Рабочие программы по предмету и элективным курсам
рабочая программа по биологии (9, 10 класс)

Колышкина Елена Юрьевна

Программы по предмету и элективным курсам предназначены для повышения мотивации учения, углубления знаний.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

элективного  курса по биологии в 10 классе

«Практикум по ряду биологических наук»

Составитель Колышкина Е.Ю.

Данный курс является вводным для изучения расширенного курса «Биохимия» в 11 классе. В ходе изучения этого курса практически получим ответы на вопросы: «что происходит с природой органических молекул», «как происходит», «почему это происходит».

Актуальность  курса.  Основательное знание биохимии необходимо для решения проблем сохранения здоровья и выяснения причин различных болезней и изыскания путей их эффективного лечения. Со строго биохимической точки зрения организм можно считать здоровым, если многие тысячи реакций, протекающих внутри клеток и во внеклеточной среде, идут в таких условиях и с такими скоростями, которые обеспечивают максимальную жизнеспособность организма и поддерживают физиологически нормальное состояние.

Наличие лабораторных  и практических работ на каждом занятии, будут способствовать приобретению  обучающимися экспериментальных умений и навыков.

Цель курса. Элективный курс «Практикум по ряду биологических наук» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о структуре и функциях органических молекул, строении растительной и животной клетках, полученные в курсах ботаники, общей биологии и органической химии, но и познакомить с современными достижениями и перспективными направлениями развития этой науки. Поэтому в программу включены разделы, касающиеся характеристики основных классов соединений, входящих в состав живой материи, и процессов их обмена, а также такие важнейшие разделы ботаника и экология.

В содержании программы отражены научно-практические задачи, тесно связанные с актуальными вопросами биохимической экологии, что отражает современную тенденцию естественнонаучного образования. Многие вопросы, включенные в изучение данного курса, не рассматриваются в школьной программе или изучаются фрагментарно.

Задачами курса являются:

  • создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;
  • развитие интереса к изучению биологии и проведению  эксперимента;

   получение  умений самостоятельно приобретать и применять знания;

   развитие  творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

         В процессе реализации данной программы учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

        наблюдать и изучать явления и свойства веществ;

        описывать результаты наблюдений;

        выдвигать гипотезы;

        отбирать необходимое оборудование для проведения эксперимента;

        выполнять измерения;

        представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

        интерпретировать результаты эксперимента;

        делать выводы;

        обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

         Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

        цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;

        роль эксперимента в познании;

        соотношение теории и эксперимента в познании;

        правила пользования биологическим и химическим оборудованием.

Формы проведения занятий:

Содержание курса включает в себя теорию и практику:

        лабораторные работы, наглядно отражающие биохимические закономерности. Они включают цель работы, перечень оборудования, описание хода работы, формы записи наблюдений, вопросы для проверки усвоения материала;

        биохимические задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, проблемами здоровья человека;

  •    работа с микроскопом;

        лекции;

        дискуссии;

        круглые столы;

        создание компьютерной презентации Power Point;

        работа с Интернет, СМИ.

Усвоив материал этого элективного курса, ученик должен: 

1. Характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними

        органической химии: полимеры, мономеры, углеводы, моносахариды, дисахариды, полисахариды; липиды, жиры, глицерин, жирная кислота; аминокислота, полипептид, белок; катализатор, фермент, активный центр; нуклеиновая кислота, нуклеотид; АТФ, ГТФ, ЦТФ, ТТФ, УТФ, РНК, ДНК; конформация, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры; ренатурация, денатурация;

  •  работать по определителю растений и насекомых;
  •  Работать с микроскопом;
  •   Решать экологические задачи, выявляя общие закономерности в природе.

2. Знать

        принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

  • Особенности прокариотической и эукариотической клетки;
  • Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
  • строение основных типов клетов и тканей многоклеточных животных;
  • атомный состав клетки

       неорганические и органические вещества клетки

       Пищевая цепь, пищевая сеть

  • Строение клеток растений, грибов, животных.

