Урок биологии в 11 классе "Среда обитания организмов"
учебно-методический материал по биологии (11 класс)
Урок биологии в 11 классе "Среда обитания организмов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_sreda_obitaniya_organizmov._11_klass.docx | 49.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Разработана учителем биологии Емельяновой Ириной Васильевной
Тема урока: «Предмет и задачи экологии. Среда обитания организмов. Местообитание и экологические ниши»
Деятельностная цель: формировать познавательные универсальные действия при изучении основ экологии
Предметно-дидактическая цель: углубить и расширять знания учащихся о предмете и задачах экологии, средах обитания, закономерностях влияния экологических факторов на организмы; сформировать понятие экологической ниши и ее значении в жизни сообщества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные формировать умение понимать смысл и объяснять значение биологических терминов, законов и закономерностей влияния экологических факторов на организмы.
Метапредметные
- Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; выявлять причинно-следственные связи.
2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию из разных источников, необходимую для решения учебных задач.
3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и таблицу).
- ⁕Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре.
- Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3. Продолжить обучение основам самоконтроля и взаимоконтроля.
Личностные
1.Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Тип урока: урок открытия и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Основные понятия, изучаемые на уроке: экология, биологическая система, среды обитания, местообитания, экологическая ниша.
Учащийся должен знать:
⁕предмет и задачи экологии,
⁕среды обитания организмов,
⁕закономерности влияния экологических факторов на организмы;
⁕понятие экологической ниши и ее значение в жизни сообщества.
Учащиеся должны уметь
⁕давать научное объяснение фактам, процессам, явлениям, закономерностям;
⁕оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
⁕обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды;
⁕выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
⁕приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
⁕представлять информацию в виде текста, таблицы и делать выводы на основании представленных данных.
Средства обучения (обеспечение урока) мультимедиа проектор, экран, видеофильм «Экологические проблемы Земли», компьютеры для каждого учащегося, диск «Общая биология. Часть 5», презентация к уроку «Экологические факторы», сигнальные карточки зеленого, желтого и красного цвета для каждого учащегося.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
I. Организационный этап (1 мин.).
| Приветствие учащихся. Проверка готовности рабочего места, правильной осанки, внешнего вида обучающихся. Краткое вводное слово. | Приветствие учащимися учителя. | Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные:различать способ и результат действия Коммуникативные:продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре. | ||
II. Этап «Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации» (4-5 мин.). | 1.Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: О какой науке пойдет речь на сегодняшнем уроке? а) Предлагает детям посмотреть видеофильм «Экологические проблемы Земли» (адресован учащимся, у которых лучше развито образное мышление (I сигнальная система)). б) Чтение учителем стихотворения со слайда 1(для ребят, у которых лучше развита II сигнальная система – мышление словами). 2.Ведет диалог о науке экологии и ее задачах. а) Какая наука называется экологией? б) Каковы ее задачи? в) Зачем нужно изучать экологию? Почему 2017 год объявлен Годом экологии? | Учащиеся смотрят видеофильм и выдвигают свои предположения. Учащиеся слушают стихотворение и уточняют название науки. Учащиеся отвечают на вопросы. В диалоге участвуют почти все учащиеся. Они определяют для себя какие знания и для чего им нужны по данной теме. Чтение учащейся стихотворения сестры «Обращение к землянам». Продолжают участвовать в беседе. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: владеть диалоговой формой коммуникации. | ||
Этап «Целеполагание». (2 мин.) | 1.Учитель зачитывает эпиграф урока и предлагает учащимся предположить какова тема сегодняшнего урока (слайд 3). | Учащиеся предлагают свои варианты темы урока. | Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные: научится принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные:строить монологическое высказывание | ||
Этап «Планирование».(2 мин.) | Уточняет тему урока и предлагает обозначить предметные результаты урока (слайды 4,5). | Учащиеся предполагают, какие предметные результаты урока они должны и хотели бы получить. Записывают тему и задачи урока. | Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | ||
