Урок биологии в 5 классе "Животные"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок построен по стандартам ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_po_biologii_dlya_uchashchihsya_5_klassa.docx | 39.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Тема урока: Животные
Цель урока: создание условий для:
1. изучения особенностей царства животных, роли животных в природе и жизни человека, зависимости от окружающей среды;
2. развития умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
3. развития познавательного интереса к новому учебному материалу, воспитания бережного отношения к окружающей природе.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
- уметь называть существенные особенности представителей царства Животные, роли животных в природе и жизни человека;
Метапредметные:
Познавательные:
- искать и выделять информацию, смысловое чтение текста учебника
- строить логические цепочки рассуждений, устанавливать взаимосвязи процессов и явлений.
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Регулятивные:
- определять последовательности действий для получения конечного результата
- ставить цели и задачи обучения
- оценивать качество усвоения пройденного материала
Коммуникативные:
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
- определять способы взаимодействия со сверстниками и учителем
- организовывать учебное взаимодействие в группе
Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
УМК:
- авторская программа И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 304 с.
- учебник: Пономарёва И.Н.: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. М.: Вентана – Граф , 2015. – 80 с.
- Пономарёва И.Н.: Биология: 5 класс: методическое пособие/ И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. М.: Вентана – Граф , 2012. -128 с.: ил.
Оборудование:
презентация к уроку, проектор и компьютер, учебник И.Н. Пономарёвой, рабочие тетради, карточки с заданиями, лист самоконтроля.
Разработчик: Полева Т.П., учитель биологии.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный этап урока. | Здравствуйте ребята! Посмотрите на свои парты и проверьте свою готовность к уроку. | Ученики проверяют свою готовность к уроку. | |
Мотивация | Сегодняшний урок мы с вами начнем с эпиграфа: "То, что мы знаем, - ограничено, П. Лаплас То есть, наша задача сегодня расширить границы наших знаний. Что нам для этого понадобится? Сегодня свои достижения на уроке вы будете отмечать в «Листе достижений». Давайте посмотрим на них. Есть ли вопросы по их заполнению? | Учащиеся предлагают свои варианты. Знакомятся с листом достижений и критериями оценки. | На столах лежат листы достижений |
Целеполагание | Прежде чем сформулировать тему нашего урока, выполним 2 задания. Работать вы будете группами. У каждой группы на парте лежит конверт с заданием. Ваша задача выполнить его за 3 минуты. Все ли вы смогли выполнить? Почему? Второе задание: на слайдах изображены живые организмы. Ваша задача распределить организмы по группам. Какой признак вы использовали для этого? А теперь давайте попробуем определить тему нашего сегодняшнего урока. | Предлагают варианты ответов. Работают группами с карточками. Учащиеся делают предположения. Обсуждают предложенные варианты, выбирают подходящий. Высказывают свои варианты. Формулируют тему урока | Тема урока фиксируется на доске и в тетрадь |
Планирование | Тему мы определили, что нам нужно сделать дальше? Поставить цель урока Как она будет звучать? В итоге наша цель сегодня изучить особенности царства Животные, роль животных в природе и жизни человека, зависимость от окружающей среды. Ребята, а что вам известно про животных? Знаете ли вы, что у золотой рыбки память 3 секунды. Самая большая ящерица в мире – комодский варан достигает размеров 2,5 м. Кровь моллюсков имеет голубой оттенок. Как много мы не знаем про животных! Теперь подумайте, что бы вам хотелось узнать про животных? Обсудите в группе. Следующий этап нашей работы – составление плана урока. Задание для групп: Попробуйте составить план изучения царства Запишем план в тетради: 1. Особенности царства Животные 2. Классификация животных 3. Значение животных 4. Влияние природы на животных. | Предлагают варианты ответов Формулируют цель. Обсуждают варианты с классом. Предлагают свои варианты. Формулируют вопросы. Обсуждают, высказывают своё мнение в группе. Озвучивают пункты плана (устно). | Цель прописывается на доске и в тетради. Конечный план формулируется учениками совместно. |
Реализация плана | Итак, мы уже выяснили, что вам известно про животных. Для того чтобы реализовать наш план, группы выполнят предложенные им задания. Свои ответы вы записываете в тетради. Теперь давайте обсудим, что у вас получилось Остальные учащиеся записывают ответы в свои тетради. Теперь у нас остался вопрос о значении животных Задание: Каждая группа составляет схему, в которой будет отражено значение животных, как в природе, так и для человека. Можно пользоваться учебником и использовать собственные примеры. Что у вас получилось? | Работают в группах Представляют свои работы Самостоятельно работают в группах Представитель группы изображает схему на доске, остальные группы при необходимости дополняют. | Выдаются карточки с заданиями. Текущий контроль выполнения задания. Проверка и корректировка схемы осуществляется учениками совместно. |
