Близнецы - похожи или нет
проект по биологии (9 класс) на тему

Раднаева Сэсэгма Ринчиновна

Проект об актуальности исследования сходства и различия показателей близнецовых пар. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bliznetsy_-_pohozhi_ili_net.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Курумканское РУО

МБОУ «Улюнханская средняя общеобразовательная школа»

НПК «Шаг в будущее»

Секция «Биология»

Близнецы. Похожи или нет?

Автор: Чойнжуров Алдар,

 ученик 9 класса

Руководитель: Раднаева С.Р.,

учитель биологии

        

Улюнхан

2012 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….………………………………………3

I. Обзор литературы…………………………………………………………….…..………………………………….4

II. Исследовательская часть…………..…………………………………….…….………………………………..6

2.1. Антропометрические исследования…………………………………………………………..6

2.2. Исследование адаптивных возможностей близнецов в социуме…………….6        

2.3. Исследование особенностей психического развития близнецов……………..8

 Заключение ………………………………………………………………………………………………………………….10      

 Список использованной литературы………………………………………………………………………….11

Приложения…………………………………………………………………………………………………………………..12

Введение

 Во все времена появление близнецов было загадкой, кто-то считал их проявлением высших сил добра, кто –то – умыслом злых духов, в любом случае близнецы всегда привлекают к себе пристальное внимание. Поэтому исследования появления, развития близнецов всегда являются актуальными.

С биологической точки зрения рождение близнецов связано либо с оплодотворением разных яйцеклеток разными сперматозоидами – в этом случае рождаются  дизиготные близнецы; либо развитием из одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом – монозиготные близнецы. При этом дизиготные близнецы часто оказываются разного пола, внешнее сходство при этом не совсем обязательное,  а монозиготные – одного.

Встречая  в своей жизни близнецов, люди часто интересуются: а так ли близнецы похожи на самом деле? Таким вопросом задался и я, ведь в нашей школе сейчас обучаются 2 пары близнецов: Бубеевы Батор и Булат и Цыденовы Туяна и Даяна. Сразу напрашивается вывод, что монозиготные близнецы (а таковыми являются Бубеевы и Цыденовы), поскольку генотипически однородны, должны быть совершенно похожи во всем. Но по законам генетики, на развитие человека оказывает влияние не только генотип, но и окружающая среда, поэтому я предположил гипотезу:  близнецы, имеющий один генотип и находящиеся в одной социальной среде, могут все-таки отличаться друг от друга. С тем, чтобы обосновать или опровергнуть эту гипотезу, проведена данная исследовательская работа.

 Цель работы: исследование монозиготных близнецовых пар с целью анализа сходства и различия морфофизиологических и психологических показателей.

 Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 

  1. провести антропометрические исследования;
  2. исследовать  развитие умственных способностей, интересов, особенности воспитания;
  3.  исследование  особенностей психического развития близнецов.

Методы исследования:  близнецовый метод (внутрипарное сравнение), анкетирование, анализ психологического состояния и развития ребенка с помощью рисуночных методик, тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга).

Объекты исследования: 2 монозиготные близнецовых пары, обучающиеся в 1 и 5 классах МБОУ «Улюнханская СОШ».

  1. Обзор литературы

Появление близнецов всегда являлось загадочным  явлением. Поэтому неудивительно, что с этим явлением связано много мифов, примет, легенд.

В древнеперсидской религии были известны близнецы Ахурамазда, бог добра и света, и Ахриман, бог зла и тьмы. В древнеиндийском культе богов почитались братья близнецы Ашивна. Им молились, как заступникам за  бедных, детей. У инков, живших на территории современного Перу, близнецы мужского пола почитались как сыновья бога Молнии, их считали избранными, они пользовались многими привилегиями. Самыми известными близнецами являются Ромул и Рем, которые были  вскормлены волчицей и воспитаны пастухами. Близнецы увековечены в городском  гербе Рима.

