения и жизне- деятельности изучаемых организмов | Осуще- ствле- ние по- иска, отбора и сие- темати- зации инфор- мации в соот- ветст- вии с учеб- ной за- дачей | Тер- мино- логи- чес- кий дик- тант. Инди- виду- аль- ный опрос |
12 | Грибы (формиро- вание но- вых зна- ний) | Грибы, плодовое тело, грибница, почкова- ние, ядо- витые, грибы- паразиты | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таб- лицах. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а ватель- н ы е: общеучебиые- использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; к о м м у н и к а т и в н ы е: планировать учебное сотрудниче- ство с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологи- | Выявляют су- щественные признаки стро- ения и жизне- деятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллектив- | Сооб- щение о съе- добных и ядо- витых грибах | Инди- виду- аль- ный опрос. Работа потаб- лице |
I-J\
J
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 |
16 | Покрыто- семенные (цветка- вые) рас- тения (контроль и коррек- ция зна- ний) | Семя, цве- ток, по- крытосе- менные растения | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таб- лицах; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е ль - н ы е: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; логические - осуществляют поиск необ- ходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроиз- ведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; к о м м у н и к а т и в н ы е : планировать учебное сотрудничество с учителем и свер- стниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия, ис- пользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, срав- нивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; ре - г у л я т и в н ы е : принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информа- цию учителя; планирование- составлять план работы с учебником, выполнять за- дания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению приро- ды методами естественных наук | Выявляют су- щественные признаки стро- ения и жизне- деятельности изучаемых организмов. Оценивают представите- лей живой природы с эс- тетической точки зрения | Пре- зента- ЦИЯ по те- мам «Мно- гообра- зие по- крыто- семен- ных»; «Цвет- ковые расте- ния нашей местно- СТИ» | Тес- тира- вание по те- мам «Мхи. Папо- ротни- КИ>>; «Го- лосе- мен- ные рас- тения )) |
17 | Значение растений в природе и жизни человека (комбиии- рованный) | Культур- ные расте- ния,дико- растущие растения, пищевые растения, кормовые растения, техниче- ские рас- тения, де- каратив- | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на табли- цах.; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяс- нять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить про- стейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль- н ы е: общеучебиые - выполнять постановку и формулирование проблемы; логиче- ские- осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из лич ного практиче- ского опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загряз- нении окружающей среды; к о м м у н и к а т и в н ы е: планировать учебное сотруд- ничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, | Осваивают на- выки выращи- вания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Участвуют в коллективной беседе: обме- ниваются мне- ниями | Нах.ож- дение допол- нитель- ной ин- форма- ЦИИ в науч- но-по- пуляр- ной ли- терату- ре, спра- | Тер- ми- ноло- гиче- ский дик- тант. Инди- виду- аль- ный опрос |
00
П рuйол:же11ие табл.
1 2 3 4 5 б 7
19 Беспозво- Беспозво- Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таб- Наблюдают Пре- Работа
ночные ночные, лицах. за способами зента- покщr
(формиро- многокле- Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль - передвижения ция точка.l\1 вание но- точные, н ы е: общеучебные-овладевать приемамиработы с информацией: поиск и отбор беспозвоноч- «Беспо- с за- вых зна- иглоко- источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять ных живот- звоноч- дани- ний) жие, ки- постановку и формулировать rtроблему; к о м м у н и к а т и в н ы е: планировать ных. Участву- ные»; ями
шечнопо- учебное сотрудничество с уч ителем и сверстниками, адекватно использовать рече- ют в коллек- сооб-
лостные, вые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные тивной беседе: щения черви, точки зрения, аргументироватr, свою точку зрения, отстаивать свою позицию; обмениваются уча-
моллюски, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями мнениями щихся
членисто- в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы ногие на вопросы, формулировать их; ре г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу;
адекватно воспринимать информацию учителя; rиюнирование- составлять план
работы с учебником, выnолнять задания в соответствии с поставленной целью, от- вечать на вопросы.
Личностные умения: с;.tыслообразование - проявляют интерес к новому материа-
лу, способу учебной задачи и способу действия
20 Позвоноч- Позвоноч- Предметные умения: нау чатся определять принадлежиость биологических объек- Наблюдают Состав- Фрон- ные (ком- ные, ры- тов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия. за способами ление таль- биниро- бы, земно- Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль- передвижения вопро- ный ванный) водные, н ы е: общеучебные- использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор позвоночных сов опрос.
