Вопросы для проверки знаний по росписи по дереву
материал на тему

Хабибулина Ия Григорьевна

Вопросы по росписи по дереву для проверки знаний обучающихся в творческом объединении "Роспись по дерву"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_dlya_proverki_znaniy.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся на первом этапе должны знать:

  • -названия основных и составных цветов;

  • -значение терминов:  краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, симметрия, асимметрия, роспись, подмалёвка, тенёвка, оживка, узор, мотив;

  • -последовательность выполнения росписи (городецкой, хохломской, северодвинской);

  • -название инструментов и приспособлений;

  • -характерные особенности росписей.

Обучающиеся должны уметь:

  • -пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • -правильно срисовывать мотивы росписи и составлять простейшие цветочные композиции;

  • -распознавать виды росписей;

  • -работать аккуратно соблюдая традиционные особенности росписей.

 

I этап

Проверка теоретических знаний по теме «Городецкая роспись»

1.Откуда появилось название «Городецкая роспись»?

2.Когда и где возникла Городецкая роспись?

3.Назовите известных мастеров Городецкой росписи.

4.Какими способами мастера украшали донца прялок до появления расписных изделий?

5.Как подготовить деревянную заготовку к росписи?

6.Назовите три этапа выполнения Городецкой росписи.

7.Назовите основные мотивы Городецкой росписи и их семантическое значение.

8.Перечислите традиционные жанровые сценки изображаемые на донцах старинными мастерами.

9.Какие предметы быта расписывают современные мастера и какие расписывали в прошлом?

10.Какие основные цвета можно использовать при изготовлении Городецкой росписи?

11.Назовите правила покрытия расписанного изделия лаком.

12.Назовите правила пользования кистями, красками при выполнении росписи по дереву.

13.Назовите правила техники безопасности при выполнении росписи изделия.

Проверка практических умений

1.Выполнить мелкие элементы Городецкой росписи: капли, петли, усики, дуги, спирали, точки.

2.Выполнить мотив  «бутон», «ромашка», «купавка», «розан», «птица».

3.Выполнить цветочную композицию «гирлянда», «букет».

Проверка теоретических знаний по теме «Хохломская роспись»

1.С чем связано название промысла «Хохлома»?

2.Когда и где зародилось искусство Хохломы?

3.Какие мастера хохломской росписи вам знакомы, в чём их заслуги?

4.Какие деревянные изделия расписывали в хохломской росписи?

5.Назовите виды хохломской росписи и их отличительные особенности.

6.Назовите особенности выполнения верхового и фонового письма.

7.Какие мотивы используются при написании хохломской росписи и почему?

8.Какие цвета можно увидеть в «Царской Хохломе», какие цвета не встречаются в хохломской росписи?

9.Почему об изделиях хохломской росписи говорят: «В воде не тонет,

в огне не горит?».

10.Назовите правила пользования кистями и красками при изготовлении росписи по дереву.

11.Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать во время работы красками, лаком, карандашами?

Проверка практических умений

1.Выполнить мелкие элементы: капли, травку ,усики, спирали.

2.Выполнить мотивы: «кустик», «травка», «клубника», «орех», «листок», «рябинка» и т.д.

3.Выполничь стебель с травными элементами и ягодами.

Проверка теоретических знаний по теме:   «Северодвинская роспись».

  1. Где зародилась северодвинская роспись? Назовите её отличия от росписей более южных районов (городецкая, хохломская).
  2. Какие виды росписей объединяет северодвинская роспись?
  3. Назовите отличительные особенности мезенской росписи.
  4. отличительные особенность ракульской росписи.
  5. Назовите отличительные особенности пермогорской росписи.
  6. Назовите отличительные особенность борецеой росписи.
  7. Какие виды северодвинской росписи относятся к живописным, а какие к графическим. Почему?
  8. Перечислите мелкие элементы мезенской росписи и их значение.
  9. Какие мотивы и сюжеты используются в северодвинских росписях?
  10. Назовите последовательность выполнения северодвинских росписей.

Какие бытовые предметы расписывали мастера северодвинской росписи?

  1. Назовите

Проверка практических умений

  1. Выполнить мелкие элементы мезенской росписи: спираль, стихийка, перышко, волна, точка, капли, звездочки.
  2. Выполнить мотивы: «трилистник», «тюльпан», «курочка». (Пермогорская роспись).
  3. Выполнить фрагмент ракульского кустика с сорокой.
  4. Выполнить фрагмент пучужского узора.

