КТП по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс к учебнику Н. И. Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._kalend-tem_plan.11k.docx | 44.04 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема урока | Элементы содержания урока | Оборудование | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | |
план | факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Эволюционное учение (24 часа) | ||||||
1. | Введение. Учение об эволюции органического мира. УИНЗ | Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты. | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: объяснять сущность эволюционных преобразований. | Сент 1 нед | |
2. | История развития представлений о развитии жизни на Земле. УИНЗ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: описывать представления о живой природе в древнем мире. | Сент 1 нед | ||
3. | Система органической природы К. Линнея. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: определять характер мировоззрения К. Линнея. | Сент 2 нед | ||
4. | Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основные положения учения Ж. Б. Ламарка. Уметь: излагать достоинства и недостатки учения Ламарка. | Сент 2 нед | ||
5 | Семинар «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период». КУ | ПК | Закрепление полученных знания. | Сент 3 нед | ||
6. | Естественно-научные предпосылки теории Ч. Дарвина. КУ | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьбаза существование и естественный отбор. Практическая работа (урок №9). | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: предпосылки эволюционной теории. Уметь: описать экспедиционный материал Дарвина. | Сент 3 нед | |
7. | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: учение Дарвина об искусственном отборе. Уметь: приводить примеры искусственного отбора. | Сент 4 нед | ||
8. | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: учение Дарвина об естественном отборе. Уметь: Характеризовать особенности образования новых видов. | Сент 4 нед | ||
9. | Практическая работа «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Уметь: сравнивать характеристики естественного и искусственного отбора | Окт 1 нед | ||
10. | Зачёт №1. «Развитие представлений об эволюции живой природы» и «Дарвинизм». УККОЗ | Окт 1 нед | ||||
11. | Эволюционная роль мутаций. КУ | Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди—Вайнберга. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции. Практическая работа (урок №14). Выполнение лабораторной работы на тему: «Выявление изменчивости у особей одного вида». Выполнение лабораторной работы на тему: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». Выполнение лабораторной работы на тему: «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию». Практическая работа (урок №18). | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать эволюционную роль мутаций. | Окт 2 нед | |
12. | Генетические процессы в популяциях. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать генетические процессы в популяциях. | Окт 2 нед | ||
13. | Формы естественного отбора. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать формы естественного отбора. | Окт 3 нед | ||
14. | Практическая работа «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора». КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Уметь: Выделять критерии для сравнения. | Окт 3 нед | ||
15. | Адаптация организмов к среде обитания и их относительность. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: доказывать относительный характер приспособлений. | Окт 4 нед | ||
16. | Вид, критерии вида. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать критерии вида | Окт 4 нед | ||
17. | Видообразование. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования. | Окт 5 нед | ||
18. | Практическая работа «Сравнение процессов экологического и географического видообразования». КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Уметь: сравнивать способы видообразования. | Окт 5 нед | ||
19. | Зачёт №2. «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция». УККОЗ | Ноя 2 нед | ||||
20. | Макроэволюция. Направления эволюции. УИНЗ | Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Выполнение практической работы на тему: «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции». Выполнение практической работы на тему: «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции». Выполнение практической работы на тему: «Выявление ароморфозов у растений и животных». Выполнение лабораторной работы на тему: «Выявление идиоадаптаций у растений и животных». | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать направления эволюции | Ноя 2 нед | |
21. | Пути достижения биологического прогресса. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций. | Ноя 3 нед | ||
22. | Основные закономерности эволюции. УИНЗ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: отличать проявления дивергенции и конвергенции. | Ноя 3 нед | ||
23. | Правила эволюции. УИНЗ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: правила эволюции. Уметь: раскрывать сущность правил эволюции. | Ноя 4 нед | ||
24. | Зачёт №3. «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция». УККОЗ | Ноя 4 нед | ||||
Развитие органического мира (12 часов) | ||||||
25. | Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах. УИНЗ | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление тех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся). Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян. | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать развитие жизни в архее и протерозое. | Дек 1 нед | |
26. | Развитие жизни в раннем палеозое Развитие жизни в позднем палеозое. УИНЗ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать развитие жизни в палеозое. | Дек 1 нед | ||
27. | Развитие жизни в мезозое. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать развитие жизни в мезозое. | Дек 2 нед | ||
28. | Развитие жизни в кайнозое. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать развитие жизни в кайнозое. | Дек 2 нед | ||
29. | Зачёт №4. «Основные черты эволюции животного и растительного мира». УККОЗ | Дек 3 нед | ||||
30. | Положение человека в системе животного мира. УИНЗ | Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества. Выполнение практической работы на тему: «Анализ и оценка различных гипотез возникновения и происхождения человека». Выполнение практической работы на тему: «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас». | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать систематическое положение человека. | Дек 3 нед | |
31. | Эволюция приматов. УИНЗ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: стадии эволюции приматов. Уметь: характеризовать особенности направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности. | Дек 4 нед | ||
32. | Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: стадии эволюции человека. Уметь: характеризовать прогрессивные черты в эволюции древнейших людей | Дек 4 нед | ||
