Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса «Общая биология» ,основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н.И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progr_9_kl.doc | 583.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании методического Заместитель директора по Директор МБОУ СОШ
объединения учителей химии и
биологии УВР Прокина Н.И. Кулагин И.А.
Протокол № _______
от “____”____________ 2017 г. от “____” ________ 2017 г. от “____” _________2017г
Руководитель МО:___________
Рабочая учебная программа
«БИОЛОГИЯ»
для 9 класса «А»
2 часа в неделю
(всего 68 часов)
Составитель: учитель биологии
Токарева Ольга Юрьевна.
2017-2018 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.)Цель изучения:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;
- социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
- способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.
2.)Общая характеристика учебного предмета.
-краткая характеристика Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса «Общая биология» ,основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н.И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
-сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа- рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов Н. И. Сонин, В. Б. Захаров,Е. Т. Захарова //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы. //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2008, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
-информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
Авторская программа построена из расчета 70 часов, мной она переработана из расчета 68 часов
Количество часов распределено следующим образом
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
Количество часов по разделам программы | Количество часов с изменениями по разделам | ||
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | 21 | 21 |
3 | Раздел 2. Структурная организация живых организмов | 10 | 14 |
4 | Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | 5 |
5 | Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | 20 | 20 |
6 | Раздел 5. Взаимоотношения организма и Основы экологии среды. | 5 | 5 |
4 | Обобщение. Заключение. | 1 | 2 |
ИТОГО | 63 + 7 резерв | 68 |
Содержание программы осталось неизменным, но распределение часов по темам изменено:
увеличено количество часов на раздел «Структурная организация живых организмов»: добавлено 4 часа для усиления подготовки в виду важности тем;
Добавлена тема «Обобщение» для систематизации знаний учащихся.
-общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом- данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Биология» для 9 классов. В соответствии с учебным планом в 8 классах на учебный предмет «Биология» отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю) .
Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения Биология в 9 классе , из расчета 2 учебный час в неделю. В школьном учебном плане предмету Биология отведено место инвариантной части
Результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся):
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
5.) Межпредметные связи
Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.;
Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.;
.Охрана природы от воздействия отходов химических производств;
Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия.
Основные группы органических соединений.;
Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.;
Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите
Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение.
Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.
История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Физическая география.
История континентов.
Климат Земли, климатическая зональность.
Тематическое планирование по дисциплине «Общая биология. 9 класс_»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе | ||
теория | лабораторные работы | контрольные работы | |||
I. | Введение | 1 | 1 | - | - |
II. | Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | 21 | 18 | 2 | 1 |
III. | Раздел 2. Структурная организация живых организмов | 14 | 13 | 1 | - |
IV | Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | 5 | - | - |
V | Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | 20 | 16 | 2 | 2 |
VI | Раздел 5. Взаимоотношения организма и Основы экологии среды. | 5 | 2 | 3 | - |
Обобщение. Заключение. | 2 | 1 | - | 1 | |
Итого | 68 | 56 | 8 | 4 |
Содержание учебного предмета
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1
Эволюция живого мира на Земле (21 час)
- Должны знать. Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Должны уметь . Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма
- Краткое описание содержания раздела.
В данном разделе изучается :
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Микроэволюция
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Возникновение жизни на Земле
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Основные термины: эволюция, факторы эволюции, результаты эволюции, синтетическая теория эволюции, вечность жизни, геологические эры, ароморфоз.
- Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений».
Самостоятельная работа учащихся :
Подготовить презентацию к уроку на тему: «Учение Ч.Дарвина»
Подготовить презентацию к уроку на тему:
«Развитие жизни на Земле».
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов (14 часов)
Должны знать. Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
- Должны уметь. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
- Краткое описание содержания раздела.
В данном разделе изучается :
Химическая организация клетки
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Строение и функции клеток
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Основные термины: элемент, макроэлемент, микроэлемент, биоэлементы, диполь, ферменты, гидролиз, химические связи, мономеры, полимеры, метаболизм, нуклеотид.
- Лабораторная работа
Лабораторная работа №3 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Должны знать. Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Должны уметь. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения
- Краткое описание содержания раздела.
В данном разделе изучается :
Размножение организмов
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Основные термины: половое, бесполое размножение, раздельнополость, гермафродитизм, партеногенез, набор хромосом, формы и способы размножения организмов, мейоз оплодотворение, зигота, эмбрион, метаморфоз,онтогенез.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)
Должны знать. Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Должны уметь. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
- Краткое описание содержания раздела.
В данном разделе изучается :
Закономерности наследования признаков
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Закономерности изменчивости
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Селекция растений, животных и микроорганизмов
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Основные термины: генетика, ген, локус, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, мутация, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное , дигибридное скрещивание, гомозиготы, гетерозиготы.
Лабораторные работы
- Лабораторная работа №4 « Решение генетических задач и составление родословных.»
