БИО КВН "Органы растения"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Безменова Галина Степановна

БИО КВН - это обобщение материала по теме "Органы растения",как внеклассное мероприятие. Участники - команды "Цветы" и "Фрукты" в количестве по 7 человек в каждой. Задания даются самые разные по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КВН по ботанике Органы растения586.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емвы

Внеклассное мероприятие

                

 

6 класс

C:\Users\Святослав\Desktop\i (4).jpg

Составлено учителем биологии

 высшей категории

МБОУ «СОШ №1» г. Емвы

Безменовой Галиной Степановной

г.Емва  Княжпогостский район

     

  БИО-КВН «Органы растения»

 Автор:  Безменова Галина Степановна - учитель биологии.

 Место проведения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение              «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емвы.

Республика Коми

Тип занятия – повторительно-обобщающее.

Технологии – технология сотрудничества и диалога, технология оценки успехов, игровая (входят в систему СДП), развивающая (входит в систему мероприятий по самообразованию – воспитание самостоятельности, развитие творческих способностей).

Цель.  Обобщение и проверка знаний учащихся о строении органов растений. 

Задачи: 

-Образовательные.

1. Самостоятельно найти ответы на предложенные учителем логические вопросы.                                                                                                     2.Уметь выражать свои знания в рисунках, составлять ребусы по теме.                 3.Знать растения местной флоры.                                                                   4.Проверить и обобщить знания о строении и процессах жизнедеятельности растений.

-Воспитательные:

1.воспитание самостоятельности, доброжелательности, умения работать в группе;                                                                                   2.воспитание культуры общения.

 -Развивающие:

1.развитие логического мышления, творческого потенциала учащихся при выполнении домашних и учебных заданий.

Планируемые результаты.

Предметные:

знать материал в пределах пройденной темы;

уметь правильно формулировать определения понятий.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

(Регулятивные УУД).

 Работать коллективно по решению заданий;

 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 высказывать своё предположение.

(Коммуникативные УУД). 

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

 слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и следовать им.

(Познавательные УУД)

 Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, используя свои знания и  жизненный опыт.

Формы Работы.   Групповая, командная.

Оборудование: карточки с заданиями, протоколы, жетоны, красные, жёлтые  и зелёные кружки, грамоты, памятки для жюри, секундомер, компьютер, проектор, презентация, листы самооценки с «Лестницей успеха».

Структура мероприятия:                                                                         1.Организационный момент – 1мин.                                                         2.Установление логической взаимосвязи – 1 мин.                                           3.Игра – КВН – 38 мин.                                                                                 4. Рефлексия –  3мин                                                                                  5. Итоги игры – 2 мин.

План.                                                                                                          1.Вступительное слово учителя, приветствие  команд и всех присутствующих.                

 2.Приглашение в игру команд и их представление.                                         3. КВН:                                                                                                       - разминка,                                                                                                       - конкурс «Домашнее задание»;                                                                      - конкурс ребусов.                                                                                   - «Ты мне, я тебе».                                                                                   - «Узнай растение».                                                                                         - «Пятый лишний».                                                                                     - конкурс «Знаешь ли ты местную флору?».                                                    - «Дальше, дальше» - конкурс на знание терминов.        

Домашнее задание командам (даётся заранее)

        C:\Users\Rubin\Desktop\фото зарядки\DSC01934.JPG

Ход игры.

       Участвуют две команды по 7 человек.  Команда «Цветы» и команда «Фрукты». У каждой команды должна быть эмблема, название, приветствие команд и лист самооценки  (Приложение3).

 «Совет садоводов и огородников» (далее жюри) - 2 человека и один – секундометрист. Остальные учащиеся класса разделились на 2 группы поддержки, каждый из которых получил по красному, жёлтому  и зелёному кружку. У жюри – памятки по судейству, жетоны, протокол, дипломы. По классу развешены таблицы, работы учащихся, рисунки по теме обобщающего урока – КВН «Органы растения». (Звучит фоновая музыка)

     Ведущий (учитель). Здравствуйте участники интеллектуальной игры - КВН, здравствуйте все присутствующие в классе. Ребята, сегодня в игровой форме (КВН), вы покажите свои знания по теме «Органы растения».  В заключении будут подведены  итоги. Вас будет оценивать жюри в составе 2-х человек  из числа одноклассников (называются их фамилии)                             Итак, мы начинаем КВН. Ученица класса читает ею написанный стих (Приложение1).