3. Уметь

  • Работать со световым микроскопом и микропрепаратами,
  • Уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов,
  • Изготовлять простейшие препараты для исследования,
  • Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами,
  • Работать с современной литературой,
  • Использовать  знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
  • Объяснять значение микро-, макро-  ультрамикроэлемнтов в клетке, биологические закономерности.

 Содержание

Введение (1ч)

Техника безопасности при практических  работах, при работе с различными  инструментами по биологии, химии. Биохимия и другие биологические науки. Общий экспериментальный подход, используемый в биологии. Основные достижения биологии.

Работа с микроскопом и готовыми микропрепаратами (6 ч)

Прокариоты и эукариоты. Сходство и отличия. Животная и растительная клетка.

Работа с микроскопом и приготовление микропрепаратов (7 ч)

Микроскоп.  Клетка. Ткани. Микропрепараты.

Биохимия клетки (6 ч)

Процессы  дыхания, фотосинтеза, митоза, мейоза. Сравнение.

Биологические закономерности (3 ч)

Критерии вида. Определение вида по критериям.

Работа с определителями (7ч)

Работа по практическому применению морфологического критерия при работе с определителями  семейств растений (розоцветных, бобовых, сложноцветных, пасленовые,  крестоцветные,  злаковые, лилейные), отрядов насекомых.

 

Закономерности экологии (5 ч)

Решение экологических задач. Экосистема. Регуляция процессов в экосистеме. Оценка состояния данной экосистемы.

 

Календарное планирование ЭК

Содержание

Дата проведения

Техника безопасности при практических  работах, различными  инструментами по биологии.

Рассмотрение строения  микроскопа и работа с ним. Виды микроскопов.

Рассмотрение клеток растений и животных, грибов. Их отличие (сравнительная характеристика).

Рассмотрение клеток растений и животных, грибов. Их отличие (сравнительная характеристика).

Рассмотрение и описание строения тканей животных.

Рассмотрение и описание строения тканей животных.

Рассмотрение и описание строения тканей животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в клетке на примере 6 растительных объектов.

Приготовление и описание строения тканей растений.

Приготовление и описание строения тканей растений.

Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

Выращивание плесневых грибов и рассмотрение их под микроскопом.

Опыты по определению каталитической активности ферментов.

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

Изучение хромосом по готовым микропрепаратам.

Сравнение процессов митоза и мейоза.

Сравнение процессов брожения и дыхания.

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей пяти  видов. Выявление закономерности.

Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Определение семейств, видов  растений по гербариям.

Определение семейств, видов  растений по гербариям.

Определение семейств, видов  растений по гербариям.

Определение семейств, видов  растений по гербариям.

Определение насекомых по определителю.

Определение насекомых по определителю.

Определение насекомых по определителю.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.  Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)

Решение экологических задач

Решение экологических задач

Решение экологических задач

Литература 

  1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 2002
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т 1-3. М,: Мир. 1990
  3. Гринстейн Б., Гринстейн А. Наглядная биохимия. М: Медицина, 2000
  4. Программы элективный курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение/ Авт-составители В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. √ М.: Дрофа, 2005
  5. Пуговкин А.П. Практикум по общей биологии: пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина. √ М.: Просвещение, 2002
  6. Пустовалова Л.М. Практикум по биохимии. Ростов н/Дону: Феникс, 1999
  7. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология. Спб.: Паритет, 2000
  8. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Биология: Ботаника, зоология, анатомия и физиология человека. Спб.: Паритет, 2000
  9. Заварзин А.А. Сравнительная гистология. Спб.: Изд-во Санкт-Петербург: ун-та, 2000
  10.  Миркин Б.М. и др. Высшие растения. Краткий курс систематики с основами науки о растительности. М.: Логос, 2001

Интернет-сайты

http://www.issep.rssi.ru –  сайт Соросовского образовательного журнала (все статьи в свободном доступе)

http://www.nature.ru –  сайт МГУ (Россия) по всем разделам биологии, медицины и другим наукам (статьи, рефераты, обзоры)



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ»

(для 10 класса)

Составитель:

Колышкина Елена Юрьевна

Учитель биологии

высшей квалификационной

категории

Пояснительная записка.

