№ | Тема урока | Планируемые результаты
| Элементы содержания урока | Дата
|
Метапредметные | Предметные | Личностные | План | Факт |
Введение (2 часа) |
1. | История развития зоологии. | Регулятивные: Составление таблиц, Определение последовательности действий при работе с учебником.
Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы.
Познавательные: Поиск и отбор информации, Речевое развитие | Называть: - Предмет изучения зоологии
- Систематические категории
Описывать: методы изучения животных Объяснять: значение классификации животных Характеризовать этапы развития зоологии | Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран; Законы по охране животного мира.
| Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Систематика животных. Систематические категории. | Сент 1 нед |
|
2. | Современная зоология
| Познавательные: Поиск и отбор информации, Речевое развитие Регулятивные: Составление таблиц, Определение последовательности действий при работе с учебником.
Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы.
| Называть области применения зоологических знаний Отличать животных от растений Использовать дополнительные источники информации, раскрывать значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека. | Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран; Законы по охране животного мира.
| Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Систематика животных. Систематические категории. | Сент 1 нед |
|
Раздел 1. Простейшие (2 часа) |
3. | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. | Познавательные: Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование Речевое развитие, выделение признаков простейших, Выбор критериев для сравнения Регулятивные: Составление плана лабораторной работы, прогнозирование результатов работы Определение последовательности действий при работе с учебником.
Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы.
| Определять принадлежность организмов к простейшим. Характеризовать типы простейших | Развитие и формирование интереса к изучению природы. Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. | Простейшие – одноклеточные организмы. Строение и особенности их жизнедеятельности Органоиды движения: ложноножки, жгутики, реснички. Колониальные организмы. Лабораторная работа «Многообразие водных одноклеточных животных»
| Сент 2 нед |
|
4. | Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. | Умение находить в различных источниках необходимую информацию о животных. Выявлять сходства и различия в строении и образе жизни изучаемых животных. Обобщать и делать выводы по изученному материалу. Умение слушать одноклассников. Умение слушать задания учителя. | Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности. | Развитие и формирование интереса к изучению природы. Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. | Систематические группы простейших. Роль простейших в природе и в жизни человека. Среда и места обитания (свободноживущие, паразитические и прикрепленные организмы). Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | Сент 2 нед |
|
Раздел 2. Многоклеточные животные. (34 часа) |
5. | Тип Губки. Класс : Известковые ,Стеклянные, Обыкновенные. | П. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты Л. Умение применять полученные знания в своей практической деятельности Р. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя К. умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение | Называть способы защиты от врагов Распознавать и описывать строение слоев губок Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими Доказывать, что губки- многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок | Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе. | Классы губок: Известковые, стеклянные, обыкновенные. Роль губок в природе и в жизни человека. Среда обитания, прикрепленный образ жизни. Особенности строения (специализация клеток, наличие слоев) и экологические особенности | Сент 3 нед |
|
6. | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | П. умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, работать с различными источниками информации Л. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Р. Развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя К. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Распознавать и описывать строение кишечнополостных Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных | Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, сравнивать, делать выводы о соответствии строения клеток Кишечнополостных выполняемым функциям | Классы кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Эктодерма Энтодерма Регенерация Чередование поколений Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (кишечная полость, лучевая симметрия, нервная система) и экологические особенности. Стадии развития: полип и медуза | Сент 3 нед |
|
7. | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | П. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Л. Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья Р. Умение организовать выполнение заданий учителя. К. умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников. | Давать определение основным понятиям. Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей.. Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями. | Классы плоских червей: Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви. Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных. Промежуточный хозяин Окончательный хозяин Среда обитания. Особенности строения (кожно-мускульный мешок, системы органов, двусторонняя симметрия) и особенности образа жизни (свободноживущие и паразиты). Уровни организации | Сент 4 нед |