Контроль | А сейчас, мы посмотрим, насколько вы поняли тему. Для этого я попрошу каждого из вас выполнить несколько заданий. Они представлены на слайдах. На все задания вам отводится 5 минут. Теперь проверим, что у вас получилось Все ли пункты плана мы рассмотрели? Все ли вам понятно? Есть ли какие – либо дополнения? Достигли мы сегодня своей цели? Выставите баллы в соответствующие колонки вашего листа достижений | Индивидуально выполняют задания. Проверяют правильность выполнения работы, пользуясь презентацией. | В конце самостоятельной работы возвращаемся к заданию, которое ученики выполняли на этапе целеполагание |
Оценка | Давайте подведем итог нашей работы на уроке с помощью листов достижений: 1. Посчитайте общее количество баллов 2. Определите свою отметку за урок по критериям. Кто оценил свою работу на уроке на «5»? Есть ли те, кто получил «2» и «3»? Кто доволен своей работой? | Результаты своей работы на уроке переводят в отметку. Высказывают свое мнение | Листы достижений и карточки с выполненными заданиями сдаются учителю |
Рефлексия | Давайте напишем на листочках свое мнение об уроке. Положите свои листочки в корзинку. Я зачитаю некоторые ответы, и мы вместе обсудим их. | Записывают своё мнение об уроке на листочках | Работа выполняется анонимно. |
Домашнее задание | Для всех § 12 Задание для тех, кто за урок получил «2» и «3»: рабочая тетрадь § 12 № 1-5 Для остальных на выбор: Составьте кроссворд о животных (10 слов); Подготовьте презентацию из 10 слайдов «Значение животных в природе» или «Значение животных в жизни человека»; Подготовить сообщения с рисунком (фотографией) животного. Отметить место обитания, приспособленность к жизни и значение его в природе и жизни человека. Подготовить сообщение о животных – рекордсменах (описание, где обитает, чем знаменито) | Выбирают и записывают домашнее задание |
Приложение к уроку
Лист достижений
Класс ________________________________
Фамилия, имя ________________________________
№ этапа | Работа на уроке | Баллы |
1. | Задание № 1 | |
2. | Задание № 2 | |
3. | Работа с карточкой | |
4. | Составление схемы | |
5. | Задания для контроля | |
6. | Работа на уроке | |
ОБЩИЙ БАЛЛ |
Критерии оценки:
Этапы № 1-5
Задание выполнено правильно - 2 балла,
Задание выполнено, но есть ошибки (выполнено не полностью) – 1 балл,
Не справился с заданием – 0 баллов.
Этап № 6
Работал активно весь урок – 2 балла,
Работал активно на отдельных этапах урока – 1 балл
Работал мало – 0 баллов
Перевод баллов в отметку: 6 баллов – отметка «3»
9 – 10 баллов - отметка «4»
11 – 12 баллов – отметка «5»
Приложение к уроку
Этап целеполагания
1 задание
Карточка
Заполните пропуски:
1. Цветковые растения состоят из корня и _____________
2. Тело водорослей называется _____________________
3. В клетках растений в отличие от бактериальной клетки есть ____________
4. Процесс образования в листьях растений органических веществ на свету называется ___________
5. По типу питания растения относят к группе _________________, а животных – к ________________
6. В отличие от растений животные ведут ________________ образ жизни
2 задание
На слайде находятся фотографии кораллов, беззубки, спирогиры, дуба, камбалы, утконоса, сосны, сфагнума, слизня, инфузории.
Задания для групп
1 группа
Пользуясь § 12 учебника ответьте на вопросы:
1. Что такое фауна?
2. Сколько видов животных насчитывается на планете?
3. Чем животные отличаются от представителей других царств?
2 группа
Пользуясь § 12 учебника ответьте на вопросы:
1. Каковы особенности одноклеточных животных?
2. К какой группе организмов по особенностям строения клетки относятся одноклеточные животные?
3. Каково значение простейших?
3 группа
Пользуясь § 12 учебника выполните задания:
1. Составьте классификацию животных
2. Какой признак лежит а её основе?
4 группа
Пользуясь § 12 учебника ответьте на вопросы:
1. В чем заключается особенность строения многоклеточных животных?
2. Какую роль играют многоклеточные животные в природе?
3. Какую роль играют многоклеточные животные в жизни человека?
5 группа
Пользуясь § 12 учебника выполните задание:
1. Составьте схему, отражающую многообразие многоклеточных животных (с примерами)
6 группа
Пользуясь § 12 учебника выполните задания:
1. Приведите примеры влияния природы на животных
2. Каким образом природа влияет на животных?
Задания для контроля:
Выберите один вариант ответа
1. К простейшим не относится
1) инфузория
2) амёба
3) радиолярия
4) паук
2. К беспозвоночным животным относятся
1) змея
2) лиса
3) жук
4) орёл
3. Животные отличаются от других организмов
1) способностью расти
2) способностью размножаться
3) питанием готовыми органическими веществами
4) клеточным строением
4. К домашним животным не относится:
1) лошадь
2) пчела
3) гусь
4) лось
Закончите предложение
5. Совокупность всех видов животных, обитающих на планете - ………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...