Разработка  программы курса связана с  разработкой системы углубленной подготовки в старших классах и направлено на реализацию  личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент  курса  ставится на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Курс  тесно связан с уроками  общей  биологии и  соответствует  требованиям  Федерального Государственного стандарта.

Целью курса является:

  • Содействовать  формированию прочных  знаний  по общей  биологии, умений и навыков  решения практических задач.
  • Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения  биологических  задач различных типов.
  • Дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении практической  работы.
  • Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знания

Задачи:

1.Формировать систему знаний по  главным  теоретическим законам биологии.

2.Совершенствовать умение решать  биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера

3.Развивать   ключевые компетенции : учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.

4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.

Основные идеи курса

— интеграция биологии с физиологией, биохимией и органической химией;

— комплексный подход к изучению взаимодействия химических элементов, молекул с живыми организмами;

— накопление информации об эффективности химических реакций;

— значимость  знаний курса  для современной практической медицины

Общая характеристика курса

Элективный курс направлен на освоение обучающимися базовых знаний по практическим вопросам общей биологии. Актуальность данного курса определяется необходимостью знаний практических основ биологии для специалистов любой медицинской области.

Учебно-методическое обеспечение курса  состоит из учебного пособия для обучающихся и программы элективного курса. Учебное пособие включает содержательную часть курса, которая состоит из теоретического материала и практикума, а также методический аппарат (вопросы и задания, темы для презентаций). В процессе реализации данного элективного курса возможно использование любых современных образовательных технологий по усмотрению учителя, таких организационных форм обучения, как лекции, семинары, беседы, практические и лабораторные работы, исследовательские работы, конференции.

Виды деятельности

При построении учебного процесса используются следующие виды деятельности: освоение теоретического материала пособия; выполнение практических работ по биохимии, цитологии и др.  По итогам изучения каждой темы курса обучающиеся решают задания банка ЕГЭ.

Формы контроля

Формами контроля могут служить отчёты по выполнению практикума, тестирование по завершении изучения содержания каждой темы курса, презентация проекта или защита реферата.

Содержание курса:

Курс занятий рассчитан на 34 часа; составлен с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы» авторов Каменский Е.А., Криксунов В.В., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы. -М.:Дрофа, 2020. – 367с . (профильный уровень), материалах методических пособий для учителя для подготовки учащихся средней школы к Единому государственному экзамену.

Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А.

Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 367 с.: ил

Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А.

Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 367 с.: ил

Введение (2 часа). Техника безопасности при практических  работах, различными  инструментами по биологии. Методы изучения живых организмов.

Клеточный уровень (11 часов). Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Разложение Н2О2. Влияние рН среды на активность ферментов. Факторы, влияющие на скорость процесса фотосинтеза. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. Деление клетки.

Тканевой уровень (5 часов). Ткани растений. Ткани животных. Метаболизм.

Организменный уровень (10 часов). Изучение одноклеточных животных. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на внешние раздражения. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение строения рыб по влажным препаратам. Изучение строения птиц. Изучение строения млекопитающих по влажным препаратам. Водные животные. Теплокровные и холоднокровные животные.

Популяционно-видовой уровень (3 часа). Выявление изменчивости у организмов. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Определение семейств, видов  растений, видов животных.

Экосистемный уровень (3 часа). Антропогенные изменении в экосистеме.

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения элективного курса на уровне среднего общего образования у учащихся будут сформированы следующие предметные результаты.

Личностных результатов:

 знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 

Метапредметными результатами освоения курса являются:

 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ I превращение энергии в экосистемах);

- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения данного курса ученик должен:

Учащийся научится:

— анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в области биологии, химии, медицины, экологии;

— владеть приёмами смыслового чтения и работы с текстом естественно-научного биологического содержания, преобразования информации из одной знаковой системы в другую, понимать лексические средства научного стиля;

— изображать процессы биохимии в виде схем, моделей;

— использовать имеющиеся компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежат биология, химия.

