Формирование интеллект умений
материал по биологии на тему

Тищенко Любовь Васильевна

В данной работе указаны рекомендации по формированию интеллекта умений с практическими материалами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_formirovanie_intellekt_umeniy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени И.Д.Бувальцева МО Кореновский район Краснодарский край

                                  Доклад

на тему «Развитие познавательного интереса к биологии как средство повышения качества обучения школьников»

                                                 учитель биологии МОБУ СОШ №1

                                                 им И.Д.Бувальцева

                                                 МО Кореновский район

                                                 Тищенко Любовь Васильевна

Кореновск.2016г

Формирование интеллектуальных умений на уроках биологии

В рамках модернизации образования  резко изменились требования к подготовке современного школьника. Главная цель всех изменений в школе связана с реализацией нового содержания образования. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность.

Ведущими целями образования должны стать:

- развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовность и способность к самообразованию;

- способности к самореализации;

- умение отстаивать свои права;

- готовность к сотрудничеству, к творчеству;

- толерантность, терпимость к чужому мнению.

 А чтобы эти цели были достигнуты, необходимо выработать основные учебно-интеллектуальные умения:

      *умение расчленять целое на составные части(простой анализ)

       * сравнивать, обобщать, классифицировать

       *систематизировать, выделять главное, существенное

        *устанавливать причинно-следственные связи

        *умение находить ассоциации и пользоваться ими

        *исследовательские умения и т.д.

       Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений  учащихся, необходимо организовать их работу так, чтобы учить не всех , а каждого.  Для этого необходимо проводить работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебником, научно- популярной литературой, наглядными пособиями, цифровыми и образовательными ресурсами.

          В целях развития системности мышления можно использовать самостоятельную работу с учебником : 1 Составление плана ответа. Например, дать задание:   - Прочитайте статью  «Значение воды для растений» и выберите пять функций воды. Составьте рассказ: -Почему растение не может жить без воды? Или в курсе «Общей биологии» задание: - Выберите из текста и назовите основные ароморфозы кайнозойской эры. 2. Заполнение таблиц Например в 7 классе при изучении темы «Земноводные» можно предложить самостоятельно по тексту учебника заполнить следующие колонки:

Особенности внешнего строения, связанные с жизнью в воде

 Особенности, связанные с жизнью на суше.

3. Решение биологических проблем. Например :- Почему при недостатке жиров и углеводов организм развивается сравнительно нормально, а при недостатке белков- нет?

4. Решение биологических задач. Например, при изучении темы «Птицы» в 7классе предложить решить  такую задачу: - обработка крон деревьев ядохимикатами с целью уничтожения вредных насекомых, объедающих листья,  привела к тому, что на участке исчезла популяция дроздов и других птиц. Какая взаимосвязь этих факторов, если основной корм этих птиц- дождевые черви?

5. Анализ основных идей, понятий. Например, в 7классе при изучении  каждого класса Простейших выделить главное, свойственное только этому классу.

 6.Для развитии логического мышления можно  учить составлятьть схемы по рассказу учителя  Биосинтез белка) или из предложенных признаков определить, кто лишний? Выполнить тесты на последовательность, соответствие, на выбор главных, основных признаков. Например, почему костянку вишни и коробочку мака не объединили в одну группу? В чем их различие?

В 7классе биологические задачи: Почему нельзя уничтожить всех комаров? К каким последствиям приведет осушение болота?

7. Для развития творческих способностей можно использовать проектную деятельность. Учащиеся с удовольствием готовят доклады, презентации на темы: *  Необычные деревья

                            *Любимые цветы в доме бабушки

                             *Путешествие с царевной лягушкой

                             *Птицы Кореновского района

                             * Человек: его прошлое, настоящее и будущее.

                             * Портрет курильщика

                             * Монолог упавшего листа

В старших классах можно готовить практико-ориентировочные проекты «Прогноз возможного развития глобальных экологических проблем», «Выработка стратегии выживания человечества» , «Основные экологические проблемы Краснодарского края»

8. Реализация новой парадизмы обучения «Ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением»- это использование блочно-модульной технологии. Она, по моему мнению, наиболее полно способствует, формированию интеллектуальных умений и развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии. Сущность модульного обучения выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, объединяющим цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению заданий.

9 Немаловажную роль в воспитании творческой личности играют исследовательские работы. Обучение на уроках биологии должно происходить под девизом  «Живи в мире, будь его полноценной частью»!

Воспитание ученика- исследователя- это процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск. Делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребёнка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка. Учебное исследование позволяет обучаться школьнику в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается на те мыслительные процесс, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания. Например «Роль света в жизни растения», «Влияние физических нагрузок на частоту дыхания», «Поведение птиц перед дождем» и т.д.  При таких методах работы интеллектуальные умения и познавательная деятельность постепенно увеличивается.

   10 В старших классах большую роль  в развитии самообразования играет информационно- коммуникативная деятельность.  Практика показывает, что эффективность процесса обучения намного выше, если школьник овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителя – научить своих подопечных самостоятельно добывать знания. Для этого есть все возможности Интернета. Для расширения знаний можно предложить учащимся найти и подготовить материал  в 8 классе «Эволюция эритроцитов», «Луи Пастер- патриот своего дела», «Заслуги Пирогова перед Отечеством» и другие.

В настоящее время, когда ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний по биологии, чрезвычайно актуально формировать, развивать, активизировать интерес учащихся к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование проектных умений

Формирование проектных умений учащихся   на уроках физики и во внеурочное время...

Деятельность учителя по формированию информационных умений и навыков, обеспечивающая постепенный переход к формированию УУД

В новых условиях стремительного роста объёма информации идёт переоценка ценностей в образовании. Возрастает потребность в формировании навыков по...

Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений

Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...

Доклад на тему: Формирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта

Доклад на тему: Фрмирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта...

«Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта на занятиях труда».

Мастер-класс .Урок в 7 классе для детей с тяжелыми множественными  нарушениями развития...

Отчет по теме самообразования: «Технология ручной обработки металла - как основа формирования знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта».

Демократизация общества ставит в иные    условия возможности ручного труда и профессиональной подготовки школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные учреждения в настоящее время о...