- Лабораторная работа №5 « Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся»
- Самостоятельная работа учащихся : Подготовить презентации к урокам на тему: «Генетика как наука, методы ее изучения», «Изучение наследования признаков у человека»
- Подготовить презентацию к уроку на тему: «Предмет и задачи селекции»
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)
Должны знать. Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
■ Должны уметь. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
- Краткое описание содержания раздела.
В данном разделе изучается :
Биосфера, ее структура и функции
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Основные термины: биосфера, вещество: живое, биогенное, косное, биокосное, границы биосферы , уровни организации живой материи ,экологические факторы, фотопериод
- Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №6 « Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». - Лабораторная работа №7 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме».
Практическая работа №1 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».
Самостоятельная работа учащихся : Подготовить презентации к урокам на тему:
«Биогеоценозы. Биоценозы», «Биосфера и человек»
Заключение (2 час)
Календарно – тематическое планирование.
№п/п | Наименование разделов и тем. | Вид занятия | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
Введение | 1 | |||||
1.1 | Тема урока: Введение. Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности» | Изучение нового материала | 1 | |||
Эволюция живого мира на Земле | 21 | |||||
2 | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 | ||||
2.1 | Признаки живых организмов | Изучение нового материала | 1 | |||
2.2 | Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие | Комбинированный | 1 | |||
Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | |||||
2.3 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина Становление систематики | Изучение нового материала | 1 | |||
2.4 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | Комбинированный | 1 | |||
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 5 | |||||
2.5 | Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. | Изучение нового материала | 1 | |||
2.6 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | Комбинированный | 1 | |||
2.7 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | Комбинированный | 1 | |||
2.8 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | Комбинированный | 1 | |||
2.9 | Формы естественного отбора | Комбинированный | 1 | |||
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 | |||||
2.10 | Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания. | Изучение нового материала | 1 | |||
2.11 | Выявление приспособленности к среде обитания | Урок практика | 1 | Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности к среде обитания» | ||
Микроэволюция | 3 | |||||
2.12 | Вид, его критерии и структура. | Комбинированный | 1 | |||
2.13 | Популяция. Видообразование. | Урок практика | 1 | Лабораторная работа №2 «Изучение изменчиво ти, критериев вида, результатов искусственного отбора» | ||
2.14 | Контрольная работа №1 «Эволюционное учение» | Контрольная работа | 1 | |||
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 2 | |||||
2.15 | Биологические последствия адаптации | Изучение нового материала | 1 | |||
2.16 | Главные направления эволюции | Комбинированный | 1 | |||
Возникновение жизни на Земле | 2 | |||||
2.17 | Современные представления о происхождении жизни. | Изучение нового материала | 1 | |||
2.18 | Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни. | Комбинированный | 1 | |||
Развитие жизни на Земле | 3 | |||||
2.19 | Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. | Изучение нового материала | 1 | |||
2.20 | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. | Комбинированный | 1 | |||
2.21 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | Комбинированный | 1 | |||
Структурная организация живых организмов | 14 | |||||
Химическая организация клетки | 4 | |||||
3.1 | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. | Изучение нового материала | 1 | |||
3.2 | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. | Комбинированный | 1 | |||
3.3 | Органические вещества клетки. Белки. | Комбинированный | 1 | |||
3.4 | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. | Комбинированный | 1 | |||
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 | |||||
3.5 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Изучение нового материала | 1 | |||
3.6 | Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов. | Комбинированный | 1 | |||
3.7 | Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. | Комбинированный | 1 | |||
Строение и функции клеток | 7 | |||||
3.8 | Прокариотические клетки.Изучение клеток бактерий. | Изучение нового материала | 1 | |||
3.9 | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы. | Комбинированный | 1 | |||
3.10 | Эукариотическая клетка. Ядро | Комбинированный | 1 | |||
3.11 | Изучение клеток растений и животных. | Урок практика | 1 | Лабораторная работа № 3 "Животная, растительная и бактериальная клетки под микроскопом» | ||
3.12 | Деление клеток. Митоз | Комбинированный | 1 | |||
3.13 | Деление клеток. . Митоз | Комбинированный | 1 | |||
3.14 | Клеточная теория строения организмов. | Комбинированный | 1 | |||
Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | |||||
Размножение организмов | 2 | |||||
4.1 | Размножение. Бесполое размножение | Изучение нового материала | 1 | |||
4.2 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. | Комбинированный | 1 | |||
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 3 | |||||
4.3 | Онтогенез. Эмбриональный период развития | Изучение нового материала | 1 | |||
4.4 | Онтогенез. Постэмбриональный период развития. | Комбинированный | 1 | |||
4.5 | Общие закономерности развития. | Комбинированный | 1 | |||