Но вот достоверными знаниями о близнецах стали располагать сравнительно недавно. Английский ученый Френцис  Гальтон (1822-1911) опубликовал в Лондоне в 1876 году статью о близнецах, в которой поднял важные вопросы, связанные с развитием человека.  Именно с появлением этой статьи началось изучение близнецов. И в настоящее время близнецовый метод является одним из методов изучения генетики человека.

В настоящее время на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. За последние 100 лет процент рождения таких пар вырос в 2,5 раза. У представителей разных стран и народов частота появления близнецов различна. Причиной появления дизиготных близнецов называют наследственность. Причины, приводящие к делению оплодотворенной яйцеклетки на несколько частей, и к появлению идентичных близнецов, до конца не выяснены. Некоторые исследователи отмечают такие факторы, как национальность, климат, питание, длина светового дня.    

    Сегодня в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. И эта тенденция с каждым годом растет. За последние 50 лет процент рождения близнецов вырос почти в 2,5 раза. Это связано и с современной медициной, которая успешно использует метод ЭКО.    Для организации и координации генетических исследований, применяющих данный метод, в этих странах созданы специальные регистры близнецов. На основе этих регистров создаются базы данных, содержащих полные сведения об особенностях многоплодной беременности и родов, перинатального и неотального периодов, последующего развития, заболеваний.    

Наше исследование будет проводиться при использовании близнецового метода.    Близнецовый метод – стратегия исследования, предложенная Френсисом Гальтоном в 1875 году. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияние, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначенное для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных близнецов.

    Подметоды близнецового метода:

  1.     Сравнение однояйцовых близнецов между собой (внутрипарное сравнение); Предпосылкой для их сравнения по определенным физическим и психическим признакам является их генетическая идентичность. Поэтому все различия между ними должны объясняться воздействием внешней среды в самом широком смысле слова.
  2.     Сравнение однояйцовых близнецов с двуяйцовыми; Этот метод важен, прежде всего, для психологии, так как сравнение только однояйцовых пар бывает недостаточно при постановке большинства психологических вопросов.
  3.     Экспериментальное сравнение однояйцовых близнецов; Этот метод используется на выборках монозиготных близнецов. Один близнец подвергается определенным экспериментальным воздействиям, а другой освобождается от этого. Это позволяет выявить влияние среды на изменчивость признака.
  4.     Сравнение близнецов с другими братьями и сестрами; Сравнивая близнецов в такой ситуации, можно проанализировать влияние внешней среды на формирование и развитие личности.
  5.     Сравнение однояйцовых близнецов, выросших вместе, с выросшими раздельно; Разлученные в раннем детстве и выросшие в разных семьях или детских домах однояйцовые близнецы по многим личностным признакам развиваются различно и тем самым отличаются от близнецов, выросших вместе. Заметные различия возникают исключительно за счет влияний среды.    

В данной работе по исследованию близнецов будет использоваться подметод сравнения монозиготных близнецов между собой (внутрипарное).

  1. Исследовательская часть.

2.1.Антропометрические исследования

Среди близнецов проводились антропометрические   исследования по следующим параметрам: рост, вес, обхват груди, обхват головы,   размер обуви. Данные занесены в таблицу 1:

Рост

Вес

Обхват груди

Обхват головы

Размер обуви

Бубеев Батор

139

27

68

53

35

Бубеев Булат

141

27,5

70

54

36

Степень различия, %

 2см - 1%

0,5 кг - 1%

2 см - 1,5%

1 см - 1%

1 р-р - 1%

Цыденова Туяна

132

22

69

52

32

Цыденова Даяна

133

24

70

53

33

Степень различия, %

1 см – 1%

2 кг – 4,4%

1 см – 1%

1 см-1%

1 р-р – 1%

    При изучении результатов выяснилось следующее: пары близнецов развивалась не совсем одинаково. Сходство между Бубеевыми при каждом исследовании составляло от 98,5% до 99%, между Цыденовыми -  95,6% до 99 %.

2.2.Исследование адаптивных возможностей близнецов в социуме

В ходе исследования проедено анкетирование близнецов. Результаты анкетирования:

Бубеев Батор

Бубеев Булат

Цыденова Туяна

Цыденова Даяна

Дата рождения

19.01.200

19.01.2000

10.11.2004г

10.11.2004г

Увлечения

Рисовать

Рисовать, баскетбол

Рисовать

Рисовать

Любимое блюдо

Борщ

Борщ

Сладкое

Конфеты

Любимый цвет

Синий

Зеленый

Красный

Розовый

Любимое животное

Леопард

Гепард

Кошка

Ягненок

Жанр фильмов

Мультфильмы

Мультфильмы

  Сказка

Мультфильмы

Кем хочет стать

Программист

Полицейский

Продавец

Учитель

Любимый предмет в школе

Математика

Математика

Чтение

Пропись

По свободной ведомости я изучил успеваемость 2 пар близнецов, данные показали следующее:

1.Цыденовы Туяна и Даяна учатся в первом классе, у них оценки не выставляются, поэтому выводы сделаны на основе беседы с учителем 1 класса Бадмаевой Ж.Р.: обе девочки – ярко выраженные гуманитарии, в школу пришли, уже умея читать, хуже усваивают математику, любят и хорошо рисуют. По первым впечатлениям более успешна в учебе – Даяна.

  1. Сводная ведомость успеваемости по предметам Бубеевых Батора и Булата.

ФИО

Рус.

язык

Рус.лит

Бур.

язык

Бур.

лит

Англ.

язык

Матем

Истор

Природ

Изобраз

Физкульт

технол

Бубеев Батор

5

5

4

5

5

5

4

5

5

4

5

Бубеев Булат

4

5

4

4

5

4

4

4

4

5

5

Булат и Батор учатся в 5 классе, оба являются хорошистами учебы. На основе сводной ведомости успеваемости можно сделать вывод, что умственные способности близнецов отличаются, но не сильно. При этом нет явных предпочтений по направлениям – по всем дисциплинам равные оценки.  Интересным является тот факт, что, уступая Батору по многим учебным дисциплинам, Булат лучший на уроках физкультуры. Возможно, в старших классах различие по учебе станет резче.

 Также я провел анкетирование среди родителей близнецов, учителей – предметников и одноклассников.

 Результаты анкетирования родителей близнецов:

Бубеевы М.В. и С.Г.

Цыденовы С.Д.и В.М.

Кто появился на свет раньше?

Батор, на 0,5 часов.

Даяна

Какие у детей отношения между собой?

дружеские, теплые отношения, защита друг друга

дружеские, теплые отношения, забота друг о друге

Насколько выражена борьба за лидерство.

Немного

Не очень

Кто в паре активнее?

Переменное лидерство в зависимости от рода занятий

Даяна

Как они ведут себя в разлуке?

Жили поодиночке у разных бабушек

Сильно скучают

Также родители отметили, что в народе старшим считается не тот, кто появился на свет раньше, а тот, кто позже – он как бы «выталкавает» младшего, дает выйти сначала младшему. И хотя родившийся позже (Булат и Даяна) весили меньше, они быстро набирали вес и сейчас по весу превышают своих брата и сестру. Также родившиеся позже опекают вторых, раньше родившиеся больше ноют, более требовательны, то есть ведут себя как младшие брат и сестра.  

Мнения учителей и  одноклассников следующие:

Бубеевы

Цыденовы

Различаете ли вы близнецов?

92%- да, 8%.- нет

Батора – по родинке, в шапках – 100% нет

98% -да; 2% - нет

Туяну – по росту, она крупнее

Участвуют ли они в различных мероприятиях?

Активны одинаково.

Более активна Даяна, Туяна инертнее.

В каких мероприятиях участвуют с удовольствием?

Булат – по спорту, Батор – викторины, конкурсы

Любят рисовать, хорошо рассказывают.

2. 3. Исследование особенностей психического развития близнецов

В связи с тем, что наши близнецы учащиеся младших классов и проводить с ними  психологические тесты не оказалось возможным, я решил провести анализ психологического состояния и развития ребенка с помощью рисуночных методик.  Эти методики довольно просты, с помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно определить его отношение к семье, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает малыш. Провести глубокий анализ детского рисунка, определить полную картину психологического состояния и развития ребенка, конечно, может только специалист. Но основы рисуночных методик довольно просты, и самостоятельно проанализировать детские рисунки можно.

Тест 1. Было дано задание – нарисовать вымышленное животное. Данное задание – тест на развитие воображения. Психологи считают (Р.В.Овчарова), что чем богаче палитра красок и разных элементов, тем лучше развито воображение у ребенка. На основании рисунков (см. приложения) можно сделать вывод о развитом воображении у испытуемых. Лучшие работы – у Даяны и Батора. Хуже с воображением обстоят дела  у Булата (нарисован просто гибрид льва и тюленя) и Туяны.

Тест 2. Было дано задание – нарисовать  дом, дерево и себя. При проведении тестирования анализируем изображение самого себя, цвета, размеры изображенных фигур,  общий план рисунка.

Анализ изображения на рисунке самого себя: дети изображены улыбающимися, но можно обратить внимание на тот факт, что у Бубеевых, особенно у руки изображены приподнятыми. Большие руки – символизируют силу. Многие психологи считают поднятые вверх руки нехорошим признаком. Так может изображаться ссора. Ребенок изображающий себя в такой позе хочет, чтобы его боялись.

С помощью цвета можно охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка. Теплые тона, присутствующие на рисунках исследуемых: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой, считаются цветами положительного эмоционального настроения. На рисунках нет насыщенного фиолетового, черного цвета в большом количестве, что свидетельствует об отсутствии напряжения, подавленности и тревоги, которые может испытывать ребенок. Фигуры братьев Бубеевых на рисунках довольно крупные - они чувствуют себя «центром» своего мира, фигуры сестер Цыденовых (особенно Туяны) небольшие,к тому же у Даяны значительная часть листа оставлена пустой – все это может свидетельствовать о заниженной самооценке. Возможно, это связано с тем, что родители девочек находятся в разводе, живут далеко от них. Но наличие на рисунках солнца, облаков – светлых положительных элементов рисунка, свидетельствующет о душевном покое и позитивном эмоциональном настрое (девочки живут с дедушкой и бабушкой в любви и комфорте). Недаром дом у девочек – большой, можно сказать огромный -фигуры и предметы, которые нарисованы крупнее других – это наиболее значимые в понимании ребенка люди и предметы. Положительным показателем у девочек также является дым, идущий из трубы домов – это говорит об открытости  характеров, в отличие от рисунков мальчиков.

Тест 3. Так как Цыденовы учатся в первом классе, я не смог провести с ними тест по методике Мюнстенберга, данный тест провел с Бубеевым Батором и Булатом. Методика направлена на определение избирательности внимания. Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания. Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляются в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу. Баллы в предложенной выше шкале оценок (табл. 1) дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. Избирательность внимания поддается тренировке.

Результаты тестирования:

Время

Найдено слов

Балл

Уровень внимания

Бубеев Батор

125 сек.

18

11

Среднии II

Бубеев Булат

: 159 сек

16

7

Средний II

Заключение

Близнецы – это уникальное явление природы, приковывающее внимание людей уже многие века. Хочется отметить, что исследования близнецов очень актуальны, к сожалению, в данной работе были затронуты не все вопросы (например, заболеваемость близнецов). Целью исследовательской работы было исследование сходства и различия морфофизиологических и психологических показателей монозиготных близнецовых пар.      При изучении антропометрических данных близнецов мы предположили, что монозиготные близнецы могут иметь различия в антропометрических данных. Наше предположение подтвердилось после изучения близнецовых пар. Монозиготные близнецы действительно имели различия, хоть и незначительные. При сравнении интересов близнецов выявилось, что у близнецов разные интересы, успеваемость, цвете, разная социоактивность: более активные выбирают в качестве будущей профессии работу, где необходима инициатива, сила воли, связана с руководством действиями других людей – Булат – полицейский, даяна - учитель), поведенческие признаки.  Предпочтения в еде оказались схожими. При сравнении  близнецов в психологическомском плане было использовано несколько психологических тестов (рисуночная методика, методика Мюнстенберга) и сделаны выводы о том, что в парах анализ по рисуночной методике выявил сходство между близнецами (тест «нарисуй дом, дерево и себя»), а в тесте на развитие воображения опять же выявлены различия (сильнее развито воображение у Даяны и Батора). Тест по методике Мюнстенберга показал более сильное развитие внимания у Батора, чем у Булата.

Таким образом можно сделать вывод о том, что в близнецовых парах развитие одного близнеца опережает развитие другого. Проведенные исследования показали, что каждый из них является индивидуальностью со своими особенностями характера.

    Изучение методов воспитания в семье и школе позволило узнать о том, что близнецов воспитывать намного труднее, чем одного ребенка.

        Изучение общественного мнения о близнецах показало, что близнецы в большинстве случаев вызывают удивление и любопытство, в нашей школе к ним относятся позитивно, считают трогательными, интересными.

         Исследования близнецов очень перспективны, но связаны с трудностями: рождается мало (в с.Улюнхан за период с 1995 года родилось 3 пары дизигтных близнецов, итого всего – 5 пар), трудность привлечения  к исследованиям и    желательно в течение нескольких лет изучать этих близнецов. Данная работ в перспективе будет продолжена.

Список использованной литературы

  1. Кучеров Е.В. «Близнецы в школе»  М.:Просвещение.-1995
  2. Немов Р.С. психология:Учеб.для студентов высш.пед.учеб.заведений.-М.:ВЛАДОС,1998.-632с.
  3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. –М.:ТЦ Сфера при участии «Юрайт - М», 2001.-448с.
  4.   Сайт: http://www.mytwins.ru/
  5.  Сайт: http://twins.popular.ru/
  6. Сайт: http://Mamainfo.ru/

Приложение 3

Тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга)

Методика направлена на определение избирательности внимания, может также использоваться для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова. Пример: рюклбюсрадостьфркнп. Время работы с бланком – 2 минуты.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляются в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу. Баллы в предложенной выше шкале оценок (табл. 1) дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. Таблица 1

Время (в с)

Балл

Уровень избирательности внимания

250 и более

0

I НИЗКИЙ

240-249

1

I низкий

220-230

2

I низкий

220-229

3

I низкий

210-219

4

I низкий

200-209

5

I низкий

190-199

6

I низкий

180-189

7

II средний

170-179

8

II средний

160-169

9

II средний

150-159

10

II средний

140-149

11

II средний

130-139

12

II средний

120- 129

13

II средний

110-119

14

III высокий

100-109

15

III высокий

90-100

16

III высокий

80-89

17

III высокий

70-79

18

III высокий

60-69

19

III высокий

Менее 60

20

IV очень высокий

БЛАНК МЕТОДИКИ МЮНСТЕНБЕРГА

бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщшзщшкуцисмфактукгнэкзаменфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеориялждлащшщуахоккейтроицалодоыэвшкщетелевизорлэзнпппвававпавгнгняпамятьдвщкшенгшгьфтытшщщйшгцчлдвосприбюерадостьжыдвшкгншщсчмнародлжфлыждвлшйгцшугдцлудлждлждлрепортажшзшвшггншфщвшнеконкурсдлждпшфщшгщшфличностьшгнгвнцерпуофгфышнвшфнышгэпрплаваниеоыдловдоадыолдсчьсюябкомедиявлжалжывдалотчаяниедылжвлорждвлащцшгукетмдлывлабораториялждалждлукшзщшшгщшгащыоснованиелыовдфллвжыдфлаэжыдлважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопршгрпйхйзшщц

Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Приложение 4

Протокол исследования № 1. Методика Мюнтстерберга.

Ф.И.О. Бубеев Батор,

 Дата: 2 декабря 2012г.

Класс- 5

бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщшзщшкуцисмфактукгнэкзаменовдыфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеориялждлащшщуахоккейнтронцалодоыэвшкщежжытелевизорлэзнпппвававпавгнгняпамятьдвщкшенгшгьфтытшщщйшгцчлдвосприятиеблюбовьвнспектакльерадостьжыдвшкгншщсчмнародлжфлыждвлшйгцшугдцлудлждлждлрепортажшзщшышвшггншфщвшнеконкурсдлждпшфщшгщшфличностьшгнгвнцерпуофгфышнвшфнышгвншэпрплаваниеоьщловдоадыолдсчьсюябкомедиявлжалжывдалотчаяниедылжвлорлорждвлащцшгукетмдлывлабораториялжданждлукшзщшшгщшгащыоснованиелыовдфлоылвжыдфлаэжыдлважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопршгрпйхйзшщцкощьлмгшагпаовыддопнптддашвзыжыб

Вывод: Время: 125 сек.; найдено 18 слов.

25 – 18 = 7 баллов,   18 – 7 = 11 баллов II уровень избирательности внимания (средний)

Протокол исследования № 2. Методика Мюнтстерберга.

Ф.И.О. Бубеев Булат,

 Дата: 2 декабря 2012г.

Класс- 5

бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщшзщшкуцисмфактукгнэкзаменовдыфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеориялждлащшщуахоккейнтронцалодоыэвшкщежжытелевизорлэзнпппвававпавгнгняпамятьдвщкшенгшгьфтытшщщйшгцчлдвосприятиеблюбовьвнспектакльерадостьжыдвшкгншщсчмнародлжфлыждвлшйгцшугдцлудлждлждлрепортажшзщшышвшггншфщвшнеконкурсдлждпшфщшгщшфличностьшгнгвнцерпуофгфышнвшфнышгвншэпрплаваниеоьщловдоадыолдсчьсюябкомедиявлжалжывдалотчаяниедылжвлорлорждвлащцшгукетмдлывлабораториялждалждлукшзщшшгщшгащыоснованиелыовдфлоылвжыдфлаэжыдлважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопршгрпйхйзшщцкощьлмгшагпаовыддопнптддашвзыжыб

Вывод: Время: 159 сек., найдено 16 слов,

25 – 16 =9 баллов, 16 -9 = 7 баллов, II уровень избирательности внимания (средний)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сжатое изложение Братья-близнецы

Подготовка к ГИА.  Написание сжатого изложения - одно из трудных заданий в ГИА ( особенно для учащихся национальных школ)...

Научно - практическая работа "Близнецы. Определение зиготности близнецов на примере близнецов МКОУ Верх - Чикская СОШ"

Текст научно - практической работы (без приложений). Работа получила сертификат за участие в районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" - 2012 год...

Творческая работа "Числа близнецы" 6 класс

Работа выполнена для общешкольной математической конференции "Теория чисел" ученицей 6б класса Афониной Ольгой....

Методическое пособие по домашнему чтению по книге Эриха Кестнера " Близнецы"

Даное пособие представляет собой коммуникативные упражнения к каждой главе книги немецкого писателя Эриха Кестнера  " Близнецы". Это произведение изучается на немецком языке на уроках домашнего ч...

презентация "Мы близнецы. Похожи ли мы?.."

Презентация помогает раскрыть особенности близнецов, из индивидуальность, общие черты характера....