Открытый урок по биологии "Семейства двудольные"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Абдуллина Гульнара Флюсовна

                                                              Самоанализ урока.

 

Урок  биологии в 6 классе прошел на тему «Семейства класса Двудольные» (И.Н.Пономарева «Биология 6 класс»)

Целью моего урока было создание условий для получения знаний об особенностях  семейства  класса двудольных растений.

Задачами урока было  формирование знаний об особенностях семейств Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые и Сложноцветные; развитие познавательного интереса обучающихся, формирование умения логически мыслить, анализировать, делать выводы; а также воспитание  бережного отношения к родной природе, формирование экологической культуры.

Тип  урока:   изучение нового материала.

Методами работы:  беседа, частично-поисковый, проект.

Формы работы- индивидуальная, парная.

Оборудование: Учебник, дидактические карточки, гербарный материал, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.

 

Урок состоял  из пяти  стадии: вызова, осмысления, закрепления, рефлексии и домашнего задания.

1.    Цель первого этапа : Активизировать ранее полученные знания,  вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке; Цели добились  путем проведения тестового задания,  распределения  растений по классам.

 

Потом прошел этап актуализаций знаний, ребята работая с гербарными материалами узнали, чем сходны и чем различаются растения разных семейств двудольных.   В результате они пришли к выводу что  растения разных семейств отличаются друг от друга  размером, строением, формой, окраской цветка.

 Интерес к теме усилился постановкой проблемного вопроса: «По каким признакам ученые –систематики объединяют растения в одно семейство»  Здесь выдвигались различные гипотезы,. появились предположения что возможно растения одного семейства объединяют какие-то существенные общие  признаки.

2.    Ученики  сами определяли  тему урока, цели и задачи. Постановка  вопроса — что они знают, хотят узнать и узнали  на этом уроке, для чего это им нужно способствовало усилению активности и заинтересованности на уроке.

3.    На этой стадии развивается критическое мышление, дается положительная мотивация, формируется интерес

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Документ 75.91 КБ
Microsoft Office document icon Техкарта урока 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  биологии в 6 классе по теме «Семейства класса Двудольные» (И.Н.Пономарева «Биология 6 класс»)

Цель урока: создание условий для получения знаний об особенностях  семействах  класса двудольных растений.

Задачи:

Обучающие: формирование знаний об особенностях семейств Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые и Сложноцветные;

Развивающие: развитие познавательного интереса обучающихся, формирование умения логически мыслить, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к родной природе, формирование экологической культуры.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Методы работы: беседа, частично-поисковый, проекта.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.

Оборудование: рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором, гербарный материал, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.

Ход урока

1 стадия вызова

Цель стадии вызова: активизация ранее полученных знаний, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

Учитель.Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 
Давайте настроимся на работу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на стол и повторяйте за мной про себя: 
Я в школе на уроке. 
Сейчас я начну учиться. 
Я радуюсь этому. 
Внимание моё растет. 
Я, как разведчик, все замечу. 
Память моя крепка. 
Голова мыслит ясно. 
Я хочу учиться. 
Я готов к работе. 
Работаю. 

Поднимаемся. Как , готовы вы сегодня к уроку?

Сегодня на уроке глубже изучим растения  отдела Покрытосеменные.  

 Ребята,какие два класса растений мы знаем?(двудольные и однодольные)

Давайте для начала проверим ваши знания.

Проведем тест (фронтальная проверка)

1.признаки двудольных (две семядоли, стержневая корневая система, жилкование листьев сетчатые или перистые, обычно древесные и травянистые формы)

 2.цветок-это орган…(полового размножения)

 3.Признаки однодольных.(одна семядоля, мочковатая корневая система, жилкование листьев  дуговые или параллельные, обычно травы).

4.Семя у покрытосеменных развивается ( в семязачатке и защищен околоплодником)

Учитель: Мы с вами хорошо знаем признаки однодольных и двудольных. Давайте проверим знания и  определим к какому классу растений можно отнести хорошо известные вам растения: шиповник, горох посевной, лук репчатый,пшеница, подсолнечник, картофель, тюльпан, капуста (показать изображения перечисленных растений на доске).

(Двудольные-шиповник, горох, подсолнечник,  картофель и капуста, Однодольные-пшеница, тюльпан и лук.)

Учитель. Хорошо,                                       мы отнесли к одному классу, к классу двудольных, но можем ли мы их отнести в одну группу?(нет, потому что они  имеют разное строение цветка)

Правильно, у них одинаковый тип корневой системы, жилкование, но строение цветка разное.

