план - конспект урока по теме "Строение и питание грибов"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
развернутый конспект урока по теме "Грибы. Строение и питание" . На данном уроке используется активна работа с текстом по методике Ривина, которая учит учащихся анализировать текст, осознанно работать с ним. В ходе урока учащиеся выясняют строение шляпочных грибов, выясняют как питаются грибы, получают новую информацию и повторяют уже знакомые им термины. В качестве закрепления используется тестовый материал и работа с текстом параграфа по методике Ривина также моет рассматриваться как этап закрепления уже пройденного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме Грибы | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 5 классе «Особенности строения и способы питания грибов»
Цели урока:
Образовательные:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания) отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
развивать умения работать с текстом, анализировать материал.
• продолжить развитие основных биологических понятий
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Тип урока: изучение нового материала
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- Работают с информацией и преобразуют её;
- Находят причинно-следственные связи;
- Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Предметные:
- Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;
- Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;
- Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.
Оборудование: таблицы: “Строение шляпочного гриба”, натуральные объекты – плодовые тела грибов, мультимедиа, учебник.
На доске: вывешены фотографии животных и растений
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация
Учитель: Добрый день! Сегодня мы с вами будем изучать очень интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам легко и быстро справиться с работой по усвоению нового материала, приобрести новые знания, научиться приемам активной работы с текстом.
В начале урока я хочу загадать вам загадку. Она поможет нам определиться с темой урока.
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
А вот ещё одна загадка: У кого есть шапка без головы и нога без сапога?
Ответ: У гриба
Учитель: Я думаю, вы уже догадались, о каких организмах пойдет речь сегодня на уроке. Кто же это? ( ответ учащихся – грибы). Да, мы действительно, сегодня изучаем строение и способы питания организмов, которые относят к самостоятельному царству Грибов. Вы, знаете, долгое время одни ученые считали, что грибы - это растения, а другие относили их к животным. Но сейчас этот вопрос, наконец, то разрешен.
3. Целеполагание
Учитель: итак, тема нашего урока „Грибы”. А как вы думаете, какова цель нашего урока? Определить её вам поможет задание на доске. Вам только нужно будет вставить в предложение пропущенные слова.
Докажите, что …. Это организмы, которые сочетают в себе признаки….., ….. и свои собственные. (грибы, животных, растений)
4. Объяснение нового материала.
Учитель: В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры (слайды с изображением грибов ).
- Какое строение имеют грибы? (работаем вместе с классом с рисунком учебника 50, на стр. 58), таблицей на доске «Строение шляпочных грибов» – вызванные учащиеся дают комментарии к рисунку, которые сопровождаются пояснениями учителя.
Учитель: Ребята, скажите, а вы любите ходить в лес по грибы?
- Какие грибы растут в нашей местности?
- Какие грибы вы знаете? Где они встречаются?
А вы знаете, что грибы широко распространены в природе и приспособились к жизни в различных условиях (есть грибы, встречающиеся в почве, на навозе, на пнях, на роговом веществе, паразиты и др.).
Учитель: Вам доводилось, когда – ни будь, рассматривать нижнюю сторону шляпки? Она у всех грибов одинакова? Нет, конечно. Шляпочные грибы по строению шляпки делятся на трубчатые и пластинчатые (пояснение)
Итак, какое строение имеют грибы, мы выяснили. А как же они питаются?
- Для выяснения этого вопроса я предлагаю вам поработать с учебником стр. 58-59. Мы будем работать с текстом параграфа, используя методику Ривина.
Для этого необходимо начертить в тетради таблицу из 3-ёх колонок. Работаем с текстом параграфа вместе вслух, и по необходимости учащиеся отвечают на вопросы учителя.
№ абзаца | О чем идет речь в этом абзаце | Какие ключевые понятия здесь используются |
1 | Грибы – гетеротрофы-? | Сапротрофы -? Паразиты - ? |
2 | Сапротрофные грибы-опенок, шампиньоны, вешенка | Мёртвые тела-? Органические вещества -? Неорганические вещества-? Круговорот веществ -? |
3 | Питание грибов - паразитов | Гифы грибов-? Хозяин-? |
4 | Грибы – хищники-? | Одноклеточные организмы-? |
5 | Грибокорень | Симбиоз-? Ткань-?микориза-? грибница-? |
- После того, как мы с вами выяснили, как же питаются грибы, давайте сформулируем признаки характеризующие сходство грибов и растений, сходство грибов и животных.
Признаки, общие для грибов и растений:
- Неподвижность, - Неограниченный рост в течение всей жизни, - Питаются путём всасывания из почвы воды и минеральных солей.
Признаки, общие для грибов и животных:
- Отсутствие в клетках хлоропластов и не способность к фотосинтезу, - В клеточной оболочке содержится хитин (органическое вещество членистоногих животных), - Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Формулируем вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.
5. Закрепление нового материала.
Для закрепления материала вам необходимо выполнить тест:
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;
г) плодовым телом.
3. Какой из названных грибов относится к пластинчатым:
а) подосиновик;
б) маслёнок;
в) рыжик;
г) подберёзовик.
4) С растениями грибы сближает:
а) строение клеточной стенки и размножение спорами;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания;
г) наличие проводящих сосудов.
5) Грибы размножаются:
а) только спорами;
б) только грибницей;
в) только половым путём;
г) всеми способами.
6. Домашнее задание. Учебник §13- Строение и питание грибов. Подготовить сообщения: съедобные грибы, несъедобные грибы, значение грибов в жизни человека.
Создать макет грибницы с плодовым телом шляпочного гриба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока: "Значение овощей в питании человека".
План-конспект урока по технологии в 6 классе. Тема раздела: "Кулинария ". Тема урока: "Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля"...
План-конспект урока 6 кл Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.
План урока разработан к учебнику Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс. Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного под...
план-конспект урока 6 кл "Грибы"
с применением сингапурских технологии...
План-конспект урока на тему «Гигиена питания»
Цель: Продолжить формировать у учащихся знания в области здорового питания; понимание, что здоровье - это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья - это правильное пи...
План - конспект урока по биологии 5 класс "Грибы - чудо природы"
Обобщающий урок по теме: "Грибы". Многообразие раздаточного материалаи сведений о грибах....
План-конспект урока по теме «Продукты питания».
План-конспект урока по теме «Продукты питания»....