Этап «Открытие» нового знания» (20 мин) | 2. Организует работу в группах по вопросу «Среда обитания». Оказывает консультативную помощь в случае необходимости. Организует фронтальную проверку по результатам работы в группах. | Учащиеся по их желанию формируют три – четыре группы и работают в группах с учебником с. 305 (определение среды обитания) и дополнительным распечатанным материалом «Среды обитания». Каждая группа выбирает одну среду обитания. Во время работы в группах для обратной связи с учителем учащиеся используют сигнальные карточки (зеленая – «справляемся», желтая - «есть небольшие проблемы»; красная – «нужна помощь»). Учащиеся дают определение понятия «Среда обитания», записывают его в тетради (слайд 6). По представителю от каждой группы защищают наработанный материал. В случая необходимости члены группы | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи Коммуникативные: допускать возможность существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | ||
3.Организует работу в парах по вопросу «Экологические факторы, деление их на группы, краткая характеристика каждой группы». Оказывает консультативную помощь в случае необходимости. Организует фронтальную беседу по результатам работы в парах. Учитель старается вовлечь в беседу как можно больше ребят, отдавая предпочтение тем, кто не отвечал при обсуждении вопроса «Среда обитания». 4. Организует индивидуальную самостоятельную работу по вопросу «Закономерности влияния экологических факторов на организмы». Оказывает консультативную помощь в случае необходимости. Организует самопроверку и взаимопроверку понятий по слайдам. . 5.Учитель предлагает найти в тексте учебника определение понятий «местообитание» и «экологическая ниша», найти черты сходства и отличия | добавляют пропущенное, а представители других групп задают вопросы. Работа с тетрадью: каждый учащийся во время защиты индивидуально составляет схему: Среда обитания Взаимопроверка схемы. Парная самостоятельная работа по учебнику с.305, работа с тетрадью - перевод текстовой информации в схему или таблицу - по желанию ребят (используются в случае необходимости сигнальные карточки). Отвечают на вопросы учителя, затем один учащийся подводит итог - рассказ об экологических факторах, делении их на группы, дает краткую характеристику каждой группы. а) индивидуальная самостоятельная работа над понятиями (либо по учебнику с.306-308, либо по розданному напечатанному тексту (словарь терминов), либо просмотр в наушниках флеш-анимаций с диска «Общая биология. Часть 5» разделы «Интенсивность факторов среды», «Закон Либиха» (источник информации каждым учащимся выбирается самостоятельно по желанию), новые для себя термины учащиеся выписывают в тетрадь; (во время работы школьники в случае необходимости используют сигнальные карточки). б) самопроверка и взаимопроверка отработанных понятий по слайдам. в) подведение итогов работы по данному вопросу ( один учащийся обобщает материал по вопросу «Закономерности влияния экологических факторов на организмы»). Парная работа по обсуждению, сравнению и уточнению понятий «местообитание» и «экологическая ниша» | ||||
Этап «Закрепление» (9-10 мин.). | 1.Организует разноуровневое тестирование. | Выполняют тестирование (тесты разно уровневые: вариант I (базовый уровень) и вариант II (повышенный); есть напечатанные и интерактивные тесты на компьютере - уровень и форму тестирования каждый учащийся выбирает по своему желанию). | Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач Регулятивные: различать способ и результат действия Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | ||
Этап «Рефлексия» (1-2 мин.). | Учитель: Проводит рефлексию. Просмотр видео «Картинная галерея. Минутка рефлексии: выбери свое» … | Учащиеся зарисовывают свои впечатления. | Познавательные: использовать знаково-символические средства Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия | ||
Этап «Домашнее задание» (1-2 мин.). | Учитель дает домашнее задание и комментирует его (слайд 18). 1.Параграф 5.1. 2.Творческое задание (по желанию): а) подготовить сообщение, презентацию, стихотворение по теме «Экологические факторы»; б) составить тесты или кроссворд по данной теме. | Записывают домашнее задание. | Познавательные: обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения существенной связи . Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия | ||
Итоговый этап (2 мин). | Учитель: 1.Мне очень хотелось бы, чтобы познав закономерности и законы природы, вы со знанием дела и чистой совестью могли сказать (декламирует учащимся стихотворение)
| Слушают стихотворение, задумываются над услышанным, комментируют. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей Коммуникативные: владеть диалоговой формой коммуникации, |
Использованная литература.
1.Пасечник В.В. Методика индивидуально-групповой деятельности: учебное пособие для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение,2016.
2.Э.М. Браверман. Создаем уроки, на которых главное – деятельность учащихся. Москва. Илекса.2013
3.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.//Москва «Просвещение», 2011
4.О.Б.Гигани. Общая биология: таблицы, схемы. Владос.2007.
5.И.Р.Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии 10-11 классы. Москва. ВАКО.2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"
Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
конспект урока по теме: "Среда обитания организмов"
Конспект урока с приложением...
Разработка урока на тему "Среда обитания организмов
Тема урока: Основная среда обитания организмовЦели:образовательные – продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания, а также раскрыть взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой.раз...
Урок по теме "Среды обитания организмов"
Урок по теме "Среды обитания организмов" расчитан для обучающихся 5 класса...