БИО КВН "Органы растения"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
БИО КВН - это обобщение материала по теме "Органы растения",как внеклассное мероприятие. Участники - команды "Цветы" и "Фрукты" в количестве по 7 человек в каждой. Задания даются самые разные по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КВН по ботанике Органы растения | 586.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емвы
Внеклассное мероприятие
6 класс
Составлено учителем биологии
высшей категории
МБОУ «СОШ №1» г. Емвы
Безменовой Галиной Степановной
г.Емва Княжпогостский район
БИО-КВН «Органы растения»
Автор: Безменова Галина Степановна - учитель биологии.
Место проведения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емвы.
Республика Коми
Тип занятия – повторительно-обобщающее.
Технологии – технология сотрудничества и диалога, технология оценки успехов, игровая (входят в систему СДП), развивающая (входит в систему мероприятий по самообразованию – воспитание самостоятельности, развитие творческих способностей).
Цель. Обобщение и проверка знаний учащихся о строении органов растений.
Задачи:
-Образовательные.
1. Самостоятельно найти ответы на предложенные учителем логические вопросы. 2.Уметь выражать свои знания в рисунках, составлять ребусы по теме. 3.Знать растения местной флоры. 4.Проверить и обобщить знания о строении и процессах жизнедеятельности растений.
-Воспитательные:
1.воспитание самостоятельности, доброжелательности, умения работать в группе; 2.воспитание культуры общения.
-Развивающие:
1.развитие логического мышления, творческого потенциала учащихся при выполнении домашних и учебных заданий.
Планируемые результаты.
Предметные:
знать материал в пределах пройденной темы;
уметь правильно формулировать определения понятий.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
(Регулятивные УУД).
Работать коллективно по решению заданий;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
высказывать своё предположение.
(Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и следовать им.
(Познавательные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний;
добывать новые знания;
находить ответы на вопросы, используя свои знания и жизненный опыт.
Формы Работы. Групповая, командная.
Оборудование: карточки с заданиями, протоколы, жетоны, красные, жёлтые и зелёные кружки, грамоты, памятки для жюри, секундомер, компьютер, проектор, презентация, листы самооценки с «Лестницей успеха».
Структура мероприятия: 1.Организационный момент – 1мин. 2.Установление логической взаимосвязи – 1 мин. 3.Игра – КВН – 38 мин. 4. Рефлексия – 3мин 5. Итоги игры – 2 мин.
План. 1.Вступительное слово учителя, приветствие команд и всех присутствующих.
2.Приглашение в игру команд и их представление. 3. КВН: - разминка, - конкурс «Домашнее задание»; - конкурс ребусов. - «Ты мне, я тебе». - «Узнай растение». - «Пятый лишний». - конкурс «Знаешь ли ты местную флору?». - «Дальше, дальше» - конкурс на знание терминов.
Домашнее задание командам (даётся заранее)
Ход игры.
Участвуют две команды по 7 человек. Команда «Цветы» и команда «Фрукты». У каждой команды должна быть эмблема, название, приветствие команд и лист самооценки (Приложение3).
«Совет садоводов и огородников» (далее жюри) - 2 человека и один – секундометрист. Остальные учащиеся класса разделились на 2 группы поддержки, каждый из которых получил по красному, жёлтому и зелёному кружку. У жюри – памятки по судейству, жетоны, протокол, дипломы. По классу развешены таблицы, работы учащихся, рисунки по теме обобщающего урока – КВН «Органы растения». (Звучит фоновая музыка)
Ведущий (учитель). Здравствуйте участники интеллектуальной игры - КВН, здравствуйте все присутствующие в классе. Ребята, сегодня в игровой форме (КВН), вы покажите свои знания по теме «Органы растения». В заключении будут подведены итоги. Вас будет оценивать жюри в составе 2-х человек из числа одноклассников (называются их фамилии) Итак, мы начинаем КВН. Ученица класса читает ею написанный стих (Приложение1).
Приветствие команд. Прежде всего, я приглашаю
команды на отведённые вам места по одному игроку из каждой команды. В команду «Цветы» приглашается цветок, который используется в медицине как антисептическое и противовоспалительное средство (ребята знают этот цветок – выходит ромашка и садится на отведённое для команды место). У этого цветка видоизменённый подземный побег – луковица и простой околоцветник. Выходит тюльпан. Далее, цветок, имеющий соцветие завиток, лепестки в венчике сросшиеся. Да, это колокольчик. У следующего цветка семена, созревающие в коробочке, используются в хлебопекарной и в кондитерской промышленности. Молодцы, это мак. Следующий цветок имеет шипы на стебле. Правильно, это цветок – роза. Растение этого цветка занесено в Красную книгу Республики Коми, зацветает ранней весной, любит увлажнённые места для жизни. Конечно, это купальница европейская. Последний цветок. У него зазубренные лепестки красного цвета, цветок чаще всего является символом мужества и скорби (выходит и занимает своё место в команде «Цветы» гвоздика).
