Рабочая программа по биологии для 10-11 класса
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 - 11 классе  средней  общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2011г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10-11_biologiya.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии

для 10-11 класса

2016-2019 учебный год

I. Пояснительная записка

1.Нормативные ссылки:

  • Закон «Об образовании» ст.9, п.2
  • Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Биология (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089)
  • Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника (автор-составитель Г.М. Пальдяева - М: Дрофа,2010 г.);

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 - 11 классе  средней  общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2011г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

При составлении планирования использованы методические рекомендации авторов программы, а именно – учитель вправе обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучения в пределах выделенного лимита времени. Последовательность изучения тем в планировании не изменена. Незначительно изменено количество часов, отводимое программой на изучение отдельных тем и последовательность изучения тем в планировании. Это связано с тем, что программа предусматривает 34 часов учебного времени.

Практическая часть заложена в тематическое планирование строго в соответствии с программой. Проведение лабораторных работ предусматривает подробный инструктаж и ознакомление учащихся с установленными правилами техники безопасности. Планированием предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по теме, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля. Тематический контроль проводится с использованием мониторингового инструментария, заложенного в содержание УМК.

Преподавание курса «Общая биология» ведётся на основе учебно-методического комплекса, составленного на основе обязательного федерального перечня учебников и методических пособий.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

2. Цели и задачи обучения.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии:

  • освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • ознакомление с методами познания природы:исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе:знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
  • приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи обучения:

1) привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков, применение элементов разных педагогических технологий, лабораторных, практических, творческих работ, нестандартных уроков;

  1. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции.

- освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Развития: создать условия для развития у выпускников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

 -умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, презентаций, интерактивных материалов, тестов, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- умение грамотно выражать свои мысли, правильно использовать терминологию, давать научное обоснование, приводить доказательства, устанавливать причинно - следственные связи; аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем;

 -  понимать важность межпредметных связей с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.

Воспитания:

 - убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей;

- способствовать формированию у учащихся коммуникативной, информационной компетентностей: умение общаться и сотрудничать через учебный материал каждого урока, лабораторные и практические работы, творческие задания, учебные проекты, умение выбрать материал из различных источников, умение преподнести материал;

- способствовать воспитанию положительной мотивации.

На изучение биологии на базовом уровне отводиться 68 часов, в том числе 34 часов в 10 классе и 34 часов в 11 классе.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/ понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

- выявлятьисточники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние  мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описыватьособей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

-сравнивать:биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агросистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находитьинформацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу, требования к уровнюподготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.


III. Содержание учебного предмета «Биология»

БИОЛОГИЯ  10 класс (68ч.)

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание

Форма организации

Основные виды деятельности учащихся

1

Биология как наука.

5

Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

Традиционные уроки (усвоение  новых знаний, закрепление изученного, комбинированный урок, урок контроля знаний).

Интерактивный режим работы; выполнение заданий по разграничению понятий; работа с текстом с выделением основных понятий; подготовка рефератов, докладов; подготовка к презентации на уроке; систематизация учебного материала.

2

Основы цитологии.

28

Предмет и задачи цитологии. Клеточная теория. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности, двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Традиционные уроки (усвоение  новых  знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний).

Интерактивный режим работы; выполнение заданий по разграничению понятий;  работа с раздаточным материалом;

систематизация учебного материала.

самостоятельная работа с учебником; выполнение лабораторных работ;

подготовка презентации по теме к уроку;

систематизация

учебного материала.

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

11

Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК; биологический смысли значение.Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов;   вегетативное  размножение.  Биологический  смысл и  эволюционное  значение бесполого размножения. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.

Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

Традиционные уроки (усвоение  новых  знаний, закрепление изученного, повторительно-

обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний).

Отвечает на вопросы, воспринимает полученную информацию, демонстрирует знания по процессам жизнедеятельности.

самостоятельная работа с учебником; выполнение лабораторных работ;

подготовка презентации по теме к уроку;

систематизация учебного материала.

4

Основы генетики.

18

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.

Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

Традиционные уроки (усвоение  новых  знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний).