Приветствие команд. Прежде всего, я приглашаю

команды на отведённые вам места  по одному игроку из каждой команды. В команду «Цветы» приглашается цветок, который используется в медицине как антисептическое и противовоспалительное средство (ребята знают этот цветок – выходит ромашка и садится на отведённое для команды место). У этого цветка видоизменённый подземный побег – луковица и простой околоцветник. Выходит тюльпан. Далее, цветок, имеющий соцветие завиток, лепестки в венчике сросшиеся. Да, это колокольчик. У следующего цветка семена, созревающие в коробочке, используются в хлебопекарной и  в кондитерской промышленности. Молодцы, это мак. Следующий цветок имеет шипы на стебле. Правильно, это цветок – роза. Растение этого цветка занесено в Красную книгу Республики Коми, зацветает ранней весной, любит увлажнённые места для жизни. Конечно, это купальница европейская. Последний цветок. У него зазубренные лепестки красного цвета, цветок чаще всего является символом мужества и скорби (выходит и занимает своё место в команде «Цветы»  гвоздика).                            

        Команда «Фрукты». Для участия в КВН приглашается фрукт, плод которого напоминает цветок – ананас, займите своё место. Прошу занять место фрукту, цветки которого белого цвета, плод – ягода в виде лампочки (выходит груша). Далее,  если этот плод (ягоду) надкусить, через некоторое время надкушенная часть становится коричневой из-за избытка железа. Это плод? Правильно, яблоко. Следующий фрукт имеет односемянной сочный плод – однокостянку на длинной плодоножке ярко-красного цвета. Конечно это вишня. Приглашаю фрукт оранжевого цвета, его плод – померанец (выходит апельсин). Односемянной сочный, сладкий, синего цвета плод  - однокостянка. Правильно, это – чернослив. И, наконец, заморский фрукт – прошу. Выходит манго.                                                                Ведущий. Все на месте. Мы начинаем КВН.                                 Первое задание.         Разминка. Ведущий по очереди задаёт  по три вопроса командам и даёт по 30 сек.  на обдумывание. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за частично правильный – 0,5 балла. Ведущий обращается к группам поддержки с тем, что каждый из них имеет право, поднимая руку, дополнять или отвечать на неотвеченный командой вопрос, получая за ответ жетоны и в конце урока                                                   Вопросы:                                                                                             - Перечислить признаки двудольных растений.                                          - На примере зерновки пшеницы рассказать о строении семени однодольного растения.                                                                                                    - Что такое корнеплод, какие корнеплоды вы знаете?                                           - Что такое ксилема, где она расположена?                                                     - В процессе эволюции у растений появилось корневое давление. Какое значение оно имеет для растения?                                                                   - Какое значение в жизни растений имеет транспирация?                          Ведущий  спрашивает у групп поддержки: «Может кто-то добавит или внесёт поправки к выслушанным ответам?»  (жюри в это время заполняет протокол, ставит баллы за ответы).                                                                        Ведущий. Второй конкурс – «Домашнее задание», которое состоит из двух частей. Первая – на альбомном листе ответить на вопрос в виде рисунка. Команда «Цветы» - передвижение веществ по стеблю (с момента всасывания воды до поступления её в клетку), команда «Фрукты» рисовала типы размножения растений. Капитаны команд передайте свои ответы в жюри. Членам жюри, подводя итоги конкурса,  необходимо учесть объём заложенной в рисунке информации и достоверность. Этот конкурс стоит 5 баллов. Вторая часть домашнего задания – найти ответы, на предложенные 6 вопросов. За каждый правильный ответ команды получат по 1 баллу.                        F:\БИО КВН\фото в КВН\DSC01932.JPG

1-й вопрос «Цветам». Известный математик Древней Греции Пифагор писал, что капуста представляет из себя овощ, который постоянно поддерживает бодрость и весёлое настроение. Назовите известные вам целебные свойства капусты.                                                                                

2-й вопрос «Цветам». Это ценное раннецветущее, корневищное растение Класса Однодольных давно известно в народной медицине. Его надземную часть используют для изготовления препаратов при   заболеваниях сердца. Цветки применяют в парфюмерной промышленности. В конце лета появляются яркоокрашенные плоды – ягоды. При всей своей привлекательности все его части ядовиты. Назовите это растение.        

