«Использование информационных технологий на уроках биологии»
презентация к уроку по биологии по теме

Кадырова Татьяна Михайловна

 

 Выступление на педагогической конференции учителя биологии

МОУ Ильичевская ООШ

Кадыровой Татьяны Михайловны

Тема: «Использование информационных технологий на уроках биологии»

     Цель:  показать возможности использования информационных технологий на уроках биологии

     Задачи: создание и поддержка у учащихся интереса к  биологии  с помощью  ИКТ  (мотивация)

·        Использовать презентации для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора учащихся

·        Использование Интернет-ресурсов для доступного изложения теоретического материала

·        Привлечение учащихся к созданию презентаций

·        Использовать  ИКТ  для подготовки учащихся к экзаменам

     Система классического образования молчаливо предполагала, что существует хорошо известный набор базовых источников информации, которые содержат весь необходимый современному человеку культурный багаж, достаточный для образования. В современной образовательной практике предполагается совместное создание информационных блоков учителем и учеником.

     Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность - первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

     Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, ПК. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

    Поэтому важно не само по себе использование ИКТ, так как соответствующие технологии могут быть недоступны или ограниченно доступны в школе. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания  (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). И как показывает практика, соответствующие средства ИКТ по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью таких уроков.

    Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего - наличие новизны в учебном материале.

     Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

     Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление.

Мой опыт обучения детей биологии  строится на ИКТ в трёх направлениях это: 1. Учебная деятельность

 2. Внеклассная работа

 3. Подготовка к экзаменам

 

I.                   Учебная деятельность

 

Компьютерные технологии на уроке могут рассматриваться:

•         Не как цель, а как еще один инструмент исследования;

•         Как источник дополнительной информации по предмету;

•         Как способ самоорганизации труда и самообразования;

•         Как возможность личностно-ориентированного подхода;

•         Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

•          

В учебной деятельности я широко применяю презентации  представляющих собой электронные учебные пособия по различным темам

Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации  на более удачные и т.д.

Исходя из поставленных целей и задач урока,  добавляю сопроводительный текст, анимации, классическую музыку, комментирование слайдов учащимися и учителем.

Проверка домашнего задания

•         Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка, ибо самая-то суть обучения состоит в развитии мышления. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.

 

•         Электронное домашнее задание.

     (создание презентаций к обобщающим урокам учащимися, написание тестов и т.д.)

•         Создание «разминочных тестов».

 

Усвоение новых знаний

 

Использование  интерактивных моделей. Они могут быть различного вида и назначения:

•         Иллюстративного характера.

•         Обучающего характера.

•         Экспериментального характера.

•         Обобщающего характера.

      Весь учебный материал пособий представлен в наглядной форме и снабжен комплексом мультимедийных возможностей. Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения, - вот далеко не полный перечень возможностей программы, способных превратить изучение биологии в увлекательную и познавательную игру.

     Так же я использую готовые программные продукты для проведения лабораторных работ.

 

II. Внеурочная деятельность

 

     Очень широкие возможности открываются перед учителем при использовании  ИКТ во внеклассной деятельности. Они помогают сделать мероприятия зрелищными и интересными для учащихся.    Так используя ИКТ,  учащиеся 8 класса с отличием выполнили 2  внутришкольных  проекта  по биологии.  Очень интересным и поучительным оказалось творчество ребят. Они сами отнеслись к работе с большим энтузиазмом.

 

      Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.

В организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Здесь отрадно отметить, что в сети Интернет можно встретить интересные разработки наших коллег

Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы часто готовлю и использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия

При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с учащимися мы используем и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.

Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.

III.             Подготовка к экзаменам

 

      Важным пунктом использования ИКТ технологий становится подготовка к экзаменам. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Тесты могут быть представлены в электронном виде и использоваться в интерактивном режиме

     На данных дисках предлагаются варианты компьютерного тестирования по предмету. Использую эти тесты, как на уроках биологии,  так и  для самостоятельной работы.

     Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму».  Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках биологии это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни в информационном обществе.

     Интерес ребят к изучению биологии растет, ребята  за последние два года стали активно принимать участия в общешкольных и окружных олимпиадах, создавать презентации. Несмотря на то, что знания у моих учащихся по биологии всегда были хорошими, качество знаний составляло 40 – 55%, а  за последние два  года возросло до 60. При 100% успеваемости. Такого результата я считаю, добилась с помощью применения новой технологии – ИКТ.

     Отмечаю, что у учащихся возрос интерес к биологии,  у них появилась устойчивая мотивация  к учебной деятельности.

Я считаю, что использование ИКТ является одним из возможных путей повышения качества знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya.ppt861 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Ильичевская ООШ «Использование информационных технологий на уроках биологии» Учитель Кадырова Татьяна Михайловна

Слайд 2

Использование информационных технологий в обучении биологии Цель: показать возможности использования информационных технологий на уроках биологии

Слайд 3

Задачи 1. Создание и поддержка у учащихся интереса к биологии с помощью ИКТ (мотивация) 2. Использовать презентации для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора учащихся 4. Использование Интернет-ресурсов для доступного изложения теоретического материала 5. Привлечение учащихся к созданию презентаций 6. Использовать ИКТ для подготовки учащихся к экзаменам

Слайд 4

ученик

Слайд 6

Направления работы Учебная деятельность Внеклассная работа Подготовка к экзаменам

Слайд 7

Учебная деятельность Компьютерные технологии на уроке могут рассматриваться: Не как цель, а как еще один инструмент исследования; Как источник дополнительной информации по предмету; Как способ самоорганизации труда и самообразования; Как возможность личностно-ориентированного подхода; Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

Слайд 8

Этап проверки домашнего задания Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка, ибо самая-то суть обучения состоит в развитии мышления. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике. Электронное домашнее задание. (создание презентаций к обобщающим урокам учащимися, написание тестов и т.д.) Создание «разминочных тестов».

Слайд 9

Этап усвоения новых знаний Использование интерактивных моделей. Они могут быть различного вида и назначения: Иллюстративного характера. Обучающего характера. Экспериментального характера. Обобщающего характера. Модель, демонстрирующая процесс трансляции (синтез и - РНК) в клетке

Слайд 10

Использование возможностей компьютерных технологий в проведении лабораторных работ Строение клетки Химический состав клетки Устройство устьиц Особенности строения и жизнедеятельности грибов Строение дождевого червя Строение рака Строение лягушки Иммунитет Движение крови по сосудам Жизненная емкость легких Деление клетки Фенотипическая изменчивость Системы органов насекомых

Слайд 11

ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Использование готовых программных продуктов. ФРАГМЕНТ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ (УЧЕБНЫЙ ДИСК «Открытая биология» ООО «ФИЗИКОН». )

Слайд 12

Внеурочная деятельность Уникальная планета

Слайд 13

Тест по теме кровь

Слайд 14

Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму».

Слайд 16

Ресурсы Интернета Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). http://www.it-n.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационных технологий на уроках биологии

Из опыта использования информационных технологий на уроках биологии...

Использование информационных технологий на уроках биологии

В статье  раскрыты возможности  использования ИКК  на уроках биологии...

Использование информационных технологий на уроках биологиии экологии

В данной статье рассматриваются вопросы использования на уроках информационных технологий, благодаря чему прививаются навыки исследовательского мышления на основе приобретённых ими теоретических и пра...

Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии.

В данной статье речь  пойдет об использовании дистанционных технологий при обучении биологии в спортивной школе-интернате....