Элективный курс по молекулярной биологии, цитологии и генетике 11 класс
рабочая программа по биологии по теме
Предлагаемый курс раcчитан на 35 часов (1 час в неделю, 1 час резерв), он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения биологических задач.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_molekulyarnoy_biologii_tsitologii_i_genetike.docx | 55.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Решение задач
по генетике, цитологии и молекулярной биологии »
Для учащихся 11 класса
Пояснительная записка
Предлагаемый курс раcчитан на 35 часов (1 час в неделю, 1 час резерв), он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения биологических задач.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.
Цель курса:
Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать и актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.
Задачи:
1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.
2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного , прикладного и творческого характера
3.Развивать ключевые компетенции : учебно - познавательные, информационные , коммуникативные ,социальные.
4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.
Планируемые результаты:
- Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
- Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
- Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
- Обобщать и применять знания о многообразии организмов .
- Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
- Сопоставлять биологические объекты, процессы ,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
- Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
- Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
- Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
- Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Структура программы
Курс Содержание программы включает 3 основные раздела: решение задач по молекулярной биологии, решение задач по цитологии, решение задач по генетике, данные разделы делятся на темы, и каждая тема элективного курса является продолжением курса биологии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Для промежуточного контроля- 3 контрольные работы в форме ЕГЭ, и итогового контроля– зачет по курсу «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» и проектная деятельность.
В подготовке и проведении уроков данного курса используется технология здоровьесберегающего обучения и воспитания: создание психологического комфорта, санитарно-гигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют на успешность в обучении.
Формой отчётности
Составление биологических задач, создание презентаций, по темам элективного курса;
Зачёт по решению задач базового уровня и повышенного ;
Контрольная работа по решению задач по материалам Единого Государственного экзамена по биологии
Защита проектных работ.
Возможные критерии оценок
Оценка «отлично».
Учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки его применения при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно. Способен самостоятельно интегрировать, новые знания в систему собственных знаний. Умеет проектировать новые способы решения.
Оценка «хорошо».
Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося, способен активно использовать знания в знакомой ситуации.
Оценка «удовлетворительно».
Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволяет ему достаточно успешно решать простые задачи по алгоритму.
Оценка «неудовлетворительно»
ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Учебно – тематическое планирование:
№пп | Название раздела | Количество часов | Изучение нового | Контроль |
1 | Введение | 2 | 2 | |
2 | Молекулярная биология | 6 | 5 | 1 |
3 | Цитология | 11 | 10 | 1 |
4 | Генетика | 11 | 10 | 1 |
5 | Зачет по курсу «Решение биологических задач» | 1 | 1 | |
6 | Проектная деятельность | 2 | 2 | |
7 | Заключение | 1 | 1 | |
8 | Резерв | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 35 | 28 | 7 |
Содержание курса:
Введение – 2 часа
- Введение в элективный предмет
Ресурсы учебного успеха: обученность, мотивация, память, внимание, модальность, мышление, деятельность. Контроль, самоконтроль.
Мотивация на успех: матрица индивидуального успеха, индивидуальная программа развития общеучебных навыков.
- Решение задач по теме
«Основные свойства живого. Системная организация жизни»-1 час
Раздел 1. Решение задач по теме «Молекулярная биология»-6 часов
Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:
- Химический состав клетки. Неорганические вещества.
Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции. Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.
- Химический состав клетки. Углеводы. Липиды.
Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий. Структурные и функциональные особенности моносахаридов и дисахаридов. Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль.
Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью клетки.
- Химический состав клетки. Белки.
Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов
- Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты.
Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК – молекула хранения наследственной информации. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования
АТФ – основной аккумулятор энергии в клетке. Особенности строения молекулы и функции АТФ. Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке.
- Контрольная работа по разделу «Молекулярная биология»
Раздел 2. Решение задач по теме «Цитология» -11 часов
Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:
- Цитология как наука.
Предмет, задачи и методы современной цитологии. Место цитологии в системе естественнонаучных и биологических наук. История развития цитология. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.
История открытие клетки. Клеточная теория. Основные положения первой клеточной теории. Современная клеточная теория, ее основные положения и значение для развития биологии.
- Строение клетки и её органоиды.
Плазматическая мембрана и оболочка клетки. Строение мембраны клеток. Проникновение веществ через мембрану клеток. Виды транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану клеток (пассивный и активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз). Особенности строения оболочек прокариотических и эукариотических клеток.
Цитоплазма и ее структурные компоненты. Основное вещество цитоплазмы, его свойства и функции.
