Конспект урока по биологии на тему: «Семейство Розоцветных»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 432
Колпинского района города Санкт-Петербурга
Конспект урока в 7 В классе по биологии на тему:
«Семейство Розоцветных»
Учитель: Матвеева М.Н
2016 г.
СПб
Тема: Семейство Розоцветных.
Цель: расширить знания школьников о многообразии цветковых растений.
Задачи.
Обучающие:
-научить школьников выявлять главные признаки семейства на примере Розоцветных;
-сформировать умение составлять морфолого-систематическую карточку семейства;
- расширить знания учащихся о многообразии растительного мира;
- раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать коррекции недостатков психо - физического развития учащихся;
- совершенствование общеучебных и специальных умений;
- развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитательные:
Создать условия для формирования позитивных качеств личности (дисциплинированность. взаимопомощь. товарищество, доброта)
.формировать эмоционально- ценностное отношение учащихся к процессу изучения биологии через удивление, восхищение, занимательность
Методы: Словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический.
Оборудование: Учебные принадлежности, гербарный материал, рабочие тетради, мультимедийная презентация, картинки с изображением представителей семейства.
Ход урока.
- Орг. момент. Настрой учащихся на занятие: дерево эмоций. На ветвях лица с различным изображением эмоций Учитель предлагает выбрать лицо , эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).
- Учитель: « накопление знаний подобно росту дерева» (Винсон Браун),я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном семействе растений, а что это за семейство давайте будем знакомиться вместе.
3. Актуализация знаний.
Но прежде чем познакомится с представителями нового семейства, проведем биологическую разминку.
3. Контроль ЗУН.
Задание 1.
Рассмотреть гербарии растений, назвать известное вам растение, его жизненную форму, отдел, к которому оно относится.
Задание 2.
- На какие классы делятся цветковые растения?
Определите по иллюстрации, к какому классу относится представленные признаки.
Задание 3.
Определите по представленным слайдам, к какому семейству относится данная группа растений.
(Демонстрация слайдов)
- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Однодольные.
- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Двудольные.
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.
- Посмотрите на это растение. - Кому оно знакомо? Назовите. Это-роза.
Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы? Почувствуйте ее аромат.
(Демонстрация живого растения, ее запаха)
Ее упругие стебли гордо держат цветы разных оттенков – от снежно-белых, розовых, желтых, до темно-красных. И каждый цветок, словно божественная мелодия!
(Музыкальное оформление)
Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прохладен, холоден и чист
Глубокий кубок, полный аромата
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья...."
С. Маршак
Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви - из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.
Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.
Роза – растение культурное. В наших садах розы стали разводить при Петре 1.
А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.
- Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока
Семейство Розоцветных насчитывают более3000 видов.
Вот некоторые из них.
(Демонстрация слайдов
1. Хоть прячется Алёна 2. В сенокос – горька,
За веточкой зеленой, А в мороз – сладка.
Но красная щека Что за ягодка? (Рябина)
Видна издалека (Яблоня)
3. Будто снежный шар бела, 4. Царицей цветов я зовусь
По весне она цвела, На вид я прекрасна, нежна
Нежный запах источала. Но тронешь меня невзначай
А когда пора настала, Почувствуешь, как я сильна (Роза)
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (Черёмуха)
5. Вкус у ягоды хорош, 6. Долгоножка хвалится:
Но сорви ее, пойди-ка: - Я ли не красавица?
Куст в колючках, будто ёж, - А всего-то - косточка
Вот и назван … (Ежевика) Да красненькая кофточка (Вишня)
7. Я капелька лета на тоненькой ножке 8. Бусы красные висят,
Плетут для меня кузовки и лукошки Из кустов на нас глядят
Кто любит меня, тот и рад поклониться Очень любят бусы эти
А имя дала мне родная землица (Земляника) Дети, птицы и медведи (Малина)
9. На сучках висят шары –
Посинели от жары (Слива)
Учитель. Семейство это – богатое и знатное Многие ее представители славятся на весь мир и любимы народом.
Давайте, теперь определим, к каким жизненным формам относятся растения семейства розоцветные? (Какие растения данного семейства бывают по внешнему виду?) - деревья, кустарники и травы. (запись в тетрадь)
Задание. «Дерево, кустарник, трава»
Выполняют в группах. На столах комплекты гербарных образцов, картинок растений разных жизненных форм изучаемого семейства; ученики делают выбор и прикрепляют к доске к подписям «дерево», «кустарник», «трава»
В итоге на доске: дерево- яблоня, абрикос, черемуха, вишня, груша
Кустарник- шиповник, , малина,
Трава - Земляника, лапчатка, , гравилат
Учитель: Я предлагаю вам найти семейную формулу.
Задание №1 « Найдите формулу цветка»
1-я группа. Определение формулы цветка по диаграмме.
2-я группа. Определение формулы цветка с помощью цветка.
3-я группа Определение формулы цветка с помощью гербария шиповника
2. Вставьте пропущенные слова:
У растений семейства розоцветных цветок имеет……………………околоцветник, чашечка состоит из…..свободных чашелистиков,
венчик состоит из …..свободных лепестков,
тычинок…..,
пестиков…..или…..
На доске у нас прикреплены изображения плодов растений данного семейства. Рассмотрите их. Давайте назовем их Что вы заметили? (Разные плоды)
Какие плоды имеют растения семейства розоцветные? (запись в тетрадь) – костянка, многокостянка, многоорешек, яблоко
Вывод:
Задание: «Узнай меня»
По описанию растений узнать его название.
Тест для 1 группы
Это дерево с прямостоячим стеблем, высота от 4 до 10 метров. Листья располагаются поочередно,
простые, целые. В лесу встречается дикая форма, но больше известна как плодовая культура.
Тест для 2 группы.
Это одиночное дерево или растет группами, образуя заросли во всех лесах. Листья сложные. Плоды, образующие гроздь, осенью служат под час единственным кормом многим птицам, копытным и другим лесным обитателям.
Тест для 3 группы.
Это травянистое растение. Стебель очень короткий. Несет розетку тройчатосложных листьев.
Плоды необыкновенно душистые и вкусные.
Описание шиповника обыкновенной (нужное подчеркнуть) самостоятельная работа
Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)
Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)
Листорасположение (простые, сложные)с черешком, жилкование сетчатое параллельное
Формула цветка Л5 Т∞ П1, Ч5 Л5 Т∞ П
Тип плода (костянка, яблоко, семянка)
Откройте учебник стр. 153 синяя рамочка
Домашнее задание:
- Стр. 150-151
- Подготовить сообщение о лекарственном значении розоцветных.
- Зарисовать диаграмму розоцветных.
Рефлексия:
Теперь я знаю….
Теперь я умею…
Оценки учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез" (6 класс)
Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле....
План-конспект урока и презентация «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»
Что может быть слаще лесной земляники? Под зеленью прячет характер свой дикий, И смотрит оттуда глазами ребёнка - Пять чувств белоснежных на радужке солнца. На краешке чащи распаренный полдень Се...
Конспект урока по биологии по теме «Отряды птиц».
Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а...
Конспект урока по биологии по теме "Скелет человека" 9 класс школы VIII вида
В нашей школе обучаются дети с ДЦП,с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому тема урока актуальна для них....
Конспект урока по биологии по теме « Лишайники» 7 класс
Конспект урока соответствует современным требованиям к уроку и соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока по биологии по теме "Отряды млекопитающих"
Конспект урока можно использовать на уроках биологии в 7 классе.Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов млекопитающих на основе выявления сущ...
Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".
Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...