Экологическая игра "Что? Где? Когда?"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Барановская Ольга Петровна

Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.

 

Оформление:

пословицы на бумажных листах:

“Умный товарищ - половина дороги”

“Умные речи приятно и слушать”

“Думай дважды, говори раз”

“Думают думу без шуму”.

 

Оборудование:

волчок со стрелкой; табло; часы; конверты с заданиями; стол, стулья; задания для болельщиков.

 

Содержание игры:

1.      Объяснение правил игры, напомнить, как игра проходит на телевидении;

2.      Из зрителей выбрать 6 человек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_gde_kogda.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии: Что? Где? Когда? "Мир вокруг нас"

Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.

Оформление:

пословицы на бумажных листах:

“Умный товарищ - половина дороги”

“Умные речи приятно и слушать”

“Думай дважды, говори раз”

“Думают думу без шуму”.

Оборудование:

волчок со стрелкой; табло; часы; конверты с заданиями; стол, стулья; задания для болельщиков.

Содержание игры:

  1. Объяснение правил игры, напомнить, как игра проходит на телевидении;
  2. Из зрителей выбрать 6 человек.

Отборочный тур:

1.

Начало - нота, потом оленя украшение,
А вместе - место оживленного движения.
 (До + рога = дорога) 

2.

Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке.
Но если “
д” на “б” ты сменишь,
Во мне утонешь, как в реке.
(Долото - болото )

3.

Я по России протекаю,
Я всем известна, но когда
Ко мне прибавишь букву с краю,
Свое значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда.
(И + Волга = иволга )

4.

Два слога первые - цветок,
Татарский царь - мой третий слог,
А “
ь” поставь в конец
Коль отгадаешь - молодец!
(Астра + хан = Астрахань)

5.

На берегу морском я круглый год валяюсь,
Отнимешь “
ь”, и вверх я устремляюсь. (Галька - галка)

6.

Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

7.

Какие птицы не садятся ни на воду, ни на землю? (Стрижи, ласточки)

8.

С буквой “к” живу в лесу,
С буквой “
ч” овец пасу. (Кабан - чабан)

Организация участников.

Игроки садятся за стол. Выбирается капитан, проходит представление игроков зрителям.

Проведение игры.

На столе, по окружности, лежат конверты с вопросами, между ними - 3 игровых паузы (в роли игровых пауз могут выступать различные головоломки).

Знатоки заводят волчок. Время обсуждения – 1 минута. Капитан выбирает того игрока, который будет отвечать.

Задания для знатоков.

1. Учеными было замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, еж впивается зубами в ее околоушные железы, после чего обильно смазывает свои иголки выделяемой слюной жабы. Как объяснить такое поведение ежа?

ОТВЕТ: Слюна этих видов жаб, на которых охотятся ежи, ядовита. Смачивая свои иголки ядовитой жидкостью, ежи создают себе дополнительную защиту от своих врагов.

2. Плодовитость трехиглой колюшки, по сравнению с другими рыбами, очень мала - от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему?

ОТВЕТ: У трехиглой колюшки очень развит уход за потомством, в отличие от других рыб. Поэтому численность отложенных яиц у нее невелика.

3. Некоторые морские птицы, например, фрегаты, имеют недоразвитую копчиковую железу. Они летают над океаном и никогда не удаляются от берега на большие расстояния. Сильный дождь, застигший фрегата вдали от берега, представляет для него смертельную опасность. Почему?

ОТВЕТ: Сильный дождь вызывает намокание перьев у фрегата, так как из-за недоразвитости копчиковой железы они не смазываются специальным жиром. Намокание крыльев ведет к резкому увеличению массы тела, что может привести к гибели. Рыбу они хватают слету, на воду практически не садятся.

4. На одном из морских мелководий существовало сообщество из 8 видов малоподвижных животных: моллюсков мидий и морских блюдечек, сидячих рачков и морских желудей, морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищника - крупная морская звезда, которая больше всех поедала мидий. Чтобы сохранить сообщество, всех морских звезд выловили и удалили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти?

ОТВЕТ: Мидии, численность которых не сдерживалась хищниками, вытеснили другие виды сидячих животных как более сильные конкуренты.

5. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2 метра, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое - фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите это животное.

ОТВЕТ: Ягуар, или пума.

6. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, но вот посуда - разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров?

ОТВЕТ: Серебро.

Игровая пауза № 1

Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

  1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).
  2. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
  3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
  4. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит).
  5. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
  6. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
  7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа - не волк, в лес не убежит).
  8. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу - кобыле легче).
  9. При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить - умей вертеться).
  10. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).

Игровая пауза № 2 “ Самый …самый”

  1. Самое упрямое домашнее животное. (Осел).
  2. Самое распространенное в России дерево. (Лиственница).
  3. Самая большая змея. (Удав анаконда – 11 м, 200 кг)
  4. Самая большая сухопутная ящерица. (Варан).
  5. Птица с самым большим размахом крыльев. (Кондор, 2,8 - 3м).
  6. Самая крупная обезьяна. (Горилла).
  7. Самая крупная ягода. (Тыква).
  8. Кто является самым верным другом человека среди животных? (Собака).
  9. Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек. (Ползание).
  10. Назовите самую большую рыбу. (Гигантская или китовая акула).
  11. Самое скоростное сухопутное животное. (Гепард, 110км1ч).
  12. Самый хитрый зверь в русских народных сказках. (Лиса).
  13. Животное с самыми большими ушами. (Слон).
  14. Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки. (Амеба).
  15. Назовите самый популярный в Голландии цветок. ( Тюльпан).
  16. Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся. (Крокодил).
  17. Самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит).
  18. Птица - обладатель самого большого в мире клюва. (Пеликан).
  19. Самая высокая трава. (Бамбук, 30 - 40м).
  20. Самая ядовитая змея. (Кобра).

Игровая пауза № 3 “Переведите термины ”

  1. На греческий - “учение о жилище” (экология).
  2. На латинский - “восстановление”(регенерация).
  3. На латинский - “окраска” (пигмент).
  4. На латинский - “помесь” (гибрид).
  5. На латинский - “народ, население” (популяция).
  6. На греческий - “совместная жизнь” (симбиоз).
  7. На греческий - “учение о животных” (зоология).
  8. На греческий - “сам питаюсь” (автотроф).
  9. На греческий - “слово (учение) о жизни” (биология).
  10. На латинский - “уничтожение, народ” (депопуляция).

Подведение итогов игры.

Подсчитывается результат, все участники награждаются небольшими сувенирами.

1. Учеными было замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, еж впивается зубами в ее околоушные железы, после чего обильно смазывает свои иголки выделяемой слюной жабы. Как объяснить такое поведение ежа?

2. Плодовитость трехиглой колюшки, по сравнению с другими рыбами, очень мала - от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему?

3. Некоторые морские птицы, например, фрегаты, имеют недоразвитую копчиковую железу. Они летают над океаном и никогда не удаляются от берега на большие расстояния. Сильный дождь, застигший фрегата вдали от берега, представляет для него смертельную опасность. Почему?

4. На одном из морских мелководий существовало сообщество из 8 видов малоподвижных животных: моллюсков мидий и морских блюдечек, сидячих рачков и морских желудей, морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищника - крупная морская звезда, которая больше всех поедала мидий. Чтобы сохранить сообщество, всех морских звезд выловили и удалили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти?

5. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2 метра, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое - фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите это животное.

6. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, но вот посуда - разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...