Дерево Знаний
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Дерево знаний»
Игровая форма повторения материала на уроке
Ход урока
На демонстрационном столе располагается «дерево» со стилизованными бумажными листочками, вырезанными из разноцветной бумаги. В качестве каркаса можно использовать ветку дерева. На каждом листочке написан вопрос по теме урока. Вопрос можно написать и отдельно и прикрепить к листочку с помощью скрепки.
Перед началом урока учитель объясняет учащимся правила игры-опроса. Класс разбивается на 2–3 команды, например по количеству рядов парт в классе. В каждой команде учитель назначает капитана. По очереди из каждой команды учитель приглашает к «дереву» одного ученика, который срывает один листок с вопросом. Прочтя вопрос вслух, ученик немедленно на него отвечает, а учитель оценивает правильность ответа. При правильном ответе ученик оставляет у себя листок и садится на место.
Если ученик на вопрос ответить не может или ответил неверно, учитель предлагает ответить любому желающему. Если ответ верен, то стоящий у «дерева» ученик отдает листок ответившему.
Затем к «дереву» выходит ученик из другой команды и т.д.
Сменяя друг друга, учащиеся в течение урока могут подойти к «дереву» 3–5 раз (в зависимости от уровня подготовки класса). Кроме того, каждый может набрать дополнительные листки, отвечая на вопросы за других ребят.
За 5 мин до конца урока игра прекращается, учащиеся по очереди подходят к учителю, показывают, сколько листков-вопросов они набрали и отдают листки «капитану», а учитель ставит им оценки. Четырем и более листочкам соответствует оценка 5 и т.д.
Затем каждый «капитан» подсчитывает количество листков у своей команды и отдает листки учителю. Объявляется команда-победитель.
Ниже приведен примерный перечень вопросов для проведения урока-игры по теме: «Пищеварение» в курсе «Человек и его здоровье».
Пищеварительный тракт
1. Что такое питательные вещества? (Это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и витамины, входящие в состав пищевых продуктов и необходимые для питания организма.)
2. Что такое пищеварение? (Механическое измельчение и химическое расщепление органических веществ в пищеварительной системе.)
3. Какие вещества подвергаются химическому расщеплению при переваривании пищи? (Жиры, белки, углеводы.)
4. Какие вещества усваиваются без изменения химической структуры? (Вода, минеральные соли и витамины.)
5. Какие свойства приобретают питательные вещества в процессе пищеварения? (Питательные вещества переводятся в соединения, легко усваиваемые организмом.)
6. Из каких органов состоит система пищеварения? (Из пищеварительного канала и пищеварительных желез.)
7. В каких частях пищеварительного тракта расщепляются белки, жиры и углеводы? Какие ферменты принимают в этом участие? (Полное расщепление белков до аминокислот, жиров – до глицерина и жирных кислот, а углеводов – до глюкозы происходит в двенадцатиперстной кишке под влиянием ферментов пищеварительного сока. Трипсин и химотрипсин расщепляют белки, липаза – жиры, а амилаза – углеводы.)
8. Перечислите органы пищеварительного канала. (К органам пищеварительного канала относят ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник.)
9. Какова общая длина пищеварительного канала у человека? (8–10 м.)
10. Из скольких слоев состоят стенки желудка и кишечника? (Стенки желудка и кишечника состоят из трех слоев: внутреннего – слизистого, среднего – мышечного и наружного – соединительнотканного.)
11. Какой тканью образована слизистая оболочка пищеварительного канала? (Эпителиальной.)
12. Почему слизистая оболочка пищеварительного канала имеет складчатую поверхность? (Для увеличения площади поверхности всасывания.)
13. Какие крупные пищеварительные железы есть у человека? (Три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа.)
14. Какова особенность строения крупных пищеварительных желёз? (Пищеварительные железы расположены вне пищеварительного канала и имеют специальные протоки, ведущие в полость пищеварительного канала.)
15. Какие соединения содержатся в пищеварительных соках? (Ферменты, желчь.)
