Урок Эмбриональное развитие животных
план-конспект урока по биологии на тему
Урок "Эмбриональное развитие животных" предлагается учащихмся 10-х классов с углубленным изучением биологии, а также студентам биологических специальностей На уроке изучается материал о стадиях эмбриогенеза :дробление, гаструляция, органогенез. С помощью интерактивных заданий, таблиц, рисунков, презентации рассматриваются типы джробления и типы бластул у различных позвоночных животных. Выполняется практическая работа "Определение стадии дробления " ( рассматривают под микроскопом яйцеклетку человека )Урок заканчивается тестовой проверкой знаний по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_embrionalnoe_razvitie_zhivotnyh.doc | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №2
Урок биологии
10 класс
Профильный уровень
ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ
Учитель биологии
МОУ СОШ №2
г. Красный Кут
Солодовник Е.И.
Цель: обобщить знания о закономерностях эмбриогенеза у животных
Задачи
образовательные: углублять и систематизировать знания учащихся
о механизмах и особенностях стадий дробления,
гаструляции, органогенеза и закономерностях
проявления эмбриональной индукции
развивающие: формировать умение работать с таблицами,
рисунками, микроскопом, интерактивной доской;
учить учащихся делать выводы;
развивать речь;
воспитательные: способствовать формированию научного
мировоззрения
здоровьесберегающие: смена видов деятельности
Методы: частично-поисковый, проблемный
Приемы: работа в группах, парах
Оборудование: интерактивная доска, презентация урока, дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, тесты), микроскопы, препараты»Дробление яйцеклетки», интерактивное задание
- Организационный момент
Сегодня на уроке вы , ребята, сами будете оценивать свои знания. Перед вами листок самооценки, в котором вы будете за каждое выполненное задание ставить себе баллы. Я думаю, что вы справитесь с ними на «отлично» и вопросов в тестовых заданиях в конце урока у вас не возникнет
Листок самооценки
Ученика __________________________
Вид работы | Максим. балл | Оценочный балл |
1.Стадии эмбрионального
| 3 | |
| 1 | |
| 2 | |
| 1 | |
| 1 | |
6 Тест .Эмбриональное развитие животных | 5 | |
Всего баллов |
- Активизация знаний учащихся
В 17 -18 веках среди натуралистов бытовали самые фантастические представления об этом. Утверждали, например, что в мужской половой клетке человека можно разглядеть детали строения будущего организма.
- Действительно ли это так? Правы ли они?
- Что вы знаете об этом?
- Что хотели бы еще узнать? (Как из одной клетки у разных организмов может сформироваться такой сложный организм у у различных животных?)
3.Беседа. Онтогенез. ( Фронтальная работа по слайду №2)
-Какие события происходят в процессе жизни любого организма? (Оплодотворение, образование зиготы, рождение, постэмбриональное развитие и смерть)
-Для удобства его делят на эмбриональный и постэмбриональный периоды
Какое место в онтогенезе занимает эмбриогенез? ( С момента образования зиготы и до выхода из яйцевых оболочек)
4.Стадии эмбриогенеза.
Выполнение интерактивного задания по слайду№5 «Стадии эмбриогенеза»
-Из каких стадий он состоит? ( Зигота ,дробление, гаструляция, нейруляция, первичный органогенез)
1 ученик у доски
4. Особенности стадий эмбриогенеза
- Сейчас вы пронаблюдаете удивительное превращение, в котором и кроется главный ответ на вопрос «Как из одной клетки может сформироваться сложный организм?»
( Анимация, слайд №4 «Оплодотворение и ранние стадии развития животных» )
Работа в группах:
1)Задание 1 Табл 1
Стадии эмбрионального развития
- Найдите соответствующие данным стадиям события и результаты, ответ запишите цифрами в 1 столбце:
Стадии | События | Результат | |
1. Дробление: ___223______ | 1 Перемещение клеточных масс без роста и деления, первичная дифференцировка | 1 Образование комплекса осевых органов (нервная трубка-невроцель,хорда и кишечная трубка) и возникновение многочисленных производных зародышевых листков- органов и тканей | 1 |
2.Гаструляция: ___131_______ | 2 Ряд последовательных митотических делений без интерфазного периода роста между делениями | 2 Шаровидный многоклеточный однослойный зародыш, состояший из диплоидных (2п) бластомеров, образующих бластодерму с первичной полостью(бластоцелем), наполненной жидкостью | 2 |
3.Первичный органогенез: _312_ | 3 Окончательная дифференцировка клеток-появление структурных и функциональных отличий между клетками и частями зародыша | 3 Образование двух – или трехслойного зародыша, имеющего; бластопор эктодерму, энтодерму и мезодерму (первичный рот) и гастроцель | 3 |
1группа- Дробление
2 группа- Гаструляция
3 группа- Органогенез
2. Задание2 Интерактивное задание Слайд №6 «Стадии эмбриогенеза»
- Покажите бластулу, гаструлу, нейрулу. Чем они характеризуются ?
(Задание выполняется у доски по 1 человеку от группы)
(Итоги, выставление оценок в листок самооценки)
5. Характер и типы дробления.