пресмы- источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять животных; по дан- Работа
кающиеся, постановку и формулирование проблемы; к о м м у н и к а т и в н ы е: планировать изменениями ной покщr птицы, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать внешнего об- теме точка.l\1 млекопи- речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравн ивать разные лика живот- с за- тающие, точки зрения, а ргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, стро- ных на разных дани- звери . ить понятное монологическое высказывание, обмениватьс я мнениями в паре, актив- этапах инди- ями
но слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, видуальнога
формул ировать их; ре г у л я т и в н ы е : принимать учебную задачу; адекватно вое- развития принимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебни-
ком, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению приро- ды методами естественных наук, демонстрируют эстетическое отношение к живым объектам
Nо
1 | 2 | 3 | 4 | 5 6 | 7 | |
Раздел 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (6 ч) | ||||||
23 | Три среды обитания живых ор- ганизмов (форлщро- вание 110- вых зна- ний) | Наземная среда, водная среда, почвенная среда | Предметные умения: научатся называть среды обитания организмов, nеречислять важнейшие nриродные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): nоз н а ватель- н ы е: общеучебные-формулировать ответы на воnросы учителя; исnользовать nриемы работы с информацией: nоиск и отбор источников необходимой информа- ции, систематизация информации; формулировать nроблему; к о м м у н и к а т и в- н ы е: nланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно исnользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей nозиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою nозицию; уметь строить nонятное монологическое высказывание, обмени- ваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и nонимать их позицию, находить ответы на воnросы, формулировать их; ре г у л я т и в н ы е : nринимать учебную задачу; адекватно восnринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы с учебником, выnолнять задания в соответствии с nостав- ленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: осознают ответственное отношение к nрироде, понимают необходимость защиты окружающей среды; nроявляют любознательность и инте- рее к изучению природы методами естественных наук | Характеризу- ют и сравни- ваютоснов- ные среды обитания, а также назы- вают виды растений и животных, населяющих их. Участвуют в коллективной беседе: обме- ниваются мне- НИЯМИ | Состав- ление вопро- сов по дан- ной теме | Работа nо кар- ТОЧКЗ.i\1 с зада- ниями. Работа стаб- лицей |
24 | Жизнь на разных материках (кo.-.tбullи- рованный) | Материки | Предметные умения: научатся определять основные среды обитания живых орга- низмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать ус- ловия обитания в различных nриродных зонах. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль- н ы е: общеучебные - nрименять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование nроблемы; отвечать на вопросы; к о м м у н и к а- т и в н ы е : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ис- nользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей nозиции, срав- нивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою nозицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, нахо- дить ответы на вопросы, формулировать их; взаютдействие- строить сообщения в соответствии с учебной задачей. уметь адекватно использовать речевые средст- | Выявляют особенности строения жи- вых организ- мов и объяс- няют их взаи- моевязь со средой оби- тания. Участ- вуют в коллек- тивной беседе: обмениваются мнениями | Нахож- дение дополни- тельной инфор- мации в научно- популяр- ной литера- rype, справоч- никах, | Тер- мино- логи- ческий дик- таит. Инди- виду- аль- ный опрос |
N
N
1 2 3 4 5 6 7
более рас- рифа, глу- Универсальные учебные действия (УУД): nоз н а в а те льны е: общеучебные- изменений nростра- боковод- соблюдать nравила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете в среде обита- нённых ное сооб- биологии; осваивать приемы исследовательской деятельности; ре г у л я т и в н ы е : НИЯ ДЛЯ ЖИВЫХ растений щество. планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соот- организмов.
исnоль-
зование измери- тельных
и живот- Фотогра- ветствии с nоставленной целью, nланировать алгоритм действий по организации Объясняют прибо-
НЬIХ» фии, атлас- своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных необходимость
(комплекс- определи- действий- выполнять лабораторную работу; целеполагаиие- выполнять поста- сохранения
ное приме- тель, чуче- новку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, среды обита-
нение зна- ла, герба- и того, что ещё неизвестно; к о м м у н и к а т и в н ы е -уметь обмениваться мне- ния для охра-
ний, уме- рий и др. ниями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и от- ны редких
ний, навы- личную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими вnе- и исчезающих
ков) чатлениями. биологических
Ли•rностные умения: осознают ответственное отношение к природе, необходи- объектов.
