Конспект урока по биологии на тему: «Семейство Розоцветных»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Матвеева Мария Николаевна

Конспект разработан для 7 класса коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_7_v.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа № 432

Колпинского района города Санкт-Петербурга

Конспект урока в 7 В классе по биологии на тему:

«Семейство Розоцветных»

Учитель: Матвеева М.Н

2016 г.

СПб

Тема: Семейство Розоцветных.

Цель: расширить знания школьников о многообразии цветковых растений.

Задачи.

Обучающие:

-научить школьников выявлять главные признаки семейства на примере Розоцветных;

-сформировать умение составлять морфолого-систематическую карточку семейства;

- расширить знания учащихся о многообразии растительного мира;

- раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать коррекции недостатков психо  - физического развития учащихся;

- совершенствование общеучебных и специальных умений;

- развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

Создать условия для формирования позитивных качеств личности (дисциплинированность. взаимопомощь. товарищество, доброта)

.формировать эмоционально- ценностное отношение учащихся к процессу изучения биологии через удивление, восхищение, занимательность

Методы: Словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический.

Оборудование: Учебные принадлежности, гербарный материал, рабочие тетради, мультимедийная презентация, картинки с изображением представителей семейства.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Настрой учащихся на занятие: дерево эмоций. На ветвях лица с различным изображением эмоций Учитель предлагает выбрать лицо , эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).
  2. Учитель: « накопление знаний подобно росту дерева» (Винсон Браун),я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном семействе  растений, а что это за семейство давайте будем знакомиться вместе.

3. Актуализация знаний.

Но прежде чем  познакомится с представителями нового семейства,  проведем биологическую разминку.

3. Контроль ЗУН.

Задание 1.

Рассмотреть гербарии растений, назвать известное вам растение, его жизненную форму, отдел, к которому оно относится.

Задание 2.

 - На какие классы делятся цветковые растения?

Определите  по иллюстрации,  к какому классу относится представленные признаки.

Задание 3.

Определите по представленным слайдам, к какому семейству относится данная группа растений.

(Демонстрация слайдов)

- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Однодольные.

- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Двудольные.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством  цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.

- Посмотрите на это растение. - Кому оно знакомо? Назовите. Это-роза.

Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы? Почувствуйте ее аромат.

(Демонстрация живого растения, ее запаха)

Ее упругие стебли гордо держат цветы разных оттенков – от снежно-белых, розовых, желтых, до темно-красных. И каждый цветок, словно божественная мелодия!

(Музыкальное оформление)

Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.

Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прохладен, холоден и чист
Глубокий кубок, полный аромата  

Как дружен с ним простой и скромный лист, 
Темно-зеленый, по краям зубчатый. 
За лепесток заходит лепесток, 
И все они своей пурпурной тканью 
Струят неиссякающий поток 
Душистого и свежего дыханья...."
С. Маршак 

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви - из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки  крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.

Роза – растение культурное. В наших садах розы стали разводить при Петре 1.

А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.

- Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока

Семейство Розоцветных насчитывают более3000 видов.

Вот некоторые из них.

(Демонстрация слайдов

1. Хоть прячется Алёна                             2. В сенокос – горька,

    За веточкой зеленой,                               А в мороз – сладка.

    Но красная щека                                      Что за ягодка?  (Рябина)

    Видна издалека (Яблоня)

3. Будто снежный шар бела,                      4. Царицей цветов я зовусь

    По весне она цвела,                                  На вид я прекрасна, нежна

    Нежный запах источала.                           Но тронешь меня невзначай

    А когда пора настала,                               Почувствуешь, как я сильна (Роза)

    Разом сделалась она

    Вся от ягоды черна  (Черёмуха)

5. Вкус у ягоды хорош,                               6. Долгоножка хвалится:

    Но сорви ее, пойди-ка:                              - Я ли не красавица?