А вот картофель и томат можно(у представителей одной группы одинаковое строение цветка)

Итак что мы знаем? (классы растений, отличительные признаки класса)

Что хотим узнать? ( на какие группы делятся каждый класс и чем они отличаются, представителей этих групп)  

Предлагаю вам уточнять тему и задачи  урока ,определить к чему мы придем в конце урока.

Итак, как мы назовем тему сегодняшнего урока.

Тема урока: «Семейства класса двудольных».

 Целью  нашего урока является: Знакомство  с отличительными признаками и многообразием растений семейств класса Двудольных.

 Задачи: Найти различия  между растениями класса двудольных растений.

Учитель: Открываем учебник (п.25,стр132),тетради, записываем сегодняшнее число, тему урока. Сообщение темы и задач урока (тему урока писать на доске).

В ходе урока предлагаю вам заполнить таблицу, что мы знаем, что хотим узнать и что узнали.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Классы растений

Семейства класса двудольных растений

Признаки класса двудольных растений

Отличительные признаки семейств класса двудольных растений

Признаки однодольных растений

Предствители семейств.

Учитель:  Двудольные самые многочисленные среди цветковых. Их насчитывается более 108 (ста восьми тысяч)   видов. Многие из них имеют важное хозяйственное значение.  

По учебнику найдите пожалуйста, на какие семейства делятся класс двудольные (пасленовые, мотыльковые(бобовые), крестоцветные, розоцветные, сложноцветные).

2 стадия

2 стадия осмысление

Цель стадии осмысления: активная работа с разнообразными источниками информации.

Учитель: На этом уроке вы будете работать индивидуально, некоторые попарно каждый по одному семейству класса двудольных растений.  У вас на партах имеется гербарий, карточки, альбомные листы и цветные карандаши. Будете работать с дидактическими карточками:

  1. Видовой состав(сколько видов).  
  2. Признаки семейства(строение цветка и формула цветка, тип плода и   соцветия).
  3. Представители.
  4. Хоз значение.

Читаете §25 учебника биологии  6 класса  И.Н.Пономарева, самостоятельно находите  отличительные признаки представителей семейства, обсуждаете   и оформляете   на альбомном листе, используя цветные карандаши, результаты своей деятельности по плану (выполняют краткосрочный проект) будете озвучивать у доски.

Остальные внимательно слушают товарища и  фиксируют все необходимое  в тетрадях.

Защита проектов.

1.Семейство Розоцветные

1.Видовой состав. 3000 видов.

 2. Признаки семейства: строение цветка и формула цветка, тип плода и   соцветия-Ч5Л5ТмногоПмного или один.  Соцветие кисть, простой зонтик, щиток.Плод костянка или орешек.  

 3. Представители-Шиповник, абрикос, лапчатка прямостоячая, яблоня, груша, рябина, земляника, слива, лапчатка, кровохлебка, манжетка.

4.Хозяйственное значение. - Ценные плодовые, дикорастущие, множество лекарственных растений, украшения наших садов и скверов, некоторые злостные сорняки.

2.Семейство Мотыльковые (Бобовые)

1.Видовой состав-17000 видов.

2. Признаки семейства:Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1, Соцветие -  кисть, головка.Плод боб.

3.Представители- Фасоль, горох, акация, люпин, соя, чечевица, клевер, люцерна, арахис,чина, нут.

4. Хозяйственное значение.Источник пищи, корм для травоядных животных, лекарственные растения, хорошие медоносы, украшения наших садов и скверов.

3.Семейство крестоцветные.

1.Видовой состав.3200 видов.

2. Признаки семейства:Ч4Л4Т4+2П1. Плод стручок или стручочек. Соцветие -кисть.

3. Представители: Капуста, хрен, редька, горчица, сурепка, пастушья сумка, иерихонская роза, левкой, сердечник, свербига.

4.Хозяйственное значение.Лекарственные растения, хорошие медоносы, получают растительное масло, некоторые злостные сорняки.

4.Семейство Паслёновые.

1.Видовой состав-2900  видов.

2. Признаки семейства:Ч(5)Л(5)Т5П1Соцветие кисть, завиток, метелка.Плод– ягода (картофель, томат, паслён) или коробочка (табак, петуния, белена).

3. Представители. Картофель, томат, баклажан, перец, табак, петуния, белена.