Учащиеся слушают новую информацию; делают записи новых понятий в тетради. Пользуясь текстом параграфов, учащиеся составляют опорный план-конспект. Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят  ответы на вопросы. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. Ученики заполняют опорные конспекты, пользуясь текстом параграфа.

5

Генетика человека.

6

Методы исследования генетика человека. Генетика и здоровье. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием. Проблема генетической безопасности.

Традиционные уроки (усвоение  новых  знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний).

Отрабатывают умения, необходимые для самостоятельного нахождения  ответов на вопросы. Интерактивный режим работы;

подготовка презентации по теме к уроку; самостоятельная работа с учебником;

систематизация учебного материала.

БИОЛОГИЯ  11 класс (34ч.)

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание

Форма организации

Основные виды деятельности учащихся

1

Основы учения об эволюции.

13

Развитие биологии в додарвинский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Традиционные уроки (усвоение  новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи).

Интерактивный режим работы;  

выполнение заданий по разграничению понятий.

Учащиеся слушают новую информацию; делают записи новых понятий в тетради.  Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. Ученики заполняют опорные конспекты, пользуясь текстом параграфа.

2

Основы экологии.

12

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Традиционные уроки (усвоение  новых  знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний).

Учащиеся слушают новую информацию; делают записи новых понятий в тетради. Пользуясь текстом параграфов, учащиеся составляют опорный план-конспект. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. Ученики заполняют опорные конспекты, пользуясь текстом параграфа. Интерактивный режим работы;

работа с текстом с выделением основных понятий;подготовка рефератов, докладов;работа с раздаточным материалом;систематизация учебного материала.

3

Антропогенез. Эволюция биосферы и человек.

9

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Традиционные уроки (усвоение  новых  знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок).

Отрабатывают умения, необходимые для самостоятельных  ответов на вопросы.

Интерактивный режим работы;  

подготовка презентации по теме к уроку; самостоятельная работа с учебником;подготовка рефератов, докладов;

работа с раздаточным материалом;систематизация учебного материала.

IV. Тематическое планирование на ступень обучения.

3.1 Тематическое планирование учебного предмета «Биология» . 10 класс (68ч)

№ п/п

Тема

УЭ

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Планируемый результат

( учащийся умеет)

Основная группа

учащихся

Учащиеся с ОВЗ

1

Биология как наука.

5

  1. Краткая история развития биологии.
  2. Методы исследования  в биологии.
  3. Сущность жизни и свойства живого.
  4. Уровни организации живой материи.
  5. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Биология как наука».

Знают уровни организации жизни; умеют охарактеризовать признаки живого; имеют представление о роли биологии в практической жизни. Умение работать с разными источниками биологической информации. Формирование мотивации изучения биологии и стремление ксамосовершенствовании в образовательной области «биология».

Знают уровни организации жизни; умеют охарактеризовать признаки живого; имеют представление о роли биологии в практической жизни. Умение работать с разными источниками биологической информации.

2

Основы цитологии.

28

  1. Методы цитологии.  Клеточная теория.
  2. Особенности химического состава клетки.
  3. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Стартовая проверочная работа.
  4. Минеральные вещества и их роль в клетке.
  5. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.
  6. Липиды и их роль жизнедеятельности клетки.
  7. Строение белков и функции белков.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

  1. АТФ и другие органические соединения клетки.
  2. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Химия клетки».
  3. Строение клетки: клеточная мембрана, ядро. Лабораторная  работа №1: «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом. Сравнение строения клеток».
  4.  Строение клетки: цитоплазма, клеточный центр, рибосомы.
  5.  Строение клетки: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения.
  6.  Строение клетки: митохондрии, пластиды, органоиды движения.
  7.  Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.
  8.  Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов.
  9.  Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.
  10.  Контрольно - обобщающий урок по теме: « Строение клетки».
  11.  Обмен веществ и энергии в клетке.
  12.  Энергетический обмен в клетке.
  13.  Питание клетки.
  14. Автотрофное питание. Фотосинтез.
  15.  Автотрофное питание. Хемосинтез.
  16. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Обеспечение клеток энергией».
  17.  Биосинтез белка. Транскрипция.
  18.  Биосинтез белка. Трансляция.
  19.  Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.
  20. Контрольно - обобщающий урок по теме: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке».

