Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».
Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде, установить соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде.
1. Понаблюдайте за рыбой, плавающей в аквариуме. Из каких отделов состоит ее тело?
2. Рассмотрите голову рыбы. Какие органы видны на голове? Где расположены у рыбы глаза?
3. Рассмотрите тело рыбы. Определите, чем оно покрыто. Как расположены чешуи? Почему чешуи имеют такое расположение?
4. Рассмотрите на теле рыбы боковую линию – цепочку крошечных отверстий.
5. Рассмотрите плавники. Сколько их? Где они расположены? Определите, какие плавники парные, а какие – непарные.
6. Понаблюдайте за работой плавников, когда рыба неподвижна, поворачивается, всплывает, погружается, быстро движется вперед.
7. Какую роль играют плавники в жизни рыб?
8. В тетради запишите вывод о приспособленности внешнего строения рыбы к жизни в воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
z_32_-_p_-_12_izuchenie_vneshnego_stroeniya_ryby.docx | 707.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий анимации З 32 – П- 12
«Изучение внешнего строения рыбы».
Экран 1.
Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».
(рис. 1)
Экран 2
(Верхняя строка экрана) Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».
Оборудование: стол, на столе:
Аквариум Меченосец
Гуппи
Экран 3.
(Верхняя строка экрана) Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».
Демонстрация текста + озвучивание
Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде, установить соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде.
Экран 4. (Верхняя строка) «Изучение внешнего строения рыбы».
Демонстрация текста + озвучивание: «Перед проведением практической работы необходимо ознакомиться с инструкцией».
Предложения появляются последовательно над рисунком.
- Понаблюдайте за рыбой, плавающей в аквариуме. Из каких отделов состоит ее тело?
- Рассмотрите голову рыбы. Какие органы видны на голове? Где расположены у рыбы глаза?
- Рассмотрите тело рыбы. Определите, чем оно покрыто. Как расположены чешуи? Почему чешуи имеют такое расположение?
- Рассмотрите на теле рыбы боковую линию – цепочку крошечных отверстий.
- Рассмотрите плавники. Сколько их? Где они расположены? Определите, какие плавники парные, а какие – непарные.
- Понаблюдайте за работой плавников, когда рыба неподвижна, поворачивается, всплывает, погружается, быстро движется вперед.
- Какую роль играют плавники в жизни рыб?
- В тетради запишите вывод о приспособленности внешнего строения рыбы к жизни в воде.
Экран 5. (Верхняя строка) «Изучение внешнего строения рыбы».
Демонстрация | Озвучивание |
(рис. 2)
(рис. 3) А — общий план строения: 1 — ноздря; 2 — глаз; 3 — рот; 4 — жаберная крышка; 5 — грудной плавник; 6 — брюшные плавники; 7 — спинной плавник; 8 — анальное отверстие; 9 — анальный плавник; 10 — боковая линия; 11 — хвостовой плавник;
(рис. 4) Текст под рисунком и озвучивание: Чешуйки налегают одна на другую и укреплены в коже и вместе образуют – чешую. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
(рис. 5) (рис. 6) Текст под рисунком и озвучивание: Боковая линия служит для предупреждения об опасности, при резких колебаниях воды, кроме этого с ее помощью рыба определяет скорость и направление течения, расположение движимых рядом объектов.
(рис. 7)
(рис. 8) Текст под рисунком: В теле золотой рыбки выделяют голову, туловище и плавники. Голова заканчивается краем жаберных крышек (3), которые прикрывают жаберные полости и защищают жабры. От заднего края крышек до хвостового плавника (8) - туловище. Органами движения рыб служат хвостовой стебель (9) и плавники (см. рисунок). Плавники разделяются на парные и непарные: парные - грудные (4), лежащие непосредственно позади головы, и брюшные (5), которые вместе выравнивают положение тела в воде, принимают участие в поворотах; непарные - спинной (6) и анальный (7) - играют роль киля, а хвостовой (8) вместе с хвостовым стеблем (9) служит основным органом передвижения, толкая рыбу вперёд, направляя её вправо или влево. Рыбка движется в основном посредством волнообразных движений задней половины корпуса. Очень сложные движения рыбы - результат согласованной работы всех плавников и самого тела. Плавники важны также для первоначального толчка и остановки рыбы.
Текст вывода под рисунком:
|
Какую роль играют плавники в жизни рыб?
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...
Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы" 7 класс
Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы" 7 класс...
Практическая работа «ТБ. Внутреннее строение рыбы» 7 класс
Цели урока: Закрепить знания по теме «Внутреннее строение рыбы» Формы и методы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение, беседа, работа с препаратом, работа с раздаточным материалом...
Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»
Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...
Технологическая карта урока по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»
Вашему вниманию представлена разработанная технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 &laq...
Лабораторная работа: изучение внешнего строения споровых растений на примере моховидных и папоротниковидных растений. 6 класс. Биология.
Лаборатоная работа составлена в соответствии с УМК И.Н. Пономаревой....