«Дети и война» художественно-литературная композиция
методическая разработка по биологии на тему

Чуприкова Наталья Николаевна

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.       Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

     Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.

     Поэтому цель данного мероприятия - воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_stsenariev.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная Шаталовская школа"

 «Дети и война»

художественно-литературная композиция

                                                    Автор: Чуприкова Наталья Николаевна, 46 лет,

учитель биологии

с. Шаталовка

2016

Пояснительная записка

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.       Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

     Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.

     Поэтому цель данного мероприятия - воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Воспитательные задачи:

- формировать нравственное отношение к историческому прошлому;

- формировать чувство гражданской ответственности.

Оборудование, реквизит

На сцене плакат «ВОИН КРАСНОЙ АРМИИ, СПАСИ!»

Правая часть сцены – комната, на полу которой разбросаны старые игрушки, стул,  сломанный  табурет, молоток.

   

Действующие лица

Ведущие  - 2 человека

Чтецы – 4 человека

Медсестра – девушка

Ученики – 4 человека

Брат – мальчик

Сестра – девочка, одетая в теплую шаль.

Ведущий1-й:

«Слушайте все – начинается лето!» -

Первые горны пропели про это!

Первые тапочки, кеды, ботинки,

Снова топочут по каждой тропинке.

Первые песни в лесах зазвенели,

Первые брызги над речкой взлетели.

Первая грусть разбежалась кругами,

Первые письма отправлены маме.

Первая помощь колхозному саду:

Вымпел и первое место отряду!

     Ведущий -2й: Лето 1941 –го началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Ласково плескались волны в Черном море, на берегу которого расположился большой и шумный пионерский лагерь – «Артек». Мальчик Митя Слуцкис приехал туда впервые. Он был горд и счастлив. Его выбрали знаменосцем, и он каждое утро поднимал флаг лагеря. Его последнее предвоенное воспоминание: «Щупаю босой ногой море, не решаясь окунуться в ледяную воду – ведь только начало июня. Ну и что? Я все равно счастлив… Сплю и слышу все нарастающий гул морских волн – пусть гудят,  пусть грохочут, пусть больше янтаря выбросит на берег».

(звучит фонограмма песни «Священная война»)

    Ведущий1-й: Война! Что это такое? Какое страшное, какое непонятное слово! Ребятишек, как будто ничего не случилось, посадят в автобусы, и начнется их длинный путь на восток, путь из детства, оборванного войной.

    А в ту ночь на 22 июня фашистские корабли подошли близко к берегам, где находились пионерские лагеря. Знали ли враги, что стреляют по детям, что там, на берегу, находятся тысячи детей? Знали! Нет точной статистики, сколько детей погибло, но точно известно – многие сотни…

Чтец:

Сотни тысяч заживо сожженных

К нам взывают сквозь года.

Загляните же в глаза тех обреченных,

Что ушли из жизни навсегда.

Как же перед ними оправдаться?

Как же объяснить, что вновь

Дети перестали улыбаться

И невинных рядом льется кровь?

Неужели память коротка так наша

И уже забыли все о том,                                                                                              

  Как же крик предсмертный страшен

Дитя, терзаемого палачом?

 

Чтец:

 Джалиль Муса «Варварство»

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,--

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Ведущий-й: Зловещие языки пламени, рвущееся в ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно  думавших о будущем, надеявшихся на встречу с родными, мечтающих о любви и счастье. Все это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

1-й ученик:

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы, да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучая и друзей.

2-й ученик:

Как смерч, врываясь в мирные дома,

Их рушит яростно, не ведая сама,

Что веру в разум убивает

И души пламенем отчаянья сжигает.

3-й ученик:

Чем оправдать детей невинных муки,

Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,

Надежд, ласкавших жизнь, крушенье

И мира варварское разрушенье?

 

4-й ученик:

А сколько в том огне жестоком,

Не избежав безжалостного рока,

Сердец сгорело молодых,

Мечтавших заглянуть в глаза родных!

Ведущий: Грозный сорок первый… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок,  разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства» в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Чтец: 

Булат Окуджава «До свидания, мальчики!»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки,

постарайтесь вернуться назад.

Ведущий-й: Они хотели вернуться в теплые хаты, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но… бросаясь на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть с петлей на шее во вражеском тылу.

     Что же толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Особо высокая настроенность душ, ведь шла освободительная война, а это не только смерть, кровь и страдания. Это еще и гигантские взлеты человеческого духа: бескорыстия, самоотверженности и героизма.

Медсестра:

Ольга Берггольц «Пусть голосуют дети»

Я в госпитале мальчика видала.

При нем снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало.

А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зеленый круглый мяч...

И вот лежал - и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,

Обрубки рук вдоль тела протянув...

О, детская немыслимая стойкость!

Проклятье разжигающим войну!

Проклятье тем, кто там, за океаном,

За бомбовозом строит бомбовоз,

И ждет невыплаканных детских слез,

И детям мира вновь готовит раны.

О, сколько их, безногих и безруких!

Как гулко в черствую кору земли,

Не походя на все земные звуки,

Стучат коротенькие костыли.

И я хочу, чтоб, не простив обиды,

Везде, где люди защищают мир,

Являлись маленькие инвалиды,

Как равные с храбрейшими людьми.

Пусть ветеран, которому от роду

Двенадцать лет, когда замрут вокруг,

За прочный мир,  за счастье народов

Подымет ввысь обрубки детских рук.

Пусть уличит истерзанное детство.

Тех, кто войну готовит,- навсегда,

Чтоб некуда им больше было деться

От нашего грядущего суда.

1-й ученик:

Светлы и лучезарны детства дни,                                                                            

 Когда освещены лучами солнца мирного они.