Наследственность и изменчивость организмов | 20 | |||||
Закономерности наследования признаков | 10 | |||||
5.1 | Генетика как наука, методы ее изучения. | Изучение нового материала | 1 | |||
5.2 | Моногибридное скрещивание | Комбинированный | 1 | |||
5.3 | Решение генетических задач | Комбинированный | 1 | |||
5.4 | Дигибридное скрещивание | Комбинированный | 1 | |||
5.5 | Решение генетических задач. Составление родословных | Урок практика | 1 | Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач. Составление родословных» | ||
5.6 | Изучение наследования признаков у человека | Комбинированный | 1 | |||
5.7 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Комбинированный | 1 | |||
5.8 | Решение генетических задач | Комбинированный | 1 | |||
5.9 | Свойства гена. Генотип как система | Комбинированный | 1 | |||
5.10 | Контрольная работа №2 на тему «Решение задач по генетике» | Контрольная работа | 1 | |||
Закономерности изменчивости | 6 | |||||
5.11 | Наследственная (генотипическая) изменчивость | Изучение нового материала | 1 | |||
5.12 | Наследственная (генотипическая) изменчивость | Комбинированный | 1 | |||
5.13 | Фенотипическая изменчивость. | Комбинированный | 1 | |||
5.14 | Фенотипическая изменчивость. | Комбинированный | 1 | |||
5.15 | Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой. | Урок практика | 1 | Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой.» | ||
5.16 | Контрольная работа №3 по теме «Наследственность и изменчивость организмов» | Контрольная работа | 1 | |||
Селекция растений, животных и микроорганизмов | 4 | |||||
5.17 | Предмет и задачи селекции. | Изучение нового материала | 1 | |||
5.18 | Методы селекции растений. | Комбинированный | 1 | |||
5.19 | Методы селекции животных | Комбинированный | 1 | |||
5.20 | Селекция микроорганизмов | Комбинированный | 1 | |||
Взаимоотношения организма и Основы экологии среды | 5 | |||||
Биосфера, ее структура и функции | 3 | |||||
6.1 | Биосфера - глобальная экосистема. Круговорот веществ в природе | Изучение нового материала | 1 | |||
6.2 | Экологические факторы. Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами. Биогеоценозы. Биоценозы | Урок практика | 1 | Практическая работа №1 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме» | ||
6.3 | Видовое разнообразие Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии. | Урок практика | 1 | Лабораторная работа № 6 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | ||
Биосфера и человек | 2 | |||||
6.4 | Природные ресурсы и их использование.. | Изучение нового материала | 1 | |||
6.5 | Роль человека в биосфере Последствия деятельности человека в экосистемах | Урок практика | 1 | Практическая работа №2 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | ||
Обобщение. Заключение. | 2 | |||||
7.1 | Тема урока: Итоговая контрольная работа по всему курсу | Контрольная работа | 1 | |||
7.2 | Тема урока: Обобщающий урок | 1 | ||||
Итого: | 68 | 8 |
Содержание практической деятельности.
Лабораторные работы
1.Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
2.Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений
3.Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах
4. Решение генетических задач и составление родословных.
5.Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
6.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме
Практические работы
1.Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме
2.Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах
Лабораторная работа № 1 «Приспособленность организмов к среде обитания.»
Цель: Научиться определять адаптивные черты в строении и жизнедеятельности живых организмов.
Оборудование: Раздаточный животный и растительный материал (живые формы, гербарии, чучела и коллекции), открытки, таблицы.
На лабораторных занятиях по этой теме удобно изучать приспособления: у растений - к перекрестному опылению, распространению плодов и семян, развитию в различных условиях существования, у животных - к передвижению, питанию и т.п. Можно использовать также примеры приспособлений у растений и животных для сохранения вида (интенсивность размножения насекомых, рыб, млекопитающих, наличие вегетативного размножения у растений и др.)
Задание
4 балла
Цель: Научиться определять приспособления организмов на примере решения одной экологической проблемы разными организмами.
Задание:
- Рассмотреть плоды и семена различных растений и указать их приспособленность к распространению:
- Заполнить таблицу
растение | способ распространения | приспособления |
|
|
|
-Объяснить, как возникли такие приспособления
6 баллов
Цель: Научиться определять приспособления организмов на примере решения двух экологических проблем разными организмами.
Задание
- Рассмотрите предложенный вам материал и определите два направления адаптации организмов, которые вы будете исследовать ( например, приспособления цветковых растений к опылению и приспособление различных животных к передвижению)
- Подробно изучите особенности строения организмов и занесите данные в таблицу, например
растение | способ опыления | приспособления |
|
|
|
Или
животное | способ передвижения | приспособления |
|
|
|
-Объясните на примере, как могли возникнуть такие приспособления.
8 баллов
Цель: Научиться определять приспособления одного вида организмов к решению разных экологических проблем.
Задание - Выберите из предложенного вам материала организмы одного вида.
- Проанализируйте характерные черты строения и жизнедеятельности этих организмов, оцените их адаптивное значение, т.е. укажите, приспособленностью к каким условиям они являются, какие преимущества предоставляют данному виду…
Данные внесите в таблицу:
черта, особенность | ее адаптивное значение |
|
|
- Оцените приспособленность данного вида к условиям обитания и покажите относительность этих приспособлений.
10 баллов
Цель: Изучить различные виды приспособлений организмов, научиться оценивать их значение и предложить свою модель классификации приспособлений живых организмов.