|
8. | Тип Круглые черви. | П. Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу Л. Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья Р. Умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. К. умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. | Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека | Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, паразиты). Особенности строения (двухслойные, наличие анального отверстия) и экологические особенности. Значение круглых червей в природе и жизни человека Лабораторная работа «Знакомство с многообразием круглых червей»
| Сент 4 нед |
|
9. | Тип Кольчатые черви. Классы Полихеты (многощетинковые). | Уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы (П). Уметь воспринимать разные виды информации. Уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других (К). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей. | Уметь объяснять необходимость знаний о животных типа Кольчатые черви, об особенностях представителей разных классов для понимания их роли в природе. Понимать необходимость бережного отношения к природе. | Олигохеты Полихеты Классы: Малощетинковые, Многощетинковые, Пиявки. Роль кольчецов в природе и в жизни человека (в медицине и сельском хозяйстве. Параподии Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка, органы чувств) и экологические особенности | Окт 1 нед |
|
10. | Классы кольчецов: Малощетинковые и Пиявки. | Давать определения понятиям, уметь работать с изобразительной наглядностью, уметь делать выводы на основе полученной информации (П). Уметь воспринимать разные формы информации, слушать ответы других, уметь работать в малых группах (К). Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя; уметь работать с инструктивными карточками (Р) | Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании.. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | Уметь объяснять роль малощетинковых червей в природе и жизни человека | Параподии Анабиоз Гирудин Кокон Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка, органы чувств) и экологические особенности (забота о потомстве). Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя» | Окт 1 нед |
|
11. | Тип Моллюски. | П.: Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.; Строить логическое рассуждение, .Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия Р.: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. К.: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
| Распознавать и описывать животных типа Моллюски. Выделять особенности внешнего строения моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
| Реактивное движение Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (незамкнутая кровеносная система, трехкамерное сердце, мантийная полость, мантия, почки – органы выделения) и экологические особенности. Зависимость строения органов дыхания от среды обитания. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Роль моллюсков в природе и в жизни человека. Лабораторная работа «Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков» | Окт 2 нед |
|
12. | Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | П.: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; Строить логическое рассуждение, Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Р.: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). К.: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
| Определять принадлежность моллюсков к классам. Объяснять значение в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков. | Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
| Реактивное движение Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (незамкнутая кровеносная система, трехкамерное сердце, мантийная полость, мантия, почки – органы выделения) и экологические особенности. Зависимость строения органов дыхания от среды обитания. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Роль моллюсков в природе и в жизни человека | Окт 2 нед |
|
13. | Тип Иглокожие. Классы Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. | П.: Умение воспроизводить информацию по памяти, работать с препаратами : находить части тела, характеризовать особенности строения, анализировать информацию. Р.: Умение определять цель урока и ставить задачи необходимые для её достижения. Умение распределить своё время работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. К.: Умение слушать учителя, и одноклассников, умение выступать и оценивать свои выступления и выступления одноклассников.
| Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Описывать строение иглокожих в природе. Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. | Познавательный интерес к естественным наукам | Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, малоподвижные). Особенности строения (известковый скелет, водно-сосудистая система, лучевая симметрия) и экологические особенности. Классы иглокожих: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. Роль иглокожих в природе и в жизни человека | Окт 3 нед |
|
14. | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные.
| Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. К.: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы,
| Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Определять принадлежность членистоногих к классам. Выявлять приспособления членистоногих к среде обитания. Сравнивать по плану членистоногих разных классов. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к Типу Членистоногие. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания. | Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. | Фасеточное (мозаичное) зрение Хитин Партеногенез Многообразие сред обитания и образов жизни (свободноживущие, паразиты). Особенности строения (отделы тела, число ног, органы чувств) и жизнедеятельности (типы развития, размножения, дыхания и пищеварения). Особенности экологии. Лабораторная работа «Знакомство с ракообразными» | Окт 3 нед |
|
15. | Класс Насекомые. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, П.: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. К.: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
| Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. | Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. | Фасеточное (мозаичное) зрение Хитин Партеногенез Многообразие сред обитания и образов жизни (свободноживущие, паразиты). Особенности строения (отделы тела, число ног, органы чувств) и жизнедеятельности (типы развития, размножения, дыхания и пищеварения). Особенности экологии. Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых» | Окт 4 нед |
|
16. | Отряды насекомых. Тараканы, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, П.: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. К.: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
| Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять название «прямокрылые» Характеризовать роль в природе и жизни человека. | Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. | Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых. Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития. Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых | Окт 4 нед |
|
17. | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, П.: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. К.: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
| Распознавать и описывать представителей отрядов, обитающих в Красноярском крае. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять название «жесткокрылые». Характеризовать роль в природе и жизни человека. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. | Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. | Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых. Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития. Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых | Окт 5 нед |
|
18. | Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, П.: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. К.: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
| Распознавать и описывать представителей отрядов. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять роль в природе и жизни человека. Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека. | Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. | Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых. Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития. Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых | Ноя 2 нед
|
|
19. | Отряд Перепончатокрылые насекомые. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, П.: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. К.: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
| Определять принадлежать к отряду, классу, типу. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять роль в природе и жизни человека. Объяснять, почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми. | Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. | Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых. Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития. Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых | Ноя 2 нед
|
|
20. | Обобщающий урок по теме «Многообразие беспозвоночных животных»
| Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, П.: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. К.: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
| Определять принадлежать к отряду, классу, типу. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять роль в природе и жизни человека. Объяснять, почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми. | Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих |
| Ноя 3 нед
|
|
21. | Тип хордовых. Подтип Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли
П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения
П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли
| Распознать животных типа Хордовых. Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. | Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных Типа Хордовые, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | Представители подтипа бесчерепные. История открытия ланцетника П. С. Палласом. Среда обитания и образ жизни. Особенности строения: хорда, нервная трубка, пищеварительная система в виде трубки, замкнутая кровеносная система. Значение в природе и в практической деятельности человека Представители черепных хордовых, класса Круглоротые: | Ноя 3 нед
|
|
22. | Классы рыб. Костные и Хрящевые. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли П: предлагают способы решения К: высказывают свою точку зрения П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных класса Рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли
| Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Распознавать и описывать внешне строение и особенности передвижения. Выделять особенности строения рыб. | Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных класса Рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | Водная среда обитания и образ жизни. Признаки подтипа Позвоночные (скелет головы, позвоночник, совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания). Значение в природе и жизни человека. Приспособления для жизни в воде. Лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение рыб» | Ноя 4 нед
|
|
23. | Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли
П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения
П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли
| Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявлять приспособленность хрящевых рыб | Осмысливать тему урока Осознать информацию о характерных особенностях животных класса Рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека оценивать результаты деятельности | Признаки отрядов: форма тела, строение хвостового плавника. Образ жизни и среда обитания (в толще воды, дно). Отряды: Акулы, Скаты, *Химерообразные Значение в природе. Признаки класса: жаберные щели, хрящевой скелет | Ноя 4 нед
|
|
24. | Костные рыбы. Отряды: Осетровые, Сельдевые, Лососевые, Карповые, Окунёвые. | П: осуществлять поиск и отбор необходимой информации Р: определять цель работы П: предлагать способы решения К: высказывать свою точку зрения П: анализировать полученные знания, выделяют главное, второстепенное К: взаимооценивать П: преобразовывать информацию Р: оценивать собственные результаты К: выражать в ответах свои мысли
| Распознавать и описывать представителей костных рыб. Приводить примеры видов рыб, обитающих в Красноярском крае. Характеризовать по плану отряды костных рыб. Объяснять значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. | Осмысливать тему урока Осознать и осмысливать информации о характерных особенностях животных класса Костные рыбы, их многообразии, эстетической ценности, значении в природе и жизни человека, правилах рыбной ловли и охраны водоемов оценивают результаты деятельности | Признаки отрядов костных рыб: строение плавников, размеры и строение чешуи. Образ жизни и среда обитания (в толще воды, дно). Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные; Кистеперые и двоякодышащие рыбы. Промысловые рыбы. Признаки класса: жабры, костный скелет, плавательный пузырь | Дек 1 нед |
|
25. | Класс Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения
П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли
| Распознавать и описывать внешнее строение Земноводных. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб. Объяснять: - Роль в природе и жизни человека
Происхождение земноводных. | Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | Среда обитания и образ жизни. Признаки отрядов: форма тела, строение конечностей, наличие хвоста. Исчезающие виды и охраняемые виды. Отряды земноводных: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Значение в природе и жизни человека. Особенности строения земноводных. Представители земноводных | Дек 1 нед |
|
26. | Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли
П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения
П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли
| Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса. Выявлять особенности строения пресмыкающихся. Доказывать: - Что пресмыкающиеся – более высокоорганизоыанрные животные по сравнению с земноводными
Происхождение пресмыкающихся от земноводных | Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Пресмыкающихся, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | Покровительственная окраска Среда обитания и образ жизни, способы передвижения. Биологические и экологические особенности. Признаки отрядов. Исчезающие виды и охраняемые виды. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Систематика пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека. Признаки класса: сухая кожа, трехкамерное сердце, два круга кровообращения, внутреннее оплодотворение, наличие яйца, ячеистое строение легких | Дек 2 нед |
|
27. | Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли
П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли
| Распознавать и описывать представителей класса Пресмыкающиеся. Определять принадлежность рептилий к определённым отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. | Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Пресмыкающиеся, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Систематика пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека. | Дек 2 нед |
|
28. | Класс Птицы. Отряд Пингвины. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полёту. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся. | Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.
| Среда обитания и образ жизни. Признаки класса: крылья, перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце. Инкубация Гнездовые птицы Выводковые птицы Особенности внешнего строения. Типы перьев: маховые, рулевые. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц»
| Дек 3 нед |
|
29. | Отряды птиц. Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц, обитающих в Красноярском крае. Определять принадлежность птиц к определённым отрядам. Объяснять: - Роль в природе и жизни человека
Необходимость защиты гусеобразных. | Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.
| Особенности строения нелетающих птиц. Признаки отрядов (оперение, строение ног), основные представители и их распространение. | Дек 3 нед |
|
30. | Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. | Распознавать и описывать наиболее распространённых представителей класса птиц, домашних птиц Определять принадлежность птиц к определённым отрядам. Объяснять: - Роль в природе и жизни человека
Необходимость защиты | Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.
| Признаки отрядов хищных птиц: крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями. Особенности биологии и экологии Признаки куриных: жесткий перьевой покров, крылья короткие, голова маленькая, клюв короткий, сильные четырехпалые ноги.
| Дек 4 нед |
|
31. | Отряды птиц. Воробьинообразные, Голенастые. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц. Определять принадлежность птиц к определённым отрядам. Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. Объяснять роль в природе и жизни человека. | Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.
| Признаки воробьинообразных: небольшие размеры, маленькая голова, четырехпалые конечности. Особенности биологии и экологии. Признаки Голенастых: длинные ноги, рыхлый перьевой покров, гибкая длинная шея, клюв удлиненный, большие крылья. Особенности биологии и экологии | Янв 2 нед |
|
32. | Экскурсия «Изучение многообразия птиц» |
|
|
| Знакомство с местными видами птиц в природе или в музее | Янв 3 нед |
|
33. | Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные и Рукокрылые. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. | Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих. Выявлять приспособления во внешнем строении млекопитающих к среде обитания Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих Объяснять: - Роль в природе и жизни человека
- Меры охраны
Выявлять приспособления во внешнем строении к среде обитания.
| Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.