16. Является ли желчь пищеварительным соком? Есть ли в ее составе пищеварительные ферменты? (Желчь, вырабатываемую печенью, относят к пищеварительным сокам, но ферментов она не содержит.)
17. В какой части пищеварительной системы человека начинается пищеварение и где происходит всасывание питательных веществ? (Переваривание углеводов начинается в ротовой полости. В тонкой кишке переваривается около 80% углеводов и почти 100% белков и жиров. Всасывание начинается и идет наиболее интенсивно в тонком кишечнике, а заканчивается – в толс-
том.)
18. Какова функция ротовой полости в пищеварении? (Пища анализируется на вкусовые качества, измельчается с помощью зубов и языка, начинается переваривание углеводов.)
19. Сколько зубов у человека? (32 зуба.)
20. Где у человека находятся резцы и сколько их? (На обеих челюстях спереди находятся по 4 резца.)
21. Где у человека находятся клыки и сколько их? (За резцами с каждой стороны находится по одному клыку.)
22. Где у человека находятся коренные зубы и сколько их? (Позади клыков с каждой стороны на каждой челюсти имеются по 2 малых и по 3 больших коренных зуба.)
23. Каковы функции различных видов зубов у человека? (Резцами и клыками человек откусывает пищу, а с помощью коренных зубов он ее измельчает и пережевывает.)
24. Что такое корень, шейка и коронка зуба и где они находятся? (Корень – часть зуба, находящаяся в ячейке челюстной кости; шейка – часть зуба, погруженная в десну; коронка – часть зуба, выступающая в ротовую полость.)
25. Что такое зубная эмаль? Какова ее функция? (Специализированная эпителиальная ткань, покрывающая коронку зуба, которая защищает зубы от износа и повреждений.)
26. Что такое дентин? (Плотное, похожее на кость, вещество, из которого состоит основная масса зуба.)
27. Что такое пульпа? Какова функция пульпы? (Это зубная мякоть, заполняющая внутреннюю полость зуба. Она обильно снабжена кровеносными сосудами и нервами. Обеспечивает питание и рост зубов.)
28. Когда появляются первые молочные зубы у человека? (В возрасте около 6 месяцев.)
29. Когда у человека молочные зубы меняются на постоянные? (К 10–12 годам.)
30. Как можно предотвратить растворение зубной эмали? (Надо чистить зубы перед сном и утром, а также полоскать ротовую полость теплой водой после еды.)
31. Почему находящиеся в ротовой полости микроорганизмы способствуют растворению зубной эмали? (Эмаль образована кристаллами фосфата кальция, который растворяется в кислой среде, образующейся в результате жизнедеятельности микроорганизмов.)
32. Почему при разрушении эмали зубов может возникнуть сильная боль? (При разрушении эмали микроорганизмы проникают в полость зуба и вызывают воспаление пульпы, сопровождающееся зубной болью.)
33. Почему воспалительные заболевания зубов опасны для всего организма? (Они могут стать причиной многих воспалительных заболеваний внутренних органов за счет переноса кровью микроорганизмов во внутренние ткани организма.)
34. В каком случае человек может почувствовать вкус пищи? (Вкусовые ощущения на вкусовых сосочках языка вызывает только жидкая или смоченная слюной пища.)
35. Сколько слюнных желёз у человека? (Человек имеет три пары крупных и много мелких слюнных желёз.)
36. В какой момент у человека выделяется слюна? (Слюна у человека выделяется непрерывно, но интенсивнее всего это происходит во время еды, а также при виде вкусной пищи или ощущении ее запаха.)
37. Какое количество слюны выделяет человек за сутки? (До 2 л слюны.)
38. Почему при виде пищи количество слюны у человека увеличивается? (Под влиянием вида пищи и её запаха срабатывает рефлекс слюноотделения.)
39. Где находится центр слюноотделения? (В продолговатом мозге.)
40. Где находятся рецепторы, возбуждающие центр слюноотделения? (На языке и в слизистой оболочке рта.)