Задание
- Изучите содержание лабораторной работы на 4, 6, и 8 баллов.
- Используя приведенные методики, определите способы решения различными организмами одной экологической задачи и способы решения одним организмом различных экологических задач.
- Предложите свою систему классификации адаптации живых организмов и обоснуйте принципы ее построения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»
Цель:
Ознакомиться с явлением изменчивости на примере признаков, сформированных в результате искусственного отбора. Определить признаки, являющиеся характерными для всех представителей определённого вида.
Ход работы:
1. Рассмотреть предлагаемые изображения организмов, принадлежащих к одному виду. Выделить особенности внешнего строения, общие для всех представителей одного вида, а также особенности строения, по которым они различаются.
2. Проанализировать, по каким признакам проводился отбор, в результате которого были сформированы указанные в таблице сорта и породы
3. Для контроля знаний дать ответы на тестовые вопросы
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Животная, растительная и грибная клетки под микроскопом"
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их
под микроскопом, находить особенности строения клеток различных
организмов, сравнивать их между собой
Оборудование:
микроскопы, предметные и покровные стекла, флаконы с водой
лук репчатый
разведенные дрожжи
микропрепараты клеток многоклеточных животных
Ход работы:
приготовьте микропрепараты кожицы лука и дрожжевых грибов, рассмотрите их под микроскопом, а также готовые микропрепараты клеток животного организма
сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах
Оформление результатов:
Зарисуйте клетки, обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды
Сделайте вывод, сравнив эти клетки между собой и ответив на вопрос: каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция животных, растений и грибов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
«Решение генетических задач и составление родословных»
Цель:
Развитие умений решать генетические задачи и составлять родословные.
Ход работы:
1. Выбрать задачу для решения (самостоятельно или под контролем учителя).
2. Проанализировать условие задачи, дать ответ на её вопрос. При необходимости заполнить предлагаемую интерактивную схему (родословная или др.).
3. Дать ответы на вопросы, касающиеся решённой задачи.
Работа рекомендуется для индивидуального выполнения. Возможен режим группового выполнения при демонстрации через проектор с комментариями учителем хода выполнения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
«Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»
" Цель:
- углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;
- сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Оборудование:
- наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр.
- не менее 30 (100) экземпляров одного вида;
- метр для измерения роста учащихся класса.
Ход работы:
- расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;
- измерьте длину объектов, рост одноклассников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:
Размер объектов V | |||||||||
Число объектов n |
- постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; составления таблицы и графика!
? ?
- Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.
- Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?
Лабораторная работа № 6
«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Цель:
Ход работы.
1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:
2.Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
3.Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
4.Вывод: что отражают правила экологических пирамид?
Практическая работа №1
«Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»
Ход работы:
1. Дать оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы.
2. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем.
3. Сравнить показанные на рисунках природную экосистему и агроценоз, выбирая правильные характеристики из предложенных вариантов.
1. Заполнить предлагаемую таблицу таким образом, чтобы получились причинноследственные цепочки, описывающие формирование глобальных экологических проблем.
Практическая работа №2
«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,
глобальных экологических проблем и путей их решения»
Цель: познакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.
Ход работы.
- Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности» на стр.352-357.
- Заполнить таблицу:
Экологические проблемы | Причины | Пути решения экологических проблем |
3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?
Самостоятельная работа учащихся
Презентации к урокам:
- Учение Ч.Дарвина
- Развитие жизни на Земле
- Генетика как наука, методы ее изучения
- Изучение наследования признаков у человека
- Предмет и задачи селекции
- Биогеоценозы. Биоценозы
- Биосфера и человек
Контрольные работы:
Контрольная работа№1
по теме «Эволюционное учение»
1) Эволюция 13) Борьба с неблагоприятными условиями среды
2) К. Линней 14) Изоляция
3) Ж-Б. Ламарк 15) Видообразование
4) Ч. Дарвин 16) Макроэволюция
5) А. Опарин 17) Микроэволюция
6) Л. Пастер 18) Ароморфоз
7) Естественный отбор 19) Идиоадаптация
8) Наследственная изменчивость 20) Дегенерация
9) Ненаследственная изменчивость 21) Движущий отбор
10) Борьба за существование 22) Стабилизирующий отбор
11) Внутривидовая борьба 23) Приспособленность
12) Межвидовая борьба
ВАРИАНТ №1
1. Выпишите номера верных утверждений
- Элементарной единицей эволюции является популяция.
- Эволюцией называется индивидуальное развитие организма.
- Появление множества форм крыльев у насекомых – это ароморфоз.
- В процессе эволюции голосеменные растения появились после папоротникообразных.
- Родословная испанского дога не является примером естественного отбора.
- Первое эволюционное учение создал Ж.Б.Ламарк.
- Хобот слона – это дегенерация.
- Развитие вида – филогенез.
- Появление плодов у растений – это идиоадаптация.
- Морфологический критерий обуславливает репродуктивную изоляцию вида.
2. Какие приспособления к придонному образу жизни характерны для камбалы? Каково их значение?
3.Охарактеризуете морфологический и географический признаки вида. Приведите примеры.
4. Дайте определение следующим терминам, приведите несколько примеров на каждый: ароморфоз, конвергенция, популяция.
ВАРИАНТ № 2.
1. Выпишите номера верных утверждений
- Появление ласт у тюленя – это ароморфоз.
- Естественный отбор есть следствие борьбы за существование.
- Отсутствие нервной системы у цепня – следствие дегенерации.
- Бинарную систему классификации живых организмов ввел в биологию К. Линней.
- Экологический критерий свидетельствует, что каждый вид обладает своим ареалом.
- Макроэволюция – процесс образования видов.
- Возникновение теплокровности – ароморфоз.
- Современные пресмыкающиеся в эволюционной лестнице стоят выше амфибий.
- Появление колючек у кактуса – это дегенерация.
- Растения вышли на сушу в кайнозое.
2.Приведите примеры приспособлений к среде обитания у черепахи. Каково назначение этих приспособлений?
3. Охарактеризуйте экологический и генетический признаки вида. Приведите примеры.
4. Дайте определение следующим терминам, приведите несколько примеров на каждый: идиоадаптация, дивергенция, адаптация
Контрольная работа№2
на тему «Решение задач по генетике»
Вариант №1
- . У крупного рогатого скота ген комолости (безрогости) (А) доминирует над геном рогатости (а).
Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами?
2.1. У редиса круглая форма корнеплодов доминирует над длинной. При скрещивании круглого редиса
с длинным получаются овальные корнеплоды. От скрещивания между собой растений с овальными
корнеплодами получено 68 растений с круглыми, 138 с овальными и 71 с длинными корнеплодами.
Определите их генотипы. Какое потомство получится от скрещивания растений с овальными с
растением с круглыми корнеплодами?
- У кроликов серая окраска шерсти доминирует над белой, а гладкая шерсть – над мохнатой. При скрещивании серых мохнатых кроликов с белыми гладкими в потомстве произошло расщепление 50% на 50%. Каковы генотипы исходных форм?
4.1.Известно, что ген гемофилии (несвёртываемости крови) – рецессивный, локализованный в Х –
хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец страдал
гемофилией, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства
можно ожидать от этого брака ( относительно рассматриваемого заболевания)?
5.1 Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у обоих родителей:
а) I группа, б) II группа, в) III группа, г) IV группа.
Вариант №2
- У людей светлые волосы и голубые глаза – признаки рецессивные. Определите генотипы
родителей и детей, если:
а) у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые.
б) у голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них 2 детей голубоглазые.
2.2. У кур чёрная окраска оперения доминирует над белой. Все гетерозиготы имеют голубую окраску
оперения. Какое получится потомство по окраске оперения, если голубых кур скрестить с белыми
петухами? А если голубых – с чёрными? Дайте объяснение
- Известно. что у кур простой (листовидный) гребень (а) рецессивен по отношению к розовидному (А), а оперённые ноги (В) доминирует над голыми (в). Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперённые ноги. Какая часть потомства унаследует оба признака матери?
4.2. Дети отца – гемофилика и здоровой матери вступают в брак со здоровыми людьми. Какова вероятность появления гемофилии у внуков?
5.2. В родильном доме перепутали двух мальчиков ( назовём их условно Х и У). Родители одного из них имеют I и IV группы крови, второго – I и III . лабораторный анализ крови показал, что у У – I, а у Х - II группа крови. Определите, кто чей сын.
Контрольная работа№3
по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
1 вариант.
Вставить пропущенные слова (если в одном вопросе несколько пропущенных слов перечислите их через запятую).
I. «Хромосомная теория наследственности».
- Каждый ген занимает в хромосоме определенное место - ……… .
- Аллельные гены занимают ………… локусы в гомологичных хромосомах.
- Гены в хромосоме образуют группу ……….. .
II. «Генетика пола».
- Пол потомства зависит от ………. хромосом.
- Пол – это совокупность свойств и признаков организма, обеспечивающих ……… в потомстве.
- Клетки женских особей человека, всех млекопитающих, двукрылых насекомых имеют Х… половые хромосомы.
- Гены, локализованные в половых хромосомах, но к полу, ни какого отношения не имеющие называются – гены …………. с полом.
- Совокупность признаков хромосомного набора (число, форма и тд.), характерных для того или иного вида …………….
III. «Генотип целостная система».
- ……………… доминирование – это такое взаимодействие генов одной аллельной пары, когда доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного.
- ………………. такое взаимодействие неаллельных генов, когда для формирования признака требуется участие двух генов из разных аллельных пар, и они дают новообразование. А каждый ген изолированно дает свой фенотип.
IV. «Изменчивость».
- Внезапные, наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма – это …………… .
- Закон гомологических рядов …………. изменчивости имени Николая Ивановича ……….. звучит:
У близкородственных организмов существуют одинаковые ряды ………….. изменчивости.
Они вызывают сходные …………… . Объясняется это сходным …………… .
