Рабочая программа по биологии для 10-11 класса
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 - 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2011г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10-11_biologiya.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии
для 10-11 класса
2016-2019 учебный год
I. Пояснительная записка
1.Нормативные ссылки:
- Закон «Об образовании» ст.9, п.2
- Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Биология (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089)
- Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника (автор-составитель Г.М. Пальдяева - М: Дрофа,2010 г.);
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 - 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2011г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
При составлении планирования использованы методические рекомендации авторов программы, а именно – учитель вправе обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучения в пределах выделенного лимита времени. Последовательность изучения тем в планировании не изменена. Незначительно изменено количество часов, отводимое программой на изучение отдельных тем и последовательность изучения тем в планировании. Это связано с тем, что программа предусматривает 34 часов учебного времени.
Практическая часть заложена в тематическое планирование строго в соответствии с программой. Проведение лабораторных работ предусматривает подробный инструктаж и ознакомление учащихся с установленными правилами техники безопасности. Планированием предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по теме, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля. Тематический контроль проводится с использованием мониторингового инструментария, заложенного в содержание УМК.
Преподавание курса «Общая биология» ведётся на основе учебно-методического комплекса, составленного на основе обязательного федерального перечня учебников и методических пособий.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
2. Цели и задачи обучения.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии:
- освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- ознакомление с методами познания природы:исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
- овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе:знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
- приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Задачи обучения:
1) привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков, применение элементов разных педагогических технологий, лабораторных, практических, творческих работ, нестандартных уроков;
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции.
- освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Развития: создать условия для развития у выпускников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, презентаций, интерактивных материалов, тестов, определение значимости любого урока для каждого ученика;
- умение грамотно выражать свои мысли, правильно использовать терминологию, давать научное обоснование, приводить доказательства, устанавливать причинно - следственные связи; аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем;
- понимать важность межпредметных связей с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.
Воспитания:
- убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей;
- способствовать формированию у учащихся коммуникативной, информационной компетентностей: умение общаться и сотрудничать через учебный материал каждого урока, лабораторные и практические работы, творческие задания, учебные проекты, умение выбрать материал из различных источников, умение преподнести материал;
- способствовать воспитанию положительной мотивации.
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 68 часов, в том числе 34 часов в 10 классе и 34 часов в 11 классе.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/ понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлятьисточники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описыватьособей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-сравнивать:биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агросистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находитьинформацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу, требования к уровнюподготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
III. Содержание учебного предмета «Биология»
БИОЛОГИЯ – 10 класс (68ч.)
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание | Форма организации | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Биология как наука. | 5 | Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого. | Традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, комбинированный урок, урок контроля знаний). | Интерактивный режим работы; выполнение заданий по разграничению понятий; работа с текстом с выделением основных понятий; подготовка рефератов, докладов; подготовка к презентации на уроке; систематизация учебного материала. |
2 | Основы цитологии. | 28 | Предмет и задачи цитологии. Клеточная теория. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности, двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. | Традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний). | Интерактивный режим работы; выполнение заданий по разграничению понятий; работа с раздаточным материалом; систематизация учебного материала. самостоятельная работа с учебником; выполнение лабораторных работ; подготовка презентации по теме к уроку; систематизация учебного материала. |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 11 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК; биологический смысли значение.Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др. Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. | Традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно- обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний). | Отвечает на вопросы, воспринимает полученную информацию, демонстрирует знания по процессам жизнедеятельности. самостоятельная работа с учебником; выполнение лабораторных работ; подготовка презентации по теме к уроку; систематизация учебного материала. |
4 | Основы генетики. | 18 | Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. | Традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний). | Учащиеся слушают новую информацию; делают записи новых понятий в тетради. Пользуясь текстом параграфов, учащиеся составляют опорный план-конспект. Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. Ученики заполняют опорные конспекты, пользуясь текстом параграфа. |
5 | Генетика человека. | 6 | Методы исследования генетика человека. Генетика и здоровье. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием. Проблема генетической безопасности. | Традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний). | Отрабатывают умения, необходимые для самостоятельного нахождения ответов на вопросы. Интерактивный режим работы; подготовка презентации по теме к уроку; самостоятельная работа с учебником; систематизация учебного материала. |
БИОЛОГИЯ – 11 класс (34ч.)
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание | Форма организации | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Основы учения об эволюции. | 13 | Развитие биологии в додарвинский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. | Традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи). | Интерактивный режим работы; выполнение заданий по разграничению понятий. Учащиеся слушают новую информацию; делают записи новых понятий в тетради. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. Ученики заполняют опорные конспекты, пользуясь текстом параграфа. |
2 | Основы экологии. | 12 | История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм. | Традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний). | Учащиеся слушают новую информацию; делают записи новых понятий в тетради. Пользуясь текстом параграфов, учащиеся составляют опорный план-конспект. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. Ученики заполняют опорные конспекты, пользуясь текстом параграфа. Интерактивный режим работы; работа с текстом с выделением основных понятий;подготовка рефератов, докладов;работа с раздаточным материалом;систематизация учебного материала. |
3 | Антропогенез. Эволюция биосферы и человек. | 9 | Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. | Традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок). | Отрабатывают умения, необходимые для самостоятельных ответов на вопросы. Интерактивный режим работы; подготовка презентации по теме к уроку; самостоятельная работа с учебником;подготовка рефератов, докладов; работа с раздаточным материалом;систематизация учебного материала. |
IV. Тематическое планирование на ступень обучения.
3.1 Тематическое планирование учебного предмета «Биология» . 10 класс (68ч)
№ п/п | Тема УЭ | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Планируемый результат ( учащийся умеет) | ||
Основная группа учащихся | Учащиеся с ОВЗ | ||||||
1 | Биология как наука. | 5 |
| Знают уровни организации жизни; умеют охарактеризовать признаки живого; имеют представление о роли биологии в практической жизни. Умение работать с разными источниками биологической информации. Формирование мотивации изучения биологии и стремление ксамосовершенствовании в образовательной области «биология». | Знают уровни организации жизни; умеют охарактеризовать признаки живого; имеют представление о роли биологии в практической жизни. Умение работать с разными источниками биологической информации. | ||
2 | Основы цитологии. | 28 |
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.
