« Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии»
статья по биологии на тему
Доклад на МО на тему " Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Республиканский центр дистанционного образования
детей – инвалидов на дому (с Дуван)
Утверждаю
Директор ГБОУ Уфимская
школа-интернат №13
_________А.М. Кириллова
"_____"________2017г.
Доклад
на тему: « Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии»
Выполнила: Немытина Т. А.
Рассмотрено на заседании МК
Руководитель МК ___________
Дата_____________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______( С.Ю. Фоминых)
Дата ________________
2017 год
Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. По словам президента В.В.Путина это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом и обеспечить достойную жизнь всем гражданам в 21 веке. В связи с этим новой целью образования является формирование креативных и социальных компетентностей, готовность к переобучению, передаче знаний и технологий. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения. Приоритетом современного образования является самореализация и самообразование личности ребенка. Для достижения этого необходимо внедрение новых перспективных направлений развития технологий обучения. Одним, из которых на современном этапе является обучение с использованием дистанционных технологий, которое уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе школы вместе с традиционными формами обучения.
Дистанционное обучение (ДО) – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися. Технология заключается в том, что обучение и контроль над усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, а это дает возможность привлечь все больший круг учителей щкол к освоению и использованию компьютера в своей работе. Использование дистанционных технологий позволяет наладить обратную связь в процессе обучения, повысить степень усвоения учебных, коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций.
Обучение с помощью дистанционных образовательных технологий предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Оно представляет собой современный подход к обучению, интересный, развивающийся, способствующий повышению уровня мотивации как обучающегося, так и учителя, при этом меняются формы и методы преподавания. Обучающиеся используют новые образовательные ресурсы и проявляют деловую активность.
Особенностью содержания обучения с ипользованием дистанционных технологий является его открытость. Сеть Интернет позволяет значительно расширить потенциальную образовательную среду - ученик перестаёт быть "привязанным" к учебнику или учителю как основным источникам знаний. Главным компонентом содержания дистанционного образования является технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них. Обучение с использованием дистанционных технологий базируется на использовании компьютера и телекоммуникационной сети. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала. Интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом.
Наша школа- интернат включена в программу дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, учителя школы проходят разнообразные курсы повышения квалификации по дистанционному обучению.
Использование в биологии дистанционных образовательных технологий я применяю в урочной и внеурочной деятельности:
- при планировании и проведении уроков;
- в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- в работе с одаренными детьми;
- в работе с детьми, часто болеющими или пропускающими занятия в связи с выездом на длительный срок ( в санатории);
- в проведении консультаций;
- во внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета.
На своем сайте https://nsportal.ru/nemytina-tatyana-aleksandrovna я делюсь опытом работы в области ДО.
С обучающимися мы общаемся через Скайп по программе дистанционного обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Рспубликанског центра дистанционного образования детей – инвалидов на дому duvan –dist@mail.ru
В старших классах ребята могут заниматься созданием индивидуальных проектов по различным темам биологической направленности. Очень популярны мини-проекты, выполненные в виде презентаций в Power Point к урокам: «Акулы. Скаты. Химеры», «Аквариумные рыбки», «Бабочки», «Двоякодышащие рыбы», «Воробьинообразные», «Непарнокопытные», «Витамины», «Закаливание и его значение», «Влияние курения на здоровье», «Работы Мичурина по селекции», «История развития генетики», «Полисахариды», «Белки» и другие. При выполнении таких проектов моя роль – это учитель-консультант
В начале учебного года составляю единое тематическое планирование с учетом часов, отведенных на индивидуальное обучение по данному предмету на дому для каждого ребенка и расписание занятий. Уроки проводятся через Skype и видеосвязь. Я не только слышу и вижу ребенка, но и могу проследить за выполнением письменного задания во время урока. Дистанционные уроки включают в себя лекционный материал, видеоролики, флеш-анимации, интерактивные задания, виртуальные практические работы, тесты в системе on-line. По окончании четверти или полугодия проводится контрольное тестирование. Выполнение домашнего задания связано с отправкой не только электронного файла, но и бумажного носителя через сканирование и прикрепление его к заданию. Если задание выполнено с ошибками или не полностью, то ребенок после проверки и замечаний учителя может отредактировать и отправить повторно свою работу.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, обеспечить освоение ими основной общеобразовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования в полном объеме.
Следующим направлением для реализации дистанционных технологий является работа с одаренными детьми. Каждый учитель стремится привлечь все больший круг детей в свой предмет. А этому способствует привлечение ребят к участию в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах и проектах краевого, российского и международного уровнях:
- Всероссийская дистанционная игра по биологии «Biocom»,
- Всероссийский сетевой проект «Юные Тимирязевцы»,
- Всероссийские олимпиады школьников МГУ «Ломоносов» и «Будущие исследователи – будущее науки»,
- Общероссийская олимпиада «Интелект»,
- Всероссийские конкурсы «Мультитест» и «Олимпус» по биологии и химии,
- Международная Олимпиада по основам наук (г.Екатеринбург).
- Международная олимпиада «Видеоуроки»
- Республиканский проект Кубок Гагарина
2016 – 2017 уч год
Награды учащихся
Учитель: Немытина Т.А.