| Признаки класса: млечные железы, живорождение, пятипалые конечности, 7 шейных позвонков, дифференцированные зубы, кора больших полушарий, 4-камерное сердце, альвеолярные легкие, волосяной покров, теплокровность Подклассы: Яйцекладущие; Настоящие звери. Представители подкласса яйцекладущих, отряда однопроходных. Среда обитания и образ жизни. Черты примитивного строения. Признаки отрядов: Сумчатые – наличие сумки, недоразвитые детеныши; Насекомоядные – вытянутая мордочка, слабо дифференцированные зубы. Рукокрылые – кожистая перепонка между передними и задними конечностями, большие размеры ушных раковин. Представители, обитающие на территории данной местности. Редкие виды и их охрана | Янв 3 нед |
|
34. | Отряды млекопитающих: Грызуны и зайцеобразные | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. | Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих Объяснять: - Роль в природе и жизни человека
- Меры охраны
Выявлять приспособления во внешнем строении к среде обитания.
| Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.
| Признаки отряда: Грызуны – по два резца в верхней и нижней челюстях; постоянный рост резцов, отсутствие клыков. Зайцеобразные – две пары резцов на верхней челюсти; одна пара на нижней челюсти Представители, обитающие на территории данной местности. Распространение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана | Янв 4 нед |
|
35. | Отряды млекопитающих: Ластоногие, Китообразные, Хоботные, Хищные. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. | Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих Объяснять: - Роль в природе и жизни человека
- Меры охраны
Выявлять приспособления во внешнем строении к среде обитания.
| Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.
| Распространение; признаки отрядов: форма тела, особенности волосяного покрова, конечностей Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана | Янв 4 нед |
|
36. | Отряды млекопитающих: Парнокопытные. Непарнокопытные. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. | Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих Объяснять: - Роль в природе и жизни человека
- Меры охраны
Выявлять приспособления во внешнем строении к среде обитания.
| Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.
| Признаки отрядов: Копытные – число пальцев, наличие копыта Хоботные – наличие бивней, хобота, отсутствие волосяного покрова. Представители, обитающие на территории данной местности. Распространение; Основные представители. Значение в природе и жизни человека. | Янв 5 нед |
|
37. | Отряды Млекопитающих. Приматы. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. | Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих Объяснять: - Роль в природе и жизни человека
- Меры охраны
Выявлять приспособления во внешнем строении к среде обитания.
| Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.
| Приматы. Важнейшие представители отрядов. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
| Фев 1 нед |
|
38. | Обобщающий урок по теме « Хордовые» | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. |
| Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.
|
| Фев 1 нед |
|
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем. (12 часов) |
39. | Покровы тела. | П: осуществлять наблюдения и делать выводы, Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. К.: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Р.: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Называть функции покровов тела. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих. Выявлять приспособления в покровах тела к среде обитания. | Осмысливать темы урока, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Основные виды покровов тела: плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа. Лабораторная работа «Изучение особенностей покровов тела» | Фев 2 нед |
|
40. | Опорно - двигательная система животных. | Р.: умение организовывать свою деятельность. П.: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков (моделирование), умение работать с информацией. К.: умение сотрудничать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;
| Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы ОДС Называть функции ОДС, типы скелетов Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих. | Обеспечить ориентацию ученика на личностный моральный выбор, оценить собственный вклад в работу группы | Факторы эволюционных изменений опорно-двигательной системы. Особенности строения скелета позвоночных животных: эволюционные усложнения, приспособления к среде обитания. Функции опорно-двигательной системы: обеспечение перемещения, защитная, опора | Фев 2 нед |
|
41. | Способы передвижения. Полости тела. | Р: уметь организовывать учебную деятельность и определять ее цель. П: осуществлять наблюдения и делать выводы, научиться работать с информацией К: уметь планировать и составлять совместную деятельность | Приводить примеры животных, имеющие разные полости тела. Давать определения терминам: полость тела, первичная полость тела, вторичная полость тела. Распознавать и описывать способы передвижения животных. Выявлять приспособления организмов к передвижению. | Обеспечить ориентацию ученика на личностный моральный выбор, оценить собственный вклад в работу группы | Первичная, вторичная и смешанная полости тела. Полость тела Виды движения: амебовидное, движение при помощи жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц Приспособления к различным способам движения у животных (передвижение по грунту, плавание, полет, прыжки, бег, ходьба). Лабораторная работа «Изучение способов передвижения животных» | Фев 3 нед |
|
42. | Органы дыхания и газообмена. | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Называть пути поступления кислорода в организм животных. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания. | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Механизм поступления кислорода: проницаемость клеточных мембран, диффузия. Наружные и внутренние жабры. Строение легких, увеличение дыхательной поверхности. Альвеолы Диафрагма Пути поступления кислорода. Газообмен у животных разных систематических групп: поверхность тела, жабры, легкие Двойное дыхание птиц. Лабораторная работа «Изучение способов дыхания животных» | Фев 3 нед |
|
43-44. | Органы пищеварения.