Ядро интерфазной клетки. Химический состав и строение ядра. Значение ядра в обмене веществ и передаче генетической информации. Ядрышко, особенности строения и функции. Хромосомы, постоянство числа и формы, тонкое строение. Понятие о кариотипе. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.
Аппарат Гольджи. Строение, расположение в клетках животных и растений, функции аппарата Гольджи: синтез полисахаридов и липидов, накопление и созревание секретов (белки, липиды, полисахариды), транспорт веществ, роль в формировании плазматической мембраны и лизосом. Строение и функции лизосом.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС. Значение гладкой ЭПС в синтезе полисахаридов и липидов, их накоплении и транспорте. Защитная функция ЭПС (изоляция и нейтрализация вредных для клетки веществ). Функции шероховатой ЭПС (участие в синтезе белков, в накоплении белковых продуктов и их транспорте, связь с другими органоидами и оболочкой клетки).
Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы.
Вакуоли растительных клеток, их значение, связь с ЭПС.
Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Особенности, строение и функции пластид. ДНК пластид. Происхождение хлоропластов. Взаимное превращение пластид.
Митохондрии, строение (наружная и внутренняя мембраны, кристы). Митохондриальные ДНК, РНК, рибосомы, их роль. Функции митохондрий. Гипотезы о происхождении митохондрий. Значение возникновения кислородного дыхания в эволюции.
Клеточный центр, его строение и функции. Органоиды движения. Клеточные включения – непостоянный органоид клеток, особенности и функции.
- Фотосинтез
Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.
Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные процессы, происходящие в эти фазы. Основные итоги световой фазы - синтез АТФ, выделение кислорода, образование восстановленного никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ·Н2). Фотофосфорилирование. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные продукты фотосинтеза. Фотосинтез и урожай сельскохозяйственных культур. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. К.А.Тимирязев о космической роли зеленых растений. Хемосинтез и его значение в природе.
- Энергетический обмен
Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. Этапы энергетического обмена, приуроченность этих процессов к определенным структурам клетки. Значение митохондрий и АТФ в энергетическом обмене.
- Биосинтез белка
Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков. Ген-регулятор, ген-оператор, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в регуляции функционирования генов. Современные представления о природе ген
- Типы деления клеток
Жизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический, постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Апоптоз. Митотический цикл.
Амитоз и его значение. Митоз - цитологическая основа бесполого размножения. Фазы митоза, их характеристика. Структурные изменения и физиологические особенности органоидов клетки во время митотического деления. Веретено деления, строение и функции нитей веретена. Биологическое значение митоза.
Мейоз - цитологическая основа полового размножения. Первое деление мейоза, его фазы, их характеристика. Уменьшение числа хромосом как результат первого деления. Второе деление мейоза, фазы, их характеристика. Биологическое значение мейоза.
- Бесполое и половое размножение.
Формы и способы размножения организмов. Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и эволюционное значение. Общая характеристика и особенности размножения основных групп организмов. Развитие мужских и женских половых клеток у животных и растений.
- Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.
Оплодотворение и его типы. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Основные этапы эмбрионального развития животных. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон, его современная интерпретация. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша животных и человека.
Общая характеристика и особенности размножения вирусов, бактерий, водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных, грибов и лишайников. Смена фаз в жизненном цикле.
- Контрольная работа по разделу «Цитология»
Раздел 3.Решение задач по теме «Генетика»-11 часов
Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:
- Независимое наследование признаков
Предмет, задачи и методы генетики. Основные разделы генетики. Место генетики среди биологических наук. Значение генетики в разработке проблем охраны природы, здравоохранения, медицины, сельского хозяйства. Практическое значение генетики.
Г.Мендель – основоположник генетики. Метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем. Генетическая символика. Правила записи схем скрещивания.
Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет. Цитологические основы расщепления при моногибридном скрещивании. Статистический характер расщепления.
Понятие о генах и аллелях. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании.
Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий закон Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования пар признаков.
- Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Кодомнирование. Сверхдоминирование. Множественный аллелизм.
Взаимодействие неаллельных генов. Новообразования при скрещивании. Особенности наследования количественных признаков. Комплиментарность. Эпистаз. Полимерия. Множественное действие генов. Примеры множественного действия генов. Возможные механизмы объяснения этого явления. Генотип как целостная исторически сложившаяся система.
- Хромосомная теория наследственности.
Явление сцепленного наследования и ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г.Моргана и его школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его биологическое значение. Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в разработку хромосомной теории наследственности.