     5. Выполнить фрагмент борецкого узора.

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся на втором этапе должны знать:

  • основы цветоведения;
  • основы композиции;
  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм, симметрия, повтор, чередование, инверсия, равновесие;

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться гуашью, графическими материалами и инструментами;

выполнять орнамент в круге

  • квадрате, полосе; ,
  • самостоятельно составлять растительные орнаменты, композиции с животными, жанровые композиции;
  • проявлять творчество в создании композиции, импровизировать;
  • работать самостоятельно, использовать авторские варианты оживки мотивов.

Проверка теоретических знаний по теме: «Урало - сибирская роспись»

  1. История возникновения урало - сибирской росписи.
  2. Какие предметы быта расписывали мастера урало - сибирской росписи?
  3. В чем состоит особенность подготовки инструментов для урало – сибирской росписи по дереву?
  4. Какие материалы необходимы для выполнения уральской росписи?
  5. Какими красками пользуются для выполнения уральской росписи?
  6. В какой последовательности выполняется уральская роспись?
  7. В каком положении сидят художники при выполнении росписи и как держат инструмент?
  8. В чем состоит  роль изображений в изделиях народного искусства?

Каким образом делилось внутреннее

  1. пространство уральской избы?
  2. Что воплощал в себе каждый из ярусов домовой росписи?
  3. Какая цветовая гамма преобладала в росписях уральского дома? С чем это было связано?
  4. Какие изделия расписывают мастера урало – сибирской росписи в наши дни?

Проверка практических умений

  1. Выполнить цветочную композицию.
  2. Выполнить мотив «сова», «петушок».

Проверка теоретических знаний по теме:

«Орнамент»

  1. Дать определение понятию мотив. Назовите некоторые исторически устойчивые мотивы.
  2. Назовите принципы ритмического построения.
  3. Объясните понятия: раппорт, ритм, узор, орнамент.
  4. Назовите виды симметрических построений.
  5. Что называется бордюром? Виды бордюрного орнамента.
  6. Что такое сетчатый орнамент, в каких видах росписи его можно встретить?
  7. Назовите два типа пропорций. В чем суть «Золотого сечения»?

Проверка практических умений

  1. Составить орнаменты используя принципы ритмического построения: повтор, прогрессия.
  2. Составить орнаменты используя принципы ритмического построения: чередование, инверсия.
  3. Выполнить орнамент с точечной симметрией.
  4. Выполнить орнамент с зеркальной симметрией.
  5. Выполнить орнамент с одним из видов динамической симметрии (повтор, перенос, обращение).
  6. Изобразить вариант сетчатого орнамента.

Проверка теоретических знаний по теме:

«Основы декоративной композиции»

  1. Дать определение монокомпозиции. Каковы особенности построения монокомпозиции.
  2. Как создать равновесие в монокомпозиции (динамическое, статическое).
  3. Как можно использовать членение плоскости полосами на части для достижения композиционного единства.
  4. Как можно организовать элементы в композиции учитывая «вес» изображаемого элемента и форму объекта.
  5. Как организованы элементы в статической композиции?
  6. Как организованы элементы в динамической композиции?
  7. Дать определение доминанты в композиции. Назовите возможные варианты организации доминанты.

Проверка практических навыков

  1. Расчленить квадратную или прямоугольную плоскость одной или двумя линиями на равные или неравные части в вертикальном или горизонтальном направлении, сочетая эти членения с использованием мотивов приближенных  к кругу, квадрату.
  2. Выполнить статическую композицию с использованием членения плоскости.
  3. Уравновесить композицию из равных по величине стилизованных элементов.
  4. Создать динамическую композицию, используя большое количество элементов, обеспечивая при этом условие – создание равновесия в композиции.
  5. Выполнить декоративную композицию на создание доминанты – композиционного центра.

Проверка теоретических знаний по теме:

«Основы цветоведения»

  1. Назовите основные  цвета и цвета составляющие цветовой круг.
  2. Назовите четыре группы родственных цветов.
  3. Назовите цвета входящие в желто – красную цветовую гармонию и красно – желтую.
  4. Назовите цвета входящие в красно – синюю и сине – красную цветовые гармонии.
  5. Назовите четыре группы родственно – контрастных цветов.
  6. Назовите родственно- контрастные цвета теплые, холодные.
  7. Цветовое решение городецкой, хохломской, северодвинской и урало – сибирской росписей.