№ | ФИ | Класс | Предмет | Награда |
1 | Возжаева К | 8 | Биология | Международный проект ВИДЕОУРОКИ Диплом призера III степени Диплом победителя I степени |
2 | Яннурова Э | 8 | Биология | Международный проект ВИДЕОУРОКИ Диплом победителя I степени -2 диплома |
3 | Фатихова Л | 9 | Биология | Международный проект ВИДЕОУРОКИ Диплом призера II степени |
4 | Устюгов Я | 10 | Биология | Международный проект ВИДЕОУРОКИ Диплом призера III степени Диплом победителя I степени |
5 | Крюков С | 11 | Биология | Международный проект ВИДЕОУРОКИ Диплом победителя I степени |
При освоении учебных программ с использованием дистанционных технологий, у учащихся формируются навыки творческого, критического мышления, в значительной степени повышается уровень ИКТ- компетентности. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Возможности дистанционных образовательных технологий при обучении биологии позволяют шире и глубже использовать образовательный потенциал учебного предмета, ведь целью становится не обучение готовым фактам и действиям, а ориентаци в биологическом материале, в первую очередь с помощью публикаций научного и научно-популярного характера, энциклопедической литературы. При этом активизируется познавательная функция обучаемых, обеспечивается максимальный самоконтроль при оперативной обратной связи с преподавателем-куратором. Спецификой такого обучения биологии является опора на средства наглядности, акцент на изучение первоисточников – биологических трудов, статистических, фотографических, справочных материалов.
Неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа, которая позволяет углубить предметные знания, развить интересы, склонности и способности учащихся. С этой целью в предметные недели проводятся интеллектуальные игры, КВНы, блиц-турниры, экологические беседы и акции при подготовке и организации которых используются дистанционные технологии. Среди мероприятий, проведенных в рамках предметных недель хочется отметить следующие: «Правильное питание – залог здоровья» - крок-КВН, «Курение – польза или вред?» - лекция-беседа, «Алкоголизм и гаркомания – это привычка или заболевание?» - конференция, «Выбираем здоровый образ жизни» - репортаж и другие.
Компьютерные обучающие программы:
http://www.bestfree.ru/s_obraz.php, http://www.softp.ru/i197803, http://playslon.ru/index.php?newsid=993,
http://katushka.net/groups/other/2245/
- электронные учебные пособия:
http://www.alleng.ru/edu/bio4.htm,
http://elkniga.ucoz.ru/index/biologija/0-106,http://www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=297&id_cat=598,http://314159.ru/ebio.htm, http://kurokam.ru/load/predmety/biologija/31;
- компьютерные системы тестирования и контроля знаний:
http://ege.yandex.ru/biology/,
http://www.samsdam.net/biology/,
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/Biology-8/Default.aspx,
http://www.alleng.ru/edu/bio2.htm,
http://www.banktestov.ru/test/education/biologiya/,
http://www.uchportal.ru/load/78,
http://school-collection.edu.ru.http://www.moeobrazovanie.ru/sobitiya/online_test/biologiya/;http://fcior.edu.ru/.
- электронные справочники:
http://www.ph4s.ru/book_ab_sprav.html,
http://nashol.com/tag/spravochnik-po-biologii/,
http://4ege.ru/biologi/555-spravochnik-shkolnika-po-biologii.html;
- учебные аудио и видеоматериалы:
http://video.yandex.ru/#!/search?text,
http://interneturok.ru/ru/uroki-biologii,
http://www.qibet.ru/kniga/uchebnik.
Перечисленные средства обучения безусловно способны повысить качество знаний обучающихся, ускорить изучение, усвоение учебного материала и контроля знаний
В своей учебно-методической деятельности я постоянно применяю дистанционные технологии, повышаю ИКТ-компетентность . В этом мне помогает участие в форумах и веб-семинарах с российскими коллегами на сайтах ИД Первое сентября, а также ИРО РБ.
Хочу отметить преимущества дистанционного обучения и использования в работе дистанционных образовательных технологий:
- во-первых, это более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
- во-вторых, это повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование компьютерных обучающих образовательных программ, электронных пособий и тестирующих систем;
- в-третьих, это оперативное обновление и пополнение методического обеспечения учебного процесса;
- в-четвертых, это доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
- в-пятых, это возможность редактировать выполнение практических и контрольных заданий для достижения высокого результата, умение лучше, разумнее планировать свое время в процессе обучения;
- в-шестых, это повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
- в-седьмых, это практичность обучения, т.к. обучающиеся могут напрямую общаться друг с другом при выполнении групповых проектов, а так же с преподавателем и задавать ему вопросы, возникающие в процессе обучения.
Дистанционное образование и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Литература
1. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
2. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение, каким ему быть?http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
3. Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
4. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроке биологии
Использование информационных технологий на уроке биологии...
Использование информационных технологий на уроке биологии
Использование информационных технологий на уроке биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-143956-1353480104.jpg)
Использование информационных технологий на уроках биологии
Из опыта использования информационных технологий на уроках биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/29/picture-62957-1354211778.jpg)
«Использование информационных технологий на уроках биологии»
Выступление на педагогической конференции учителя биологииМОУ Ильичевская ООШКадыровой Татьяны МихайловныТема: «Использование информационных технологий на уроках биологии»...
Использование информационных технологий на уроках биологии
В статье раскрыты возможности использования ИКК на уроках биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-436401-1413118887.jpg)
Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии.
В данной статье речь пойдет об использовании дистанционных технологий при обучении биологии в спортивной школе-интернате....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/27/picture-635750-1640598619.jpg)
Статья "Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии"
В данной статье речь пойдет об использовании дистанционных технологий при обучении биологии....