4.Хозяйственное значение- Основные пищевые растения людей, лекарственные растения,   украшения наших садов и скверов.

5.Семейство Сложноцветных или Астровые.

   1.Видовой состав.-3200 видов.

  2.Признаки семейства:Л5Т5П1 Соцветие корзинка.Плод – семянка.

  3.Представители: Подсолнечник,георгин, астра, топинамбур, василек, мать-и-мачеха.астры, хризантемы, бархатцы, бодяк полевой.

4.Хозяйственное значение. Лекарственные растения, хорошие медоносы, получают растительное масло, некоторые злостные сорняки, украшения наших садов и скверов.

3 стадия. Закрепление

Учитель: Насколько хорошо вы поработали, узнаем делая самостоятельно небольшой тест. Он состоит из 10 вопросов, из четырех возможных ответов выбираете правильный.

1.Клубеньковые бактерии встречаются у растений семейства:

  • 1) мотыльковых;
  • 2) розоцветных;
  • 3) сложноцветных;
  • 4) пасленовых.

2.Плод у одуванчика называется -  

  • 1) зерновка;
  • 2) семянка;
  • 3) орешек;
  • 4) костянка.

3.Цветок состоит из чашечки, образованной четырьмя чашелистиками, венчика, образованного четырьмя свободными лепестками, шести тычинок из них две коротких и четыре длинные и один пестик. Растения, имеющие такое строение цветка, относятся к семейству:

  • 1)розовых (розоцветных);
  • 2) паслёновых;
  • 3) мотыльковых (бобовых);
  • 4) капустных (крестоцветных).

4.Формулу цветка  Ч(5) Л(5)Т(5)П1  имеют цветковые растения семейства:  

1) розовых (розоцветных);

2) паслёновых;

3) мотыльковых (бобовых);

4) капустных (крестоцветных).

5.Признаки вегетативных органов: стебли часто травянистые лианы, листья перистосложные с крупными прилистниками, тройчатосложные; листья могут быть видоизменены в усики. К какому семейству относится растение?

розовые (розоцветные);

мотыльковые (бобовые);

мятликовые (злаковые);

капустные (крестоцветные).

6.Назовите семейство, для растений которого характерно только соцветие  кисть:

1) розовые (розоцветные);

2) мотыльковые (бобовые);

3) сложноцветные;

4) Капустные (крестоцветные).

7.В каком из названных семейств растений класса двудольных встречаются кормовые и пищевые, а также лекарственные, декоративные и сорные растения.

1) розовые (розоцветные);

2) мотыльковые (бобовые);

3) сложноцветные;

4) капустные (крестоцветные).

8.Назовите растение, а также семейство, которое оно представляет по следующей характеристике: опушенный многолетник с желтыми цветками и многогнездным красным или желтым плодом ягода, широко культивируется как

ценное овощное растение. Плоды содержат сахара, органические кислоты, большое количество калия, витаминов Р, С и группы В.

1) картофель;

2) томат;

3) табак;

4) белена.

9.Назовите растение, из которого вырабатывают молоко,сыр, муку,суррогат кофе и какао, конфеты:

1)арахис;

2)соя;

3)шиповник;

4)люцерна.

10.Рассмотрите цветок и обозначьте основные его части. А также напишите формулу этого цветка и название семейства, для растений которого характерно строение такого цветка.

Рисунок цветка

4 стадия. Рефлексия.

Цель стадии: размышление, возвращаясь к поставленным целям в начале урока.

Учитель: Итак,  заканчиваем  и озвучиваем таблицу ЗХУ, делают выводы, что нового узнали на уроке. Стадия завершается опросом, который выражает отношение каждого к изученному материалу.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Классы растений

Семейства класса двудольных растений

Семейства:

Крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые.

Признаки класса двудольных растений

Отличительные признаки семейств класса двудольных растений

Отличительные признаки семейств двудольных: строение цветка и плода. Все представители одного семейства имеют сходное строение цветка. Значительная часть видов является культурными растениями, которые выращиваются человеком в течение многих тысячелетий. Среди них есть плодовые, овощние, декоративные, лекарственные растения.

Признаки однодольных растений

Предствители семейств.

Теперь в тетрадях  мы оцениваем урок по 5бальной системе  и свою деятельность по 5 бальной системе.

Домашнее задание на выбор: Изучить п 25, ответить на вопр с 1-5, стр 137,закончить таблицу, составить по семействам класса двудольных растений викторину до 10 вопросов, кроссворд или тест.