3. Различают следующие формы наследственной изменчивости: генные, геномные и ……… .
4. Полиплоидия – изменение, которое норму кариотипа (постоянство числа ……….. ) изменяет,
увеличивает его кратно n ( …………… набору хромосом).
5. Комбинативная изменчивость- это следствие перекреста гомологичных …………., их случайного расхождения в мейозе и случайного сочетания гамет при …………….. .
6. Изменчивость возникающая без изменения генотипа называется …………… .
7. Норма ……………. – пределы модификационной изменчивости. Она наследуется так как закреплена …………….. .
8. Модификационная изменчивость проявляется массово у всех организмов проживающих в сходных ………………
2 вариант.
Вставить пропущенные слова (если в одном вопросе несколько пропущенных слов перечислите их через запятую).
I. «Хромосомная теория наследственности».
- Гены расположены в хромосомах ………. в определенном порядке.
- Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом называют - …….. генами.
- Каждый ген из аллельной пары расположен в одних и тех же локусах ……….. хромосом.
II. «Генетика пола».
- Пол человека формируется в период ………… .
- Все хромосомы кроме половых называются - …………. .
- Клетки мужских особей птиц имеют Х… половые хромосомы.
- Пол – это совокупность свойств и признаков организма обеспечивающих образование определенного ……… гамет.
- У человека пол потомства определяется типом …………, оплодотворяющего яйцеклетку.
III. «Генотип целостная система».
- ……………. доминирование – это такое взаимодействие генов одной аллельной пары, когда доминантный ген не может полностью подавляет действие рецессивного, а гетерозиготы имеют промежуточный признак.
- ……………… такое взаимодействие генов одной аллельной пары, когда вызванный ею признак один ведет за собой формирование целой серии признаков взаимосвязанных друг с другом.
IV. «Изменчивость».
- Факторы, порождающие мутации – это …………… .
- Закон гомологических рядов наследственной …………. имени Николая Ивановича ……….. звучит:
Близким видам и родам организмов свойственны сходные ряды наследственной ………….. . Значение закона : зная характер изменчивости одного вида можно …………. данные формы, еще неизвестные у данного организма, но уже открытые у его родственников.
3. Различают следующие формы наследственной изменчивости: хромосомные, геномные и ……. .
4. Полиплоидия – изменение, которое норму кариотипа (постоянство числа ……….. ) изменяет
в n раз (на число равное ………… набору хромосом).
5. Норма реакции – это пределы ……………. изменчивости. Она определяется генотипом и поэтому …………… из поколения в поколение.
6. Модификационная изменчивость имеет ……………….. характер, так как изменения соответствуют действиям определенных факторов ……………. .
7. Кроссинговер – это пример ………….. мутации.
8. ………………… изменчивость организма, происходящая в ходе его индивидуального развития.
Ответы:
1 вариант
I. 1. Локус ;2. Одинаковые ;3. сцепления
II. 1. половых
2. воспроизведение
3. Х
4. сцепленные
5. кариотип
III. 1. полное
2. взаимодействие различных аллельных пар
IV. 1. мутации
2. наследственной, Вавилова, наследственной, признаки, генотипом
3. хромосомные
4. хромосом, равно гаплоидному
5. хромосом, оплодотворении
6. модификационной
7. реакции, генетически
8. средах жизни или условиях
2 вариант
I. 1. Линейно ;2. Аллельными ;3. гомологичных
II. 1. оплодотворения
2. аутосомами
3. Х
4. типа
5. сперматозоида
III. 1. неполное
2. множественное
IV. 1. мутагены
2. изменчивости, Вавилова, изменчивости, предугадать
3. генные
4. хромосом, гаплоидному
5. модификационной, передается
6. массовый, среды
7. хромосомной
Контрольная работа№4 Вариант 1 (курс общей биологии)
Установите соответствие
Вопрос № 1
1. Наука, изучающая особенности функционирования целостного организма и его частей | А) Цитология |
2. Наука, изучающая строение, функции и свойства клетки как живой системы | Б) Анатомия |
3. Наука, изучающая строение отдельных органов и организма в целом | В) Экология |
4. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой | Г) Физиология |
Вопрос № 2
1. Способность живых существ к поддержанию своей структурной организации на определенном высоком уровне | А) Терморегуляция |
2. Способность живых систем автоматически устанавливать и поддерживать на определенном уровне свои показатели | Б) Жизнь |
3. Поддержание температуры тела на определенном постоянном уровне вне зависимости от температуры окружающей среды | В) Возбудимость |
4. Способность живых систем отвечать на действие раздражителя | Г) Саморегуляция |
Вопрос № 3
1. Теория, предполагающая возникновение живого из живого | А) Теория коацерватов |
2. Теория, допускающая появление живых существ из неживого | Б) Теория витализма |
3. Сторонники этой теории утверждают, что в воздухе присутствует «жизненная сила», дающая жизнь неживым существам | В) Теория самозарождения |
4. Теория, утверждающая происхождение жизни из сгустков органических веществ | Г) Теория биогенеза |
Вопрос № 4
1. Ученый, доказавший невозможность зарождения мух из гнилого мяса | А) Л. Спалланцани |
