Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 классов
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича с учетом Примерной программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, В.Н. Константинов, В.Г. Бабенко, Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: — М.: Вентана-Граф, 2012 год— 304.
Рабочая программа ориентирована на учебник Биология: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2014. – 144 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malysheva_biologiya_5_klass_1_chas.docx | 120.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
Рассмотрена и одобрена методическим объединением Протокол №_____от «___»_____201 _г. | Согласована с зам. директора _____________/Т.А.Салий/ «___»_____201_ г. | Утверждена приказом директора школы от «__» августа 201_ года №________________ |
Рабочая программа
по биологии
для обучающихся 5 классов
Составитель:
Малышева Татьяна Михайловна,
учитель химии, биологии
высшей квалификационной категории
Игрим
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича с учетом Примерной программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, В.Н. Константинов, В.Г. Бабенко, Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: — М.: Вентана-Граф, 2012 год— 304.
Рабочая программа ориентирована на учебник Биология: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2014. – 144 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно учебному плану на изучение биологии отводится в 5 классе 34 часа в год, количество контрольных работ - 2, лабораторных работ – 6 (лабораторные работы носят обучающий характер, поэтому они не оцениваются)
Промежуточная аттестация осуществляется в виде итоговой контрольной работы
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Среди важнейших результатов в обучении биологии в 5 классе, выделяются:
Личностные результаты;
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
В результате изучения курса биологии в 5 классе
обучающиеся научатся (базовый учебный материал):
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
обучающиеся получат возможность научиться (углубляющий, дополняющий, расширяющий или пропедевтический учебный материал):
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета, курса.
Глава 1. Биология – наука о жизни (9 часов)
Наука биология. Земля – планета жизни. Условия, необходимые для жизни. Среда обитания. Живая и неживая природа. Отличие живого от неживого. Признаки живых организмов.
Клетка. Строение растительной, животной клетки. Клеточное строение организмов. Одноклеточные, многоклеточные организмы. Деление живых организмов на группы.
Методы изучения живой природы. Микроскоп, устройство микроскопа. Живое и неживое под микроскопом. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.
Лабораторные работы:
1. Знакомство с микроскопом
2. Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха.
3. Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
Глава 2. Особенности живых организмов. (23 часа)
Размножение живых организмов. Размножение животных. Размножение растений. Бесполое размножение растений. Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни живых организмов. Перенесение неблагоприятных условий живыми организмами. Питание живых организмов: растений, животных. Способы питания. Минеральное питание растений. Воздушное питание растений. Фотосинтез. Паразиты. Питание паразитов. Значение минеральных веществ и воды в жизнедеятельности организмов. Необходимость энергии для жизнедеятельности. Добыча энергии для жизнедеятельности организмами. Запас питательных веществ организмами. Дыхание организмов. Значение кислорода для жизни. Органы дыхания животных и растений. Связь организмов с окружающей средой. Человек – часть живой природы.
Лабораторные работы:
- Изучение строения семени.
- Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа
- Рассматривание корней растений.
Глава 3. Единство живой и неживой природы. (2 часа)
Земля наш общий дом. Природные сообщества, биоценозы, экосистемы. Круговорот веществ в природе. Биосфера.
Биология – комплексная наука. Значение биологии. Всё ли мы знаем о жизни на Земле? Правила поведения в природе.
Летние задания.
Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование.