масть защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изу- Обобщают чению природы методами естественных наук и систематизи-
руютзнания
ров,
форму- лирова- ние вы-
БОДОВ
27 Практиче- Экология, Предметные умения: научатся сравнивать различные среды обитания; характери- Называют при- Нахож- Пись
w екая работа 1 экологи- зовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособ- родные зоны дение мен-
«Исследо- ческие лениости живых организмов к определённым условиям; приводить примеры оби- Земли, характе- допол- НЫЙ вание осо- проблемы тателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. ризуют их ос- нитель- отчет бенностей Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е ль - новные особен- ной ин- о про- строения н ы е: общеучебные-соблюдать правила поведения и работы с приборами и инст- ности и выяв- форма- делан- растений рументами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельно- ляют законо- ции ной
и животных, сти; ре г у л я т и в н ы е : планирование- составлять план работы с учебником, вы- мерности рас- в научно- работе
связанных полиять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм дей- пределекия ор- популяр- со средой ствий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; ганизмов ной
обитания. осуществление учебиых действий - выполнять практическую работу, целеполага- в каждой
Экологиче- ние- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что из сред. Выпал-
литера- туре,
ские про- уже известно, и того, что ещё неизвестно; к о м м у н и к а т и в н ы е -слушать няют практиче- спра-
блемы ме- и понимать речь других людей. скую работу. вочни- стности Ли чностные умения: осознают ответственное отношение к природе, необходи- Обобщают ках
и доступные масть защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изу- и систематизи-
пути их ре- чению природы методами естественных наук; осознают потребность и готовность руют знания. шения» к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности Делают выводы
(при.менение вне школы
знаний)
Продо.7.J/Сение табч.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 1 7 | |
28 | Контроль- ная работа по теме «Среда об11тания живых ор- ганизмов» (контроль знаний) | Наземная, водная, nочвенная среды обитания живых ор- ганизмов | Предметные ум ния: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль- н ы е: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических за- дач; ре г у л я т и в н ы е : принимать учебную задачу; адекватно воспринимать ин- формацию учителя; тюнuрование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неиз- вестно. Личностные умения: нравствеюю-этическая ориентация-ориентируются на мо- ральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразоваиие- имеют жела- ние и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида: - выбор одного правильного от- вета из нескольких предложен- ных; - установление соответствий; - составление сравнительной таблицы; - нахождение ошибок в приве- денном тексте; - представление развернутого ответа | ||
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч) | ||||||
29 | Как чело- век появил- ся наЗем- ле. Лабо- раторная работа 6 « Измере- ние своего роста и массы тела» (!.:он. nлer:c- иое при- .ненеuие Зllauuй, У'.1ений, иавыr:ов) | Антропо- генез, предки человека, эволюция, дриопите- ки, австра- лопитеки | Предметные умения: научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и жи- ватных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в nрироде; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вес- ти здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль- н ы е: общеучебные- применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулиро- вать проблему; отвечать на вопросы учителя; ре г у л я т и в н ы е: планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с постав- ленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществлеuие учебных действий - вы- полиять лабораторную работу; целеполагатте- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; к о м м у н и к а т и в н ы е : обмениваться мненияш в паре, слушать друг друга, по- нимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные ре- чевые высказывания, делиться своими впечатлениями. Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | Описывать основные эта- пы антропоге- неза, харак- терньrе осо- бенности предковых форм Челове- ка разумного. Планируют и организуют свое рабочее место. Выпал- няют лабора- торную работу. Обобщают и систематизи- руют знания. Делают выводы | Состав- ление плана работы, фикси- рование резуль- татов, исполь- зование простых измери- тельных nрибо- ров, форму- лирова- ние вы- вода | Пись- мен- ный отчет о про- делан- ной работе |
'
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 _,J |
нацио- нальные парки, опустыни- вание | о загрязнении окружающей среды; к о м м у н и к а т и в н ы е : строить понятное мо- налогическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать од- ноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулиро- вать их; ре г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: проявляют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; стремятся к здоровому образу жизни; демонстрируют любознательность и интерес к изучению природы методами есте- ственных наук | и животных обитают в их регионе. Уча- ствуют в кол- лективной беседе: обме- ниваются мне- ниями: объяс- няют причины исчезновения степей, лесов, болот, обме- ления рек | туре, спра- вочни- | |||