 — использовать при выполнении учебных проектов, исследований в области биологии научную, научно-популярную литературу, справочные материалы, энциклопедии, ресурсы Интернета;

— обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни;

— объяснять связь биологических знаний со знаниями по химии, математике, физике;

— оценивать степень загрязнённости воды, состояние чистоты воздуха и почвы, основываясь на состоянии биоиндикаторов;

— планировать совместную деятельность при работе в группе, отслеживать её выполнение и корректировать план своих действий и действий членов группы, адекватно оценивать собственный вклад и вклад других в деятельность группы;

— применять биологические  знания в практических ситуациях (практико-ориентированное задание);

— применять общенаучные, частные методы научного познания с целью изучения биологических процессов и явлений, современную терминологию для объяснения биологических закономерностей метаболизма,

— прогнозировать и моделировать развитие ситуаций;

— работать с записями, отчётами дневников исследований как источниками информации;

— работать со специальным лабораторным оборудованием;

— решать  задачи   молекулярной биологии  базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации;

 — соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке,

— создавать собственные письменные (доклады, аннотации, рецензии) и устные сообщения, обобщая информацию из 5–6 источников, грамотно использовать понятийный аппарат курса, сопровождать выступления презентацией, учитывая особенности аудитории;

— сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни;

— сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств;

— сравнивать биологические объекты;

— характеризовать виды антропогенного воздействия на окружающую среду.

Средства обучения и воспитания

Обучающие и контролирующие программы, тесты для диагностики уровня знаний, плакаты на специализированные темы.

Приборы: цифровая лаборатория «Архимед», микроскоп, лупа.

Оборудование демонстрационное: персональный компьютер, проектор.

Оборудование учебное: гербарии, муляжи, модели, готовые микропрепараты по ботанике, зоологии, анатомии человека, лабораторная посуда и реактивы, необходимые для проведения лабораторных занятий.

Список литературы:

  1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005.
  2. Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с.
  3. Галеева Н.Л..,«Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»-методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания»,2006г.
  4. Гигани О.Б.. Общая биология, 9 – 11.  таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007
  5. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 86с.
  6. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.
  7. Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В., Бородин П.М.. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень
  8. Каменский А.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школ.-М.; Дрофа, 2018. – 187с.
  9. Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2020. – 367 с.
  10. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями.-Саратов: «Лицей»,1998.-156с.                                                
  11. Кучменко В.С., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. АСТ - Астрель. М.2002. 300с.
  12. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
  13. Пименов А.В.. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2   частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006

Интернет-ресурсы

  1. http://www.Infourok.ru
  2. http://www.Interurok.ru
  3. https://edu.mob-edu.ru
  4. https://bio-ege.sdamgia.ru
  5. https://resh.edu.ru
  6. https://foxford.ru/
  7. https://bio-ege.sdamgia.ru
  8. https://www.yaklass.ru
  9. https://entomon.ru
  10. http://school-collection.edu.ru/catalog/search  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  11. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
  12. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.
  13. http://www.ballov.net/login.php - тесты на странице электронного дневника ballov.net (авторские ресурсы)

Календарно-тематическое планирование

Курс рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю).  Предлагаемое планирование является примерным: учитель может корректировать содержание уроков и распределение часов на изучение материала в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и сферой их интересов.

№п/п

Тема

Сроки проведения занятия

Форма проведения

Образовательный продукт

Электронный образовательный ресурс

Введение в элективный предмет. Техника безопасности при практических  работах, различными  инструментами по биологии.

1 неделя сентября

Тестирование – диагностика уровня параметров учебного успеха ученика

Составление матрицы учебного успеха ученика.

Методы изучения живых организмов.

Лабораторная работа «Изучение устройства увеличительных приборов».

2 неделя сентября

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7843/conspect/311166/

https://foxford.ru/wiki/biologiya/metody-izucheniya-zhivoj-prirody

https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-metody-izucheniya-zhivyh-organizmov-5-klass-4207328.html

Клеточный уровень ( 11 часов)

Лабораторная работа «Рассмотрение клеток растений и животных, грибов. Их отличие (сравнительная характеристика)».