Команда «Фрукты». Для участия в КВН приглашается фрукт, плод которого напоминает цветок – ананас, займите своё место. Прошу занять место фрукту, цветки которого белого цвета, плод – ягода в виде лампочки (выходит груша). Далее, если этот плод (ягоду) надкусить, через некоторое время надкушенная часть становится коричневой из-за избытка железа. Это плод? Правильно, яблоко. Следующий фрукт имеет односемянной сочный плод – однокостянку на длинной плодоножке ярко-красного цвета. Конечно это вишня. Приглашаю фрукт оранжевого цвета, его плод – померанец (выходит апельсин). Односемянной сочный, сладкий, синего цвета плод - однокостянка. Правильно, это – чернослив. И, наконец, заморский фрукт – прошу. Выходит манго. Ведущий. Все на месте. Мы начинаем КВН. Первое задание. Разминка. Ведущий по очереди задаёт по три вопроса командам и даёт по 30 сек. на обдумывание. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за частично правильный – 0,5 балла. Ведущий обращается к группам поддержки с тем, что каждый из них имеет право, поднимая руку, дополнять или отвечать на неотвеченный командой вопрос, получая за ответ жетоны и в конце урока Вопросы: - Перечислить признаки двудольных растений. - На примере зерновки пшеницы рассказать о строении семени однодольного растения. - Что такое корнеплод, какие корнеплоды вы знаете? - Что такое ксилема, где она расположена? - В процессе эволюции у растений появилось корневое давление. Какое значение оно имеет для растения? - Какое значение в жизни растений имеет транспирация? Ведущий спрашивает у групп поддержки: «Может кто-то добавит или внесёт поправки к выслушанным ответам?» (жюри в это время заполняет протокол, ставит баллы за ответы). Ведущий. Второй конкурс – «Домашнее задание», которое состоит из двух частей. Первая – на альбомном листе ответить на вопрос в виде рисунка. Команда «Цветы» - передвижение веществ по стеблю (с момента всасывания воды до поступления её в клетку), команда «Фрукты» рисовала типы размножения растений. Капитаны команд передайте свои ответы в жюри. Членам жюри, подводя итоги конкурса, необходимо учесть объём заложенной в рисунке информации и достоверность. Этот конкурс стоит 5 баллов. Вторая часть домашнего задания – найти ответы, на предложенные 6 вопросов. За каждый правильный ответ команды получат по 1 баллу.
1-й вопрос «Цветам». Известный математик Древней Греции Пифагор писал, что капуста представляет из себя овощ, который постоянно поддерживает бодрость и весёлое настроение. Назовите известные вам целебные свойства капусты.
2-й вопрос «Цветам». Это ценное раннецветущее, корневищное растение Класса Однодольных давно известно в народной медицине. Его надземную часть используют для изготовления препаратов при заболеваниях сердца. Цветки применяют в парфюмерной промышленности. В конце лета появляются яркоокрашенные плоды – ягоды. При всей своей привлекательности все его части ядовиты. Назовите это растение.
3-й вопрос «Фруктам». Две подруги посадили весной рассаду капусты. Ухаживали за ней. К их удивлению они даже поздней осенью не дождались семян. Как вы думаете, почему?
4-й вопрос «Фруктам». Основная функция чашечки в цветке – защита внутренних его частей (тех, что развиваются в бутоне). У ромашек, одуванчика, подсолнечника эта функция у чашечки, в процессе эволюции, утрачена. Как вы думаете, с чем это связано? Ведущий. Молодцы, ребята, но вам надо задать ещё по одному вопросу. «Цветы», ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. Корень увеличивается в длину за счёт верхушечного роста. А могут ли корни утолщаться? Если да, то за счёт чего? Вопрос «Фруктам». Дыхание стебля молодой ветки осуществляется через устьица. А как дышит стебель, покрытый мощной пробкой? (см. Приложение 2. Пока жюри подводит итоги, звучит фоновая музыка) Ведущий. Просим членов жюри огласить итоги после 2-х конкурсов. (Жюри объявляет итоги). Ведущий. А теперь – конкурс ребусов. Среди заданий командам, было составление ребусов по теме. Команды, обменяйтесь ребусами. На их разгадывание вам не более 2-х мин. (За правильное решение – 2 балла). Ведущий. Конкурс «Ты мне, я тебе». Капитаны команд (или по их поручению кто-то из команды) задают друг другу по очереди по 2 вопроса по теме. Если ответа не будет, могут отвечать кто-то из группы поддержки. За правильный ответ – 1балл, за частично правильный – 0,5 балла. Ведущий. «Узнай растение» - таков следующий конкурс. Каждой команде выдаётся по 5 гербариев растений региона. Команды на отдельном листе записывают их названия и всё передают жюри, которое за каждое правильно названное растение даёт по 0,5 балла и объявляет итоги после 5заданий. Ведущий. Конкурсы продолжаются. «Пятый лишний». За 1,5 мин. назвать лишнее растение, обозначить признак, взятый за основу. Правильный ответ – 1балл. Черёмуха, вишня, персик, абрикос, рожь; смородина, рябина, боярышник, калина, дуб; чеснок, лук, лилия, тюльпан, пырей; одуванчик, пырей, ландыш, крапива, берёза. Ведущий. В этом конкурсе вы покажите знание местной флоры (г.Емвы). За 30 сек. написать как можно больше растений Р.К.Затем список зачитывается. За большее число видов – 1балл. (на 1-2 растения меньше – 0,5 балла). Жюри подсчитывает баллы. Ведущий. И последний конкурс. «Дальше, дальше». Командам называют по 5 терминов, они дают им определения. За правильное определение термина – 1балл. Автотрофы, тропизмы; флоэма, ткань; оплодотворение, ботаника; размножение, стебель; ареал, сапрофиты.
