Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Мандрусова Людмила Григорьевна

Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».

Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде, установить соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде.

1.    Понаблюдайте за рыбой, плавающей в аквариуме. Из каких отделов состоит ее тело?

2.    Рассмотрите голову рыбы. Какие органы видны на голове? Где расположены у рыбы глаза?

3.    Рассмотрите тело рыбы. Определите, чем оно покрыто. Как расположены чешуи? Почему чешуи имеют такое расположение?

4.    Рассмотрите на теле рыбы боковую линию – цепочку крошечных отверстий.

5.    Рассмотрите плавники. Сколько их? Где они расположены? Определите, какие плавники парные, а какие – непарные.

6.    Понаблюдайте за работой плавников, когда рыба неподвижна, поворачивается, всплывает, погружается, быстро движется вперед.

7.    Какую роль играют плавники в жизни рыб?

8.    В тетради запишите вывод о приспособленности внешнего строения рыбы к жизни в воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z_32_-_p_-_12_izuchenie_vneshnego_stroeniya_ryby.docx707.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий анимации З 32  – П- 12

«Изучение внешнего строения рыбы».

Экран 1.

Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».

  (рис. 1)

Экран 2 

(Верхняя строка экрана) Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».

Оборудование: стол, на столе:

   

      Аквариум                             Меченосец

     Гуппи

Экран 3.

(Верхняя строка экрана) Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».

Демонстрация текста + озвучивание

Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде, установить соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде.

Экран 4. (Верхняя строка) «Изучение внешнего строения рыбы».

Демонстрация текста + озвучивание: «Перед  проведением практической работы необходимо ознакомиться с инструкцией».

Предложения появляются последовательно над рисунком.

  1. Понаблюдайте за рыбой, плавающей в аквариуме. Из каких отделов состоит ее тело?
  2. Рассмотрите голову рыбы. Какие органы видны на голове? Где расположены у рыбы глаза?
  3. Рассмотрите тело рыбы. Определите, чем оно покрыто. Как расположены чешуи? Почему чешуи имеют такое расположение?
  4. Рассмотрите на теле рыбы боковую линию – цепочку крошечных отверстий.
  5. Рассмотрите плавники. Сколько их? Где они расположены? Определите, какие плавники парные, а какие – непарные.
  6. Понаблюдайте за работой плавников, когда рыба неподвижна, поворачивается, всплывает, погружается, быстро движется вперед.
  7. Какую роль играют плавники в жизни рыб?
  8. В тетради запишите вывод о приспособленности внешнего строения рыбы к жизни в воде.

Экран 5. (Верхняя строка) «Изучение внешнего строения рыбы».

Демонстрация

Озвучивание

  1. Появляется аквариум с рыбами.  Приблизить и показать отделы рыбы: голову, туловище, хвост.

 (рис. 2)

  1. Приблизить и показать голову рыбы, расположенные органы

(рис. 3)

А — общий план строения: 1 — ноздря; 2 — глаз; 3 — рот; 4 — жаберная крышка; 5 — грудной плавник; 6 — брюшные плавники; 7 — спинной плавник; 8 — анальное отверстие; 9 — анальный плавник; 10 — боковая линия; 11 — хвостовой плавник; 

  1. Приблизить и показать строение чешуи рыбы.

 

 (рис. 4)

Текст  под рисунком и озвучивание:

Чешуйки налегают одна на другую и укреплены в коже и вместе образуют – чешую.

Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

  1.  Приблизить и показать на теле боковую линию.

   (рис. 5)

  (рис. 6)

Текст  под рисунком и озвучивание:

 Боковая линия служит для предупреждения об опасности, при резких колебаниях воды, кроме этого с ее помощью рыба определяет скорость и направление течения, расположение движимых рядом объектов.

  1. Показать внешнее строение рыбы и расположение плавников.

     

            (рис. 7)

  1. Показать работу плавников при повороте, погружении, всплытии и движении вперед.

   (рис. 8)

Текст  под рисунком:

В теле золотой рыбки выделяют голову, туловище и плавники. Голова заканчивается краем жаберных крышек (3), которые прикрывают жаберные полости и защищают жабры. От заднего края крышек до хвостового плавника (8) - туловище. Органами движения рыб служат хвостовой стебель (9) и плавники (см. рисунок). Плавники разделяются на парные и непарные: парные - грудные (4), лежащие непосредственно позади головы, и брюшные (5), которые вместе выравнивают положение тела в воде, принимают участие в поворотах; непарные - спинной (6) и анальный (7) - играют роль киля, а хвостовой (8) вместе с хвостовым стеблем (9) служит основным органом передвижения, толкая рыбу вперёд, направляя её вправо или влево. Рыбка движется в основном посредством волнообразных движений задней половины корпуса. Очень сложные движения рыбы - результат согласованной работы всех плавников и самого тела. Плавники важны также для первоначального толчка и остановки рыбы.

  1. Появляется тетрадь и ручка. Одна рука открывает тетрадь, другая рука берет ручку и записывает вывод.

Текст вывода под рисунком:

  1. Обтекаемая форма тела.
  2. Тело покрыто чешуей.
  3.  У рыб имеются особые органы передвижения - плавники.  
  4. Рыба способна ощущать направление течения с помощью органов боковой линии.
  5. Рыбы имеют специальный орган дыхания - жабры.

  1. Понаблюдайте за рыбой, плавающей в аквариуме. Из каких отделов состоит ее тело?

  1. Рассмотрите голову рыбы. Какие органы видны на голове? Где расположены у рыбы глаза?

  1. Рассмотрите тело рыбы. Определите, чем оно покрыто. Как расположены чешуи? Почему чешуи имеют такое расположение?

  1. Рассмотрите на теле рыбы боковую линию – цепочку крошечных отверстий.

  1. Рассмотрите плавники. Сколько их? Где они расположены? Определите, какие плавники парные, а какие – непарные.

  1. Понаблюдайте за работой плавников, когда рыба неподвижна, поворачивается, всплывает, погружается, быстро движется вперед.

Какую роль играют плавники в жизни рыб?

  1. В тетради запишите вывод о приспособленности внешнего строения рыбы к жизни в воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы" 7 класс

Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы" 7 класс...

Практическая работа «ТБ. Внутреннее строение рыбы» 7 класс

Цели урока: Закрепить знания по теме «Внутреннее строение рыбы» Формы и методы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение,  беседа, работа с препаратом, работа с раздаточным материалом...

Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»

Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...

Технологическая карта урока по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»

Вашему вниманию представлена разработанная технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая  работа № 2 &laq...