урок для 10 класса
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Эпиграф урока: « Самое прекрасное ощущение, выпадающее на долю человека – это прикосновение к таинственному. В нем кроется источник великого подлинного искусства…
Альберт Эйнштейн
В одной из сказок А.С. Пушкина есть такие слова « Родила царица в ночь не то сына не то дочь, не мышонка не лягушку, а неведомую зверюшку…». Можем ли мы согласиться со словами автора? Почему?
Рисунок на слайде: Что перепутал художник?
От курицы, как известно, рождается цыпленок, от коровы – теленок, от лошади – жеребенок. У человека рождается ребенок, причем дети брюнетов обычно, хотя и не всегда, тоже брюнеты, а не блондины.
? О каком свойстве живых организмов мы говорим? ( о наследственности)
? Что такое наследственность?
Наследственность – это свойство – живых организмов передавать из поколение в поколение свои признаки вида.
Дети похожи на родителей, и несут в себе не только внешние сходства, но и сходства характеров, привычек, заболеваний.
Но организмы похожи друг на друга, но не являются точной копией друг друга. Почему? ( изменчивость)
? Что такое изменчивость?
Изменчивость – это свойство живых организмов приобретать индивидуальные признаки, отличные от признаков вида.
Гиппократ считал, что ребенок возникает из слияния женского и мужского семени, оно изготавливается во всех частях тела, поэтому несет информацию обо всех частях тела человека.
? О какой сокровенной и таинственной науке пойдет сегодня речь?
Конечно, ГЕНЕТИКЕ. ( формулирование темы урока)
? Что же такое генетика?
Генетика – это наука изучающая закономерности наследственности и изменчивости.
Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.
Что мы знаем об этой науке? О её законах?
Можем ли мы знать, чьи черты унаследуют ваши дети в будущем? Хотим узнать?
? Какие задачи стоят у нас сегодня на уроке? ( историю возникновения науки, познакомиться с основными понятиями генетики)
Сначала давайте коснемся истоков генетической науки.
В развитии генетики есть светлые и темные страницы.
Учение о материальных основах наследственности, мутациях, генотипе, фенотипе, молекулярная генетика- расшифровка ДНК, генная инженерия, геномика - это светлые страницы истории генетики.
Но из уроков истории мы знаем, что такое евгеника, породившая фашизм в Германии, сталинские гонения на генетику, лысенковщина, которая затормозила развитие отечественной генетики как минимум на 40 лет.
Но мы посмотрим на историю генетики со светлой стороны.
Основателем этой науки считается Грегор Мендель.
( сообщение учащегося о б ученом и его работах)
Итак, Мендель доказал, что отдельные признаки организмы определяются отдельными наследственными задатками. Однако работа Менделя не привлекла внимание современников. Только в 1900 году три исследователя независимо друг от друга Де Фриз, Корренс, Чермак переоткрыли законы Менделя.
? проблемный : Почему же годом рождения генетики считают 1900 год, в то же время как ещё в 1865 году Мендель изложил результаты своих исследований в работе « Опыты над растительными гибридами»?
Изложите свою точку зрения, воспользовавшись статьей « У истоков генетики» ( работа учащихся со статьей – 3 минуты – парная)
Я считаю, что годом рождения генетики является ……, потому что,,,.
( основателем генетики нужно считать Менделя, т.к. он первый выявил законы наследования, опередил науку своего времени, выявив единицы наследственности. Но вся терминология, научные труды стали развиваться после того как Де Фриз, Корренс, Чермак переоткрыли законы Менделя)
? В чем же состоит научный подвиг Менделя?
Изречение английского генетика Шарлотты Ауербах « Успех работы Менделя по сравнению с исследованиями его предшественников объясняется тем, что он обладал двумя существенными качествами необходимыми для ученого: способностью задавать природе нужные вопросы и способностью правильно истолковывать ответ природы.»
Из года в год генетика шла дальше и в 1909 году ботаник Иогансен развил понятия Менделя о единицах наследственности назвав их ГЕНАМИ.
В 1923 году американский ученый - генетик Морган показал, что они находятся в хромосомах.
