ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК биология – география «ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Топчиева Людмила Михайловна

       Интегрированный урок (биология – география) «Человек на планете» разработан для учащихся 8 классов общеобразовательной школы, обучающихся по программе общеобразовательных учреждений «Биология. Человек» автор Н. И. Сонин и др. (концентрический курс)

Данный урок базируется на темах «Расы человека», «Пищевые продукты и питательные вещества», «Материки»

Методическая разработка содержит технологическую карту урока, соответствующую новым требованиям; презентацию к уроку, анимационный фильм «Что мы едим» в рамках презентации, раздаточный материал.

Преимущества интегрированного урока заключаются в том, что:

·        обучающиеся познают тему в многообразии и единстве;

·        побуждает обучающихся к активному познанию действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики и мышления;

·        интегрированный урок способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

·        форма проведения урока нестандартна и привлекает учащихся.

Информационно – методическое обеспечение:

1. Технологическая карта урока;

2. Презентация к уроку (составлена лично с использованием фотографий и иллюстраций google);

3.Анимационный фильм «Что мы едим» c YouTube https://www.youtube.com/watch?v=ZLJEjTbDzr0;

4.Контуры материков (6 страниц) для задания «Работа в группе»: по определению материка и его описанию;

5. Таблица с использованием материала сайта http://biofile.ru/bio/5933.html

6. Раздаточный материал (3страницы) c использованием сайта https://sites.google.com/a/labore.ru/virtualnyj-urok-biologiia/prirodovedenie/zizn-na-zemle/zizn-na-raznyh-materikah

7. Примерные сообщения уч-ся об особенностях жизни и питании на разных материках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 г. Волжского Волгоградской области»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

биология – география

«ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ»

с использованием УМК «Биология. 5 – 9 класс» Н. И. Сонин и др. (концентрический курс)

урок разработала

Топчиева Л. М., учитель биологи

МОУ СШ № 2, г. Волжского

Волжский, 2017 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Интегрированный урок (биология – география) «Человек на планете» разработан для учащихся 8 классов общеобразовательной школы, обучающихся по программе общеобразовательных учреждений «Биология. Человек» автор Н. И. Сонин и др. (концентрический курс)

Данный урок базируется на темах «Расы человека», «Пищевые продукты и питательные вещества», «Материки»

Методическая разработка содержит технологическую карту урока, соответствующую новым требованиям; презентацию к уроку, анимационный фильм «Что мы едим» в рамках презентации, раздаточный материал.

Преимущества интегрированного урока заключаются в том, что:

  • обучающиеся познают тему в многообразии и единстве;
  • побуждает обучающихся к активному познанию действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики и мышления;
  • интегрированный урок способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • форма проведения урока нестандартна и привлекает учащихся.

Информационно – методическое обеспечение:

1. Технологическая карта урока;

2. Презентация к уроку (составлена лично с использованием фотографий и иллюстраций google);

3.Анимационный фильм «Что мы едим» c YouTube https://www.youtube.com/watch?v=ZLJEjTbDzr0;

4.Контуры материков (6 страниц) для задания «Работа в группе»: по определению материка и его описанию;

5. Таблица с использованием материала сайта http://biofile.ru/bio/5933.html

6. Раздаточный материал (3страницы) c использованием сайта https://sites.google.com/a/labore.ru/virtualnyj-urok-biologiia/prirodovedenie/zizn-na-zemle/zizn-na-raznyh-materikah

7. Примерные сообщения уч-ся об особенностях жизни и питании на разных материках.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

Тема урока: «Человек на Земле»

Тип урока: интегрированный география – биология

Цель урока: создать условия для формирования обобщенной картины жизни человека на земле с точки зрения экологи человека.