3 неделя сентября

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/urok-laboratornaya-rabota-2050370.html

https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstva-i-razlichiya-v-stroenii-kletok-rasteniy-zhivotnyh-gribov

 Лабораторная работа «Рассмотрение клеток растений и животных, грибов. Их отличие (сравнительная характеристика)».

4 неделя сентября

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/urok-laboratornaya-rabota-2050370.html

https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstva-i-razlichiya-v-stroenii-kletok-rasteniy-zhivotnyh-gribov

Лабораторная работа «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» (общее строение).

1 неделя октября

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-po-teme-prigotovlenie-i-opisanie-mikropreparatov-kletok-rasteniy-klass-1432550.html

Лабораторная работа «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» (циклоз).

2 неделя октября

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-po-teme-prigotovlenie-i-opisanie-mikropreparatov-kletok-rasteniy-klass-1432550.html

Лабораторная работа «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке».

3 неделя октября

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-izuchenie-plazmoliza-i-deplazmoliza-v-kletkah-cheshui-luka-4943170.html

Лабораторная работа «Опыты по определению каталитической активности ферментов».

4 неделя октября

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-kataliticheskaya-aktivnost-fermentov-v-zhivih-kletkah-3194578.html

Лабораторная работа «Изучение хромосом по готовым микропрепаратам».

2 неделя ноября

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/laboratornaya_rabota_po_biologii_na_temu_izuchenie_hromosom_na_gotovyh_mikropreparatah_10_klass-361220.htm

Лабораторная работа «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».

3 неделя ноября

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-izuchenie-mitoza-v-kletkah-koreshka-luka-2174578.html

Лабораторная работа «Сравнение процессов митоза и мейоза».

4 неделя ноября

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-biologii-na-temu-sravnenie-processov-mitoza-i-meyoza-962491.html

Сравнение процессов брожения и дыхания.

1 неделя декабря

Беседа, практикум

Создание модели

https://www.infouroki.net/prakticheskie-raboty-po-biologii-sravnenie-process-6102.html

https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-sravnenie-processov-brozheniya-i-dihaniya-dlya-profilnogo-klassa-641449.html

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза

2 неделя декабря

Беседа, практикум

Создание модели

https://foxford.ru/wiki/biologiya/fotosintez-i-hemosintez

https://bio-ege.sdamgia.ru/problem?id=11120

https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-biologii-na-temu-foto-i-hemosintez-10-klass-4021435.html

Тканевой уровень (5 часов)

Строение тканей растений.

Лабораторная работа «Рассмотрение тканей корня, стебля».

3 неделя декабря

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tkani-vysshih-rasteniy

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/tkani-rastenij/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C_(%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Строение тканей растений.

Лабораторная работа «Рассмотрение тканей листа, почки, цветка».

4 неделя декабря

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tkani-vysshih-rasteniy

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/tkani-rastenij/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C_(%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Лабораторная работа «Строение тканей животных (беспозвоночных)».

2 неделя января

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tkani-zhivotnyh

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7857/conspect/289572/

Лабораторная работа «Строение тканей животных (позвоночных)».

3 неделя января

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tkani-zhivotnyh

Лабораторная работа «Строение тканей животных (позвоночных)».

4 неделя января

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

http://www.unn.ru › pages › methodmaterial › files

https://www.yaklass.ru/p/biologia/9-klass/razmnozhenie-zhivykh-organizmov-88881/etapy-individualnogo-razvitiia-organizmov-ontogenez-302901/re-77d2fbce-b979-460c-afb8-aa9a96359cd4

Организменный уровень (10 часов)

Лабораторная работа «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».

1 неделя февраля

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-izuchenie-kletok-drozhzhej-pod-mikroskopom-4943185.html

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-po-teme-izuchenie-kletok-drozhzhey-pod-mikroskopom-767697.htm

l

Лабораторная работа «Выращивание плесневых грибов и рассмотрение их под микроскопом».