3-й вопрос «Фруктам». Две подруги посадили весной рассаду капусты. Ухаживали за ней. К их удивлению они даже поздней осенью не дождались семян. Как вы думаете, почему?                                                        

4-й вопрос «Фруктам». Основная функция чашечки в цветке – защита внутренних его частей (тех, что развиваются в бутоне). У ромашек, одуванчика, подсолнечника эта функция у чашечки, в процессе эволюции, утрачена. Как вы думаете, с чем это связано?         Ведущий. Молодцы, ребята, но вам надо задать ещё по одному вопросу.         «Цветы», ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. Корень увеличивается в длину за счёт верхушечного роста. А могут ли корни утолщаться? Если да, то за счёт чего?                                                Вопрос «Фруктам». Дыхание стебля молодой ветки осуществляется через устьица. А как дышит стебель, покрытый мощной пробкой? (см. Приложение 2. Пока жюри подводит итоги, звучит фоновая музыка)                        Ведущий. Просим членов жюри огласить итоги после 2-х конкурсов. (Жюри объявляет итоги).                                                                                Ведущий. А теперь – конкурс ребусов. Среди заданий командам, было составление ребусов по теме. Команды, обменяйтесь ребусами. На их разгадывание вам не более 2-х мин. (За правильное решение – 2 балла).                Ведущий. Конкурс «Ты мне, я  тебе». Капитаны команд (или по их поручению кто-то из команды) задают друг другу по очереди по 2 вопроса по теме. Если ответа не будет, могут отвечать кто-то из группы поддержки. За правильный ответ – 1балл, за частично правильный – 0,5 балла.                                Ведущий. «Узнай  растение» - таков следующий  конкурс. Каждой команде выдаётся по 5 гербариев растений региона. Команды на отдельном листе записывают их названия и всё передают жюри, которое за каждое правильно названное растение даёт по 0,5 балла и объявляет итоги после 5заданий.                                                                                        Ведущий. Конкурсы продолжаются. «Пятый лишний». За 1,5 мин. назвать лишнее растение, обозначить признак, взятый за основу. Правильный ответ – 1балл.                                                                                           Черёмуха, вишня, персик, абрикос, рожь;                                                               смородина, рябина, боярышник, калина, дуб;                                                     чеснок, лук, лилия, тюльпан, пырей;                                                             одуванчик, пырей, ландыш, крапива, берёза.                                                        Ведущий. В этом конкурсе вы покажите знание местной флоры (г.Емвы).  За 30 сек. написать как  можно больше растений Р.К.Затем список зачитывается. За большее число видов – 1балл. (на 1-2 растения меньше – 0,5 балла). Жюри подсчитывает баллы.                                                                Ведущий. И последний конкурс. «Дальше, дальше». Командам называют по 5 терминов, они дают им определения. За правильное определение термина – 1балл.                                                                  Автотрофы,                тропизмы;                                                                   флоэма,                        ткань;                                                                   оплодотворение,                ботаника;                                                                   размножение,                стебель;                                                                    ареал,                        сапрофиты.                                                                      F:\БИО КВН\фото в КВН\DSC01933.JPG

Участники команд, набравшие 23,5 -22 балла         получают оценки «5» и грамоту за I место,                                                                                                                                    21 – 18 баллов                            -                   «4» и грамоту за II место,                                                                                                                                                   17 – 12 баллов                   -                          «3».         Пока жюри подводит итоги (если у участников групп поддержки есть жетоны, то: 3 жетона – оценка «отлично,                                                                         2 жетона – оценка «хорошо»,                                                                 1 жетон –  улыбка учителя)  