- Генетика пола.
Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Хромосомная теория определения пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Типы определения пола. Механизм поддержания соотношения полов 1:1. Наследование признаков, сцепленных с полом.
- Закономерности изменчивости.
Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной генетики.
Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость. Норма реакции и ее зависимость от генотипа. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Значение комбинативной изменчивости в объяснении эволюционных процессов, селекции организмов. Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Классификация мутаций по характеру изменения генотипа (генные, хромосомные, геномные, цитоплазматические). Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вавилова. Экспериментальное получение мутаций.
- Генетика человека
Генетика человека. Человек как объект генетических исследований. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, гибридизация соматических клеток.
Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на наследственность человека. Медико-генетическое консультирование. Критика расистских теорий с позиций современной генетики.
Зачёт по курсу «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» - 1 час
Резервное время – 1 час
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;
Алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);
Оформление задач на Едином Государственном экзамене по биологии;
Учащиеся должны уметь:
Решать нестандартные биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;
Решать расчётные биологические задачи с применение знаний по химии и математике;
Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;
Применять знания в новых и измененных ситуациях;
Решать биологические задачи разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля;
Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками.
Перечень учебно – методического обеспечения:
Литература для учителя.
- Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.
- Н.Л.Галеева.,«Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»-методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания»,2006г.
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.
- Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 272с.
- Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с.
- Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос1980.
- Кучменко В.С., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. АСТ - Астрель. М.2002. 300с.
- А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2 частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006
- Пименов А.В. Уроки Биологии. Ярославль. Учитель года России: 2003. 270с.
- Ридигер О.Н. Биология. Экология. Экзаменационные вопросы и ответы. М.“Аст-пресс школа” 2003. 54с.
- Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 10 класс: Поурочные тесты: Тематический контроль. Учебно-методическое пособие - Мн:Юнипресс,2004.- 192с.
- В.Ю.Крестьянинов,Г.Б.Вайнер.Сборник задач по генетике с решениями.-Саратов: «Лицей»,1998.-156с.
- Б.Х.Соколовская. 120 задач по генетике(с решениями).М.: Центр РСПИ,1991.-88с.
Литература для учащихся.
- П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; 1 часть . – М.; Просвещение. - 2006.
- О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007
- Общая биология. 10-11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.А.
Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.10
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005.
- Каменский А.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы:
Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с.
- Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. – 496с.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.
- Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.
- Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1992.
- Флинт Р. Биология в цифрах. – М.: Мир, 1992.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Примерные формы деятельности по картотеке* учебных форм и видов учебной работы для использования в технологии «ИСУД» | Вид контроля | Дата |
Введение- 2 ч | ||||||
1 | Введение в элективный предмет | 1 | Диагностика уровня параметров учебного успеха ученика | Тестирование – диагностика уровня параметров учебного успеха ученика | Составление матрицы учебного успеха ученика |
2 | Решение задач по теме «Основные свойства живого. Системная организация жизни» | 1 | Практикум по решению логических задач | Решение задач | |||
Раздел I. Молекулярная биология - 6 ч | |||||||
3 | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Неорганические вещества» | 1 | Практикум по решению логических и творческих задач | Тестирование Решение задач | |||
4 | Решение задач по теме: «Химический клетки. Углеводы. Липиды». | 1 | Практикум по решению логических задач | Тестирование Решение задач | |||
5 | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Белки». | 1 | Практикум по решению логических задач и задач по алгоритму | Тестирование решение задач | |||
6 | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ» | 1 | Практикум по решению логических задач | Тестирование | |||
7 | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ» | 1 | Практикум решения творческих задач и задач по алгоритму | Решение задач на: -самокопирование ДНК, -нахождение количества процентного содержания нуклеотидов в цепи ДНК, -нахождение длины ДНК по известной относительной молекулярной массе ДНК и одного из нуклеотидов. - составление задач по теме «Нуклеиновые кислоты» | Решение задач | ||
8 | Контрольная работа по разделу: «Молекулярная биология» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков полученных при изучении темы: «Решение задач по молекулярной биологии» соответствующих требованиям подготовки уровня выпускников. | ||||
Раздел II. Цитология - 11 ч | |||||||