Обмен веществ и превращение энергии | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания. Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций. | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Всеядные, паразиты. Внутреннее пищеварение. Внутриклеточное пищеварение. Внеклеточное переваривание. Внешнее пищеварение. Дифференциация системы на отделы в процессе эволюции. Процессы обмена веществ и превращения энергии | Фев 4 нед |
|
45. | Кровеносная система. Кровь. | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Называть функции кровеносной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы. Сравнивать строение органов кровеносной системы у разных групп организмов. | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Изменение органов кровообращения в процессе эволюции. Движение крови по малому и большому кругам кровообращения. Строение крови: плазма, форменные элементы – лейкоциты, эритроциты, тромбоциты. Капилляры Вены Артерии Венозная кровь Артериальная кровь Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. Строение сердца у различных животных. Функции крови. | Фев 4 нед |
|
46. | Органы выделения. | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Называть функции выделительной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения Выявлять приспособления организмов к среде обитания. | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Изменение органов выделения в процессе эволюции. Пути удаления веществ из организма. Появление выделительной системы. Значение органов выделения. Органы выделения: канальцы, почки, мочеточник, мочевой пузырь. | Мар 1 нед |
|
47. | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Называть функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам: нейрон, аксон, дендрит, рефлекс, инстинкт и др. Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру Объяснять взаимодействие между строением и функцией органов нервной системы. Выявлять приспособления с строении органов нервной системы к среде обитания. Наблюдать за поведением животных.
| Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Строение нервной клетки. Строение коры больших полушарий. Изменение нервной системы в процессе эволюции: формирование нервной ткани, образование органов, образование надглоточного узла, формирование головного и спинного мозга. Рефлекс Инстинкт Врожденные и приобретенные рефлексы. Лабораторная работа «Изучение ответной реакции животных на раздражение»
| Мар 1 нед |
|
48. | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов чувств. | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Монокулярное и бинокулярное зрение. Зависимость строения органов чувств от развития головного мозга. Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, химическая чувствительность, обоняние, слух. Влияние среды обитания и образа жизни на строение органов чувств. Лабораторная работа «Изучение органов чувств животных» | Мар 2 нед |
|
49. | Продление рода. Органы размножения. | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Называть функции органов размножения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения. Приводить примеры животных с различным типом размножения. | Развивать познавательные потребности, формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру. | Гермафродиты. Плацента. Матка. Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Направления эволюции. Внутреннее и внешнее оплодотворение. Возникновение оболочек в женской половой клетке. Значение органов размножения. Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Влияние среды обитания на строение органов размножения | Мар 2 нед |
|
50. | Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» |
|
|
| Систематизация и обобщение знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности животных разных систематических групп. Оценивание уровня подготовки учащихся по изучаемым вопросам. | Мар 3 нед |
|
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа) |
51. | Способы размножения животных. Оплодотворение. | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Приводить примеры: - Животных с различными видами бесполого размножения
- Животных с внешним и внутренним оплодотворением.
Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Почкование Живорождение *Яйцеживорождение Приспособления к половому размножению гермафродитов. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие во внешней среде и внутри материнского организма. Оплодотворение Типы размножения: бесполое и половое Механизмы бесполого и полового размножения. Особенности размножения и развития хордовых животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Лабораторная работа «Определение возраста животных» | Мар 3 нед |
|
52. | Развитие животных с превращением и без превращения. | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза.. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза. | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Развитие без превращения Метаморфоз Биологическое значение развития с метаморфозом | Апр 1 нед |
|
53. | Периодизация и продолжительность жизни животных. | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Называть периоды в жизни животных Характеризовать возрастные периоды домашних животных. | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Продолжительность жизни животных | Апр 1 нед |
|
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (3 часа) |
54-55. | Доказательства эволюции животных.
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Давать определение термину эволюция Называть доказательства эволюции, факторы эволюции Приводить доказательства эволюции животного мира, примеры действия факторов эволюции | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Палеонтология Филогенез Переходные формы. Строение археоптерикса. Сходство в строении зародышей животных. Палеонтологические, эмбриологические, доказательства эволюции. Значение для объяснения эволюции животных. | Апр 2 нед |
|
56. | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Называть основные этапы развития животного мира на Земле Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных. | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | . Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции. Усложнение и упрощение организации животных в эволюции. Разнообразие видов как результат эволюции. Дивергенция Формы изменчивости: наследственная (неопределенная) и ненаследственная (определенная) | Апр 2 нед |
|
Раздел 6. Биоценозы (5 часов) |
57-58. | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Давать определение понятию биоценоз. Приводить примеры биоценозов Распознавать и описывать компоненты биоценоза. Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания.. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных. | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Биоценоз Агробиоценоз Естественные и искусственные биоценозы. Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Зоопланктон Фитопланктон Устойчивость биоценозов. Причины устойчивости. Ярусность: пространственная и временная | Апр 3 нед |
|
59. | Цепи питания и поток энергии. | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Давать определению понятиям цепь питания, пищевые связи Приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Пищевая пирамида. Энергетическая пирамида. Структура пирамид. Изменение численности, видового разнообразия консументов в пищевой цепи | Апр 3 нед |
|
60. | Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
| Давать определению понятиям цепь питания, пищевые связи Приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза | Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Пищевая пирамида. Энергетическая пирамида. Структура пирамид. Изменение численности, видового разнообразия консументов в пищевой цепи Прямые и косвенные трофические связи. Экологические группы по объектам питания | Апр 4 нед |
|
61. | Обобщение по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы.» | Р: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. П: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. К: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.
|
| Развивать познавательные потребности , формировать ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру | Прямые и косвенные трофические связи. Экологические группы по объектам питания | Апр 4 нед |
|
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 часов) |
62-63. | Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных. | П:уметь работать с текстом, выделять в нем главное. Р:уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы | Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. Распознавать и описывать домашних животных. Приводить примеры промысловых животных. |
: уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
| Акклиматизация. Рациональное использование животных. Промысел Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир | Май 1 нед |
|
64. | Одомашнивание животных Экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.»
| П:уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р:уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. К: уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. Распознавать и описывать домашних животных. Приводить примеры промысловых животных. | уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
| Одомашнивание в современное время. Направленность отбора животных человеком. Одомашнивание Селекция Причины и факторы одомашнивания | Май 2 нед |
|
65. | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | П:уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р:уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. К: уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных. Выделять основные признаки животных разных систематических групп | осознать возможности участия каждого человека в комплексе мероприятий по охране природы | Мониторинг Заповедники Заказники Памятники природы Природные национальные парки Законы России об охране животного мира | Май 2 нед |
|
66. | Охрана и рациональное использование животного мира. | П:уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р:уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. К: уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных. | осознать возможности участия каждого человека в комплексе мероприятий по охране природы | Мониторинг Заповедники Заказники Памятники природы Природные национальные парки Законы России об охране животного мира | Май 3 нед |
|
67. | Обобщение курса «Животные» |
| Выделять основные признаки животных разных систематических групп |
|
| Май 3 нед |
|
68-70. | Резерв. | 3 часа |
|
|
| Май 4 нед |
|