? Что такое ген? ( это участок молекулы ДНК отвечающий за развитие одного признака).
Генетика это наука, и она решает определенные задачи.
? Какие задачи должна ставить перед собой генетика как наука?
- Изучение веществ и структур, которые составляют основу наследственности( гены)
- Изучение механизмов наследования информации в процессе онтогенеза.
- Влияние окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития.
- Изучение форм проявления изменчивости.
Каждая наука обладает и своей терминологией. Это необходимо для того, чтобы ученые всего мира могли правильно понять друг друга. Генетика как и любая наука обладает тоже терминологией.
Мендель проводил свои опыты на горохе.
? к следующему уроку: Почему именно горох был выбран Менделем для исследования?
Он взял растения с желтыми и зелеными семенами ; с красными и белыми цветами и назвал эти признаки альтернативными.
? Объясните значение этого термина – контрастные, взаимопротивоположные.
Задание: Можно ли считать альтернативными признаками пары:
- Высокий – низкий
- Мохнатый –безрогий
- Круглый – овальный
- Морщинистый –пурпурный
Задание классу: предложите в тетради альтернативную пару признаков:
- Рогатость –
- Короткая шерсть –
- Шестипалость -
- Толстые губы-
- Раннеспелость –
Когда Мендель проводил скрещивание ( соединение) двух организмов, то он получил потомство – ГИБРИД.
? Что такое ГИБРИД ? ( потомство от скрещивания двух родителей)
Иногда гибриды были разными: желтые семена и зеленые. Это явление Мендель назвал РАСЩЕПЛЕНИЕ.
? Что такое РАСЩЕПЛЕНИЕ? (различие гибридных потомков по альтернативным признакам)
Альтернативные признаки ( взаимопротивоположные) кодируются генами.
? Что такое ГЕН? ( участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие одного признака)
Каждый ген существует в форме нескольких разновидностей. Эти разновидности гена называют АЛЛЕЛЯМИ. ( А, а)
? Что такое АЛЛЕЛЬ ? (парные гены, ответственные за проявление одного и того же признака – цвета волос, глаз, формы носа, ушей)
Задание: приведите примеры аллельного гена:
- Черные волосы –
- Карие глаза-
- Красные цветы-
- Желтые семена-
Мы знаем , что у каждого организма хромосомы находятся в паре, одна приходит от папы, вторая от мамы. И мы их называли ГОМОЛОГИЧНЫЕ. ( сходные по строению, но разные по происхождению).
Каждая пара хромосом содержит два аллельных гена.
Если один и тот же ген представлен одинаковыми аллелями то организм называется ГОМОЗИГОТНЫЙ ( АА,аа)
Если один и тот же ген представлен разными аллелями, то организм называется ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ ( Аа).
У каждого организма существует не один ген, а множество. Совокупность всех генов организма называется ГЕНОТИП.
Каждый ген отвечает за определенный признак. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма называется ФЕНОТИП.
Мы рассмотрели ряд терминов генетики. Давайте проверим себя.
Задание классу: на листе с таблицей впишите термин рядом с определением ( работа с таблицей) 3 мин.
? Все ли мы рассмотрели термины?
Остальные оставили для последующих уроков.
И вот здесь можно вспомнить одну притчу:
Ученики древнегреческого мудреца Зенона обратились к нему с вопросом: « Учитель! Ты обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый Зенон ответил: « Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов – это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше, чем длина малой. Следовательно, и границы моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений.»
Чем глубже мы изучаем предмет, тем больше вопросов у нас возникает и сегодня мы постарались ответить на некоторые из них.
Задавайте вопросы и ищите ответы на них. И может быть ваши имена тоже будут стоять рядом с именами ученых генетиков. Генетика ждет вас. Ей нужны умные, энергичные и талантливые ученые.
Поэтому на доске слова Пастернака « Во всем мне хочется дойти до самой сути….»
РЕФЛЕКСИЯ: На входной двери весит листок, оцените свое самочувствие в конце урока, для чего поставьте галочку в нужном квадрате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...
- Мне нравится (1)