           Задачи:

      Образовательные:

  • и слайды презентации, сообщения обучающихся, активизировать знания учащихся по характеристикам природно-климатических условий материков,
  •  вспомнить морфофизиологические особенности человека разных рас;
  • используя дополнительный материал рассмотреть как условия среды влияют на условия жизни человека;
  • используя логические операции, закреплять знания по данным вопросам.

Развивающие:

  • умения наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы в процессе групповых заданий;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать с источниками информации;

       Воспитательные:

  •  показать учащимся влияние окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность организма;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Технология развития  информационно –  интеллектуальной  компетентности

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

I. Оргмомент

Настрой класса на работу, проверка отсутствующих.

2 мин.

Прогнозирование своей деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

II. Актуализация знаний

III. Постановка проблемы

2017 год объявлен годом экологи. Экология – наука сравнительно молодая, которая направлена на изучение взаимоотношений между организмами и средой их обитания.

Человек, как и другие организмы, появился на Земле как биологический вид, а значит между ним и окружающей средой происходят сложные взаимоотношения.

На уроке нам предстоит рассмотреть некоторые вопросы, например: Кто где живет? Почему кожа человека разного цвета? Почему одни люди крупного телосложения, а другие  - нет? С чем связано преобладание в рационе мясной пищи или растительной?

Вступительное слово учителя биологии

Вопрос: знания, каких наук нам понадобятся?

Ответы учащихся

5 мин.

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

 

 

Постановка учебной задачи.

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Предвосхищение результата и уровня усвоения.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Выявление проблемы, поиск и оценка решения. Умение слушать и вступать в диалог

Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации.

VI. Поиск решения проблемы

Использование презентации «Человек на Земле»

слайд 2

слайд 3 – видеоролик «Что мы едим»

слайд 4

слайд 5

слайд 6

Слово учителю географии:

Работа предстоит в группах. Каждая группа получает одинаковый набор информации о материках и их описании.

Вопрос: определите свой материк и его описание. Представьте данную информацию классу.

Учитель биологии:      Как видите проблема численности человечества и обеспечение его пищевыми

ресурсами серьезна.

Ребята приготовили сообщения по данному вопросу.

1. Работа в группах:

1 – Евразия,

2 – Африка,

3 – Австралия,

4 – Антарктида,

5 – Северная Америка,

6 – Южная Америка

Уч-ся представляют данную информацию

2. Выступления уч-ся с сообщениями

10 мин.

5-7 мин.

Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска.  Умение структурировать знания. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Анализ объектов. Синтез как составление целого из частей. Построение логической цепи рассуждений.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации. Контроль, коррекция, оценка действий партнера. Умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической формой речи.

V. Создание продукта

Задание: собрать таблицу (даны составляющие таблицы, надо правильно сопоставить столбцы и строки)

слайд 7

Учитель биологии: на основе небольшой информации надо составить таблицу, показывающую связь места проживания, питании и морфофизиологических особенностей человека.

3. Работа в группах над сбором таблицы

1, 4 группы собирают информацию по европеоидной расе;

2,3 – по негроидной расе;

5,6 – по монголоидной расе

Проверка таблицы.

10 мин.

Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска.  Умение структурировать знания. Анализ объектов. Синтез как составление целого из частей.

Внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.

Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации.

VI. Рефлексия

Оценка достижений группы и собственных действий

Учитель географии:

На столе лежат карточки с цифрами и цветные фигурки (желтые треугольники, красные –  квадраты и зеленые – пятиугольники), поставьте оценку деятельности группы по пятибалльной системе, а

цветом покажите собственные заслуги.

2 мин.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VII. Домашнее задание

Найти информацию о том, как еще связана среда обитания и морфофизиологические особенности человека.

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Цель урока обобщить,  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследс...

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

"Происхождение планеты Земля". Интегрированный урок биология-литература в 5 классе.

Интегрированный урок по биологии-литературе предназначен для учащихся 5 классов. Раскрывает межпредметные связи при изучении предметов биологии и литературы. Развивает интерес учащихся к изучению данн...