Использование информационных технологий на уроках биологии
статья по теме

Тепаева Марина Юрьевеа

Из опыта использования информационных технологий на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Автор :

Тепаева Марина Юрьевна

Учитель биологии

ГБОУ СОШ с. Колывань

Красноармейского районам Самарской области

Использование информационных технологий на уроках биологии

Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за последние 15 лет прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Перемены, происходящие в сфере информационных технологий, формируют новую культуру работы с информацией. Биология – учебный предмет, в процессе которого могут быть использованы разнообразные способы работы с компьютером, мультимедийным проектором, телевизором, видеокамерой и другим оборудованием. Использование информационных технологий на уроке может способствовать не только развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, но и изменить саму технологию обучения.

        На уроках природоведения в 5 классе изучаются процессы, происходящие в природе. И для того чтобы понять суть процессов я очень часто демонстрирую учащимся видеофрагменты и  провожу демонстрационные опыты.  Используя видеокамеру, работающую как WEB - камера, я решила две проблемы:  во-первых отпала необходимость ходить по рядам и демонстрировать результаты опыта, учащиеся все прекрасно видят на экране телевизора, во – вторых выигрываю дополнительное время которое использую для закрепления материала, развития творческих способностей учащихся. При изучении  темы «Состав и свойства почвы» демонстрируются несколько опытов.

Опыт 1.

Для того чтобы показать ребятам наличие в почве воздуха я опускаю в стакан с водой  комочек почвы.  Даже учащимся, сидящим на последней парте на экране телевизора видны пузырьки воздуха

Опыт 2.

Чтобы показать перемещение воды по почвенным капиллярам, наливаем воду в чашу с почвой. Обратите внимание, что движение воды прекрасно прослеживается на экране.

В 6 и 7 классе мы знакомимся с многообразием растительного и животного мира, с процессами жизнедеятельности и поведением животных. Информация, представленная в наглядной форме, наиболее доступна для восприятия, усваивается легче и быстрее. Использование компьютерных программ через показ при помощи мультимедийного проектора стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. Анимации озвучены, и дают полную, достоверную информацию об изучаемых объектах и процессах. Использование мультимедийного пособия позволяет наблюдать очень медленные процессы, которые невозможно наблюдать непосредственно (рост растения,  процесс проникновения бактериофага в прокариотическую клетку, движение крови по кровеносным сосудам и др) Например, в 7 классе мы изучаем эволюцию кровеносной системы, я использую программу, которая содержит анимации показывающие движение крови по сосудам у разных классов животных.

Демонстрация анимации БЕНП Биология

 Можно посмотреть опыты растянутые по времени, Например знаменитый опыт Пристли, осенний листопад, процесс биосинтеза белка.

На уроках ботаники, зоологии, анатомии  я использую несколько  программ. Они содержат огромное количество слайдов, анимаций и тестов.

Эти программы  просты  в управлении. Они устанавливаются на жесткий диск компьютера. Особенность слайдов, в отличие от диафильмов, видеофрагментов, состоит в том, что они предоставляют учителю большую методическую самостоятельность в определении хода урока и его отдельных этапов. Электронные  атласы позволяют избавиться от огромного количества таблиц, которые необходимо где- то разместить и периодически  реставрировать.

Диск 1 анатомия

Не каждая школа может похвастаться полным комплектом микроскопов и микропрепаратов к ним мультимедийные  пособия  позволяют решить эту проблему. Например, при изучении тканей человека. Слайды включают в себя и изображение разных типов тканей под микроскопом и комментарии к ним.  Можно посмотреть разновидности тканей, сделать запись в тетрадь функций и особенностей строения каждого типа тканей. Переставлять слайды можно не возвращаясь к содержанию, а используя панель управления внизу слайда. В завершении урока можно предоставить ребятам возможность поиграть, опять  же используя эту программу. Здесь дается ряд заданий, которые можно предложить выполнить учащимся. Если в школе есть локальная сеть, тогда можно организовать индивидуальную или групповую работу с этими упражнениями.

        В восьмом классе при изучении систем органов человека, просто незаменимы видеофильмы и анимации. Ученики наблюдают за процессами, происходящими в их организме, а затем составляют графики, схемы, таблицы, отражающие особенности строения и функций организма. Жизнь растений и животных можно наблюдать в природе только в теплое время года, компьютерные же программы и видеофильмы позволяют проводить наблюдения в течение всего года.

Демонстрация видеофильма

         Кроме того,  провожу тестирование используя мультимедийные программы, что позволяет не только оценить, но и корректировать знания учащихся, при этом экономится и мое  рабочее время. Тесты, например, по экологии составлены таким образом, что ученик может обратиться к подсказке, но компьютер это зафиксирует и отразит в оценке. Таким образом, происходит коррекция знаний, умений. Затем ученику предоставляется возможность выполнить другой тест. Обычно оценка за выполнение второго теста значительно выше.  

Уже 3 года я использую компьютерные программы и для подготовки к ЕГЭ. Результаты работы сказываются на оценке учащихся во время экзамена.  Средний балл моих учеников выше областного.

В  заключении мне хочется сказать,  что учитель, применяя информационные технологии должен сам обладать определенными навыками работы с программным обеспечением. Также учитель должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого материала. Ученики, имеющие навыки работы с компьютером, быстрее выполняют задание, не растрачивая время на поиск нужных клавиш.

Школа сегодня претерпевает серьёзные изменения, связанные с модернизацией образования. Изменяется структура образования, его содержание, сам подход к образовательному процессу, вводятся новые технологии, которые способствуют всестороннему развитию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

«Использование информационных технологий на уроках биологии»

Выступление на педагогической конференции учителя биологииМОУ Ильичевская ООШКадыровой Татьяны МихайловныТема: «Использование информационных технологий на уроках биологии»...

Использование информационных технологий на уроках биологии

В статье  раскрыты возможности  использования ИКК  на уроках биологии...

Использование информационных технологий на уроках биологиии экологии

В данной статье рассматриваются вопросы использования на уроках информационных технологий, благодаря чему прививаются навыки исследовательского мышления на основе приобретённых ими теоретических и пра...

Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии.

В данной статье речь  пойдет об использовании дистанционных технологий при обучении биологии в спортивной школе-интернате....