План-конспект урока на тему «Гигиена питания»
план-конспект урока по биологии на тему

Цель:   Продолжить формировать  у учащихся знания в области здорового питания; понимание, что здоровье - это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья - это правильное питание.

Задачи

Образовательные:

1. Сформировать у учащихся представления о продуктах питания и питательных веществах.

2. Расширить представления  учащихся об основных принципах полноценного и рационального питания.

2.Сформировать правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом.

4. Обосновать правила гигиены питания.

5.Способствовать зарождению пищевых пристрастий, формировать культуру  питания.

Развивающие:

1.Продолжить формирование навыков правильного питания.

2.Развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом  образе жизни.

 Воспитательные:

1 Воспитывать у учащихся бережное,  ответственное отношение к здоровью.

2. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_gigiena_pitaniya.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока на тему «Гигиена питания»

Цель:   Продолжить формировать  у учащихся знания в области здорового питания; понимание, что здоровье - это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья - это правильное питание.

Задачи

Образовательные:

1. Сформировать у учащихся представления о продуктах питания и питательных веществах.

2. Расширить представления  учащихся об основных принципах полноценного и рационального питания.

2.Сформировать правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом.

4. Обосновать правила гигиены питания.

5.Способствовать зарождению пищевых пристрастий, формировать культуру  питания.

Развивающие:

1.Продолжить формирование навыков правильного питания.

2.Развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом  образе жизни.

 Воспитательные:

1 Воспитывать у учащихся бережное,  ответственное отношение к здоровью.

2. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока:

компьютерная презентация, раздаточный материал

Ход урока

Актуализация знаний.

 «Человек есть то, что он ест».

                                          Г. Гейне

II. Актуализация знаний:

Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и другими факторами. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне, тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. Но каковы, же секреты правильного питания?

Как считают ученые-медики, мы совершенно бездумно день за днем разрушаем собственное здоровье, не отдавая себе отчета в том, что и как едим. А ведь в питании, как и во всем, существуют определенные законы, нарушать которые нельзя. Питаясь чем, придется и как придется, мы совершаем одну ошибку за другой, а расплачиваемся потом за эти ошибки своим здоровьем.   Давайте попробуем разобраться в своих ошибках в питании.
Мы совершим с вами “путешествие вместе с любимой пищей” по органам пищеварения, побываем на аукционе вредных привычек, поразмышляем, как улучшить собственное здоровье.

Что такое гигиена? ( Гигиена – это наука о создании условий для сохранения и укрепления здоровья человека) слайд1

Здоровье человека зависит  от 4-х главных факторов:  50% - от здорового образа жизни;  20% - от наследственности; 20% - от экологии;  10% - от здравоохранения.

Конкретизация задач урока учителем. Умеем ли мы быть здоровыми?
Пути решения проблемы на уроке – выяснить:
1 - Помогают ли знания о процессах пищеварения и обмена веществ сохранению здоровья? 
2 - Знаем ли мы факторы, разрушающие нормальное пищеварение?
3 – Учимся ли мы быть здоровыми? 

Учитель: Диетологи говорят: «Если отец болезней не известен, то её мать всегда – питание». А известный американский пропагандист ЗОЖ Поль Брэгг в одной из своих книг писал: «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая её ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не доживает до ста лет»

Задание1    Выписать в правый столбик продукты питания, а в левый – питательные вещества. Капуста, фасоль, масло, минеральные соли, рис, колбаса, углевод, хлеб, сало, сливки, жир, белок, витамины, рыба, мясо.(Слайд)

Что такое питательные вещества?  Питательные вещества – это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как материал для построения живого вещества клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности (белки, жиры, углеводы и др.)

Зачем мы едим? ( Слайд)

Здоровое питание  — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

  Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как  ожирение ,  сердечно-сосудистые заболевания,  диабет, повышенное давление , рак.
Принципы полноценного и рационального питания.

В современном мире большое внимание уделяется проблеме правильного питания. Было выяснено, что для каждого человека существует свой индивидуальный рацион питания, который зависит от его возраста, веса, здоровья, физических нагрузок и других факторов.

Рациональное питание:

Достаточное в количественном и полноценное в качественном отношении питание, удовлетворяющее энергетическим и пластическим потребностям организма.

Принципы рационального питания:

  • Умеренность (энергозатраты, калории)
  • Сбалансированность (б:ж:у)
  • Разнообразие
  • Режим питания

1 Умеренность

Она необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией.  Установлено, что в среднем при основном обмене затрачивается около 1 ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. У людей, постоянно испытывающих физические нагрузки, основ- ной обмен, как правило, повышается в пределах 30%.  

2 Разнообразие

Население нашей планеты  использует для питания тысячи пищевых продуктов и ещё больше кулинарных блюд. Энергетическая ценность рациона питания зависит от входящих в его состав белков, жиров, углеводов, витаминов, мин веществ и воды. Оптимальным в рационе здорового человека считается соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1,2:4.  

3 Режим питания

Режим питания человека обычно регулируется аппетитом. Но необходимо иметь в виду, что аппетит сохраняется даже после приема пищи. Это связано с необходимостью переваривания и всасывания пищевых веществ. И только после начала поступления их в кровь возбуждение пищевого центра начинает сменяться его торможением.

Деятельностный этап работа в группах по выбранной теме, индивидуальная работа по выполнению заданий.