2. Ученый, доказавший невозможность самозарождения жизни в пастеризованном бульоне, заключенном в запаянную колбу | Б) Л. Пастер |
3. Он опроверг теорию самозарождения жизни | В) А. Опарин |
4. Автор современной теории о происхождении жизни | Г) Ф. Реди |
Вопрос № 5
1. Биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты | А) Нуклеиновые кислоты |
2. Биополимеры, мономером которых является нуклеотид | Б) Углеводы |
3. Органические вещества, являющиеся главным поставщиком энергии | В) Нуклеотид |
4. Сложное химическое вещество, состоящее из азотистого основания, остатков сахара и фосфорной кислоты | Г) Белки |
Вопрос № 6
1. Способ питания бактерий, путем окисления неорганических веществ | А) Гликолиз |
2. Процесс удвоения ДНК | Б) Тропизм |
3. Движение растений или их органов по направлению к раздражителю | В) Репликация |
4. Бескислородный способ получения энергии при разложении органических веществ | Г) Хемосинтез |
Вопрос № 7
1. Способ размножения, когда тело взрослой особи распадается на отдельные фрагменты | А) Спорообразование |
2. Способ вегетативного размножения, при котором на материнском организме образуется выросты | Б) Партеногенез |
3. Размножение, при котором образуется специализированные клетки | В) Стробиляция |
4. Развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки | Г) Почкование |
Вопрос № 8
1. Исторический процесс развития и совершенствования живых организмов | А) Микроэволюция |
2. Процесс появления новых видов и подвидов | Б) Эволюция |
3. Процесс формирования новых надвидовых таксонов | В) Ароморфоз |
4. Возникновение крупных адаптаций, значительно повышающие жизнеспособность | Г) Макроэволюция |
Вопрос № 9
1. Внезапные, скачкообразные изменения генетического материала особи | А) Изменчивость |
2. Общее свойство живых организмов отличаться от своих родителей | Б) Экспрессивность |
3. Частота фенотипического проявления гена в популяции | В) Мутации |
4. Сила действия гена, степень фенотипического проявления признака | Г) Пенетрантность |
Вопрос № 10
1. Обмен участками между двумя негомологичными хромосомами | А) Полиплоидия |
2. Потеря или добавление одной или нескольких хромосом | Б) Гаплоидия |
3. Уменьшение нормального набора хромосом в 2 раза, когда зигота имеет набор хромосом 1n | В) Анеуплоидия |
4. Кратное увеличение набора хромосом, когда образуется зигота 2n + 1n | Г) Транслокация |
Закончите определение
- Искусственные сообщества, наиболее приближенные к природным экосистемам
- Повторяющиеся процессы превращения и перемещения вещества в природе, имеющие более или менее циклический характер
- Процесс заселения территории определенными видами
- Динамическое и устойчивое сообщество живых организмов, находящееся в постоянной взаимосвязи и непосредственном контакте с компонентами неживой природы
- Форма симбиоза, при которой отношения между партнерами характеризуются взаимовыгодностью и один из них не может существовать без другого
- Внутренний механизм, позволяющий организму не только чувствовать течение времени, но и измерять его промежутки
- Интенсивность действия факторов, наиболее благоприятная для существования особи или популяции
- Использование биологических процессов и живых организмов в промышленном производстве
- Явление совместного доминирования генов, дающих при взаимодействии новый признак
- Животные, поддерживающие относительно постоянную температуру тела при изменении температуры окружающей среды
Вариант 2
Установите соответствие
Вопрос № 1
1. Наука, изучающая закономерности наследования признаков | А) Биохимия |
2. Наука, изучающая химическую организацию живого | Б) Генетика |
3. Наука, изучающая строение, функции и свойства клетки как живой системы | В) Физиология |
4. Наука, изучающая особенности функционирования целостного организма и его частей | Г) Цитология |
Вопрос № 2
1. Особый способ существования белковых тел | А) Клеточный |
2. Самый низший уровень организации живой материи | Б) Биосферный |
3. Высший уровень организации живой материи | В) Молекулярный |
4. Уровень организации живой материи, на котором существуют бактерии и простейшие | Г) Жизнь |
Вопрос № 3
1. Процесс образования яйцеклеток | А) Органогенез |
2. Процесс образования сперматозоидов | Б) Овогенез |
3. Индивидуальное развитие живого организма от рождения до смерти | В) Сперматогенез |
4. Процесс образования органов в эмбриогенезе | Г) Онтогенез |
Вопрос № 4
1. Упрощение организации | А) Идиоадаптация |
2. Мелкое приспособление организмов к конкретным условиям среды | Б) Редукция |
3. Утрата отдельных органов | В) Регенерация |
4. Восстановление утраченных органов | Г) Дегенерация |
Вопрос № 5
1. Расхождение признаков в связи с приспособлениями к разным условиям | А) Атавизмы |
2. Независимое развитие сходных признаков у разных организмов при переходе к одинаковым условиям среды обитания | Б) Рудименты |
3. Органы, не функционирующие, но сохранившиеся у современного человека | В) Конвергенция |
