Блочная технология преподавания биологии
методическая разработка по биологии на тему
Сокращение количества часов на изучение биологии в базовой программе, повышение требований к знаниям и умениям выпускников, усложнение учебного материала, не достаточная материально-техническая база школы, увеличение тенденции к ухудшению здоровья школьников, большая загруженность домашними заданиями, необходимость подготовки к ЕГЭ и новые стандарты подтолкнули меня перейти на блочную (лекционно-семинарскую систему) технологию преподавания предмета, по которой уже работаю около 10 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blochnaya_tehnologiya.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Блочная технология преподавания биологии.
Сокращение количества часов на изучение биологии в базовой программе, повышение требований к знаниям и умениям выпускников, усложнение учебного материала, не достаточная материально-техническая база школы, увеличение тенденции к ухудшению здоровья школьников, большая загруженность домашними заданиями, необходимость подготовки к ЕГЭ и новые стандарты подтолкнули меня перейти на блочную (лекционно-семинарскую систему) технологию преподавания предмета, по которой уже работаю около 10 лет.(Авторы: амер. Проф.пед. Л.Трамп, учит. химии Одесской обл. Н. П. Гузик, зав. ГОРОНО г. Казани уч. химии Ю.П.Прохоров). Поэтому, моей методической темой стала «Изучение школьного курса биологии на повышенном уровне сложности».
Подача учебного материала крупными блоками отвечают новым социальным запросам общекультурного, личностного и познавательного развития обучения и обеспечивает ключевую компетенцию образования»научить учиться». И для меня крайне важно научить ребят с информацией, систематизировать её, то чего требуют новые стандарты.
Учебные программы разбиваю на блоки, которые состоят из системы уроков, различающихся по своим функциям.
1. Теоретические уроки – лекции –беседы. Это уроки, где учитель излагает значительный по объему и наиболее сложный для учащихся материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся (особенно в среднем звене, т.к. быстро устают, медленно пишут): видеофрагменты, презентации, составление таблиц, схем и т.д. Для обучающихся 7-8 классов использую короткие лекции. В конце лекции провожу первичное закрепление знаний применением вопросов практического характера. Например: больному человеку с высокой температурой, рекомендуют пить куриный бульон. Почему? или Если вечером был небольшой дождь будет утром заморозки?
2.Семинарское занятие – эффективная форма закрепления и применения имеющихся знаний. Позволяет формировать и развивать комплекс УУД, расширяет и углубляет лекционный материал, активизирует самостоятельную работу учащихся с разными источниками. Задаю 2-4 вопроса заранее, чтобы не загружать домашними заданиями и с учетом возраста и разного уровня сложности. Желающие могут выступить коротким сообщением или рефератом. Вопросы к семинару подбираю с учетом возрастных и физиологических особенностей учащихся. Стараюсь включать национально-региональный компонент. В основе семинарских занятий лежит проблемный диалог. Этот важнейший способ развития регулятивных и коммуникативных УУД. Обучающиеся ведут дискуссию не с учителем, а одноклассниками, учатся применять свои знания для опровержения или дополнения собственных убеждений. Готовясь к семинару, развивают навыки смыслового чтения текста, синтезировать нужный материал из разных источников, особенно научных. На этих уроках всегда восхищаюсь умением ребят «сложное» выражать «просто», через ассоциации. И я с удовольствием учусь у них. Например: «Нарушение генома человека – причина наследственных заболеваний. Это как компьютерная программа, удалишь системный файл, вроде не нужный, а Windows и не откроется». «Тилакоид хлоропласта – это один большой зеленый блинчик. Сложишь эти блинчики в стопки, получатся граны».
3. Лабораторные работы – третий вид деятельности. Учащиеся, изучив теоретический материал, выполняют практическую работу, формируя и развивая практическиу навыки. Это мини –исследовательская работа со своей целью, выводами. Для оформления, графиков используется программа М.Excel.
4. Урок решения задач – целью которых является, научить применять знания и умения в новых условиях, способствовать более глубокому пониманию теоретического материала. Работа на уроке разноуровневая, индивидуальная, групповая или парная. На данных уроках применяю системно-деятельностный подход, особенно через решение продуктивных творческих задач, которые позволяют каждому обучающемуся разобраться конкретным материалом.
Для повышения работоспособности, экономии времени и осознанного усвоения материала использую ресурсы электронных учебников и возможности мобильного класса и систему голосования.
5.Урок обобщения и систематизации знаний. Это урок активного воспроизведения изученного материала, приведение знаний и умений в систему, что способствует прочному овладению материала и совершенствует УУД. Здесь большое внимание уделяю формированию УУД через использование активных и интерактивных, индивидуальных и групповых методов обучения: составление таблиц, синквейнов, схем. Здесь широко применяю разные методы смыслового чтения, самостоятельно разрабатываю задания, а так же беру из сборников по подготовке ЕГЭ и ГИА. Для систематизации информации хороший результат дает составление интеллектуальной карты, которая объединяет всю информацию и преобразует в одну единую систему – карту.
6.Урок контроля ЗУН. Использую разноуровневые тестовые задания, собеседования, карточки, для - сдающих биологию и не сдающих. Учащиеся, получившие оценку «отлично», по разным этапам блока –получают оценку «отлично», освобождаются от зачета и становятся помощниками учителя или консультантами.
Таким образом, блочная технология позволяет обучающимся многократно на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом. Выполняемые на уроках действия помогают интенсифицировать процесс обучения, обеспечивают всестороннее и прочное усвоение знаний каждым обучающимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием, сохраняет здоровье и готовит к вузовской системе обучения.
Эффективность применения данной технологии подтверждаются учебными достижениями моих обучающихся: высокими результатами ЕГЭ и ГИА (ежегодно показатели выше краевых и Российских), показатели олимпиад, увеличение поступления в вузы и сузы эколого-биологического профиля, положительными отзывами выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ " Элементы технологии блочно- модульного преподавания на уроках физики"
Краткий конспект проведения мастер-класса по физике для районого МО учителей при аттестации на высшую категорию...
Блочно-модульная технология преподавания математики
Чернокнижникова Людмила Михайловна...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Рассматриваются способы применения инновационных технологий в на уроках биологии...
Инновационные технологии преподавания биологии в школе.
Современное обучение в современной школе требует новых изменений....
Блочно-модульная технология преподавания математики
Практика постоянно нас убеждает, что, несмотря на огромный объем информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. В...
Применение блочно – модульной технологии преподавания физики в школе СОК «Камчия»»
В этой статье освещены вопросы применения блочно-модульной технологии обучения на примере конкретного урока физики в 8 классе. При планировании и подготовке урока в ...
Тема самообразования «Совершенствование методики и технологии преподавания биологии в современных условиях»
Тема самообразования «Совершенствование методики и технологии преподавания биологии в современных условиях»...