Разработка урока "Экологическая оценка учебных кабинетов"
план-конспект урока по биологии (10, 11 класс) на тему
Урок по теме «Экологическая оценка состояния учебных кабинетов» - это урок раздела «Экология человека» в рабочей программе курса «Экология» (11 класс). На уроке предусмотрена практическая работа. На уроке прикладной экологии «Экология современного дома» в разделе «Урбоэкология» в рабочей программе предусмотрена практическая работа «Видовой состав комнатных растений лицея» и домашняя практическая работа «Изучение экологического состояния жилой комнаты». Поэтому объединение этих уроков из двух учебных дисциплин оправдано и позволяет комплексно провести практикум. Подготовка к уроку (за неделю до урока) включала в себя:
· формирование групп (группы формировались путем жеребьевки);
· определение лидера группы (назначает учитель);
· выполнение заданий каждой группой
- группа 1 проводила измерение параметров всех учебных кабинетов. Определялись: площадь кабинета; площадь окон и коэффициент естественного освещения; площадь фрамуг и коэффициент аэрации; коэффициент искусственного освещения; температурный режим, относительная влажность воздуха.
- группа 2 разработала анкету по субъективной оценке учебных кабинетов и провела ее во всех классах лицея.
- группа 3 определяла характер визуальной среды кабинетов лицея, наличие агрессивных визуальных полей, а также провела анкетирование учащихся и их родителей по отношению к цветовой гамме в одежде и кабинетах лицея.
- группа 4 определяла видовой состав комнатных растений и их жизненность в кабинетах лицея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologii_vladimirovanehoroshkova_ebl.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО: Владимирова О.С., Нехорошкова С.И.
ОУ: МБОУ ЭБЛ
Тема: Экологическая оценка учебных кабинетов лицея
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Форма урока: урок-проект
Цель урока: способствовать формированию у учащихся экологической культуры и сохранению у него устойчивого здоровья в результате формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в школе и дома
Задачи урока:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развивать мотивы учебной деятельности;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками в процессе выполнения работы группой;
- формировать уважительное отношение к иному мнению;
- развивать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать умения работать с информацией;
- развивать операции мышления: сравнение, анализ, обобщение;
- развивать умение грамотно строить речевые высказывания;
- способствовать развитию умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
- формировать умение работать в группе;
- обеспечить формирование умения осуществлять личностную рефлексию.
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- преобразование и применение полученных теоретических знаний по факторам здоровья человека в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
- приобретение опыта проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к экологии.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные (П)
- формирование умения находить и использовать нужную информацию;
- формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные (К)
- формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя;
- формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;
- выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.
Регулятивные (Р)
- выполнение учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения;
- формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.):
Учителю: компьютер, проектор.
Обучающимся (на группу): ноутбук, листы бумаги, конверты с раздаточным материалом (раздаточный материал в конвертах соответствует количеству учащихся в группе), справочный материал (СанПиН, справочники, энциклопедии школьника)
Технологическая карта урока
Планируемые результаты УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| ||
Л: самоорганизация Р: способность регулировать свои действия | Распределение учащихся по группам (проводится заранее перед уроком. Каждая группа до урока получает задание, которое должна выполнить к уроку). Проверка готовности к уроку | Проверяют готовность к уроку |
| ||
Л: развитие эмоционально- нравственной отзывчивости. Р: контролируют правильность ответов П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. Л: мотивация к изучению нового учебного материала. | С целью актуализации знаний по теме организуется фронтальная работа с терминами и понятиями. Игра «Я знаю, что…» Задание: объяснить термины: «экология человека»; «здоровье», «факторы здоровья», «факторы риска заболевания»; «группы факторов здоровья»; «среда обитания человека», «природная среда», «социальная среда», «среда обитания как фактор здоровья человека» .
| Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры Уточняют и дополняют ответы одноклассников, высказывают свое мнение Отвечают по алгоритму: начинать свое объяснение со слов «Я знаю, что…». |
| ||
Р: принятие цели и постановка задач урока Р: планирование действий К: умение полно и точно выражать свои мысли | Формулировка темы и цели урока совместно с учащимися. - Вы уже хорошо владеете знаниями такого раздела как «Экология человека», а сегодня мы попытаемся с Вами, используя ваши теоретические знания, провести экологическую экспертизу оценки состояния наших учебных кабинетов и предложить возможные реальные пути их улучшения. | Высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя; размышляют, анализируют, ставят перед собой цель и задачи урока. |
| ||
П: построение логической цели рассуждения К: планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. П: анализ, сравнение, обобщение; Преобразование информации из одного вида в другой | Вступительное слово учителя. Инструктаж к работе. Организация работы групп:
сравните данные, полученные в ходе замеров, с требованиями СанПиН; заполните таблицу «Соответствие учебных кабинетов требованиям СанПин». Проанализируйте ее. Подготовьте свое выступление.(см. прил.1)
Контролируют работу групп. Оказывают помощь группам при затруднениях. Помогают в подготовке совместной компьютерной презентации * - каждая группа получила свое задание на предыдущем уроке: 1 группа – провести измерения в учебных кабинетах (площадь, кубатуру, площадь окон, площадь фрамуг для проветривания, естественную и искусственную освещенность, относительную влажность воздуха, температуру); 2 – разработать и провести анкету «Субъективная оценка состояния учебных кабинетов»; 3 - провести экспертизу визуальной среды лицея 4 – изучить видовой и количественный состав комнатных растений в экспозиции учебных кабинетов, определить их жизненность. |
|
5.Презентация результатов работы (30 мин.) | ||
Л: развитие умения представлять информацию в разных видах Р: формирование умения осознавать конечный результат П: построение логической цепи рассуждения. К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками | Организует:
| Выступают по своей проблеме. Слушают другие выступления. Анализируют, комментируют, обсуждают. Делают записи в своих тетрадях, заполняют сводную таблицу (см.прил.5) |
6.Обобщение (3 мин.) | ||
Проводят обобщение полученных результатов. | Участвуют в обсуждении итогов работы | |
7.Объяснение домашнего задания (2 мин.) | ||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения. - Вы провели экспертизу состояния производственной среды учащихся лицея. Предлагаем вам на выбор: 1)разработать рекомендации по улучшению ситуации для всех учебных кабинетов; 2) провести экологическую экспертизу своей комнаты (квартиры, дома). | Записывают домашнее задание | |
8.Рефлексия и оценка своих результатов (8 мин.) | ||
Л: смыслообразование П: рефлексия К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулирование и аргументация своего мнения. | Дают оценку работы отдельных групп и класса. Организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности на уроке («5 баллов»: Оценить по 5-бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я" 0________5 „Мы" 0________5 „Дело" 0________5) | Проводят самооценку своей работы на уроке. Оценивают уровень достижения поставленной на урок цели. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Материалы для группы «Гигиенисты»
Таблица заполняется во время работы группы на уроке. Учащиеся сравнивают данные своих предварительных измерений соответствующих параметров с требованиями САНПиН.
Таблица. Состояние учебных кабинетов лицея
№ кабинета | S/V (площадь,объем) | t (температура) | Отн.влажность воздуха | КЕО (коэффициент естественного освещения) | КИО (коэффициент искусственного освещения) | КАэ (коэффициент аэрации) | Примечание |
18 | |||||||
19 | |||||||
20 | |||||||
21 | |||||||
22 | |||||||
24 | |||||||
25 | |||||||
27 | |||||||
29 | |||||||
34 | |||||||
36 | |||||||
40 | |||||||
41 | |||||||
43 | |||||||
44 | |||||||
47 |
Условные обозначения:
++ - полное соответствие нормам
+- - незначительное отклонение
-- - не соответствует нормам
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Материал для работы группы 2 «Социологи»
Задание: Разработать и провести анкету среди учащихся лицея с целью выявления субъективной оценки состояния учебных кабинетов.
Вариант разработанной анкеты:
АНКЕТА
- В каком учебном кабинете тебе нравиться находиться?
- Почему в этом кабинете тебе комфортно?
- В каком учебном кабинете тебе не нравиться?
- Почему в этом кабинете тебе не комфортно?
(укажите класс)
Задание 2. Используя результаты анкетирования заполните таблицу(заполняется на уроке)
Табл. Обработка результатов соцопроса
№ | нравится, чел./ % | причины | не нравится чел./ % | причины | примечание |
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
27 | |||||
29 | |||||
34 | |||||
36 | |||||
40 | |||||
41 | |||||
43 | |||||
44 | |||||
47 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Материалы для работы группы 3 «Экологи»
- Анкета для предварительного опроса учащихся (составлены участниками группы)
Для учащихся
- Как ты думаешь, цвет может влиять на твоё самочувствие?