ках, муль- тиме- дийном прило- жени и | ||||||
32 | Здоровье человека и безопас- ность жизни. Лабора- торная работа 7 «Про- стейшие способы оказания первой доврачеб- ной по- мощи (при.мене- ние зна- ний) | Вредные привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные | Предметные умения: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие сnособы ока- зания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жиз- ни и бороться с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль- н ы е: общеучебные-использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструмен- тами в кабинете биологии; ре г у л я т и в н ы е: плаиирование - составлять план ра- боты с учебником, выполнять задания в соответствии с nоставленной целью, осу- ществление учебных действий - выполнять лабораторную работу, целеполагаиие- формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; к о м м у н и к а т и в н ы е : слушать и пони- мать речь других людей; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Личностные умения: демонстриру ют ответственное отношение к природе, необ- ходимость защиты окружающей среды; стремятся к соблюдению здорового образа жизни; смыслаобразование -стремятся хорошо учиться и сориентированы на ка- чественкое получение образования | Обосновывают необходимость соблюдения правил поведе- ния в природе и выполнения гигиенических требований и nравил по- ведения, на- правленных на сохранение здоровья. Пла- нируют и opra- низуютсвое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обоб- щают и систе- матизируют знания | Состав- ление rmaнa работы, фикси- рование резуль- татов, исполь- зование nростых измери- тельных прибо- ров, форму- лирова- ние вы- ВОДОВ | Пись- мен- ный отчет о про- делан- ной работе |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 1 6 J 7 | ||
33 | Контроль- ная работа по теме «Человек на Земле» (контроль знаний) | Биологи- ческое разнообра- зие, Крае- ная книга, здоровый образ жизни | Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе; объяснять роль растений и животных в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е ль- н ы е: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических за- дач; ре г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать ин- формацию учителя; плаиuровапие- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагаиие- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности; понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разиого вида: - выбор одного правильного от- вета из нескольких предложен- ных; - установление соответствий; -составление сравнительной таблицы; - нахождение ошибок в приве- денном тексте; - представление развернутого ответа | ||
Резервное время (2 ч) | ||||||
34 | Обобще- ние и по- вторение по теме «Много- образие живых ор- ганизмов>> (cucme- матuзация 3/IQNUЙ} | Биология, живой ор- ганизм, признаки живого. Клетка, органои- ды, обо- лочка, яд- ро, цито- плазма, электрон- НЫЙ МИК- роскоп, микро- скоп, шта- тив, зри- тельная трубка, окуляр | Предметные умения: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; применять простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; называть приспособления ужи- вых организмов для выживания, наблюдать за живыми организмами; вести здоро- вый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость приня- тия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; раз- личать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е ль- н ы е: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; осущест- влять постановку и формулирование проблемы; логические- устанавливать при- чинно-следственные связи; к о 1 м у н и к а т и в н ы е -слушать и понимать на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевое высказывание, исполь- зовать речь для регуляции своих действий; ре г у л я т и в н ы е -свободно ориен- тироваться в содержании и заданиях учебника, тетради. Личностные умения: владеют способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения ста вить цели и планировать личную учебную деятель- ность: проводят самооценку у ровня личных учебных достижений | Участвуют в коллектив- ной беседе: обмениваются мнениями. Объясняют роль биологи- ческих знаний в жизни чело- века. Выделя- ют существен- ные признаки живых орга- низмов. Срав- нивают хими- ческий состав тел живой инеживой природы. Ха- рактеризуют | Нахож- дение допол- нитель- ной ин- форма- ции в научно- популяр- ной литера- туре, справоч- никах | Фрон- таль- НЫЙ опрос, работа с кар- точ- ками, тес- тиро- вание и са- мо- про- верка |
О"ончание табл.
N
00
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая nрограмма .............................................................................................................................................................................................................................. 3
Пояснительная записка ..........................................................................................................................................................................................................................3
Учебно-те:v атическое планирование .................................................................................................................................................................................................... 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....