Практическая работа: «Изучение законов наследования признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему
Практическая работа: «Изучение законов наследования признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».
Ø Цель: продолжить формирование понятия о неполном доминировании:
Ø продолжить формирование навыков работы с генетическими терминами и символами;
Ø выработать навыки применения усвоенных понятий для записи генетических схем и решения задач.
Неполное доминирование.
Демонстрация текста + озвучивание. Предложения появляются последовательно.
(рис. 2)
У некоторых организмов при скрещивании не выполняются закономерности, установленные Г. Менделем. Известно, что в гетерозиготном организме доминантный ген не всегда подавляет проявление рецессивного гена. В некоторых случаях гибрид первого поколения F1 не воспроизводит полностью ни одного из вариантов родительских признаков: выражение признака носит промежуточный характер с большим или меньшим уклонением к доминантному и рецессивному состоянию. Но все особи этого поколения проявляют единообразие по данному признаку.
Явление неполного доминирования рассмотрим на примере растения ночная красавица. При скрещивании растения с красными цветами с растением, имеющим белые цветы, образуются гибриды, которые будут иметь венчики розового цвета.
Родительские растения были гомозиготны (АА и аа) по разным аллелям гена окраски цветов, а гибриды — гетерозиготны (Аа) по этому гену. Значит, в этом случае гомозиготы и гетерозиготы отличаются по фенотипу.
(рис. 3)
При скрещивании двух гетерозиготных растений с розовыми цветками (Аа) из первого поколения во втором поколении происходит расщепление по генотипу 1АА : 2Аа : 1аа, а по фенотипу не в соотношении 1:3, а в соотношении 1 красный : 2 розовых : 1 белый. Это значит, что в случае неполного доминирования образуется три класса гибридов второго поколения не только по генотипу, но и по фенотипу: растения с красными (1/4), розовыми (2/4=1/2) и белыми (1/4) цветками.
Итак, при неполном доминировании у гибридов второго поколения наблюдается расщепление и по генотипу, и по фенотипу 1:2:1, а генотип особи однозначно определяется её фенотипом.
При неполном доминировании гибриды второго поколения с доминантным и рецессивным фенотипами всегда гомозиготы, а с промежуточным фенотипом — гетерозиготы.
Решение задач.
№ 1. У человека ген мелковьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелковьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.
№ 2. Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) – это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген. Аллельный не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен. Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, как будут выглядеть их дети?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий анимации О 11 41 – П- 8
«Изучение законов наследования признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».
Экран 1.
Практическая работа: «Изучение законов наследования признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».
(рис. 1)
Экран 2 (Верхняя строка экрана) Практическая работа: «Изучение законов наследования признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».
Оборудование:
Таблицы по генетике
Экран 3. (Верхняя строка экрана) Практическая работа: «Изучение законов наследования признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».
Демонстрация текста + озвучивание
- Цель: продолжить формирование понятия о неполном доминировании:
- продолжить формирование навыков работы с генетическими терминами и символами;
- выработать навыки применения усвоенных понятий для записи генетических схем и решения задач.
Экран 4. (Верхняя строка экрана) Неполное доминирование.
Демонстрация текста + озвучивание. Предложения появляются последовательно.
(рис. 2)
У некоторых организмов при скрещивании не выполняются закономерности, установленные Г. Менделем. Известно, что в гетерозиготном организме доминантный ген не всегда подавляет проявление рецессивного гена. В некоторых случаях гибрид первого поколения F1 не воспроизводит полностью ни одного из вариантов родительских признаков: выражение признака носит промежуточный характер с большим или меньшим уклонением к доминантному и рецессивному состоянию. Но все особи этого поколения проявляют единообразие по данному признаку.
Явление неполного доминирования рассмотрим на примере растения ночная красавица. При скрещивании растения с красными цветами с растением, имеющим белые цветы, образуются гибриды, которые будут иметь венчики розового цвета.
Родительские растения были гомозиготны (АА и аа) по разным аллелям гена окраски цветов, а гибриды — гетерозиготны (Аа) по этому гену. Значит, в этом случае гомозиготы и гетерозиготы отличаются по фенотипу.
