Рабочая программа курса по выбору
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Приложение
к Образовательной программе
общего образования,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2016г. № 934
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
РАССМОТРЕНО на экспертном совете Протокол от 30.08.2016 г. № 1 |
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________________ /Т.Г. Ефименко 30.08.2016г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы Протокол от 30.08.2016г. № 8 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Решение генетических задач»
9 класс
Составитель:
Епанчинцева Н.В.
учитель биологии
2016 г.
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 9 класса, увлеченных биологией и сдающих ОГЭ по биологии. Она обеспечивает подготовку по данной теме. Предполагаемый курс углубляет и расширяет рамки курса биологии, имеет профессиональную направленность и направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников. Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии.
В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук - генетике.
Актуальность изучения раздела “Решение генетических задач” возрастает, в связи с тем, что развитие науки генетика происходит быстрыми темпами и все большее значение приобретает знание генетических вопросов для медицины, а значит и для человека.
Программа построена с учетом принципов педагогики сотрудничества и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.
Программа рассчитана на 18 часов.
Цели курса:
- Создание условий для развития творческого мышления, умение самостоятельно применять и пополнять свои знания.
- Формирование и развитие интереса к биологии в целом и генетике в частности.
Задачи курса:
- Совершенствовать умение и навыки решения генетических задач различной степени сложности.
- Расширить и углублять знания данного раздела.
- Обеспечить высокую степень готовности учащихся к ОГЭ по биологии.
- Развивать логическое мышление учащихся.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: Основные генетические понятия, генетические законы и символику, методы изучения генетики.
Учащиеся должны уметь:
- давать аргументированную оценку новой информации;
- применять различные генетические законы при решении задач;
- прогнозировать вероятность передачи по наследству генетических нарушений;
- готовить материалы по теоретическому материалу;
- составлять родословную;
- сравнивать, анализировать, делать выводы;
- владеть языком предмета.
Учебный план
№п/п | Название темы | Кол-во часов | Практическая часть |
I. | Введение | 1 | |
II. | Моногибридное скрещивание | 3 | 2 |
III. | Дигибридное скрещивание | 2 | 1 |
IV. | Полигибридное скрещивание | 3 | 2 |
V. | Сцепленное наследование генов | 3 | 2 |
VI. | Наследование, сцепленное с полом | 3 | 2 |
VII. | Взаимодействие неаллельных генов | 2 | 1 |
VIII. | Итоговое занятие | 1 | |
Итого: | 18 | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. 1 ч
Теоретический курс. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.
2. Моногибридное скрещивание. 3 ч
Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.
Практический курс – 2 часа. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.
3. Дигибридное скрещивание. 2 ч
Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.
Практический курс – 1 час. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.
4. Полигибридное скрещивание. 3 ч
Теоретический курс -1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.
Практический курс – 2 часа. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.
5. Сцепленное наследование генов. 3 ч
Теоретический курс – 1 час. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.
Практический курс – 2 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.
6. Наследование, сцепленное с полом. 3 ч
Теоретический курс – 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хро-мосом в жизни и развитии организмов.
Практический курс – 2 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.
7. Взаимодействие неаллельных генов. 2 ч
Теоретический курс – 1 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.
Практический курс – 1 час. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.
8. Итоговое занятие. 1 ч
Самостоятельное решение генетических задач всех видов.
Ожидаемые результаты:
- знание основных генетических законов;
- владение генетической терминологией;
- умение решать задачи повышенной сложности;
- умение прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
- умение применять генетические законы при решении задач;
- умение готовить доклады по теоретическому материалу.
Учебно-методические средства обучения
- Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. Издательство «Лицей», 1998 г.
- Тренажер по общей биологии для учащихся .
- Тренировочные задачи. Составитель М.В.Высоцкая. Волгоград, 2006
- Сборник «Генетика». Москва, 2016 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"
Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...
Рабочая программа курса по выбору "Создание занимательных задач на компьютере"
Курс по выбору в 7 классе Рассчитан на 17 часов.1735 ...
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
Рабочая программа курса по выбору по математике
Рабочая программа элективного кура "Решение неравенств, содержащих модуль"....
Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса
Название курса "Способы и методы решения уравнении и неравенств"...
Рабочая программа курса по выбору "Учебно-исследовательская деятельность
Данная программа ставит основную цель - обучить учащихся навыкам учебного исследования. В работе представлен не только учебно-тематический план программы, но и собраны полезные памятки для...
Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс
Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"...