урок биологии 5 класс Среда обитания организмов.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Оркиш Елена Геннадьевна

Мастер класс по биологии на районом семинаре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_biologiya_sreda_obitaniya_organizmov.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО

учителя

Оркиш Елена Геннадьевна

Место работы

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

Предмет

биология

Класс

5

Тема урока

Среды обитания организмов

Цели урока:

Содержательная

сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Деятельностная

устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;

развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Задачи урока

сформировать у  учащихся знания о средах обитания организмов;

выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;

показать взаимосвязь живых организмов со средой обитания.

Тип урока

урок изучения нового материала

Основное содержание темы, термины и понятия

 водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания.

Межпредметные связи (указать предметы)

География, литература

Формы работы

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в группах.

Методы и методические приемы

Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами, презентацией), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивации

 выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа.

  О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух.

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель!

 А.С. Пушкин

Руководствуясь стихотворением А.С. Пушкина, мы сегодня попытаемся по-настоящему совершить для себя некоторые открытия в удивительном мире биологии, узнать нечто новое, ин Учитель проверяет готовность к уроку, настраивает на осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. интересное и полезное.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

Л, К, Р

Актуализации и пробные учебные действия

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Организует подготовку учащихся к актуализации изученных способов действий мыслительных операций

А начать я предлагаю с проверки домашнего задания. Ребята, на прошлом уроке мы изучали многообразие живых организмов

Давайте выполним тестирование

Завершение этапа с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия Дети выполняют тест

Л,К,  Р

Выявления места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Обоснование  фиксации затруднения

Ребята, как вы думаете, сможет ли дождевой червь жить в водной среде? А в почвенной среде? Скажите, а что случится с рыбой, если мы вынем ее из привычной водной среды на воздух? Почему? Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга? (Организмы не похожи друг на друга, потому что живут в разных условиях… так как для каждого организма – свои условия жизни)

Какое новый термин вы услышали, который прозвучал на нашем уроке? (Среда: водная, почвенная, воздушная, организменная)

Ребята, выскажите предположение, а что мы сегодня будем изучать на уроке? (Мы будем изучать водную, почвенную, воздушную среды обитания)

Фиксация индивидуального затруднения

Ответы на вопросы учителя

Л,К,П, Р

Построения проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. их

Руководит процессом учитель: с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, и с помощью исследовательских методов

Правильно, ребята. Тема нашего урока именно так и звучит: «Среда обитания организмов».

Как вы думаете, изучая эту тему на какие вопросы нам предстоит ответить? (Какие среды обитания бывают, узнать, что такое среда обитания, познакомиться с приспособлениями животных к разным средам обитания).

Действительно, ребята. А чтобы ответить на эти вопросы вам нужно:

1) в группах назначить ответственных и распределить роли каждого.

2) каждая группа определяет тему, цели и задачи мини-проекта. (Выбирают из всех сред обитания одну.)

3) Определить форму продукта (таблица)

Постановка задач урока самими учащимися. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают будущие учебные действия: ставят цель, устанавливают тему, строят план достижения цели.

Л,К,П, Р

Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Явная координация учителя в выполнении мини-проекта

В каждой группе на столе лежат опорные конспекты, пользуясь которыми вы ищите информацию по выбранной вами теме и заполняете таблицу, т.е. создаете свой мини-проект.

Так же на столе лежат рисунки с изображением обитателей разных сред. Найдите среди них обитателей своей среды и приклейте на соответствующую часть схемы. (Работа в группах)

1)Поиск и накопление материала

2)Подготовка и презентация продукта проекта

Работа с учебником

Составление таблицы «Отличительные особенности среды обитания»

Л,К,П, Р

Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Скрытая координация учителя в презентации продукта мини-проекта

Итак, проекты готовы, приступаем к их презентации. (Идет защита мини-проектов по заданному плану

Презентация продукта мини-проекта Ответственный группы зачитывает информацию из таблицы

Л,К, Р

Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает группам составить вопросы по изученной ими среде обитания

Игры:

  • помести животных в соответствующую среду;
  • составьте задания для другой группы по изученной среде обитания.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку пошагово сравнивая с эталоном

Игра «Придумай вопрос»

Л,К,П, Р

Включения в систему знаний и повторения

Повторение и закрепление ранее изученного

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания с использованием нового способа

 Игра:третий лишний;

демонстрация препарата через микроскоп: что это за организм, к какой группе принадлежит, в какой среде обитает? (Инфузория туфелька, простейшие животные, обитает везде, где есть хоть немного воды или влажность.)

Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков

Фронтальное наблюдение за объектом с помощью микроскопа

Л,К,П, Р

Рефлексии учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, 

Фиксируется степень соответствия цели и результатов учебной деятельности

Ребята, интересно ли вам, какой птицей мог бы стать каждый из вас? (Прием рефлексии «Что я за птица?»)

А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если вы набрали:

3-5 баллов – вы воробей, вы собираете знания по зернышку;

6-7 баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;

8-9 баллов – вы орел, для вас открылись все тайны знаний.

Ребята, мы провели сегодня необычную и очень продуктивную работу на уроке и, наверное, зря я волновалась, все задуманное осуществилось.

Домашнее задание:

1) пересказ параграфа из учебника

2) составить мини-сочинение об одном из обитателей водной, почвенной или наземно-воздушной среды.

Спасибо за урок!

Соотносятся цель и результаты учебной деятельности

Самооценка собственной  учебной деятельности и рефлексия учениками

Л,К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

Разработка урока на тему "Среда обитания организмов

Тема урока: Основная среда обитания организмовЦели:образовательные – продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания, а также раскрыть взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой.раз...

Урок по теме "Среды обитания организмов"

Урок по теме "Среды обитания организмов" расчитан для  обучающихся 5 класса...

Урок биологии в 11 классе "Среда обитания организмов"

Урок биологии в 11 классе "Среда обитания организмов"...