Знают основные положения клеточной теории, обосновывать химический состав клетки, основные компоненты клетки;  

умеют сравнивать эукариотических и прокариотические клетки, делать выводы о пластическом, энергетическом обмене.  Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя;

овладение исследовательской и проектной деятельностью;   выражает в ответах свои мысли, обсуждает с учителем и учащимися их ответы. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Знают основные положения клеточной теории, обосновывать химический состав клетки, основные компоненты клетки;  

умеют сравнивать эукариотических и прокариотические клетки, делать выводы о пластическом, энергетическом обмене.  Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

11

  1.  Жизненный цикл клетки.
  2.  Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов.Лабораторная работа №2: «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».
  3.  Мейоз, его биологическое значение.

Лабораторная работа №3: «Сравнение

процессов митоза и мейоза».

  1.  Формы размножения организмов: бесполое размножение, его типы.
  2.  Формы размножения организмов: половое размножение.
  3.  Развитие половых клеток.
  4.  Оплодотворение, его типы.
  5. Понятие онтогенеза организмов.
  6.  Онтогенез. Эмбриональный период.
  7.  Онтогенез. Постэмбриональный период.
  8. Контрольно - обобщающий урок по теме: «Размножение и онтогенез организмов»

Умеют объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, характеризуют сущность бесполого и полового размножения, указывают факторы, неблагоприятно влияющие на  этапы развития.   Умеют выделять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии, различают половое и бесполое размножение.Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; анализирует  полученные знания.  Умение работать с различными источниками биологической информации.Сформированность интеллектуальных умений.

Умеют объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, характеризуют сущность бесполого и полового размножения, указывают факторы, неблагоприятно влияющие на  этапы развития.   Умеют выделять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии, различают половое и бесполое размножение.Умение работать с различными источниками биологической информации.

4

Основы генетики.

18

  1.  История развития генетики. Гибридологический метод.
  2.  Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
  3.  Решение задач на моногибридное скрещивание.
  4.  Множественные аллели: кодоминирование. Неполное доминирование.
  5.  Решение задач на неполное доминирование.
  6.  Сверхдоминирование. Анализирующее скрещивание.
  7.  Решение задач на анализирующее скрещивание.
  8.  Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
  9.  Решение задач на дигибридное скрещивание.
  10.  Хромосомная теория наследственности.
  11.  Решение генетических задач на сцепленное наследование.
  12.  Взаимодействие неаллельных генов.
  13.  Цитоплазматическая наследственность.
  14.  Генетическое определение пола.

Лабораторная работа №4: «Решение генетических задач».

  1.  Основные формы изменчивости. Мутационная изменчивость.
  2. Модификационная изменчивость.

 Лабораторная работа №5: «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений».

  1.  Виды мутаций.
  2. Контрольно - обобщающий урок по

теме: «Основы генетики».

Умеют объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, умеют решать генетические задачи, понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции. Планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;

выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию; умеют адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументируют свои позиции. Умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умеют объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, умеют решать генетические задачи, понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции.

Умеют адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументируют свои позиции. Умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

5

Генетика человека

6

  1. Методы изучения наследственности человека.
  2.  Генотип и здоровье человека.
  3. Проблемы генетической безопасности.
  4. Контрольно - обобщающий урок по
  5. теме: «Генетики человека».
  6. Итоговая проверочная работа по теме: «Общая биология».

Умеют обосновывать задачи и методы селекции, знают методы селекции растений и  животных.  Корректирует свои знания; умение работать с разными источниками биологической информации;      выражает свои мысли в ответах.  Сформированность эстетического отношения к живым объектам.

Умеют обосновывать задачи и методы селекции, знают методы селекции растений и  животных.  Корректирует свои знания; умение работать с разными источниками биологической информации;      выражает свои мысли в ответах.  

3.1 Тематическое планирование учебного предмета «Биология» . 11 класс (34ч)

№ п/п

Тема

УЭ

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Планируемый результат

( учащийся умеет)

Основная группа

учащихся

Учащиеся с ОВЗ

1

Учение об эволюции.