        



Предварительный просмотр:

Дата__20.04.2017_                                                                                            Абдуллина Гульнара Флюсовна                                        

Класс__6__________ 

Технологическая карта урока №_____

Целевой блок

Тема

Семейства класса двудольные

Цель

Создать условия для формирования знаний о семействах класса двудольные.

Формировать УУД:

- Личностные: Установление личностного смысла действия, целеполагания.

 - Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; умение работать в коллективе по плану; волевая саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

-Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации;

умение с  достаточной полнотой и точностью мыслить и  выражать свои идеи.

- Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания построение логической цепи рассуждений, доказательств; умение выбирать основные  критерий для сравнения и нахождения общих  и отличительных свойств; рефлексия.

Планируемые результаты

-Предметные: 1.Учащиеся должны уметь характеризовать и сравнивать признаки растений семейств класса двудольные.

2.Уметь распознавать цветковые растения по гербариям и рисункам.

3.Называть примеры растений различных семейств по гербариям и  рисункам учебника.

   - Личностные: 1. Проявление интереса к данной теме.

2.Позитивные отношение к процессу и к результатам  деятельности.

3.Оценивать собственную роль в сохранений местных видов растений.

    Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: 

1.Создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);                                                                              

 2.Создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности);                                                    

3.Создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу, изучают многообразие растений, относящихся к различным семействам класса двудольные.).

  • Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в поиске  информации.

  Познавательные УУД: Анализ объектов с целью выделения признаков;  поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: Формирование знаний об особенностях семейств Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые и Сложноцветные.

Способствовать развитию: Познавательного интереса обучающихся, формирование умения логически мыслить, анализировать, делать выводы.

Воспитывать: Бережное  отношение к родной природе, формировать  экологическую культуру.

Тип урока

Урок изучения  нового материала.

Учебно-методический комплекс

-Учебник «Биология» для 6 класса И.Н.Пономарева, стр 132-137

-макет цветка тюльпана, картошки и мышиного горошка

-презентация «Семейства класса двудольных»

-таблица «ЗХУ», дидактические карточки, распечатки тестовых заданий и таблиц.

-гербарный материал

-цветные карандаши, альбомный лист бумаги, фотографии растений

-тетрадь

-лист самооценки

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Семейство, бобовые (мотыльковые), сложноцветные (астровые), розоцветные, пасленовые, крестоцветные(капустные).

Организация пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

математика

Действия обучающихся

Определение цели, темы урока и задач.

Работа с гербарными материалами.

Работа с таблицей ЗХУ

Оформление и защита проекта по плану с  использованием  гербарий, цветных карточек и текста учебника на стр 132-137.

Выполнение тестового задания.

Выполнение самооценки.    

Диагностика результатов урока

(итог урока)

 1)Целью урока было: Создать условия для формирования знаний о семействах класса двудольные.

2) Цель была достигнута, так как:

- организованность и  активность уч-ся на каждом этапе урока была высокая;
- дети адекватно и эмоционально реагировали на ход урока;

- судя по ответам ребят и сделанным ими выводам, учащиеся усвоили необходимые знания по теме.

3) Тема урока: Семейства класса двудольные

4) На уроке дети научились:

-самостоятельно оформить цели, задачи  и план урока.

 -работать с гербарными материалами, заполнять таблицу.

-узнали общие и отличительные признаки семейств класса двудольных, научились распознавать цветковые растения, называть примеры растений различных семейств по рисункам учебника, фотографиям, слайдам.

-научились самостоятельно работать по плану:  видовой состав, представители  строение цветка, плода  и хозяйственное значение представителей каждых семейств, оформить и защитить проектную работу,делать выводы.

Домашнее задание

Изучить п 25, ответить на вопр с 1-5, стр 137,закончить таблицу, составить по семействам класса двудольных растений викторину до 10 вопросов, кроссворд или тест

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Класс Двудольные

Цель: изучить характерные признаки класса двудольные, семейства розоцветные, их роль в природе и жизни человека Задачи: Образовательная: рассмотреть характерные признаки класса двудольные, с...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

Презентация к уроку "Семейства Двудольных растений".

Данная презентация поможет провести урок по изучению семейств Двудольных растений....

Урок "Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные"

Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку и кроссворду,  самонанализ к уроку.  Данный материал может быть использован на уроках биологии в 6 классе по теме "Класс Двудольные. Сем...

Урок "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"

Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений.Тип урока: формирование новых знаний.Форма урока: урок-исследование...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....