Но если же грозой военной небосклон объят

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

В какое-то чудовищное испытанье,

Грехов несовершенных в искупленье.

И разве же не преступленье,

Детей мгновений радостных лишать,

До времени взрослеть их заставлять!

2-й ученик:

Одно желанье жило в их сердцах,

Не покидавшее несчастных даже в снах,-

Желанье – голод утолить,

Хотя бы корочку сухую откусить

И с наслаждением ее жевать…

Кому пришлось такое испытать,

То продолжает и отныне

Он к хлебу относиться, как к святыне.

Сценка. Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет.

Ну, хоть бы корочку, где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное – фашисты далеко.

Да и кому в стране легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я б съела все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней,                                                                                    
Дай отдохнуть сначала ей.

Ведущий1-й: 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям и дочерям, то образовалось бы море Скорби, и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

     Ведущий2-й: Дети войны – самые обыкновенные мальчики и девочки. Пришел час – они показали, каким огромным может быть маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться.

Чтец: 

Автор: Сергей Васильев «Наташа»

Мы вошли в деревню с боем на рассвете.

Надрывался ветер и щипал мороз.

Нас встречали с плачем женщины и дети,

Белые от снега, желтые от слез.

Первая навстречу бросилась Наташа –

Бледненькая девочка, продранный рукав:

«Я ждала, я знала, вот листовка ваша», -

Лепетала девочка, вдруг ко мне припав.

И рукой озябшей, крохотной и ловкой,

Отстегнула девочка шубки отворот

И дала мне в руки темную листовку,

Ту, что мы бросали здесь под Новый год.

Мы вошли к ней в избу – холодно и пусто,

Только ветер воет в дымовой трубе.

Ни кусочка хлеба, ни листа капусты

Не оставил немец в маленькой избе.

Мы нашли дровишки, снегом занесенные,

И они в печурке вспыхнули огнем.

Я ей хлеб намазал пожирней сгущенным

Ледяным пайковым сладким молоком.

Я узнал, что немцы увели с собою

На глазах у девочки плачущую мать.

И с тех пор Наташу хмурые соседи

Круглой сиротою стали называть.

И смущенным голосом вдруг сказала Ната,

На плечо головку робко наклоня,

Что похож лицом я на родного брата,

На ее любимого брата Василька.

«Вася, Василечек, что с тобою стало

За Днепром, за Доном или у Двины?»

Только помнит девочка, что она рассталась

С добровольцем-братом в первый день войны.

Мы сидели молча, взгляда избегая,

Облитые светом жидкого огня.

И тогда сказал я: «Вот что, дорогая,

С этих пор братишкой ты зови меня».

Песня (исполняет всеми)

Автор текста (слов): Ошанин Л., композитор (музыка): Островский А.

 Солнечный круг, небо вокруг -

 Это рисунок мальчишки.

 Нарисовал он на листке

 И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

 Пусть всегда будет небо,

 Пусть всегда будет мама,

 Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,

 Пусть всегда будет небо,

 Пусть всегда будет мама,

 Пусть всегда буду я.

Милый мой друг, добрый мой друг,

 Людям так хочется мира.

 И в тридцать пять сердце опять

 Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,

 Пусть всегда будет небо,

 Пусть всегда будет мама,

 Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,

 Пусть всегда будет небо,

 Пусть всегда будет мама,

 Пусть всегда буду я.

Тише, солдат, слышишь, солдат,-

 Люди пугаются взрывов.

 Тысячи глаз в небо глядят,

 Губы упрямо твердят:

Пусть всегда будет солнце,

 Пусть всегда будет небо,

 Пусть всегда будет мама,

 Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,

 Пусть всегда будет небо,

 Пусть всегда будет мама,

 Пусть всегда буду я.

Против беды, против войны

 Встанем за наших мальчишек.

 Солнце - навек! Счастье - навек! -

 Так повелел человек.

Пусть всегда будет солнце,

 Пусть всегда будет небо,

 Пусть всегда будет мама,

 Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,

 Пусть всегда будет небо,

 Пусть всегда будет мама,

 Пусть всегда буду я.

Библиографический список:

  1. Булат Окуджава «До свидания, мальчики!»
  2. Муса Джалиль «Варварство»
  3. Ольга Берггольц «Пусть голосуют дети»
  4. Сергей Васильев «Наташа»

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песни, опалённые войной" (литературно-музыкальная композиция)

В этой литературно-музыкальной композиции я собрала истории создания самых любимых, самых тёплых военных песен. Это не только познавательное мероприятие для наших школьников, это ещё одна возможность ...

"Седые дети войны". Литературно – историческая композиция.

Открытое мероприятиена тему: «Седые дети войны»(Литературно – историческая композиция)....

Литературно музыкальная композиция «Расскажем детям о войне и о цене Победы»

Цель мероприятия: Расширить знания уч-ся о ВОВ , формировать сознание, историческую память, воспитывать чувства благодарности к  участникам этого исторического события. Раскрыть величие подвига с...

«ЮНЫЕ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» Литературно-музыкальная композиция

Цель:   способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой  Отечественной войны, о  мужестве,  отваге  и  самоотверженности мальчишек и...

Дети войны. Литературно-музыкальная композиция

Сценарий литературно-музыкальной композиции для проведения мероприятия, посвященного Дню победы в Великой Отечественной войне...

Литературно-музыкальная композиция "Дети и война"

Композиция создана к празднованию великой Победы....

Литературно-музыкальная композиция "Несовместимы дети и война"

Литературно-музыкальная композиция для мероприятия в 5 классе, посвященная детям блокадного Ленинграда...