4. Случайные проявления признаков, свойственных далеким предкам | Г) Дивергенция |
Вопрос № 6
1. Близкородственное скрещивание | А) Гетерозис |
2. Всплеск гибридной мощности | Б) Направленный мутагенез |
3. Процесс сознательного повышения количества мутаций | В) Гибридизация |
4. Скрещивание организмов с различной наследственностью | Г) Инбридинг |
Вопрос № 7
1. Впервые ввел термин экология | А) Линней |
2. Ввел в науку бинарную номенклатуру | Б) Рулье |
3. Создатель новой науки биогеографии | В) Геккель |
4. Изучал взаимоотношения животных с окружающей средой | Г) Гумбольдт |
Вопрос № 8
1. Экология организмов | А) Биотоп |
2. Экология популяций | Б) Синэкология |
3. Экология сообществ | В) Демэкология |
4. Определенное место обитания | Г) Аутэкология |
Вопрос № 9
1. Наука, изучающая биоритмы | А) Фотопериодизм |
2. Реакция на суточные ритмы освещения | Б) Симбиоз |
3. Устойчивая группа особей в популяции львов | В) Хронобиология |
4. Форма сожительства, при котором оба партнера извлекают пользу из своих взаимоотношений | Г) Прайд |
Вопрос № 10
1. Процесс заселения территории определенными видами | А) Деструкторы |
2. Потребители органического вещества | Б) Продуценты |
3. Производители органического вещества | В) Сукцессия |
4. Потребители мертвого органического вещества | Г) Консументы |
Закончите определение
- Небольшие отклонения от оптимальной величины действия таких факторов, приводящие к угнетению жизнедеятельности организма
- Форма раздражимости растения, при котором направления движения определяется состоянием самого растения
- Специальные гормоны, регулирующие раздражимость растений
- Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды
- Обмен участками гомологичных хромосом
- Гены, отвечающие за синтез одного и того же белка, но определяющие разную аминокислотную последовательность
- Ускорение роста и полового созревания детей и подростков
- Форма размножения, при котором организм распадается на части
- Организмы, живущие только в одном месте на планете
- Группа особей, сходных по внешним признакам и процессам жизнедеятельности, обитающих на определенной территории
Ключ общая биология
Вариант1
Вопрос № 1 1. Г ;2. А ;3. Б ;4. В | Вопрос № 6 1. Г ;2. В ;3. Б ;4. А |
Вопрос № 2 1. Б ;2. Г ;3. А ;4. В | Вопрос № 7 1. В ;2. Г ;3. А ;4. Б |
Вопрос № 3 1. Г ;2. В ;3. Б ;4. А | Вопрос № 8 1. Б ;2. А ;3. Г ;4. В |
Вопрос № 4 1. Г ;2. А ;3. Б ;4. В | Вопрос № 9 1. В ;2. А ;3. Г ;4. Б |
Вопрос № 5 1. Г ;2. А ;3. Б ;4. В | Вопрос № 10 1. Г; 2. В ;3. Б ;4. А |
- Агроценозы
- Круговорот веществ
- Сукцессия
- Экосистема
- Мутуализм
- Биологические часы
- Оптимум
- Биотехнология
- Кодоминирование
- Гомойтермные
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Материально – техническое и информационное -техническое обеспечение
Оборудования
Приборы | |
1 | Лупа препаровальная |
2 | Лупа ручная |
3 | Микроскоп «Юннат-2П-3» |
4 | Набор хим. Посуды и принадлежностей по биологии |
5 | Набор инструментов препаровальных |
6 | Набор хим. Посуды и принадлежностей для лаб. работ |
7 | Спиртовка лабораторная литая 2 |
8 | Оборудования |
9 | Аквариум |
10 | Террариум |
Наглядные и дидактические материалы
№ | Наименование |
1 | 3 |
Модели | |
1 | «Строение клеточной оболочки» |
2 | Модель структуры ДНК (разборная) |
Модель- аппликация | |
3 | «Биосинтез белка» |
4 | «Дигибридное скрещивание» |
5 | «Моногибридное скрещивание» |
6 | «Неполное доминирование .,,» |
7 | «Перекрест хромосом» |
8 | Микропрепараты |
9 | Комплект микропрепаратов «Общая биология» |
Дидактические карточки | |
10 | Комплект дидактических карточек «Систематика и экология» |
11 | Комплект дидактических карточек «Систематика и экология 2» |
Таблицы | |
12 | Портреты биологов |
13 | Химия клетки |
Учебно – методическое обеспечение.
Список литературы:
Основная литература
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
Дополнительная литература
1. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2009.
- Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
- Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.
- Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.
- Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
- Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
- Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
- Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.
Научно-популярная литература
- Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
- Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
- Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
- Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
- Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.
- Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
- Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
- Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
- Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
- Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...