Материалы к уроку по теме "Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиконосцы"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему
Опорный конспект для домашнего задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornyy_konspekt._podtip_sarkodovye.docx | 669.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип Саркожгутиконосцы
Тип Саркожгутиконосцы включает два подтипа – Саркодовые и Жгутиконосцы.
Подтип Саркодовые (Корненожки)
Рассмотрим саркодовых на примере пресноводной амебы. Она обитает в прудах, лужах и канавах. Ее клетка покрыта снаружи очень текучей мембраной, которая не может удерживать постоянную форму тела. Поэтому цитоплазма зачастую «выливается», образуя особые выросты – ложноножки, с помощью которых она передвигается, как бы перетекая с место на место. Двигается амеба очень медленно – со скоростью 0,2 мм/мин. Для амебы, как и для любого простейшего, характерна раздражимость, которая проявляется в виде таксисов. Например, амеба проявляет положительный фототаксис и уползает от соленой воды и механических раздражителей.
Ложноножки – это органоиды движения амебы, но они также могут быть использованы для захвата пищи. Питается амеба бактериями, одноклеточными водорослями, мелкими одноклеточными животными.
Некоторые амебы (эуглифа, диффлюгия) имеют наружный скелет – раковину, которая может быть построена из известняка, органических веществ или кремнезема.
Под клеточной мембраной амебы находится цитоплазма, содержащая ядро и другие органоиды.
Питание. Амеба захватывает пищу ложноножками и обволакивает ее, образуя пищеварительную вакуоль. В этой вакуоли происходит переваривание пищи. Такой способ питания называется фагоцитоз. Фагоцитоз – поглощение клеткой твердых частиц пищи путем впячивания мембраны. Аналогичным образом в клетку поступают водные растворы, но этот способ называется пиноцитоз. Пиноцитоз – это поглощение клеткой жидких веществ путем впячивания мембраны.
Непереваренные остатки пищи выбрасываются из пищеварительной вакуоли в любом месте клеточной мембраны.
Выделение. У амебы существует одна пульсирующая сократительная вакуоль. В ней собираются продукты обмена веществ и избыток воды. Когда сократительная вакуоль наполняется, то она подходит к клеточной мембране и выливается наружу. Сократительная вакуоль есть только у пресноводных простейших! У морских и паразитов их нет – у них выделение продуктов обмена веществ происходит через всю поверхность клеточной мембраны.
Дыхание. Амебы, как и многие живые организмы, дышат кислородом и выделяют углекислый газ. Газообмен у них происходит через клеточную мембрану.
Размножение. Амеба размножается только бесполым путем – делением надвое. При этом сначала делится ядро, а потом перетяжкой делится цитоплазма.
В неблагоприятных условиях амебы образуют цисту. При наступлении холодов или отсутствии пищи из цитоплазмы удаляется лишняя вода, клетка сжимается и покрывается плотной оболочкой, амеба как бы засыпает. Когда же условия становятся вновь благоприятными, оболочка лопается, цитоплазма наполняется водой, и клетка вновь приступает к активной жизнедеятельности.
Значение саркодовых
Дизентерийная амеба при попадании в кишечник вызывает дизентерию. Это заболевание проявляется в виде воспаления кишечника и образования язв в пищеварительном тракте, сопровождается болями. Передается через грязные руки.
Древние фораминиферы, обитавшие в морях, отмирали, а их раковины опускались на дно, спрессовывались и образовали отложения мела, которые со временем достигали многометровой толщины.
Для каждой исторической эпохи были характерны свои формы раковин фораминифер. Поэтому геологи, определив вид фораминифер, могут определить возраст породы, в которой они были найдены.
Некоторые саркодовые обитали вблизи мест образования нефти, а значит, по корненожкам можно найти нефтеносные слои.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Урок-презентация. Подцарство одноклеточные
Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствуе...
Технологическая карта. Методическая разработка урока по теме "Одноклеточные"
разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Одноклеточные"...
Конспект урока по биологии «Одноклеточные зеленые водоросли»
Конспект урока по биологии...
Технологическая карта урока по ФГОС "Одноклеточные организмы". 5 класс
Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Одноклеточные организмы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет полезен учителям, рабо...
Материалы к уроку по теме "Подцарство Одноклеточные. Тип Инфузории. Тип Споровики"
Опорный конспект + презентация с урока...
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...