13

  1. Развитие биологии в додарвинский период. Работы К. Линнея.
  2. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
  3. Развитие эволюционного учения

Ч. Дарвина.

  1. Вид, критерии и структура  вида.

Стартовая проверочная работа.

  1. Популяция. Генетический состав

популяций.

  1. Изменения генофонда популяций.
  2. Борьба за существование и ее формы.
  3. Естественный отбор и его формы. Лабораторная работа .№1 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
  4. Изолирующие механизмы.
  5. Видообразование.
  6. Макроэволюция, ее доказательства.
  7. Система растений и животных – отображение эволюции.
  8. Главные направления эволюции органического мира. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Основы учения об эволюции».

Имеют представление  об эволюционной теории Ч. Дарвина, главных направлениях эволюции;владеют способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения биологии.Умеют делать выводы об историческом положении теории Ч. Дарвина, имеют представления об искусственном и естественном отборе, знают  об образовании новых видов в природе, понятия микро – и макроэволюции, пути биологического прогресса.  Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

имеют представление о накоплении и развитии биологических знаний, обеспечивших основу эволюционного учения; умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Формирование мотивацииизучения биологии и стремление ксамосовершенствовании в образовательной области «биология».

Имеют представление  об эволюционной теории Ч. Дарвина, главных направлениях эволюции.Умеют делать выводы об историческом положении теории Ч. Дарвина, имеют представления об искусственном и естественном отборе, знают  об образовании новых видов в природе, понятия микро – и макроэволюции, пути биологического прогресса.  Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

имеют представление о накоплении и развитии биологических знаний, обеспечивших основу эволюционного учения. Формирование мотивацииизучения биологии и стремление ксамосовершенствовании в образовательной области «биология».

2

Основы экологии.

12

  1. Что изучает экология? Среда обитания организмов и ее факторы.
  2.  Местообитание и экологические ниши.
  3. Основные типы экологических взаимодействий.
  4. Конкурентные взаимодействия.
  5. Основные экологические характеристики популяции.
  6. Динамика популяций.
  7. Экологические сообщества.
  8. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах.
  9. Пищевые цепи.
  10. Экологические пирамиды.
  11. Экологическая сукцессия.
  12. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Основы экологии».

Умеют различать основные типы экологических взаимодействий, сравнивают биологические процессы и делают выводы.Знают экологические факторы среды, сравнивать основные среды жизни, знают общие законы действия факторов среды на организмы, обосновывать законы оптимума,  лимитирующего фактора, знают основные демографические и структурные характеристики популяции, структуру природных биогеоценозов, цепи и циклы питания.

Умеют составлять цепи и циклы питания.  Развитие навыков самооценки и самоанализа; умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Сформированность эстетического отношения к живым объектам.

Умеют различать основные типы экологических взаимодействий, сравнивают биологические процессы и делают выводы.Знают экологические факторы среды, сравнивать основные среды жизни, знают общие законы действия факторов среды на организмы, обосновывать законы оптимума,  лимитирующего фактора, знают основные демографические и структурные характеристики популяции, структуру природных биогеоценозов, цепи и циклы питания.

Умеют составлять цепи и циклы питания.  Развитие навыков самооценки и самоанализа; умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3

Антропогенез. Эволюция биосферы и человек.

9

  1. Положение человека в системе животного мира.
  2. Основные стадии антропогенеза.
  3. Движущие силы антропогенеза.
  4. Прародина человека. Расы и их происхождение.
  5. Гипотезы о происхождении жизни.
  6.  Современные представления о происхождении жизни.
  7. Основные этапы развития жизни на Земле.
  8.  Эволюция биосферы.
  9. Антропогенное воздействие на биосферу. Итоговая проверочная работа.

Умеют выделять  основные стадии антропогенеза, определять основные движущие силы антропогенеза.  Умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением; умениеобобщать информацию; овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Умение выделить необходимой информации, применения методов информационного поиска.

Умеют выделять  основные стадии антропогенеза, определять основные движущие силы антропогенеза.  Умение корректировать собственные представления о происхождении человека.Умение выделить необходимой информации, применения методов информационного поиска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника

Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими  рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.

Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовк...

рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...