- Какой цвет делает тебя активным?
- В какие цвета ты бы окрасил учебные кабинеты?
2. Оценочная таблица «Видеосреда* кабинетов лицея»
№ | Состояние (поля) | примечание |
18 | ||
19 | ||
20 | ||
21 | ||
22 | ||
24 | ||
25 | ||
27 | ||
29 | ||
34 | ||
36 | ||
40 | ||
41 | ||
43 | ||
44 | ||
47 |
* Влияние гомогенной и агрессивной среды на здоровье
“Глаза – зеркало души”, но, перефразируя эти слова, можно сказать: “ То, что мы видим, влияет на нашу душу, т.е. глаза не только орган зрения, это тропинка в наше сознание.”
При создании искусственной среды обитания человека, наряду с другими требованиями, надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. К сожалению, как показывают исследования, эти требования повсеместно нарушаются, в результате чего в большинстве случаев создается противоестественная визуальная среда, в частности гомогенные и агрессивные видимые поля.
Гомогенным называется поле, на котором либо отсутствуют видимые элементы, либо их число резко снижено.
Причины возникновения ее различны. Например, у людей с ослабленным зрением число видимых деталей в окружающей среде уменьшается в результате снижения различительной способности глаз. Гомогенная видимая среда может возникнуть в шахте в силу специфического места работы - вокруг черный уголь. В природе гомогенная видимая среда представлена огромными снежными просторами Арктики или Антарктики. В современных условиях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве и в транспорте. Примерами гомогенных полей в городской среде являются глухие заборы, гладкие двери, панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие и крыши домов. В квартирах гомогенные поля начинаются с гладкой входной двери, продолжаются полированными стенками и шкафами и заканчиваются гладким пластиком на кухне.
Агрессивное видимое поле — это поле, на котором равномерно рассредоточено большое число одинаковых элементов. Современная архитектура в большинстве случаев создает своим видом агрессивную видимую среду. Это многоэтажные здания с большим числом одинаковых окон на стене, стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом. двери, обитые вагонкой, а также всевозможные решетки, сетки, дырчатые плиты, гофрированный алюминий и т. д. В городских условиях нередко одно агрессивное поле налагается на другое, к примеру, стена дома с навесными рустами, за металлической решеткой. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Материалы к предварительной работе группы 4 «Флористы»
Озеленение кабинетов лицея
№ кабинета | Кол-во растений | Кол-во видов | Состояние (жизненность) | примечание |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
24 | ||||
25 | ||||
27 | ||||
29 | ||||
34 | ||||
36 | ||||
40 | ||||
41 | ||||
43 | ||||
44 | ||||
47 |
ПРИЛОЖЕНИ 5
Табл. Экологическое состояние учебных кабинетов лицея
№ кабинета | Санитарно-гигиеническая оценка | Социологическая оценка | Визуальная оценка | Оценка озеленения | ИТОГ |
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
27 | |||||
29 | |||||
34 | |||||
36 | |||||
40 | |||||
41 | |||||
43 | |||||
44 | |||||
47 |
ВЫВОД:
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кабинет технологии. План работы учебного кабинета Технологии на учебный год
Примерный план работы учебного кабинета технологии на 2011-2012 учебный год...
РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ ПО РАЗДЕЛУ «МЕСТОИМЕНИЕ»
КИМ по русскому языку в 6 классе по теме "Местоимение" предназначен для учебных навыков и их оценки в соответствии ФГОС ООО...
Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки учебных достижений учащихся 6 классов по разделу «Лексика. Культура речи»
Проектная работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «ФГОС ООО – основа достижения нового качества гуманитарного образования» в ПМЦПКиППРО Института психологии и образов...
Экологическая оценка школьных кабинетов МБОУ СОШ с. Бурен-Бай-Хаак
экологическая оценка учебных кабинетов....
Паспорт учебного кабинета информатики (учебного кабинета – творческой лаборатории)
Учебный кабинет - творческая лаборатория учителя является материально-технической и методической базой образовательного процесса и представляет собой специализированный кабинет, предназначенный для со...
СХЕМА оценки функциональности кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении
Схема оценивания оборудования специализированного кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении составлена на основании приказа Мин. общего и проф. образования РО № 49 «Об утверж...
Методическая разработка "Приемы оценки базовых учебных действий"
Методическая разработка "Приемы оценки базовых учебных действий"...