(рис. 3)
При скрещивании двух гетерозиготных растений с розовыми цветками (Аа) из первого поколения во втором поколении происходит расщепление по генотипу 1АА : 2Аа : 1аа, а по фенотипу не в соотношении 1:3, а в соотношении 1 красный : 2 розовых : 1 белый. Это значит, что в случае неполного доминирования образуется три класса гибридов второго поколения не только по генотипу, но и по фенотипу: растения с красными (1/4), розовыми (2/4=1/2) и белыми (1/4) цветками.
Итак, при неполном доминировании у гибридов второго поколения наблюдается расщепление и по генотипу, и по фенотипу 1:2:1, а генотип особи однозначно определяется её фенотипом.
При неполном доминировании гибриды второго поколения с доминантным и рецессивным фенотипами всегда гомозиготы, а с промежуточным фенотипом — гетерозиготы.
Экран 5. (Верхняя строка экрана) Решение задач.
Демонстрация текста + озвучивание. Предложения появляются последовательно.
№ 1. У человека ген мелковьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелковьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.
Решение. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо прежде всего составить таблицу: «Ген – признак – генотип – фенотип», которая будет выглядеть так, как в случае решения задач из раздела «Неполное доминирование». Обозначим, как рекомендуется, ген неполного доминирования –, рецессивный ген – a.
Так как каждый из генов фенотипически полностью проявляет себя лишь в гомозиготе, запишем генотип человека с мелковьющимися волосами как, с прямыми волосами – аа.
(таблица 1) (схема 1)
И соответственно генотип гетерозиготного человека – а. Определим его фенотип как промежуточный между исходными фенотипами, перечисленными выше, т.е. человек будет иметь волнистые волосы.
В случае если это покажется уместным и необходимым, можно построить стандартную решетку Пеннета
(таблица 2)
Можно сделать такой справедливый вывод: в этой семье есть равный шанс рождения ребенка как с волнистыми волосами, подобного отцу, так и с прямыми волосами, похожего на мать (1:1). И фактически равна нулю вероятность появления ребенка с мелковьющимися волосами.
Ответ: вероятность рождения ребенка с волнистыми волосами, подобного отцу, так и с прямыми волосами, похожего на мать равна 50%, вероятность появления ребенка с мелковьющимися волосами равно 0%.
№ 2. Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) – это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген. Аллельный не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен. Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, как будут выглядеть их дети?
Решение. Обозначим ген нормального размера глазных яблок как ; ген, ответственный за анофтальмию (отсутствие глазных яблок), как а. Генотип гетерозиготы – это a.
Составим таблицу и схему ркшения:
(таблица 3) (схема 2)
Вероятно, можно не прибегать к построению решетки Пеннета. И без того видно, что в этой семье дети будут выглядеть так:
1/2 – с нормальным размером глазных яблок, как у отца;
1/2 – с уменьшенным размером глазного яблока, как у матери
Ответ: 50% - с нормальным размером глазных яблок, как у отца; 50% - с уменьшенным размером глазного яблока, как у матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-128669-1509622049.jpg)
Примеры решения задач по теме "Свободные электромагнитные колебания"
Задачи по теме "Свободные электромагнитные колебагия" (11 класс)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-128669-1509622049.jpg)
Примеры решения задач по теме "Движение тела под действием нескольких сил"
Задачи по теме "Движение тела под действием нескольких сил" (10 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-155342-1356674572.jpg)
Примеры решения задач из раздела "Электростатика" с использованием принципа симметрии
Использование методологического принципа симметрии при решении задач из раздела "Электростатика"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229677-1364388516.jpg)
Пример решения задачи на расчет цепи постоянного тока с конденсатором
Возможное решение задачи уровня С на расчет цепи посоянного тока...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-1006771-1581149470.jpg)
Конспект урока по математике : "Уменьшение чисел на несколько единиц. Составление и решение примеров. Решение задач, содержащих отношение «меньше на…». 2 класс
Конспект урока по математике для детей с ОВЗ (у/о)....
Примеры решения задач ЕГЭ вторая часть(задача 21,25)
Примеры решения задач ЕГЭ вторая часть(задача 21,25)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/26/picture-1497216-1701009708.jpg)
Алгоритм решения задач по физике 7кл с примерами решения задач.
Всегда хотелось найти универсальный способ решения задач, но, наверное, его просто не существует. Однако можно составить рекомендации для решения отдельных групп задач. В предлагаемом материале ...