1 Группа

Правила гигиены питания.  Установите соответствие (Слайд)

Правила гигиены питания

Физиологические обоснования

  1. Пища должна иметь привлекательный вид, приятный запах и вкус.

А.   Такая пища вызывает аппетит и способствует отделению пищеварительных соков.

  1. Пищу необходимо принимать в одни и те же часы и не реже 4-5 раз в день

Б.   На время приёма пищи образуются сокоотделительные  условные рефлексы.

  1. В начале еды полезно употреблять такие блюда, как салат, винегрет, бульон.

В.  Эти блюда усиливают сокоотделение.

  1. Пищу необходимо тщательно пережевывать.

Г.  Пища лучше пропитывается слюной, отсутствие в ней грубых частиц позволяет обеспечить сохранность слизистой желудка Происходит не только механическое измельчение пищи, но и частичное расщепление углеводов под действием ферментов, содержащихся в слюне.

  1. Не злоупотреблять острыми блюдами.

Д.  Раздражают слизистую  оболочку пищевода и желудка, печень и почки.

  1. В пище должны содержаться вещества, стимулирующие моторику кишечника: капуста, морковь, слива,

Е   Овощи и и фрукты, съеденные на пустой желудок, стимулируют работу пищеварительных желез, моторику желудочно-кишечного тракта, способствуют нормализации микрофлоры кишечника.. Они способствуют своевременному удалению непереваренных остатков пищи. 

  1. Большая часть пищи должна подвергаться термической обработке.

Ж.    Подвергнутые термической переработке продукты полнее расщепляются пищеварительными соками. При термической обработке гибнут болезнетворные бактерии и яйца глист.

  1. Во время еды не отвлекаться.

З.    Ухудшается сокоотделение.

  1. На пустой желудок вредно пить крепкий кофе и чай.

И.   Кофеин стимулирует отделение желудочного сока, который при отсутствии в желудке пищи может раздражать его слизистую.

  1. Пища не должна быть слишком горячей.

К.  В противном случае возможны ожоги пищевода и желудка.

                                                                                       

  1. Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните.

Л.  Пищеварительная система регулируется пара симпатическим отделом нервной системы

2 Группа   АУКЦИОН ВРЕДНЫХ ПРЕВЫЧЕК

  1. Курение.
  2.  Употребление алкоголя.
  3. Постоянно жевать жевательную резинку.
  4. Использование вместо зубочисток металлических предметов.
  5. Не мыть руки перед едой, после посещения туалета.
  6. Принимать пищу на ночь.
  7.  Сухоядение, то есть питание преимущественно бутербродами.
  8. Разговаривать, читать и смотреть телевизор во время приема пищи.

3 Группа Дайте физиологическое обоснование пословицам и поговоркам.

  • “Кто долго жует – тот долго живет”;
  • “Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу”;
  • «Сытое брюхо на ученье глухо»;
  •  «Холод не терпит голод»;

Физкультминутка – дотронуться до … органа:

  • где начинается процесс пищеварения (рот)
  • кислая среда (желудок)
  • вырабатывает желчь (печень)
  • сообщается с дыхательной системой (глотка)
  • впадают протоки печени и поджелудочной железы (тонкий кишечник)
  • перевариваются углеводы (рот, кишечник)
  • перевариваются белки (желудок, кишечник)
  • живут молочнокислые бактерии (толстый кишечник)
  • аппендикс

Пять самых вредных продуктов питания

Врачи-диетологи всего мира наконец-то сошлись в перечне самых вредных продуктов для человека, рассказывает "Комсомольская правда". Оказалось, что нет ничего страшнее сосиски в тесте в сочетании с лимонадом.

1. Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек.

2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.

3. Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.

4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.

5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

Рефлексия

Тест по материалу:    Выберите рекомендации для рационального питания:

  • А) употребление йогуртов и обезжиренного молока;
  • Б) быстрое питание;
  • В) ограничение овощей и фруктов;
  • Г) ограничение соли;
  • Д) ограничение животных жиров;
  • Е) употребление только белого хлеба;
  • Ж) ограничение сладостей;
  • З) употребление рыбы и птицы;
  • И) употребление хлеба из муки грубого помола;
  • К) сладости необходимы в ежедневном рационе, так как они содержат витамины;
  • Л) 5-тиразовый режим питания;
  • М) наиболее калорийным должен быть обед и ужин;
  • Н) утром лучше не завтракать;
  • О) необходимо постоянно соблюдать диеты (вегетарианство, раздельное питание, питание по группам крови и т.д.)

Домашняя работа: Учебник  с.279- 280


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Гигиена питания"

Урок-состязание с элементами ролевой игры для учащихся 8 класса....

Урок по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».

Цели урока:Образовательные: учить оценивать последствия своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей;Развивающие: продолжить развитие умений чётко и грамотно выражать свои...

Развёрнутый план-конспект открытого урока на тему «Гигиена дыхания» 8 класс 1 час Технология: критического мышления, ИКТ

Урок на тему «Гигиена дыхания»Цели урока:выяснить,  какие факторы негативно влияют на дыхательную систему;сформировать представление о заболеваниях верхних дыхательных путей;раскрыть меры профила...

Урок по теме "Гигиена питания"

Продолжить формировать  у учащихся знания в области здорового питания; понимание, что здоровье - это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья - это правильное питание....

Урок по теме "Гигиена питания"

Продолжить формировать  у учащихся знания в области здорового питания; понимание, что здоровье - это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья - это правильное питание....