33. | Стадии эволюции человека. Древние люди. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: стадии эволюции человека. Уметь: характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей. | Янв 3 нед | ||
34. | Стадии эволюции человека. Первые современные люди. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: стадии эволюции человека. Уметь: характеризовать образ жизни кроманьонцев. | Янв 3 нед | ||
35. | Современный этап в эволюции человека. УИНЗ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: стадии эволюции человека. Уметь: характеризовать современный этап эволюции человека. | Янв 4 нед | ||
36. | Зачёт №5. «Происхождение человека». УККОЗ | Янв 4 нед | ||||
Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии (21 час) | ||||||
37. | Биосфера - живая оболочка планеты. УИНЗ | Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Выполнение практической работы на тему: «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота». | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: биосфера и ее структура. Уметь: описывать компоненты биосферы. | Янв 4 нед | |
38. | Структура биосферы. Живые организмы. КУ | Янв 5 нед | ||||
39. | Круговорот воды в природе. Круговорот углерода. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: описывать круговорот воды и углерода в природе. | Янв 5 нед | ||
40. | Круговорот фосфора и серы. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: описывать круговорот фосфора и серы в природе. | Фев 1 нед | ||
41. | Круговорот азота. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: описывать круговорот азота в природе. | Фев 1 нед | ||
42. | Зачёт №6. «Понятие о биосфере». УККОЗ | Фев 2 нед | ||||
43. | История формирования сообществ живых организмов. УИНЗ | История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области. Выполнение лабораторной работы на тему: «Описание экосистемы своей местности». | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать историю формирования сообществ живых организмов. | Фев 2 нед | |
44. | Основные биомы суши. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: описывать биомы суши палеарктической области. | Фев 3 нед | ||
45. | Естественные сообщества. Структура естественных сообществ. УИНЗ | Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Выполнение практической работы на тему: «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)». Выполнение практической работы на тему: «Решение экологических задач». Выполнение практической работы на тему: «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем». | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: естественные сообщества. Уметь: характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза. | Фев 3 нед | |
46. | Абиотические факторы. Температура. Свет. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: основную терминологию. Уметь: характеризовать абиотические факторы среды. | Фев 4 нед | ||
47. | Абиотические факторы. Влажность. Ионизация. Интенсивность действия фактора. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: называть типы изменений факторов среды. | Фев 4 нед | ||
48. | Взаимодействие факторов. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: называть типы взаимодействия факторов среды. | Мар 1 нед | ||
49. | Биотические факторы среды. УИНЗ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: характеризовать биотические факторы среды. | Мар 1 нед | ||
50. | Цепи питания. Правила экологических пирамид. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: цепи и сети питания. Экологические пирамиды Уметь: описывать пищевые цепи. | Мар 2 нед | ||
51. | Саморегуляция экосистем. Смена экосистем. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: механизм саморегуляции. Уметь: описывать механизм сукцессии. | Мар 2 нед | ||
52. | Агроэкосистемы. КУ. | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: приводить примеры агроценозов. | Мар 3 нед | ||
53. | Зачёт №7. «Взаимоотношения организма и среды». УККОЗ | Мар 3 нед | ||||
54. | Формы взаимоотношений. Позитивные отношения. УИНЗ | Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: объяснять эволюционное значение симбиоза. | Мар 4 нед | |
55. | Антибиотические отношения. Хищничество. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: объяснять биологическую роль хищничества. | Апр 1 нед | ||
56. | Паразитизм. Конкуренция. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: понятия паразитизм, конкуренция. Уметь: объяснять биологическую роль паразитизма. Объяснять биологическую роль конкуренции. | Апр 1 нед | ||
57. | Зачёт №8. «Взаимоотношения между организмами». УККОЗ | Апр 2 нед | ||||
Биосфера и человек (10 часов) | ||||||
58. | Воздействие человека на природу в процессе становления общества. УИНЗ | Учение В. И. Вернадского о биосфере, живом веществе, его функциях, ноосфере. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: Характеризовать развитие учения о ноосфере В. И. Вернадского. | Апр 2 нед | |
59. | Природные ресурсы и их использование. Загрязнения воздуха. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Приводить примеры природных ресурсов разных групп. Называть причины и последствия загрязнения атмосферы. | Апр 3 нед | ||
60. | Загрязнение пресных и морских вод. КУ | Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: приводить примеры истощения водных ресурсов. | Апр 3 нед | |
61. | Антропогенные изменения почвы. Влияние человека на растительный и животный мир. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: приводить примеры влияния человека на растительный и животный мир. | Апр 4 нед | ||
62. | Радиоактивное загрязнение биосферы. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: радиоактивное загрязнение. Уметь: объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения. | Апр 4 нед | ||
63. | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. КУ | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: объяснять значение рационального природопользования. | Май 1 нед | ||
64 | Зачёт №9. «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы». УККОЗ | Май 1 нед | ||||
65 | Бионика как научно обоснованное использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники. УИНЗ | Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.). | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: объяснять значение изучения биологии для научно технического прогресса. | Май 2 нед | |
66 | Роль биологических знаний в 21 веке. УИНЗ | Перспективы развития биологических знаний. Этические аспекты исследований в области биологии и биотехнологии. | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Знать: перспективы развития биологических знаний. Уметь: анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии. | Май 2 нед | |
67 | Обобщающий урок по курсу биологии 11 класса. КУ | Май 3 нед | ||||
68-70 | Резерв | Май 3-4 нед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....