Проверка практических умений по теме:

«Основы цветоведения»

  1. Выполнить композицию в однотонной цветовой гармонии.
  2. Выполнить композицию в гармонических сочетаниях родственных цветов.
  3. Выполнить композицию в гармонических сочетаниях родственно – контрастных цветов.

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся на третьем этапе должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • понятия: роспись, живопись, декоративное рисование, графика;
  • историю росписи по дереву;
  • значение декоративно – прикладного искусства в жизни современного человека;
  • основы дизайна.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • свободно рисовать орнаментальные, жанровые композиции на заготовках любой формы;
  • решать художественно – творческие задачи, пользуясь накопленными знаниями и умениями.

Тесты для самопроверки

  1. Является ли народное искусство частью культуры? (да, нет, незнаю). (Подчеркнуть.)
  2. Узнать (подчеркнуть), какие виды изобразительного искусства из перечисленных имеют не только художественную ценность, но и прикладное значение (портрет, резьба по дереву, вышивка, пейзаж, витраж, гобелен).
  3. Указать (подчеркнуть), какие из перечисленных видов художественной деятельности относятся к области народного искусства (ювелирное искусство, фотография, ковроткачество, орнаментальная роспись, литература, вышивка, музыка).
  4. К виду народного искусства « художественная обработка дерева» относятся: прялка, чеканка, пряничная доска, наличник, карниз, декоративное блюдо (подчеркнуть).
  5. К виду народного искусства «художественная обработка ткани» относятся: вышивка, макраме, кружево, набойка, литье, ткачество (подчеркните).

  1. Укажите (подчеркните) специфические особенности народного искусства как типа художественного творчества: приверженность к канону, универсальность образов, национальный характер, постоянство тем, устойчивость образов.
  2. Указать (написать), к какому региону, области в России относятся характерные виды народного искусства: глухая «корабельная» резьба по дереву, крестецкая строчка, хохломская роспись, каргопольская игрушка, борецкая роспись, филимоновская игрушка.

Предлагаю подумать

  1. Составьте описание одного из традиционных художественных промыслов России (по материалам экскурсии или прочитанному), используя следующий план.  
  • Название художественного промысла, краткие сведения из истории его возникновения.
  • Описание традиционной техники (материал, производство).
  • Фамилии выдающихся мастеров промысла, примеры из творческой жизни.
  • Применение художественных вещей промысла в быту (теперь и раньше).
  • Особенности художественной системы промысла (излюбленные темы, цвет, композиции, типизированные образы, связь с природой).

2. Составьте рассказ – экскурсию о старинном художественном промысле

               

Вопросы и задания для обучающихся на первом этапе

( I полугодие)

  1. Назовите и нарисуйте самый большой цветок в городецкой росписи.
  2. Назовите и нарисуйте самый маленький цветок в городецкой росписи.
  3. Назовите и нарисуйте цветок с «пяточком» в середине.
  4. Назовите и нарисуйте цветок размером  чуть меньше розана.
  5. Назовите этапы выполнения городецкой росписи.
  6. Перечислите и напишите мелкие элементы росписи.
  7. Назовите правила пользования кистью.
  8. Какие птицы встречаются в городецкой росписи?
  9. Какие жанровые сценки изображают на досках?
  10. Красками каких оттенков рисуют сначала и почему?
  11. Назовите красками каких цветов рисуют Городецкую?

Компьютерные тесты

1.Секреты росписи

2. Загадки росписи

3. Загадки Хохломы

4. Тестовые задания по росписи по дереву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для проверки знания текста поэмы А.С. Пушкина "Полтава"

Данный опросник составлен для обучающихся 7 класса с целью проверки знания ими текста поэмы А.С. Пушкина "Полтава". При разработке данного материала учитель опирался на краткое содержание (великий инт...

Вопросы для проверки знаний Конституции РФ в 6-7 классах

Вопросы для проверки знаний Конституции РФ в 6-7 классах...

Вопросы для проверки знаний Конституции РФ в 8-9 классах

Вопросы для проверки знаний Конституции РФ в 8-9 классах...

Тесты для проверки знаний по росписи по дереву

Тесты разработаны для самопроверки знаний обучающимися в творческом объединении "Роспись по дереву"...

Вопросы для проверки знаний по теме "Парламент"

Вопросы для проверки знаний учащихся по теме "Политическая система в России и Британии" по учебнику "Happy English.ru" для 8 класса...

Вопросы для проверки знаний по курсу «Индивидуальный проект (Право)» за 1 семестр

Вопросы для проверки знаний по курсу «Индивидуальный проект (Право)» за 1 семестр...