№ урока | Раздел (количество часов). Тема урока | Кол-во часов | Базовые единицы (ЗУН) | Компетентности (УУД, ОУУН) | Дата | |||||
план | корректировка | |||||||||
Глава 1 «Биология – наука о живом» 9 часов | ||||||||||
1/1 | Земля – планета жизни | 1 | Знать/понимать: -отдельные методы изучения природы; многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшую классификацию; Уметь: - описывать личные наблюдения и опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. - следовать правилам безопасности при проведении практических работ, -кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять главную мысль. - описывать личные наблюдения и опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; -приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания; - следовать правилам безопасности при проведении практических работ, -сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; -описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ: | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | 06.09 | |||||
2/2 | Стартовый контроль. Как отличить живое от неживого? | 1 | 13.09 | |||||||
3/3 | Клеточное строение – общий признак живых организмов | 1 | 20.09 | |||||||
4/4 | Деление живых организмов на группы | 1 | 27.09 | |||||||
5/5 | Как человек изучает живую природу? | 1 | 04.10 | |||||||
6/6 | Прибор, открывающий невидимое | 1 | 11.10 | |||||||
7/7 | Живое и неживое под микроскопом | 1 | 18.10 | |||||||
8/8 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом | 1 | 25.10 | |||||||
9/9 | Подведем итоги. Что вы узнали о свойствах живых организмов? | 1 | 08.11 | |||||||
Глава 2 «Особенности живых организмов» 23 часа | ||||||||||
10/1 | Как размножаются живые организмы? | 1 | Знать/понимать-размножении живых организмов; спермий, женская яйцеклетка, половые клетки, половое и бесполое размножение, семенное размножение, образование плодов и семян, опыление, способы опыления, особенности строения цветка к опылению, знать сущность и значение опыления, распространение семян в природе. Знать понятия «среда обитания», благоприятные и неблагоприятные условия для жизни, причины разнообразия жизни на Земле, фотосинтез, понятие питания, пищевые цепи. Паразиты, образ жизни, общие признаки, разновидности. Обобщить знания по теме «Питание». | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | 15.11 | |||||
11/2 | Как размножаются животные? | 1 | 22.11 | |||||||
12/3 | Как размножаются растения? | 1 | 29.11 | |||||||
13/4 | Могут ли растение производить потомство без помощи семян? | 1 | 06.12 | |||||||
14/5 | Контрольная работа № 1 | 1 | 13.12 | |||||||
15/6 | Почему всем хватает места на Земле? | 1 | 20.12 | |||||||
16/7 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? | 1 | 10.01 | |||||||
17/8 | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? | 1 | 17.01 | |||||||
18/9 | Как питаются разные животные? | 1 | 24.01 | |||||||
19/10 | Как питается растение? | 1 | 31.01 | |||||||
20/11 | Только ли лист кормит растение? | 1 | 07.02 | |||||||
21/12 | Как питаются паразиты? | 1 | 14.02 | |||||||
22/13 | Подведем итоги. Одинаково ли питаются разные живые организмы? | 1 | 21.02 | |||||||
23/14 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | 1 | 28.02 | |||||||
24/15 | Можно ли жить без воды? | 1 | 07.03 | |||||||
25/16 | Можно ли жить не питаясь? | 1 | 14.03 | |||||||
26/17 | Как можно добыть энергию для жизни? | 1 | 21.03 | |||||||
27/18 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? | 1 | 11.04 | |||||||
28/19 | Можно ли жить и не дышать? | 1 | 18.04 | |||||||
29/20 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду? | 1 | 25.04 | |||||||
30/21 | Является ли человек частью живой природы? | 1 | 02.05 | |||||||
31/22 | Подведем итоги. Какие условия необходимы для жизни? Повторение пройденного курса. | 1 | 16.05 | |||||||
32/23 | Итоговая контрольная работа № 2 | 1 | 23.05 | |||||||
Глава 3 «Единство живой и неживой природы» 2 часа | ||||||||||
33/1 | Земля – наш общий дом | 1 | Знать: современная наука и ее значение в жизни человека. Значение человека в природе и его влияние на биосферу. Экологические проблемы природы нашей страны и всего мира. | Учебно-организационные: определение учебных задач; учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; описание природных объектов; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | 26.05 | |||||
34/2 | Все ли мы знаем о жизни на Земле? | 1 | 30.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
- Учебник Т.С. Сухова. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. -2-е изд., дораб.- М.:«Вентана-Граф», 2010г.
дополнительная литература для учащихся:
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
- Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
- Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
- Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
- «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
- «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
Для учителя:
- Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2002;
дополнительной литературы для учителя:
- Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)
- Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение»
- Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
- Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
- Биология. 1С: Репетитор.
- Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»
- Биология 6-11 кл. «Физикон»
7. Биология. Химия. Экология.
8. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс
9. Биология. 1С: Животные. 7 класс.
10. Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
11. Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
12. Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты.
«Просвещение − МЕДИА», 2005г
13. Биология в школе. Жизнедеятельность животных.
Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
14. CD-ROM. Биология. Животные. 7 класс Вентана-Граф 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....
Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 классов
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и...
Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 классов
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и программы а...
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 классов
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предмет...
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...