    Рефлексия. Ведущий. Ребята, какие впечатления у вас сложились от КВН? Да, КВН серьёзный, но всё же вы что-то получили от этого мероприятия -  урока по обобщению знаний? Может быть, при подготовке заданий, вы узнали  что-то новое, интересное? Учитель выслушивает мнения и обращается к группам поддержки: если вам понравилась игра, поднимите зелёные кружки. Если         кто-то считает, что было не интересно – поднимите красные кружки. А жёлтые кружки поднимет тот, кто на КВН получил для себя что-то новое. Итак, ребята, я прошу поднять зелёные кружки.        А теперь – красные, а затем и жёлтые. Приятно, что красные кружки вы не подняли  и, конечно, приятно, что поднято 5 жёлтых кружков.        А теперь каждый участник «встаньте» на свою ступеньку «Лестницы  успеха», состоящей из 4 ступенек, т. е оцените свои знания при работе в игре.  (Приложение 3)

        Вывод. Учитель: Сегодня, на обобщающем мероприятии -  КВНе  «Органы растения», участниками команд «Цветы» и «Фрукты», а также ребятами из групп поддержки, были показаны неплохие знания темы. Вы разбираетесь в процессах жизнедеятельности растения, в его строении. Знаете распространённые растения региона, признаки растений. Молодцы.  А теперь итоги – ваши награды, с учётом вашей самооценки, которые очень неплохие.  Спасибо всем! До свидания».H:\ВСЯ АТТЕСТ-Я\фото зарядки\DSC01941.JPG

Приложение 1.

Стих, написанный ученицей 6 кл. Куштысевой Юлией.

В лесу под городом цветы                                                                               необычайной красоты!                                                                                     Сорвём цветы, поставим в воду,                                                           ужасно любим мы природу!                                                                           У пригородного леска                                                                                    не встретишь больше ни цветка.                                                                   Игра весёлая в разгаре,                                                                      цветы давно на тротуаре.                                                                           В лесу под городом цветы.                                                                       О, как им радовался ты!                                                                      Цветы напрасно рвать не  будем.                                                                 Пускай живут на радость людям!!!        

Приложение 2.

Ответы к конкурсу «Домашнее задание»        .                                                    1.Капуста улучшает пищеварение, в ней содержатся витамины, соком капусты лечат язву желудка.                                                                             2.Ландыш.                                                                                                    3.Капуста – двулетнее растение, её семена образуются на второй год жизни.    4.У ромашки, одуванчика и подсолнечника (семейство сложноцветные)  соцветие – корзинка, чашечки нет,  есть обёртка вокруг соцветия, которое выполняет функцию защиты.                                                                      

Ответы на дополнительные вопросы:                                                           «Цветы» - корни утолщаются за счёт  деления         клеток камбия.                         «Фрукты» - стебель с мощной пробкой  дышит через чечевички – отверстия в коре древесного стебля.

Ответы к конкурсу «Пятый лишний»:                                                                 - рожь, за основу взят тип плода – сочный плод – костянка;                         - дуб, остальные представители – кустарники ( дуб – дерево, в основе – жизненные формы растений);                                                                      - пырей, за основу взят видоизменённый подземный побег – луковица;                     - берёза – это дерево, остальные – травы (жизненные формы растений).

Приложение 3.

Лист самооценки «Лестница успеха»

5

4

3

2

         

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Учитель знакомит детей со способом пересадки растения, называемым - перевалка. При данном способе пересадки не нарушается корневая структура пересаживаемого растения и не повреждается земляной ком....

Тесты для 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений"

Тесты для учащихся 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений"  Можно использовать учителям работающим по программе: В.В. Пасечника "Биология. Растения"...

Тест по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"

В тесте по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"  тридцать вопросов. Имеется ключ и критерии оценивания. Время выполнения теста 15-17 минут. Уровень сложности - средний....

Проверочная работа по теме: "Мир растений. Условия жизни растений", 6 класс.

Эти тестовые задания могут быть использованы в качестве проверки знаний по теме "Мир растений. Условия жизни растений"....

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».

Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:-         Сформировать представление о побеге как сложном ...