Беседа с учащимися: ( Слайд №7, 8)
-Значение стадии дробления? (Размножение генотипа и накопление клеточной массы для дальнейших преобразований)
-Почему стадия называется дроблением? (Число бластомеров увеличивается . а размеры их уменьшаются ,при этом размер зиготы остается прежним)
- От чего зависит тип дробления? ( От количества желтка в яйцеклетке)
-Каков характер дробления?(Полное и неполное)
-Чем отличается? ( Полное - зигота дробится целиком, неполное - дробится ее часть)
-Что значит «равномерное и неравномерное»?(Равномерное - образующие бластомеры примерно одинаковые по величине и неравномерное, если отличаются по размерам)
Фронтальная работа. Определение типа дробления у животных различных классов по рис №2 (раздаточный материал) и рис. учебника 7.1 «Типы дробления»
- Определите тип дробления у ланцетника, лягушки, человека.
6.Типы бластул
Беседа (Слайд №9):
-Чем характеризуется целобластула? ( Однослойный пузырек с большим бластоцелем)
- Амфибластула? (Микромеры на анимальном, а макромеры на вегетативном полюсе)
- Дискобластула? (Полость- узкая щель под зародышевым диском)
- Бластоциста? (Однослойный пузырек с эмфибластом и и трофобластом)
Фронтальная работа . Определение типов бластул у позвоночных животных по табл №3:
Типы бластул
Ланцетник
Амфибии
Птицы Млекопит
- У кого амфибластула? Дискобластула? Бластоциста?
Индивидуальная работа учащихся. Тест с самопроверкой. Способы дробления и типы бластул (Слайд №10, 11),
Способы дробления и типы бластул
- Найти соответствие :
1 Полное неравномерное
2. Полное равномерное
3. Дисковидное А. Ланцетник
4 Целобластула В. Земноводные
5. Амфибластула Ц. Птицы
6. Бластоциста Д . Млекопитающие
7. Дискобластула
Ключ: 1 2 3 4 5 6 7
В А С А В Д С
Д
(Итоги . Оценка работы)
7.Практическая работа . Определение стадии дробления Работа с микроскопом .(Препарат «Дробления яйцеклетки»)
-Рассмотрите препарат и определите стадию дробления.
(Итоги. Оценка работы)
8.Способы гаструляции
Интерактивное задание (Слайд №12)
-Какие есть способы перемещения бластул в ходе гаструляции у животных? В чем их особенности? (Инвагинация- впячивание, эпиболия-обрастание, иммиграция- проникновение внутрь, деламинация- расслоение)
Задание выполняет 1 ученик у доски
Фронтальная работа с карт №5
-Какой из этих способов образования гаструлы характерен для птиц?
Земноводных? Ланцетника? Человека? (У птиц - деламинация, у млекопитающих - иммиграция, земноводных - эпиболия, ланцетника- впячивание)
9.Органогенез
Беседа:
-Что такое зародышевые листки? (Пласты клеток,занимающие определенное положение в зародыше и дающие начало определенным органам и системам.)
-Что из них формируется? (Органы и системы органов)
Интерактивное задание ( слайд №13) Органогенез:
-Найдите соответствие между зародышевыми листками и их производными
(Выполняет 1 ученик у доски)
-У всех организмов из одних и тех же зародышевых листков формируются одни и те же органы и системы. О чем свидетельствует гомология зародышевых листков?
( Итоги . Выставление оценок)
10 Интерактивное задание. Диск «Общие закономерности живых
организмов» Эмбриональное развитие животных.
(3 уч-ся у доски)
11.Тестовая проверка знаний. Тест Индивидуальное развитие организмов.
Ключ:
1-1 11-3
2-2 12-4
3-3 13-2
4-3 14-2
5-1 15-1
6-3 16-4
7-1 17-2
8-4 18-3
9-1 19-1
10-1 20-3
12. Подведение итогов
-Что мы сегодня изучали на уроке? (Особенности эмбрионального развития животных)
Подведение итогов работы в группах по листу самооценки. Поощрение лучшей группы.
13. Домашнее задание
1.Повторить стадии эмбриогенеза ( учебник п. 7.2)
2.Словарь стр. 226-227
3. Определить по рисункам тип гаструляции ( карточки №6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.
Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...
Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.
Урок изучения нового материала, в котором рассматриваются следующие цели: Образовательные: познакомить с историей учения об онтогенезе, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии орган...
Презентация к уроку "Эмбриональное развитие человека".
Эмбриональное развитие человека. 8 класс Анатомия. Презентация содержит массу фотографий эмбрионов на разных стадиях развития....
презентация к уроку Индивидуальное развитие животных
презентация может быть использована для 10 класса (профиль). Из- за малого объема предоставленного места презентация оформлена только для информации (нет эстетического вида). Но информация...
Урок по теме : Эмбриональное развитие животных.
Урок изучения нового материала 10 класс, профильная группа. Учащиеся работаю группами....
конспект урока " Эмбриональное развитие организма"
Урок - проект....