2 неделя февраля

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/02/13/vyrashchivanie-i-mikroskopicheskoe-izuchenie-plesnevykh-gribov

https://infourok.ru/laboratornaya_rabota_2__izuchenie_pod_mikroskopom_plesnevyh_gribov_i_drozhzhey-304504.htm

Лабораторная работа «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию».

3 неделя февраля

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-po-teme-opisanie-osobey-vida-po-morfologicheskomu-kriteriyu-3802893.html

Лабораторная работа «Определение семейств, видов  растений по гербариям».

4 неделя февраля

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/kartochka-dlya-laboratornoy-raboti-po-teme-opredelenie-semeystv-rasteniy-klass-2592736.html

Лабораторная работа «Определение семейств, видов  растений по гербариям».

1 неделя марта

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/kartochka-dlya-laboratornoy-raboti-po-teme-opredelenie-semeystv-rasteniy-klass-2592736.html

Лабораторная работа «Определение семейств, видов  растений по гербариям».

2 неделя марта

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/kartochka-dlya-laboratornoy-raboti-po-teme-opredelenie-semeystv-rasteniy-klass-2592736.html

Лабораторная работа «Определение семейств, видов  растений по гербариям».

3 неделя марта

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/kartochka-dlya-laboratornoy-raboti-po-teme-opredelenie-semeystv-rasteniy-klass-2592736.html

Лабораторная работа «Определение насекомых по определителю».

1 неделя апреля

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://entomon.ru/opredelitel-nasekomyh-po-lichinkam-mamaev-b-m

Лабораторная работа «Определение насекомых по определителю».

2 неделя апреля

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://entomon.ru/opredelitel-nasekomyh-po-lichinkam-mamaev-b-m

Лабораторная работа «Определение насекомых по определителю».

3 неделя апреля

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://entomon.ru/opredelitel-nasekomyh-po-lichinkam-mamaev-b-m

Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Лабораторная работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

4 неделя апреля

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-po-biologii-viyavlenie-prisposobleniy-organizmov-k-srede-obitaniya-klass-1327139.html

https://multiurok.ru/files/laboratornaia-rabota-3-vyiavlenie-prisposoblenii-u.html

Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида».

1 неделя мая

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-viyavlenie-izmenchivosti-u-osobey-odnogo-vida-2490959.html

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=183:2009-08-30-10-45-51

Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

2 неделя мая

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-na-temu-postroenie-variacionnogo-ryada-i-variacionnoy-krivoy-3097556.html

Экосистемный уровень (3 часа).

Лабораторная работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.  Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)».

3 неделя мая

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-viyavlenie-antropogennih-izmeneniy-v-ekosistemah-svoey-mestnosti-2552034.html

https://slide-share.ru/prakticheskaya-rabota-viyavlenie-antropogennikh-izmenenij-ehkosistemakh-svoej-339196

Решение экологических задач

4неделя мая

Беседа, практикум

Решение задач

https://infourok.ru/reshenie-ekologicheskih-zadach-po-ekologii-1111301.html

Решение экологических задач

1 неделя июня

Беседа, практикум

Решение задач

https://infourok.ru/reshenie-ekologicheskih-zadach-po-ekologii-1111301.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Рабочая программа   « Решение геометрических задач»  элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛАБОРАТОРИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК (Элективный курс)

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности....

Рабочие программы по факультативным и элективным курсам по информатике и ИКТ на 2012-2013 учебный год

Наше время можно назвать  временем информатизации общества.  Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая дл...

Рабочая программа и тематическое планирование элективного курса по подготовке к ОГЭ 9 класс

                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА     Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для вып...

Рабочая программа основного общего образования элективного курса «Практическая грамматика английского языка» для 5 классов

Предлагаемый школьный курс «Практическая грамматика английского языка» относится к числу элективных курсов, которые являются неотъемлемой составной частью образования, предлагаемого учащимся 3-11 клас...

Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по истории" 10 класс, 1 ч в неделю

Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по истории" 10 класс, 1 ч в неделю...

Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...