Участники команд, набравшие 23,5 -22 балла получают оценки «5» и грамоту за I место, 21 – 18 баллов - «4» и грамоту за II место, 17 – 12 баллов - «3». Пока жюри подводит итоги (если у участников групп поддержки есть жетоны, то: 3 жетона – оценка «отлично, 2 жетона – оценка «хорошо», 1 жетон – улыбка учителя)
Рефлексия. Ведущий. Ребята, какие впечатления у вас сложились от КВН? Да, КВН серьёзный, но всё же вы что-то получили от этого мероприятия - урока по обобщению знаний? Может быть, при подготовке заданий, вы узнали что-то новое, интересное? Учитель выслушивает мнения и обращается к группам поддержки: если вам понравилась игра, поднимите зелёные кружки. Если кто-то считает, что было не интересно – поднимите красные кружки. А жёлтые кружки поднимет тот, кто на КВН получил для себя что-то новое. Итак, ребята, я прошу поднять зелёные кружки. А теперь – красные, а затем и жёлтые. Приятно, что красные кружки вы не подняли и, конечно, приятно, что поднято 5 жёлтых кружков. А теперь каждый участник «встаньте» на свою ступеньку «Лестницы успеха», состоящей из 4 ступенек, т. е оцените свои знания при работе в игре. (Приложение 3)
Вывод. Учитель: Сегодня, на обобщающем мероприятии - КВНе «Органы растения», участниками команд «Цветы» и «Фрукты», а также ребятами из групп поддержки, были показаны неплохие знания темы. Вы разбираетесь в процессах жизнедеятельности растения, в его строении. Знаете распространённые растения региона, признаки растений. Молодцы. А теперь итоги – ваши награды, с учётом вашей самооценки, которые очень неплохие. Спасибо всем! До свидания».
Приложение 1.
Стих, написанный ученицей 6 кл. Куштысевой Юлией.
В лесу под городом цветы необычайной красоты! Сорвём цветы, поставим в воду, ужасно любим мы природу! У пригородного леска не встретишь больше ни цветка. Игра весёлая в разгаре, цветы давно на тротуаре. В лесу под городом цветы. О, как им радовался ты! Цветы напрасно рвать не будем. Пускай живут на радость людям!!!
Приложение 2.
Ответы к конкурсу «Домашнее задание» . 1.Капуста улучшает пищеварение, в ней содержатся витамины, соком капусты лечат язву желудка. 2.Ландыш. 3.Капуста – двулетнее растение, её семена образуются на второй год жизни. 4.У ромашки, одуванчика и подсолнечника (семейство сложноцветные) соцветие – корзинка, чашечки нет, есть обёртка вокруг соцветия, которое выполняет функцию защиты.
Ответы на дополнительные вопросы: «Цветы» - корни утолщаются за счёт деления клеток камбия. «Фрукты» - стебель с мощной пробкой дышит через чечевички – отверстия в коре древесного стебля.
Ответы к конкурсу «Пятый лишний»: - рожь, за основу взят тип плода – сочный плод – костянка; - дуб, остальные представители – кустарники ( дуб – дерево, в основе – жизненные формы растений); - пырей, за основу взят видоизменённый подземный побег – луковица; - берёза – это дерево, остальные – травы (жизненные формы растений).
Приложение 3.
Лист самооценки «Лестница успеха»
5 | |||
4 | |||
3 | |||
2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.
Учитель знакомит детей со способом пересадки растения, называемым - перевалка. При данном способе пересадки не нарушается корневая структура пересаживаемого растения и не повреждается земляной ком....
Тесты для 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений"
Тесты для учащихся 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений" Можно использовать учителям работающим по программе: В.В. Пасечника "Биология. Растения"...
Тест по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"
В тесте по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений" тридцать вопросов. Имеется ключ и критерии оценивания. Время выполнения теста 15-17 минут. Уровень сложности - средний....
Проверочная работа по теме: "Мир растений. Условия жизни растений", 6 класс.
Эти тестовые задания могут быть использованы в качестве проверки знаний по теме "Мир растений. Условия жизни растений"....
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...
конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.
Конспект уолка по биологии...
«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».
Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:- Сформировать представление о побеге как сложном ...