41. Что такое глотание? (Переход пищи из ротовой полости в глотку, а затем в пищевод.)
42. Какова функция надгортанника при глотании? (Надгортанник при глотании закрывает гортань.)
43. Какова функция слизистой оболочки пищевода при проглатывании? (Слизистая оболочка пищевода выделяет слизь, облегчающую продвижение по пищеводу пищевого комка.)
44. Каков объем желудка взрослого человека? (Около 1,5 л.)
45. Какова функция слизистой оболочки желудка? (Выделение желудочного сока.)
46. Что такое желудочный сок? (Бесцветная жидкость, содержащая ферменты, слизь и соляную кислоту.)
47. Какова функция желудочной слизи? (Предохраняет стенки желудка от механических и химических повреждений.)
48. Какова функция соляной кислоты в желудке? (Обеззараживает пищу и активирует ферменты, расщепляющие белки и жиры.)
49. Какова функция ферментов желудка? (Ферменты желудка расщепляют белки и жиры.)
50. Могут ли ферменты желудка расщеплять жиры молока? (Да, могут.)
51. Как регулируется отделение сока в слизистой оболочке желудка? (Нервная и гуморальная регуляция.)
52. Участвуют ли большие полушария головного мозга в регуляции деятельности желудка? (Условно-рефлекторная регуляция деятельности желудка осуществляется с участием коры полушарий головного мозга.)
53. Что может тормозить пищеварительные рефлексы? (Шум, посторонние разговоры, чтение во время еды.)
54. По какому нерву идут импульсы от продолговатого мозга к желудку? (По блуждающему нерву парасимпатической нервной системы.)
55. Какие вещества могут возбуждать рецепторы ротовой полости и желудка? (Приправы, солености, перец, горчица усиливают возбуждение рецепторов ротовой полости и желудка, вызывая аппетит.)
56. С чем связаны неприятные ощущения при чувст-ве голода? Какова их функция? (Неприятные ощущения связаны с усиленным сокращением стенок желудка, что стимулирует человека к действиям, ведущим к утолению чувства голода.)
57. Сколько времени проходит от попадания пищи в желудок до появления чувства насыщения? (Сигналы о насыщении попадают в головной мозг с опозданием в 20 мин.)
58. Почему при быстрой еде возможно переедание? (Сигналы о насыщении поступают в головной мозг примерно через 20 мин, поэтому при быстрой еде возможно переедание.)
59. Чем вредно переедание? (При переедании пищеварительные соки не успевают переварить большое количество пищи, в результате пищеварение нарушается.)
60. Когда и как лучше есть? (Лучше есть медленно и понемногу, 4 раза в день.)
61. Сколько времени пища задерживается в желудке? (В желудке пища задерживается до 8 ч.)
62. Когда начинается гуморальная стадия желудочного сокоотделения? (Примерно через 2 ч рефлекторное сокоотделение заканчивается и начинается гуморальная регуляция.)
63. Где образуются биологически активные вещества, гуморально регулирующие деятельность желудка? (В слизистой оболочке желудка.)
64. Какова длина тонкого кишечника? (3–3,5 м.)
65. Назовите начальный участок тонкого кишечника. (Двенадцатиперстная кишка.)
66. Какова длина двенадцатиперстной кишки? (Длина в среднем равна ширине сложенных вместе 12 пальцев руки.)
67. Протоки каких желез впадают в двенадцатиперстную кишку? (Протоки поджелудочной железы и печени.)
68. Каковы условия работы ферментов поджелудочной железы? (Ферменты поджелудочной железы действуют в щелочной среде и активируются желчью.)
69. Какие процессы протекают в двенадцати-перстной кишке? (Расщепляются жиры, углеводы и белки.)
70. Каковы функции желчи? (Повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечной железами, облегчает расщепление жиров.)
71. Какие органы иммунной системы находятся в слизистой оболочке кишечника? (Лимфатические узлы.)
72. Какова роль лимфатических узлов в кишечнике? (Это часть иммунной системы организма.)