    Куст в колючках, будто ёж, -                      А всего-то - косточка

    Вот и назван … (Ежевика)                          Да красненькая кофточка  (Вишня)

7. Я капелька лета на тоненькой ножке                  8. Бусы красные висят,

   Плетут для меня кузовки и лукошки                        Из кустов на нас глядят

   Кто любит меня, тот и рад поклониться                  Очень любят бусы эти

   А имя дала мне родная землица (Земляника)     Дети, птицы и медведи (Малина)

9. На сучках висят шары –

    Посинели от жары  (Слива)

Учитель. Семейство это – богатое и знатное Многие ее представители славятся на весь мир и любимы народом.

Давайте, теперь определим, к каким жизненным формам относятся растения семейства розоцветные?  (Какие растения данного семейства бывают по внешнему виду?)  - деревья, кустарники и травы. (запись в тетрадь)

Задание. «Дерево, кустарник, трава»

Выполняют в группах. На столах комплекты гербарных образцов, картинок  растений разных жизненных форм изучаемого семейства; ученики делают выбор и прикрепляют к доске к подписям «дерево», «кустарник», «трава»

 В итоге на доске: дерево- яблоня, абрикос, черемуха, вишня, груша

                                  Кустарник- шиповник, , малина,

                                  Трава - Земляника, лапчатка, , гравилат

Учитель: Я предлагаю вам найти семейную формулу.

Задание №1 « Найдите формулу цветка»

1-я группа. Определение формулы цветка по диаграмме.

2-я группа. Определение формулы цветка с помощью цветка.

3-я группа Определение формулы цветка с помощью гербария шиповника

2. Вставьте пропущенные слова:

У растений семейства розоцветных цветок имеет……………………околоцветник, чашечка состоит из…..свободных чашелистиков, 

венчик состоит из …..свободных лепестков,

тычинок….., 

пестиков…..или…..

На доске у нас прикреплены изображения плодов растений данного семейства. Рассмотрите их. Давайте назовем их Что вы заметили? (Разные плоды)

Какие плоды имеют растения семейства розоцветные? (запись в тетрадь) – костянка, многокостянка, многоорешек, яблоко

Вывод:

Задание: «Узнай меня»

 По описанию растений  узнать его название.

Тест для 1 группы

Это дерево с прямостоячим стеблем, высота от 4 до 10 метров. Листья располагаются поочередно,

простые, целые. В лесу встречается дикая  форма, но больше известна как плодовая культура.

Тест для 2 группы.

Это одиночное дерево или растет группами, образуя заросли во всех лесах. Листья сложные. Плоды, образующие гроздь, осенью служат под час единственным кормом многим птицам, копытным и другим лесным обитателям.

Тест для 3 группы.

Это травянистое растение. Стебель очень короткий. Несет розетку тройчатосложных листьев.

Плоды необыкновенно душистые и вкусные.

Описание шиповника обыкновенной (нужное подчеркнуть) самостоятельная работа


  1. Жизненная форма (трава, кустарник, 
    дерево)

  2. Характер стебля (
    прямостоячий, вьющийся, ползучий)

  3. Листорасположение (
    простые, сложные)с черешком, жилкование сетчатое параллельное

Формула цветка Л5 Т∞ П1,     Ч5 Л5 Т∞ П


           Тип плода (костянка, 
яблоко, семянка)

Откройте учебник стр. 153 синяя рамочка

Домашнее задание:

  1. Стр. 150-151
  2. Подготовить сообщение о лекарственном значении розоцветных.
  3. Зарисовать диаграмму розоцветных.

Рефлексия:

Теперь я знаю….

Теперь я умею…

Оценки учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез" (6 класс)

Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле....

План-конспект урока и презентация «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»

Что может быть слаще лесной земляники? Под зеленью прячет характер свой дикий, И смотрит оттуда глазами ребёнка - Пять чувств белоснежных на радужке солнца. На краешке чащи распаренный полдень Се...

Конспект урока по биологии по теме «Отряды птиц».

Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а...

Конспект урока по биологии по теме "Скелет человека" 9 класс школы VIII вида

В нашей школе обучаются дети с ДЦП,с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому тема урока актуальна для них....

Конспект урока по биологии по теме « Лишайники» 7 класс

Конспект урока соответствует современным требованиям к уроку и соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока по биологии по теме "Отряды млекопитающих"

Конспект урока можно использовать  на уроках  биологии в 7 классе.Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов млекопитающих на основе выявления сущ...

Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".

Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых,  выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...