| Знают основные положения клеточной теории, обосновывать химический состав клетки, основные компоненты клетки; умеют сравнивать эукариотических и прокариотические клетки, делать выводы о пластическом, энергетическом обмене. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя; овладение исследовательской и проектной деятельностью; выражает в ответах свои мысли, обсуждает с учителем и учащимися их ответы. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Знают основные положения клеточной теории, обосновывать химический состав клетки, основные компоненты клетки; умеют сравнивать эукариотических и прокариотические клетки, делать выводы о пластическом, энергетическом обмене. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | ||
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 11 |
Лабораторная работа №3: «Сравнение процессов митоза и мейоза».
| Умеют объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, характеризуют сущность бесполого и полового размножения, указывают факторы, неблагоприятно влияющие на этапы развития. Умеют выделять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии, различают половое и бесполое размножение.Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; анализирует полученные знания. Умение работать с различными источниками биологической информации.Сформированность интеллектуальных умений. | Умеют объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, характеризуют сущность бесполого и полового размножения, указывают факторы, неблагоприятно влияющие на этапы развития. Умеют выделять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии, различают половое и бесполое размножение.Умение работать с различными источниками биологической информации. | ||
4 | Основы генетики. | 18 |
Лабораторная работа №4: «Решение генетических задач».
Лабораторная работа №5: «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений».
теме: «Основы генетики». | Умеют объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, умеют решать генетические задачи, понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции. Планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию; выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию; умеют адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументируют свои позиции. Умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Умеют объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, умеют решать генетические задачи, понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции. Умеют адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументируют свои позиции. Умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | ||
5 | Генетика человека | 6 |
| Умеют обосновывать задачи и методы селекции, знают методы селекции растений и животных. Корректирует свои знания; умение работать с разными источниками биологической информации; выражает свои мысли в ответах. Сформированность эстетического отношения к живым объектам. | Умеют обосновывать задачи и методы селекции, знают методы селекции растений и животных. Корректирует свои знания; умение работать с разными источниками биологической информации; выражает свои мысли в ответах. |
3.1 Тематическое планирование учебного предмета «Биология» . 11 класс (34ч)
№ п/п | Тема УЭ | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Планируемый результат ( учащийся умеет) | ||
Основная группа учащихся | Учащиеся с ОВЗ | ||||||
1 | Учение об эволюции. | 13 |
Ч. Дарвина.
Стартовая проверочная работа.
популяций.
| Имеют представление об эволюционной теории Ч. Дарвина, главных направлениях эволюции;владеют способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения биологии.Умеют делать выводы об историческом положении теории Ч. Дарвина, имеют представления об искусственном и естественном отборе, знают об образовании новых видов в природе, понятия микро – и макроэволюции, пути биологического прогресса. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; имеют представление о накоплении и развитии биологических знаний, обеспечивших основу эволюционного учения; умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Формирование мотивацииизучения биологии и стремление ксамосовершенствовании в образовательной области «биология». | Имеют представление об эволюционной теории Ч. Дарвина, главных направлениях эволюции.Умеют делать выводы об историческом положении теории Ч. Дарвина, имеют представления об искусственном и естественном отборе, знают об образовании новых видов в природе, понятия микро – и макроэволюции, пути биологического прогресса. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; имеют представление о накоплении и развитии биологических знаний, обеспечивших основу эволюционного учения. Формирование мотивацииизучения биологии и стремление ксамосовершенствовании в образовательной области «биология». | ||
2 | Основы экологии. | 12 |
| Умеют различать основные типы экологических взаимодействий, сравнивают биологические процессы и делают выводы.Знают экологические факторы среды, сравнивать основные среды жизни, знают общие законы действия факторов среды на организмы, обосновывать законы оптимума, лимитирующего фактора, знают основные демографические и структурные характеристики популяции, структуру природных биогеоценозов, цепи и циклы питания. Умеют составлять цепи и циклы питания. Развитие навыков самооценки и самоанализа; умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Сформированность эстетического отношения к живым объектам. | Умеют различать основные типы экологических взаимодействий, сравнивают биологические процессы и делают выводы.Знают экологические факторы среды, сравнивать основные среды жизни, знают общие законы действия факторов среды на организмы, обосновывать законы оптимума, лимитирующего фактора, знают основные демографические и структурные характеристики популяции, структуру природных биогеоценозов, цепи и циклы питания. Умеют составлять цепи и циклы питания. Развитие навыков самооценки и самоанализа; умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | ||
3 | Антропогенез. Эволюция биосферы и человек. | 9 |
| Умеют выделять основные стадии антропогенеза, определять основные движущие силы антропогенеза. Умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением; умениеобобщать информацию; овладение навыками выступлений перед аудиторией. Умение выделить необходимой информации, применения методов информационного поиска. | Умеют выделять основные стадии антропогенеза, определять основные движущие силы антропогенеза. Умение корректировать собственные представления о происхождении человека.Умение выделить необходимой информации, применения методов информационного поиска. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника
Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.
Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовк...
рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ
Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...