73. В каком участке кишечника больше всего лимфоузлов? (В аппендиксе.)
74. Что такое аппендицит? (Воспаление аппендикса.)
75. В каких отделах кишечника обитает кишечная палочка? (В аппендиксе и толстом кишечнике.)
76. Какова роль кишечной палочки в кишечнике человека? (Препятствует размножению болезнетворных бактерий и участвует в образовании некоторых витаминов.)
77. Какова роль ворсинок кишечника? (Увеличивают поверхность всасывания кишечника.)
78. В чем проявляется защитная функция ворсинок кишечника? (Препятствуют проникновению в кровь и лимфу микроорганизмов, обитающих в кишечнике.)
79. Какое веществе образуется и откладывается в печени? (Гликоген.)
80. Какова защитная функция печени? (Обезвреживает ядовитые вещества, образующиеся при пищеварении или поступающие извне.)
81. Сколько времени находятся непереваренные остатки пищи в толстом кишечнике? (Около 12 ч.)
82. Имеются ли ворсинки в толстом кишечнике? (Эпителий толстого кишечника не имеет ворсинок.)
83. Какие функции выполняют бактерии, находящиеся в толстом кишечнике? (Они необходимы для нормального пищеварения, с их участием образуются некоторые витамины.)
84. Какие вещества всасываются в толстом кишечнике? (До 95% воды, глюкоза, витамины и аминокислоты, продуцируемые бактериями.)
85. Почему несвежая пища может вызвать пищевое отравление? (Несвежая пища может содержать микроорганизмы (бактерии, грибки) и продукты их жизнедеятельности, которые могут быть ядовитыми.)
86. Что необходимо сделать при первых признаках пищевого отравления? (Необходимо выпить несколько стаканов теплой воды и вызвать рвоту.)
87. Как у человека можно искусственно вызвать рвотный рефлекс? (Раздражением корня языка.)
88. Каких вы знаете переносчиков микробов, вызывающих заболевания желудочно-кишечного тракта? (Чаще всего мухи и тараканы.)
89. Как предупредить кишечные заболевания? (Мыть руки перед едой, тщательно мыть овощи и фрукты, не пить сырую воду, не употреблять плохо прожаренные мясо и рыбу, держать еду закрытой от тараканов и мух.)
90. От каких кишечных заболеваний удается защитить человека с помощью прививок? (От дизентерии и брюшного тифа.)
Литература
Игры – обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.
Сидоров Е.П. Анатомия и физиология человека. Пособие для поступающих в вузы. – М., 1993.
Источник информации: http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200801406
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Веб-квест "Сын дерева". (Анализ рассказа Д. Бакина "Сын дерева")
Цель: исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина «Сын дерева».Задачи:активизировать познавательную деятельность учащихся;учить анализировать художественное произведение;развивать умение о...
Урок с элементами театрализованных игр по предмету окружающий мир на тему «Деревья. Лиственные, хвойные породы деревьев»
Урок закреплание изученного материала по теме "Деревья". Материал урока содержит элементы театрализованных игр, доступных учащимся. Подобные игры интересны детям и положительно влияют на развити...
Занятие -игра "Как расколдавать дерево знаний"
Методическая разработка поможет создать эмоционально благоприятную атмосферу для творческой самореализации ребенка, установкуна понимание красоты и доброты как основы взаимоотн...
Тесты для проверки знаний по росписи по дереву
Тесты разработаны для самопроверки знаний обучающимися в творческом объединении "Роспись по дереву"...
Вопросы для проверки знаний по росписи по дереву
Вопросы по росписи по дереву для проверки знаний обучающихся в творческом объединении "Роспись по дерву"...
Вводный урок математики в 5-м классе "Дерево знаний"
Вводный урок математики в 5-м классе"Дерево знаний" Цели: образовательные: повторить и систематизировать базовые знания, полученные в начальной школе; знакомство с учебником.развивающие...
Дерево знаний
Мероприятие конкурсной формы для предметной недели.«Дерево знаний»...