9 | Решение задач по теме: «Цитология как наука. Клеточная теория» | 1 | Практикум по решению логических задач | Тестирование (и составление тестов | |||
10 | Решение задач по теме: « Строение клетки и её органоиды» | 1 | Практикум по решению логических и творческих задач | Тестирование Решение задач | |||
11 | Решение задач по теме: «Фотосинтез» | 1 | Практикум по решению логических задач | Тестирование Решение задач | |||
12 | Решение задач по теме: «Энергетический обмен» | 1 | Практикум по решению логических задач и задач по алгоритму | Тестирование Решение задач | |||
13-14-15 | Решение задач по теме: «Биосинтез белка» | 3 | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Решение задач на самокопирование ДНК, кодирование белков, декодирование молекул ДНК.Определение аминокислот по генетическому коду ДНК. Определение аминокислот по генетическому коду и-РНК. Составление и-РНК по фрагменту ДНК. Определение антикодона т-РНК и аминокислоты по кодону и-РНК. Задачи на нахождение количества нуклеотидов в ДНК, АК в полипептиде по исходным данным. Составление задач. | Тестирование Решение задач | ||
16 | Решение задач по теме: «Типы деления клеток» | 1 | Практикум по решению логических задач и задач по алгоритму | Тестирование Решение задач | |||
17 | Решение задач по теме: «Бесполое и половое размножение» | 1 | Практикум по решению логических задач | Тестирование Решение задач | |||
18 | Решение задач по теме: «Индивидуальное развитие организмов» | 1 | Практикум по решению логических задач | Тестирование Решение задач | |||
19 | Контрольная работа по разделу «Цитология» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков полученных при изучении темы: «Решение задач по цитологии» соответствующих требованиям подготовки уровня выпускников. | ||||
РазделIII. Генетика - 11 ч | |||||||
20-21-22 | Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков» | 3 | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Решение и составление задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение доминантности и рецессивности признака. Решение задач на неполное доминирование и кодоминирование (задачи на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям). Решение и составление задач на дигибридное скрещивание на выяснение генотипа особей, определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве, на определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками. Решение задач на полигибридное скрещивание. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков. | Тестирование
решение генетических задач | ||
23-24 | Решение задач по теме: «Взаимодействие генов» | 2 | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов (комплементарность, эпистаз, полимерное действие генов) | Тестирование
решение генетических задач | ||
25-26 | Решение задач по теме: «Хромосомная теория наследственности» | 2 | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Решение задач на сцепленное наследование, выяснение генотипов особей и определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признаками. Решение задач, в которых рассматривается cцепленное и независимое наследование. Решение задач на неполное сцепление генов, на составление схем кроссинговера. | Тестирование решение генетических задач | ||
27-28 | Решение задач по теме: «Генетика пола»
| 2 | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Решение задач на наследование генов, локализованных в Х-хромосоме. Решение задач на сцепление с У- хромосомой. Решение задач на наследование двух признаков сцепленных с полом | Тестирование решение генетических задач | ||
29 | Решение задач по теме: «Закономерности изменчивости» | 1 | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Решение задач на определение типа и вида мутаций. | Тестирование решение генетических задач | ||
30 | Решение задач по теме: «Генетика человека» | 1 | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Определение типа наследования признака с помощью анализа родословной. | Тестирование решение генетических задач | ||
31 | Зачёт по курсу «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков полученных при изучении элективного курса «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» соответствующих требованиям подготовки уровня выпускников. | ||||
32-33 | Проектная деятельность | 2 | Защита творческих проектов | ||||
34 | Заключение 1 | ||||||
35 | Резерв 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ:задачи по молекулярной биологии и по генетике
Данный материал поможет учителю и учащимся повторить материал по молекулярной биологии и генетике, и хорошо пдготовиться к экзамену....
Авторская учебная программа по курсу «Основы молекулярной биологии, цитологии и генетики»
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно...
Элективный курс "Практиум по биологии" 10-11 класс
Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Этого времени так мало, что его не хватает даже для прохождения программного материала. А ...
ПРОГРАММА элективного курса по общей биологии для 11 класса «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»
Программа элективного курса составлена на основе программы В.Б.Захарова «Общая биология» для общеобразовательных учебных заведений, 2002 г., предназначена для работы в 11 классе и ра...
ПРОГРАММА элективного курса по общей биологии для 10 класса «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»
Программа элективного курса составлена на основе программы В.Б.Захарова «Общая биология» для общеобразовательных учебных заведений, 2002 г., предназначена для работы в 10 классе и ра...
Рабочая программа Элективного курса "Основы молекулярной генетики" 10 класс
Рабочая программа Элективного курса " Основы молекулярной генетики " 10класс....
Рабочая программа Элективный курс "Основы молекулярной генетики" 10 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы «Основы молекулярной генетики» М. К. Нурбеков. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных ...