Близнецы - похожи или нет
проект по биологии (9 класс) на тему
Проект об актуальности исследования сходства и различия показателей близнецовых пар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bliznetsy_-_pohozhi_ili_net.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Курумканское РУО
МБОУ «Улюнханская средняя общеобразовательная школа»
НПК «Шаг в будущее»
Секция «Биология»
Близнецы. Похожи или нет?
Автор: Чойнжуров Алдар,
ученик 9 класса
Руководитель: Раднаева С.Р.,
учитель биологии
Улюнхан
2012 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….………………………………………3
I. Обзор литературы…………………………………………………………….…..………………………………….4
II. Исследовательская часть…………..…………………………………….…….………………………………..6
2.1. Антропометрические исследования…………………………………………………………..6
2.2. Исследование адаптивных возможностей близнецов в социуме…………….6
2.3. Исследование особенностей психического развития близнецов……………..8
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы………………………………………………………………………….11
Приложения…………………………………………………………………………………………………………………..12
Введение
Во все времена появление близнецов было загадкой, кто-то считал их проявлением высших сил добра, кто –то – умыслом злых духов, в любом случае близнецы всегда привлекают к себе пристальное внимание. Поэтому исследования появления, развития близнецов всегда являются актуальными.
С биологической точки зрения рождение близнецов связано либо с оплодотворением разных яйцеклеток разными сперматозоидами – в этом случае рождаются дизиготные близнецы; либо развитием из одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом – монозиготные близнецы. При этом дизиготные близнецы часто оказываются разного пола, внешнее сходство при этом не совсем обязательное, а монозиготные – одного.
Встречая в своей жизни близнецов, люди часто интересуются: а так ли близнецы похожи на самом деле? Таким вопросом задался и я, ведь в нашей школе сейчас обучаются 2 пары близнецов: Бубеевы Батор и Булат и Цыденовы Туяна и Даяна. Сразу напрашивается вывод, что монозиготные близнецы (а таковыми являются Бубеевы и Цыденовы), поскольку генотипически однородны, должны быть совершенно похожи во всем. Но по законам генетики, на развитие человека оказывает влияние не только генотип, но и окружающая среда, поэтому я предположил гипотезу: близнецы, имеющий один генотип и находящиеся в одной социальной среде, могут все-таки отличаться друг от друга. С тем, чтобы обосновать или опровергнуть эту гипотезу, проведена данная исследовательская работа.
Цель работы: исследование монозиготных близнецовых пар с целью анализа сходства и различия морфофизиологических и психологических показателей.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести антропометрические исследования;
- исследовать развитие умственных способностей, интересов, особенности воспитания;
- исследование особенностей психического развития близнецов.
Методы исследования: близнецовый метод (внутрипарное сравнение), анкетирование, анализ психологического состояния и развития ребенка с помощью рисуночных методик, тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга).
Объекты исследования: 2 монозиготные близнецовых пары, обучающиеся в 1 и 5 классах МБОУ «Улюнханская СОШ».
- Обзор литературы
Появление близнецов всегда являлось загадочным явлением. Поэтому неудивительно, что с этим явлением связано много мифов, примет, легенд.
В древнеперсидской религии были известны близнецы Ахурамазда, бог добра и света, и Ахриман, бог зла и тьмы. В древнеиндийском культе богов почитались братья близнецы Ашивна. Им молились, как заступникам за бедных, детей. У инков, живших на территории современного Перу, близнецы мужского пола почитались как сыновья бога Молнии, их считали избранными, они пользовались многими привилегиями. Самыми известными близнецами являются Ромул и Рем, которые были вскормлены волчицей и воспитаны пастухами. Близнецы увековечены в городском гербе Рима.
Но вот достоверными знаниями о близнецах стали располагать сравнительно недавно. Английский ученый Френцис Гальтон (1822-1911) опубликовал в Лондоне в 1876 году статью о близнецах, в которой поднял важные вопросы, связанные с развитием человека. Именно с появлением этой статьи началось изучение близнецов. И в настоящее время близнецовый метод является одним из методов изучения генетики человека.
В настоящее время на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. За последние 100 лет процент рождения таких пар вырос в 2,5 раза. У представителей разных стран и народов частота появления близнецов различна. Причиной появления дизиготных близнецов называют наследственность. Причины, приводящие к делению оплодотворенной яйцеклетки на несколько частей, и к появлению идентичных близнецов, до конца не выяснены. Некоторые исследователи отмечают такие факторы, как национальность, климат, питание, длина светового дня.
Сегодня в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. И эта тенденция с каждым годом растет. За последние 50 лет процент рождения близнецов вырос почти в 2,5 раза. Это связано и с современной медициной, которая успешно использует метод ЭКО. Для организации и координации генетических исследований, применяющих данный метод, в этих странах созданы специальные регистры близнецов. На основе этих регистров создаются базы данных, содержащих полные сведения об особенностях многоплодной беременности и родов, перинатального и неотального периодов, последующего развития, заболеваний.
Наше исследование будет проводиться при использовании близнецового метода. Близнецовый метод – стратегия исследования, предложенная Френсисом Гальтоном в 1875 году. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияние, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначенное для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных близнецов.
Подметоды близнецового метода:
- Сравнение однояйцовых близнецов между собой (внутрипарное сравнение); Предпосылкой для их сравнения по определенным физическим и психическим признакам является их генетическая идентичность. Поэтому все различия между ними должны объясняться воздействием внешней среды в самом широком смысле слова.
- Сравнение однояйцовых близнецов с двуяйцовыми; Этот метод важен, прежде всего, для психологии, так как сравнение только однояйцовых пар бывает недостаточно при постановке большинства психологических вопросов.
- Экспериментальное сравнение однояйцовых близнецов; Этот метод используется на выборках монозиготных близнецов. Один близнец подвергается определенным экспериментальным воздействиям, а другой освобождается от этого. Это позволяет выявить влияние среды на изменчивость признака.
- Сравнение близнецов с другими братьями и сестрами; Сравнивая близнецов в такой ситуации, можно проанализировать влияние внешней среды на формирование и развитие личности.
- Сравнение однояйцовых близнецов, выросших вместе, с выросшими раздельно; Разлученные в раннем детстве и выросшие в разных семьях или детских домах однояйцовые близнецы по многим личностным признакам развиваются различно и тем самым отличаются от близнецов, выросших вместе. Заметные различия возникают исключительно за счет влияний среды.
В данной работе по исследованию близнецов будет использоваться подметод сравнения монозиготных близнецов между собой (внутрипарное).
- Исследовательская часть.
2.1.Антропометрические исследования
Среди близнецов проводились антропометрические исследования по следующим параметрам: рост, вес, обхват груди, обхват головы, размер обуви. Данные занесены в таблицу 1:
Рост | Вес | Обхват груди | Обхват головы | Размер обуви | |
Бубеев Батор | 139 | 27 | 68 | 53 | 35 |
Бубеев Булат | 141 | 27,5 | 70 | 54 | 36 |
Степень различия, % | 2см - 1% | 0,5 кг - 1% | 2 см - 1,5% | 1 см - 1% | 1 р-р - 1% |
Цыденова Туяна | 132 | 22 | 69 | 52 | 32 |
Цыденова Даяна | 133 | 24 | 70 | 53 | 33 |
Степень различия, % | 1 см – 1% | 2 кг – 4,4% | 1 см – 1% | 1 см-1% | 1 р-р – 1% |
При изучении результатов выяснилось следующее: пары близнецов развивалась не совсем одинаково. Сходство между Бубеевыми при каждом исследовании составляло от 98,5% до 99%, между Цыденовыми - 95,6% до 99 %.
2.2.Исследование адаптивных возможностей близнецов в социуме
В ходе исследования проедено анкетирование близнецов. Результаты анкетирования:
Бубеев Батор | Бубеев Булат | Цыденова Туяна | Цыденова Даяна | |
Дата рождения | 19.01.200 | 19.01.2000 | 10.11.2004г | 10.11.2004г |
Увлечения | Рисовать | Рисовать, баскетбол | Рисовать | Рисовать |
Любимое блюдо | Борщ | Борщ | Сладкое | Конфеты |
Любимый цвет | Синий | Зеленый | Красный | Розовый |
Любимое животное | Леопард | Гепард | Кошка | Ягненок |
Жанр фильмов | Мультфильмы | Мультфильмы | Сказка | Мультфильмы |
Кем хочет стать | Программист | Полицейский | Продавец | Учитель |
Любимый предмет в школе | Математика | Математика | Чтение | Пропись |
По свободной ведомости я изучил успеваемость 2 пар близнецов, данные показали следующее:
1.Цыденовы Туяна и Даяна учатся в первом классе, у них оценки не выставляются, поэтому выводы сделаны на основе беседы с учителем 1 класса Бадмаевой Ж.Р.: обе девочки – ярко выраженные гуманитарии, в школу пришли, уже умея читать, хуже усваивают математику, любят и хорошо рисуют. По первым впечатлениям более успешна в учебе – Даяна.
- Сводная ведомость успеваемости по предметам Бубеевых Батора и Булата.
ФИО | Рус. язык | Рус.лит | Бур. язык | Бур. лит | Англ. язык | Матем | Истор | Природ | Изобраз | Физкульт | технол |
Бубеев Батор | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 |
Бубеев Булат | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Булат и Батор учатся в 5 классе, оба являются хорошистами учебы. На основе сводной ведомости успеваемости можно сделать вывод, что умственные способности близнецов отличаются, но не сильно. При этом нет явных предпочтений по направлениям – по всем дисциплинам равные оценки. Интересным является тот факт, что, уступая Батору по многим учебным дисциплинам, Булат лучший на уроках физкультуры. Возможно, в старших классах различие по учебе станет резче.
Также я провел анкетирование среди родителей близнецов, учителей – предметников и одноклассников.
Результаты анкетирования родителей близнецов:
Бубеевы М.В. и С.Г. | Цыденовы С.Д.и В.М. | |
Кто появился на свет раньше? | Батор, на 0,5 часов. | Даяна |
Какие у детей отношения между собой? | дружеские, теплые отношения, защита друг друга | дружеские, теплые отношения, забота друг о друге |
Насколько выражена борьба за лидерство. | Немного | Не очень |
Кто в паре активнее? | Переменное лидерство в зависимости от рода занятий | Даяна |
Как они ведут себя в разлуке? | Жили поодиночке у разных бабушек | Сильно скучают |
Также родители отметили, что в народе старшим считается не тот, кто появился на свет раньше, а тот, кто позже – он как бы «выталкавает» младшего, дает выйти сначала младшему. И хотя родившийся позже (Булат и Даяна) весили меньше, они быстро набирали вес и сейчас по весу превышают своих брата и сестру. Также родившиеся позже опекают вторых, раньше родившиеся больше ноют, более требовательны, то есть ведут себя как младшие брат и сестра.
Мнения учителей и одноклассников следующие:
Бубеевы | Цыденовы | |
Различаете ли вы близнецов? | 92%- да, 8%.- нет Батора – по родинке, в шапках – 100% нет | 98% -да; 2% - нет Туяну – по росту, она крупнее |
Участвуют ли они в различных мероприятиях? | Активны одинаково. | Более активна Даяна, Туяна инертнее. |
В каких мероприятиях участвуют с удовольствием? | Булат – по спорту, Батор – викторины, конкурсы | Любят рисовать, хорошо рассказывают. |
2. 3. Исследование особенностей психического развития близнецов
В связи с тем, что наши близнецы учащиеся младших классов и проводить с ними психологические тесты не оказалось возможным, я решил провести анализ психологического состояния и развития ребенка с помощью рисуночных методик. Эти методики довольно просты, с помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно определить его отношение к семье, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает малыш. Провести глубокий анализ детского рисунка, определить полную картину психологического состояния и развития ребенка, конечно, может только специалист. Но основы рисуночных методик довольно просты, и самостоятельно проанализировать детские рисунки можно.
Тест 1. Было дано задание – нарисовать вымышленное животное. Данное задание – тест на развитие воображения. Психологи считают (Р.В.Овчарова), что чем богаче палитра красок и разных элементов, тем лучше развито воображение у ребенка. На основании рисунков (см. приложения) можно сделать вывод о развитом воображении у испытуемых. Лучшие работы – у Даяны и Батора. Хуже с воображением обстоят дела у Булата (нарисован просто гибрид льва и тюленя) и Туяны.
Тест 2. Было дано задание – нарисовать дом, дерево и себя. При проведении тестирования анализируем изображение самого себя, цвета, размеры изображенных фигур, общий план рисунка.
Анализ изображения на рисунке самого себя: дети изображены улыбающимися, но можно обратить внимание на тот факт, что у Бубеевых, особенно у руки изображены приподнятыми. Большие руки – символизируют силу. Многие психологи считают поднятые вверх руки нехорошим признаком. Так может изображаться ссора. Ребенок изображающий себя в такой позе хочет, чтобы его боялись.
С помощью цвета можно охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка. Теплые тона, присутствующие на рисунках исследуемых: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой, считаются цветами положительного эмоционального настроения. На рисунках нет насыщенного фиолетового, черного цвета в большом количестве, что свидетельствует об отсутствии напряжения, подавленности и тревоги, которые может испытывать ребенок. Фигуры братьев Бубеевых на рисунках довольно крупные - они чувствуют себя «центром» своего мира, фигуры сестер Цыденовых (особенно Туяны) небольшие,к тому же у Даяны значительная часть листа оставлена пустой – все это может свидетельствовать о заниженной самооценке. Возможно, это связано с тем, что родители девочек находятся в разводе, живут далеко от них. Но наличие на рисунках солнца, облаков – светлых положительных элементов рисунка, свидетельствующет о душевном покое и позитивном эмоциональном настрое (девочки живут с дедушкой и бабушкой в любви и комфорте). Недаром дом у девочек – большой, можно сказать огромный -фигуры и предметы, которые нарисованы крупнее других – это наиболее значимые в понимании ребенка люди и предметы. Положительным показателем у девочек также является дым, идущий из трубы домов – это говорит об открытости характеров, в отличие от рисунков мальчиков.
Тест 3. Так как Цыденовы учатся в первом классе, я не смог провести с ними тест по методике Мюнстенберга, данный тест провел с Бубеевым Батором и Булатом. Методика направлена на определение избирательности внимания. Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания. Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляются в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу. Баллы в предложенной выше шкале оценок (табл. 1) дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. Избирательность внимания поддается тренировке.
Результаты тестирования:
Время | Найдено слов | Балл | Уровень внимания | |
Бубеев Батор | 125 сек. | 18 | 11 | Среднии II |
Бубеев Булат | : 159 сек | 16 | 7 | Средний II |
Заключение
Близнецы – это уникальное явление природы, приковывающее внимание людей уже многие века. Хочется отметить, что исследования близнецов очень актуальны, к сожалению, в данной работе были затронуты не все вопросы (например, заболеваемость близнецов). Целью исследовательской работы было исследование сходства и различия морфофизиологических и психологических показателей монозиготных близнецовых пар. При изучении антропометрических данных близнецов мы предположили, что монозиготные близнецы могут иметь различия в антропометрических данных. Наше предположение подтвердилось после изучения близнецовых пар. Монозиготные близнецы действительно имели различия, хоть и незначительные. При сравнении интересов близнецов выявилось, что у близнецов разные интересы, успеваемость, цвете, разная социоактивность: более активные выбирают в качестве будущей профессии работу, где необходима инициатива, сила воли, связана с руководством действиями других людей – Булат – полицейский, даяна - учитель), поведенческие признаки. Предпочтения в еде оказались схожими. При сравнении близнецов в психологическомском плане было использовано несколько психологических тестов (рисуночная методика, методика Мюнстенберга) и сделаны выводы о том, что в парах анализ по рисуночной методике выявил сходство между близнецами (тест «нарисуй дом, дерево и себя»), а в тесте на развитие воображения опять же выявлены различия (сильнее развито воображение у Даяны и Батора). Тест по методике Мюнстенберга показал более сильное развитие внимания у Батора, чем у Булата.
Таким образом можно сделать вывод о том, что в близнецовых парах развитие одного близнеца опережает развитие другого. Проведенные исследования показали, что каждый из них является индивидуальностью со своими особенностями характера.
Изучение методов воспитания в семье и школе позволило узнать о том, что близнецов воспитывать намного труднее, чем одного ребенка.
Изучение общественного мнения о близнецах показало, что близнецы в большинстве случаев вызывают удивление и любопытство, в нашей школе к ним относятся позитивно, считают трогательными, интересными.
Исследования близнецов очень перспективны, но связаны с трудностями: рождается мало (в с.Улюнхан за период с 1995 года родилось 3 пары дизигтных близнецов, итого всего – 5 пар), трудность привлечения к исследованиям и желательно в течение нескольких лет изучать этих близнецов. Данная работ в перспективе будет продолжена.
Список использованной литературы
- Кучеров Е.В. «Близнецы в школе» М.:Просвещение.-1995
- Немов Р.С. психология:Учеб.для студентов высш.пед.учеб.заведений.-М.:ВЛАДОС,1998.-632с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. –М.:ТЦ Сфера при участии «Юрайт - М», 2001.-448с.
- Сайт: http://www.mytwins.ru/
- Сайт: http://twins.popular.ru/
- Сайт: http://Mamainfo.ru/
Приложение 3
Тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга)
Методика направлена на определение избирательности внимания, может также использоваться для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости.
Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова. Пример: рюклбюсрадостьфркнп. Время работы с бланком – 2 минуты.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляются в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу. Баллы в предложенной выше шкале оценок (табл. 1) дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. Таблица 1
Время (в с) | Балл | Уровень избирательности внимания | |
250 и более | 0 | I НИЗКИЙ | |
240-249 | 1 | I низкий | |
220-230 | 2 | I низкий | |
220-229 | 3 | I низкий | |
210-219 | 4 | I низкий | |
200-209 | 5 | I низкий | |
190-199 | 6 | I низкий | |
180-189 | 7 | II средний | |
170-179 | 8 | II средний | |
160-169 | 9 | II средний | |
150-159 | 10 | II средний | |
140-149 | 11 | II средний | |
130-139 | 12 | II средний | |
120- 129 | 13 | II средний | |
110-119 | 14 | III высокий | |
100-109 | 15 | III высокий | |
90-100 | 16 | III высокий | |
80-89 | 17 | III высокий | |
70-79 | 18 | III высокий | |
60-69 | 19 | III высокий | |
Менее 60 | 20 | IV очень высокий |
БЛАНК МЕТОДИКИ МЮНСТЕНБЕРГА
бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщшзщшкуцисмфактукгнэкзаменфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеориялждлащшщуахоккейтроицалодоыэвшкщетелевизорлэзнпппвававпавгнгняпамятьдвщкшенгшгьфтытшщщйшгцчлдвосприбюерадостьжыдвшкгншщсчмнародлжфлыждвлшйгцшугдцлудлждлждлрепортажшзшвшггншфщвшнеконкурсдлждпшфщшгщшфличностьшгнгвнцерпуофгфышнвшфнышгэпрплаваниеоыдловдоадыолдсчьсюябкомедиявлжалжывдалотчаяниедылжвлорждвлащцшгукетмдлывлабораториялждалждлукшзщшшгщшгащыоснованиелыовдфллвжыдфлаэжыдлважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопршгрпйхйзшщц
Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Приложение 4
Протокол исследования № 1. Методика Мюнтстерберга.
Ф.И.О. Бубеев Батор,
Дата: 2 декабря 2012г.
Класс- 5
бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщшзщшкуцисмфактукгнэкзаменовдыфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеориялждлащшщуахоккейнтронцалодоыэвшкщежжытелевизорлэзнпппвававпавгнгняпамятьдвщкшенгшгьфтытшщщйшгцчлдвосприятиеблюбовьвнспектакльерадостьжыдвшкгншщсчмнародлжфлыждвлшйгцшугдцлудлждлждлрепортажшзщшышвшггншфщвшнеконкурсдлждпшфщшгщшфличностьшгнгвнцерпуофгфышнвшфнышгвншэпрплаваниеоьщловдоадыолдсчьсюябкомедиявлжалжывдалотчаяниедылжвлорлорждвлащцшгукетмдлывлабораториялжданждлукшзщшшгщшгащыоснованиелыовдфлоылвжыдфлаэжыдлважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопршгрпйхйзшщцкощьлмгшагпаовыддопнптддашвзыжыб
Вывод: Время: 125 сек.; найдено 18 слов.
25 – 18 = 7 баллов, 18 – 7 = 11 баллов II уровень избирательности внимания (средний)
Протокол исследования № 2. Методика Мюнтстерберга.
Ф.И.О. Бубеев Булат,
Дата: 2 декабря 2012г.
Класс- 5
бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщшзщшкуцисмфактукгнэкзаменовдыфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеориялждлащшщуахоккейнтронцалодоыэвшкщежжытелевизорлэзнпппвававпавгнгняпамятьдвщкшенгшгьфтытшщщйшгцчлдвосприятиеблюбовьвнспектакльерадостьжыдвшкгншщсчмнародлжфлыждвлшйгцшугдцлудлждлждлрепортажшзщшышвшггншфщвшнеконкурсдлждпшфщшгщшфличностьшгнгвнцерпуофгфышнвшфнышгвншэпрплаваниеоьщловдоадыолдсчьсюябкомедиявлжалжывдалотчаяниедылжвлорлорждвлащцшгукетмдлывлабораториялждалждлукшзщшшгщшгащыоснованиелыовдфлоылвжыдфлаэжыдлважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопршгрпйхйзшщцкощьлмгшагпаовыддопнптддашвзыжыб
Вывод: Время: 159 сек., найдено 16 слов,
25 – 16 =9 баллов, 16 -9 = 7 баллов, II уровень избирательности внимания (средний)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сжатое изложение Братья-близнецы
Подготовка к ГИА. Написание сжатого изложения - одно из трудных заданий в ГИА ( особенно для учащихся национальных школ)...
Научно - практическая работа "Близнецы. Определение зиготности близнецов на примере близнецов МКОУ Верх - Чикская СОШ"
Текст научно - практической работы (без приложений). Работа получила сертификат за участие в районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" - 2012 год...
Приложение к научно - практической работе Близнецы. Определение зиготности близнецов. Характеристика близнецов разных типов на примере близнецов МКОУ Верх – Чикская СОШ Братышевой Дианы
Приложения к научно - практической работе. Братышева Диана...
Презентация к научно - практической работе Близнецы. Определение зиготности близнецов. Характеристика близнецов разных типов на примере близнецов МКОУ Верх – Чикская СОШ.
Презентация к работе...
Творческая работа "Числа близнецы" 6 класс
Работа выполнена для общешкольной математической конференции "Теория чисел" ученицей 6б класса Афониной Ольгой....
Методическое пособие по домашнему чтению по книге Эриха Кестнера " Близнецы"
Даное пособие представляет собой коммуникативные упражнения к каждой главе книги немецкого писателя Эриха Кестнера " Близнецы". Это произведение изучается на немецком языке на уроках домашнего ч...
презентация "Мы близнецы. Похожи ли мы?.."
Презентация помогает раскрыть особенности близнецов, из индивидуальность, общие черты характера....